Агропромышленной комплекс в системе национальной экономики: состав, структура и проблемы его функционирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация (предприятие) как субъект хозяйствования.

В связи с изменением, отменой и введением многих государственных нормативных актов по вопросам государственного регулирования экономики, категория «предприятие» выведено из нормативного экономического оборота, утратив свое традиционное значение в качестве субъекта хозяйствования.

В прежнем понимании категории «предприятие» в настоящее время орг-ция является структурным звеном экономики в целом, самост-ной обособленной хоз-ой единицей в системе общ-го разделения труда, основной формой устройства ХД.

Организация — это форма учреждения, созданная предпринимателем или группой предпринимателей с определенной целью, которая выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению продукции, товаров и услуг. Организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в ее распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основными признаками (чертами) организации являются: организационное единство; экономическая обособленность; экономическая самостоятельность; хозяйственно-оперативная самост-сть; обособленное имущество; имущественная ответственность; единоначалие; участие в хоз-ном обороте от собственного имени.

В соответствии с законодательными и нормативными актами РБ субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:  численность и структуру персонала; формы и системы оплаты труда; поставщиков и покупателей; ассортиментную политику и политику ценообразования (в рамках действующего законодательства).

Выбор организационно-правовой формы предприятия в сельском хозяйстве зависит от многих факторов и задач, которые оно ставит перед собой. При этом важно знать принципы, на которых строится работа того или иного предприятия.

Коммерческие организации, уставный фонд которых разделен на доли участников, солидарно несущих субсидиарную ответственность по обязательствам субъекта хозяйствования всем принадлежащим имуществом, относятся к хозяйственным то вариществам. Они включают в себя. Полным товариществом признается субъект хоз-ния, участники которого осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную (дополнительную) ответственность всем принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества.В коммандитном товариществе (наряду с «полными») есть один или несколько коммандитных товарищей (коммандитистов), не принимающих участия в управлении им, имеющих риск убытков лишь в пределах внесенных ими вкладов. На них не распространяется субсидиарная ответственность «полных» товарищей. Коммандитист лишь обязан внести вклад в уставный фонд товарищества.

АО в с/х создаются для получения прибыли на вложенный его учас-ми капитал в результате пр-ва, переработки и реал-ии с/х продукции.

Новой организационно-правовой формой субъектов хозяйствования является унитарное предприятие. Оно может быть 2 видов: основанное на праве хоз-го ведения (УП) и основанное на праве опер-го управления (казенное предприятие). УП несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом и не несет ответ-ти по долгам собственника имущества предп-ия. Единственным органом управления УП является его рук-ль (директор), назначаемый собст-ом имущества предприятия или уполномоченным им органом. Он обладает всеми правами руководителя юридического лица и подотчетен учредителю (собственнику).

 

 

Концентрация производства.

Концентрация производства – это процесс его укрупнения,
т.е. сосредоточения орудий производства, рабочей силы и выпуска продукции на все более крупных предприятиях. Централизация производства – это укрупнение, увеличение его за счет объединения ряда предприятий, хозяйств в одно и установление над ним единого руководства. Оба названных вида концентрации дополняют друг друга.

Процесс концентрации аграрного и промышленного производства осуществляется в нескольких формах.

1. Агрегатная форма концентрации. Проявляется в росте единичной мощности отдельных машин и агрегатов, увеличении высокопроизводительных машин в общем машинном парке предприятия, отрасли

2. Производственная форма концентрации (или техническая). Представляет собой процесс укрупнения производства на уровне отдельных участков, цехов, бригад и ферм в сельскохозяйственных организациях.

3. Заводская форма концентрации проявляется в создании новых, более крупных специализированных заводов, комбинатов.

4. Организационно-хозяйственная концентрация предусматривает создание производственных, научно-производственных и аграрно-промышленных объединений

5. Территориальная концентрация представляет собой сосредоточение отраслей и производств на отдельных ло­кальных территориях республики

Методика опр-ния оптимальных размеров предприятий базируется на устан-нии кол-ной связи между ростом мощности и уровнем затрат на производство продукции.

Все расходы, связанные с изм-ем размеров предприятия, можно разделить на 3 гр:

1) расходы на единицу продукции, которые при любом размере предприятий (работающих в сопоставимых услови­ях) остаются неизменными

2) расходы на единицу продукции, которые при увеличении размеров предприятия возрастают (транспортные затра­ты на доставку сырья и потери);

3) расходы на единицу продукции, которые при увеличении предприятия уменьшаются (затраты на топливо, воду)

Минимальные совокупные затраты рассчитываются по формуле

С min = Cт+ С + К + (Е n×К) → min,  

где Ст –– величина транспортных затрат; С – производственные издержки за исключением транспортных затрат; Е nкоэффициент эффективности капитальных вложений; К – капитальные вложения на строительство

Размещениепроизводства является формой общественного разделения труда. Оно выражает процесс географического пространственного распределения производства отдельных видов продукции на территории республики, области, района и конкретного хозяйства.

Экон-кая эффективность размещения с/х и перерабатывающих предприятий АПК определяется по затратным показателям, которые формируют транспортные затраты. В последних учитываются транспортные расходы на доставку сырья и материалов, готовой продукции, трудовых ресурсов и другие .

Транспортные затраты рассчитываются по формуле

Ст = L1 С1 V1 + L2 С2 V2 + L3 C3 V3 n +….Ln Cn Vn,  

где L– расстояния перевозки сырья и материалов, готовой продукции, трудовых ресурсов и других ресурсов; С– средняя величина затрат на доставку единицы сырья и материалов, готовой продукции, трудовых ресурсов и других ресурсов в расчете на 1 км; V –– объемы перевозок сырья и материалов, готовой продукции, трудовых ресурсов и других ресурсов; n – количество дней перевозки трудовых ресурсов.


Агропромышленной комплекс в системе национальной экономики: состав, структура и проблемы его функционирования.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, производство средств производства в АПК и его обслуживание. В агропромышленном комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо и косвенно участвует около 80 отраслей народного хозяйства.

В составе АПК принято выделять три основных сферы:

первая – отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;

вторая – собственно сельское хозяйство;

третья – отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя: заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация.

Четвертая сфера формируется при достаточно высоком уровне развития рыночной экономики – производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающие общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей (дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское хозяйство, отрасли нематериального производства).

Обеспечение эффективного функционирования всех сфер агропромышленного комплекса входит в число национальных приоритетов, постоянно находится под контролем государственных органов управления. Стратегическая цель государства в области АПК – сформировать макро- и микроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивой развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства для более полного и надежного снабжения населения продуктами питания, перерабатывающей промышленности – сырьем, активизации экспорта и укрепления продовольственной безопасности страны.

Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства Республики Беларусь. Роль его заключается в следующем:

1. Обеспечивает население продуктами питания. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. В 2010 году в структуре валового внутреннего продукта на долю сельского хозяйства приходилось почти 20%.

2. Дает сырье для перерабатывающей промышленности.

3. Оказывает решающее влияние на развитие промышленности. Сельское хозяйство является основным потребителем материальных ресурсов: тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и др.

4. Важнейшая сфера приложения труда. В сельских регионах проживает около 26 % населения, работающих около 400 тыс.чел. или 9,8 % всего занятого в экономике Республике Беларусь населения.

5. Важнейший источник накопления (более трети от всего народнохозяйственного комплекса). От состояния и темпов развития сельского хозяйства во многом зависит рост экономики всей страны.


 

1.2Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. Механизм ее реализации.

Глава государства Александр Лукашенко 11 апреля 2011 г. подписал Указ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы».

При подготовке проекта Программы максимально учтены основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, одобренные четвертым Всебелорусским народным собранием.

Основными ее целями и задачами являются: возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающие условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации; обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспорта. Все мероприятия, указанные в программе, охватывают как производственную, так и социальную сферы. В производственной сфере предусмотрены совершенствование специализации сельскохозяйственного производства, повышение эффективности использования земель, развитие крупнотоварного сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей промышленности, государственная поддержка, совершенствование организационно-экономических структур, техническое переоснащение и кадровое обеспечение АПК.

В социальной сфере предусмотрены: повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения; совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов; развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, связи; модернизация дорог; развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, торгово-бытового обслуживания.

Реализация мер, определенных программой, позволит достичь социальных стандартов, гарантирующих повышение уровня и качества жизни сельского населения, и устойчиво развивать сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безопасность страны.

В результате реализации программы в производственной сфере будет увеличен совокупный объем валовой продукции на 45 %; обеспечено повышение рентабельности сельскохозяйственного производства до 18-20 %; созданы условия для достижения работниками среднемесячной заработной платы, эквивалентной 320-360 дол. США.

Предусмотрено последовательное сокращение дефицита внешней торговли, который будет ликвидирован в 2014 году, а в 2015 году сальдо внешней торговли товарами и услугами должно быть положительным (0,5-0,6% к ВВП).

Намеченные в Программе меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие.

 

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 222.