СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………......... 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……….... 4
3. Результаты освоения дисциплины………………………………………...5
4. Структура и содержание дисциплины…………………………………… 7
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной
работы ………………………………………...……………….………………7
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины………...……8
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины …….……..………………….9
5.Образовательные технологии……..……………………………….……..11
6.Учебно-методические материалы………………………….……………..12
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практическихзанятий............……………………...………….…….......…………12
6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента………...………………………………….……………..………..14
6.3. Вопросы для подготовки к зачету..........................................................18
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение……..….……..21
8.Материально-техническоеобеспечение дисциплины…….….……..…...22
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели преподавания дисциплины «Математика»:
– формирование личности студента, развитие интеллекта, способности к логическому и алгоритмическому мышлению;
– привитие знаний основных математических методов и математического аппарата, используемого при изучении общенаучных и специальных дисциплин;
– развитие математической культуры у обучающегося, навыков применения математических методов и основ математического моделирования при решении практических задач.
Задачами изучения курса математики являются:
– усвоение студентами основных математических понятий;
– приобретение твердых навыков решения основных математических задач, являющихся моделями прикладных задач;
– развитие на этой базе логического и алгоритмического мышления;
– овладение умением при решении задач выбирать и использовать оптимальные математические методы, анализировать полученные результаты;
– освоение навыков самостоятельного изучения литературы, содержащей математический аппарат; пользования справочной литературой.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Математика» относится к общенаучному модулю основных образовательных программ.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые при изучении курса математики средней школы.
Знания, полученные студентами при изучении курса "Математика ", будут использованы ими при освоении различных курсов. Среди них:
· Прикладная математика
· Статистика
· Теоретическая механикаи сопротивление материалов
· Физика
· Начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика
· Электротехника и электропривод
· Экономика
· Методы математической обработки данных психолого-педагогических исследований
· Теория систем и системный анализ
· Методы измерения качества продукции
РЕЗУЛЬТАТы ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Математика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
09.03.02 | (ОПК-2) | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
09.03.03 | (ОПК-3) | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
13.03.02 | (ОПК-2) | способность применять соответствующие физико-математический, аппарат методы анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач |
15.03.01 | (ОПК-1) | умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
38.03.01 | (ОПК-2) | способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения профессиональных задач |
39.03.01 | (ОПК-6) | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
44.03.02 | ОПК-2 | готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях |
44.03.04 | (ОК-3) | способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах |
(ОПК-2) | способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности | |
46.03.02 | (ОК-10) | способностью к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации |
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· Основы теории множеств и математической логики.
· Основы линейной алгебры и аналитической геометрии.
· Дифференциальное исчисление функций одной независимой переменной. Основы математического анализа функции нескольких независимых переменных.
Уметь:
· Свободно оперировать математическими понятиями и категориями, доказывать несложные математические утверждения.
· Строить алгоритмы решения задач, связанных с основными математическими моделями.
· Использовать базовые знания математических дисциплин в профессиональной деятельности.
· Проводить анализ решений задач, самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью студента.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· Твердые навыки решения основных задач математики.
· Логическое и алгоритмическое мышление.
· Основы математического моделирования.
· Владение методами математического анализа.
4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Формы обучения | ||
Очная | Заочная | ||
Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
Общая трудоемкость дисциплины в часах (в зачетных ед.) | 108 (3) | 108 (3) | |
Контактная работа, в том числе: | 52 | 12 | |
Лекции | 18 | 4 | |
Практические занятия | 34 | 8 | |
Лабораторные работы | - | - | |
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) | 56 | 96 | |
В том числе: | |||
Расчетно-графические работы (РГР, КР) | 8 | 20 | |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 10 | ||
Другие виды СРС | 30 | 66 | |
Подготовка к зачету | 8 | 10 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Раздел дисциплины | Семестр | Всего, час. | Вид контактной работы, час. | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | Самотастотельнамя работа | ||||
Раздел 1. Основания математики | 1 | 32 | 6 | 10 | 16 | Домашние задания | |||
Тема 1.1. Элементы математической логики | 1 | 10 | 2 | 4 | 4 | Домашние задания | |||
Тема 1.2. Элементы теории множеств | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Домашние задания | |||
Тема 1.3. Элементы теории графов | 1 | 6 | 2 | 2 | 2 | Домашние задания | |||
Раздел 2 .Элементы л инейной алгебры и аналитической геометрии | 1 | 40 | 6 | 12 | 22 | Домашние задания. Расчетно-графическая работа №1. | |||
Тема 2.1. Алгебра матриц, Линейные системы уравнений | 1 | 16 | 2 | 6 | 8 | Тест «Вычисление определителей» | |||
Тема 2.2. Векторная алгебра | 1 | 12 | 2 | 2 | 6 | Тест «Операции над векторами» | |||
Тема 2.3. Аналитическая геометрия | 1 | 14 | 2 | 4 | 8 | Домашние задания | |||
Раздел 3. Элементы математического анализа | 1 | 36 | 6 | 12 | 18 | Домашние задания. | |||
Тема 3.1. Предел и непрерывность функции | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Тест «Вычисление пределов» Домашние задания | |||
Тема 3.2. Производная функции и ее свойства | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Тест «Вычисление производной» | |||
Тема 3.3. Приложения производной | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Домашние задания | |||
Всего по дисциплине | 108 | 18 | 34 | 56 | Зачет с оценкой |
Практические занятия
Таблица 4
№ раздела | Наименование практических работ | Кол-во ауд.часов |
1 | Элементы математической логики | 4 |
Элементы теории множеств | 4 | |
Элементы теории графов | 2 | |
2 | Алгебра матриц, Линейные системы уравнений | 6 |
Векторная алгебра | 2 | |
Аналитическая геометрия | 4 | |
3 | Предел и непрерывность функции | 4 |
Производная функции и ее свойства | 4 | |
Приложения производной | 4 |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 2.2. Векторная алгебра
Векторы в трехмерном пространстве, линейные операции над ними. Линейно зависимые и линейно независимые системы векторов. Базис и координаты вектора. Скалярное произведение векторов, его свойства, выражение в координатах. Векторное и смешанное произведения векторов. Их свойства и вычисление.
Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий
Вариант №1
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Три стороны треугольника АВС заданы уравнениями:
(АВ): х-3у-23=0; (ВС): 7х+9у+19=0; (АС): 4х+3у+13=0. Составить уравнение высоты, проведенной из вершины В и уравнение медианы, проведенной из вершины А.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
.
7. Найти точкуВ, симметричную точке А(1, 3, –4) относительно плоскости 3х+у–2z=0.
Вариант №2
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Даны уравнения одной из сторон ромба и одной из его диагоналей ; диагонали ромба пересекаются в точке .
Найти уравнения остальных сторон ромба.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
.
7. Найти точку М, симметричную точке N(1, 3, 5) относительно плоскости 2х–у–3z+5=0.
Вариант №3
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Даны две вершины и и точка пересечения высот треугольника. Составить уравнения его сторон.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти проекцию точки Р(2, –5,7) на прямую, проходящую через точки М1(4, 5, 6) и М2(–2, –17, –8).
Вариант №4
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Уравнения двух сторон параллелограмма и , а уравнение одной из его диагоналей .Найти координаты вершин параллелограмма.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти точку Q, симметричную точке Р(4, 1, 6) относительно прямой
Вариант №5
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Три стороны треугольника заданы уравнениями и . Написать уравнение высоты и биссектрисы, проведенных из вершины .
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
6. Найти точку Q, симметричную точке Р(2, –5, 7) относительно прямой
Вариант №6
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Даны вершины трапеции . Известно, что диагонали трапеции взаимно перпендикулярны. Найти координаты вершины этой трапеции.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти проекцию точки А(2, 0, 3) на прямую .
Вариант №7
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Даны уравнения двух сторон треугольника и . Его медианы пересекаются в точке .Составить уравнение третьей стороны треугольника.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти проекцию точки А(1, –1, 2) на плоскость х+у+2z–3=0.
Вариант №8
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Даны две вершины и и точка пересечения медиан треугольника . Составить уравнение высоты треугольника, проведенной через третью вершину С.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти проекцию точки М(0, –3, –2) на прямую
Вариант №9
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Уравнения двух высот треугольника и , и одна из его вершин А(0;2). Составить уравнение сторон треугольника.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти проекцию точки М(3, 3, 3) на прямую .
Вариант №10
1. Вычислить определитель: .
2. Найти АВ–ВА, где: ; .
3. Найти А-1, где: , сделать проверку, и решить систему АХ= матричным способом.
4. Решить систему а) методом Крамера; б) методом Гаусса:
Сделать проверку.
5. Даны уравнения двух медиан треугольника и и одна из его вершин (1;3). Составить уравнения его сторон.
6. Даны координаты вершин пирамиды .
Найти: 1) длину ребра ; 2) угол между ребрами и ; 3) угол между ребром и гранью ; 4) площадь грани ; 5) объем пирамиды. Сделать чертеж.
7. Найти точку К, симметричную точке М(1, 0, –1) относительно плоскости 2у+4z–1=0.
Варианты контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Задача 1.
1.1. Граф, имеет матрицу инциденций . Построить граф. Найти для него матрицу смежности.
1.2. Граф, имеет матрицу смежности . Построить граф. Найти для него матрицу инциденций..
1.3. Граф, имеет матрицу инциденций . Построить граф. Найти для него матрицу смежности.
1.4. Граф, имеет матрицу смежности . Построить граф. Найти для него матрицу инциденций.
1.5. Граф, имеет матрицу инциденций . Построить граф. Найти для него матрицу смежности.
1.6. Граф, имеет матрицу смежности . Построить граф. Найти для него матрицу инциденций.
1.7. Граф, имеет матрицу инциденций . Построить граф. Найти для него матрицу смежности.
1.8. Граф, имеет матрицу смежности . Построить граф. Найти для него матрицу инциденций.
1.9. Граф, имеет матрицу инциденций . Построить граф. Найти для него матрицу смежности.
1.10. Граф, имеет матрицу смежности . Построить граф. Найти для него матрицу инциденций.
Задача 2.
В пирамиде SABC: треугольник АВС – основание пирамиды, точка S – ее вершина. Даны координаты точек A, B, C, S.
2.1. А(-2;0;0); В(0;3;0); C(0;0;1); S(0;2;3).
2.2. А(4;0;0); В(0;-8;0); C(0;0;2); S(4;6;3).
2.3. А(-2;0;0); В(0;6;0); C(0;0;2); S(-1;6;4).
2.4. А(1;0;0); В(0;2;0); C(0;0;2); S(1;1;4).
2.5. А(-3;0;0); В(0;-2;0); C(0;0;1); S(-2;-1;3).
2.6. А(6;0;0); В(0;-3;0); C(0;0;2); S(4;-3;4).
2.7. А(3;0;0); В(0;-6;0); C(0;0;1); S(1;-3;3).
2.8. А(-4;0;0); В(0;4;0); C(0;0;2); S(-2;4;3).
2.9. А(-6;0;0); В(0;2;0); C(0;0;3); S(-3;2;5).
2.10. А(-1;0;0); В(0;5;0); C(0;0;2); S(-1;3;4).
Сделать чертеж. Найти:
1) длину ребра АВ;
2) угол между ребрами АВ и AS;
3) угол наклона ребра AS к основанию пирамиды;
4) площадь основания пирамиды;
5) объем пирамиды;
6) уравнение прямой АВ;
7) уравнение плоскости АВС;
8) проекцию вершины S на плоскость АВС;
9) длинувысоты пирамиды.
Задача 3.
Дана система линейных уравнений:
Доказать ее совместность и решить тремя способами: 1) методом Гаусса; 2) средствами матричного исчисления; 3) по правилу Крамера.
3.1. 3.2.
3.3. 3.4.
3.5. 3.6.
3.7. 3.8.
3.9. 3.10.
Задача 4.
Найти пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя.
4.1. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.2. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.3. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.4. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.5. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.6. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.7. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.8. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.9. а) ; б) ;
в) ; г) .
4.10. а) ; б) ;
в) ; г) .
Задача 5.
Найти производные данных функций
5.1. а) ; б) ;
в) ; г) .
5.2. а) ; б) ; в) ;
г) .
5.3. а) ; б) ; в) ;
г) .
5.4. а) ; б) ;
в) ; г) .
5.5. а) ; б) ; в) ;
г) .
5.6. а) ; б) ;
в) ; г) .
5.7. а) ; б) ;
в) ; г) .
5.8. а) ; б) ;
в) ; г) .
5.9. а) ; б) ; в) ;
г) .
5.10. а) ; б) ;
в) ; г) .
Задача 6.
Найти и .
6.1. а) ; б) .
6.2. а) ; б) .
6.3. а) ; б) .
6.4. а) ; б) .
6.5. а) ; б) .
6.6. а) ; б) .
6.7. а) ; б) .
6.8. а) ; б) .
6.9. а) ; б) .
6.10. а) ; б) .
Задача 7.
Исследовать методами дифференциального исчисления функцию и, используя результаты исследования, построить ее график.
7.1. . 7.2. .
7.3. . 7.4. .
7.5. . 7.6. .
7.7. . 7.8. .
7.9. . 7.10. .
6.3. Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие высказывания. Операции над высказываниями и их свойства.
2. Понятие множества. Операции над множествами и их свойства.
3. Бинарные отношения. Свойства бинарных отношений.
4. Отношение эквивалентности. Его свойства.
5. Отношение порядка, Линейная упорядоченность.
6. Векторы в трехмерном пространстве, линейные операции над ними(сложение векторов и умножение вектора на число).
7. Основные свойства линейных операций над векторами.
8. Линейно зависимые и линейно независимые системы векторов. Базис и координаты вектора. Понятие об арифметических векторах.
9. Скалярное произведение векторов, его свойства, выражение в координатах. Выражение модуля вектора и угла между векторами через скалярное произведение векторов.
10. Ориентация тройки векторов. Векторное произведение векторов, его свойства и геометрический смысл. Условие коллинеарности векторов.
11. Смешанное произведение векторов, его свойства и геометрический смысл. Условие компланарности векторов.
12. Вычисление определителей квадратных матриц порядков n =1,2,3. Свойства определителей. Миноры и алгебраические дополнения.
13. Выражение векторного произведения двух векторов и смешанного произведения трех векторов в координатах.
14. Матрицы, линейные операции над ними. Операция умножения матриц.
15. Матрица, обратная данной.
16. Системы линейных алгебраических уравнений. Критерий совместности системы линейных алгебраических уравнений (теорема Кронекера-Капелли).
17. Различные методы решения систем n линейных уравнений с n неизвестными: матричный, Крамера, Гаусса.
18. Решение произвольной системы линейных алгебраических уравнений методом Гаусса. Базисные и свободные переменные.
19. Понятие линейного (векторного) пространства. Примеры.
20. Уравнения линий на плоскости. Различные формы уравнения прямой на плоскости.
21. Уравнения плоскости и прямой в пространстве. Угол между плоскостями. Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью.
22. Кривые второго порядка: окружность, эллипс, гипербола, парабола, их геометрические свойства, уравнения и формы.
23. Понятие функции одной переменной. Способы задания функций. Область определения и область значений функции, ее график. Свойства функции: симметрия, ограниченность, монотонность.
24. Убывающие и возрастающие функции. Сложная и обратная функции.
25. Основные элементарные функции, их свойства и графики.
26. Предел функции в точке. Основные теоремы о пределах функций.
27. Непрерывность функции на промежутке. Основные теоремы о свойствах непрерывных функций.
28. Классификация точек разрыва функций.
29. Бесконечно малые и бесконечно большие функции, свойства бесконечно малых функций.Сравнение бесконечно малых функций.
30. Виды неопределенностей и способы их раскрытия. Первый замечательный предел. Второй замечательный предел.
31. Производная функции, ее геометрический и механический смысл. Дифференцируемость функции в точке. Дифференциал функции.
32. Основные свойства производных (правила дифференцирования). Производная сложной и обратной функций. Таблица производных для основных элементарных функций.
33. Производные и дифференциалы высших порядков.
34. Теорема Лагранжа о конечных приращениях.
35. Правило Лопиталя.
36. Формула Тейлора с остаточным членом форме Лагранжа.
37. Условия монотонности функции. Экстремумы функции, необходимое условие. Достаточные условия.
38. Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции дифференцируемой на отрезке.
39. Исследование выпуклости функций. Точки перегиба.
40. Асимптоты функций.
41. Общая схема исследования свойств функции и построения ее графика.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная литература
1. Кузнецов Л. А. Сборник заданий по высшей математике. Типовые расчеты [Электронный ресурс] : учеб.пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Л. А. Кузнецов. - 11-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2015. - 240 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/219/.
2. Назаров А. И. Курс математики для нематематических специальностей и направлений бакалавриата [Электронный ресурс]: учеб.пособие для вузов [Гриф УМО] / А. И. Назаров, И. А. Назаров. - СПБ.: Лань, 2011. - 576 с.: ил. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/1797/.
3. Перминов Е. А. Дискретная математика: авторское учебное пособие. Екатеринбург: [Электронный ресурс], 2015. 156 с. Режим доступа: http://umkd.rsvpu.ru/download/10059?type=pdf
4. Шипачев В. С. Высшая математика. Базовый курс: учебник и практикум для бакалавров [Гриф Минобразования РФ] / В. С. Шипачев; под ред. А. Н. Тихонова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2015. - 447 с.
5. Шипачев В. С. Высшая математика: учебник и практикум для бакалавров [Гриф Минобрнауки РФ] / В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 447 с.
Дополнительная литература
6. Высшая математика в упражнениях и задачах [Текст]: учебное пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / П. Е. Данко [и др.]. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2008. – 368 с.
7. Высшая математика в упражнениях и задачах[Текст]: учебное пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / П. Е. Данко [и др.]. – М.: Оникс : Мир и Образование, 2009. - 448 с.
8. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике [Текст]: полный курс: [учебное пособие для вузов] / Письменный Д. Т . –М.: Айрис-пресс, 2011. – 602 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………......... 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……….... 4
3. Результаты освоения дисциплины………………………………………...5
4. Структура и содержание дисциплины…………………………………… 7
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной
работы ………………………………………...……………….………………7
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины………...……8
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины …….……..………………….9
5.Образовательные технологии……..……………………………….……..11
6.Учебно-методические материалы………………………….……………..12
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практическихзанятий............……………………...………….…….......…………12
6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента………...………………………………….……………..………..14
6.3. Вопросы для подготовки к зачету..........................................................18
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение……..….……..21
8.Материально-техническоеобеспечение дисциплины…….….……..…...22
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели преподавания дисциплины «Математика»:
– формирование личности студента, развитие интеллекта, способности к логическому и алгоритмическому мышлению;
– привитие знаний основных математических методов и математического аппарата, используемого при изучении общенаучных и специальных дисциплин;
– развитие математической культуры у обучающегося, навыков применения математических методов и основ математического моделирования при решении практических задач.
Задачами изучения курса математики являются:
– усвоение студентами основных математических понятий;
– приобретение твердых навыков решения основных математических задач, являющихся моделями прикладных задач;
– развитие на этой базе логического и алгоритмического мышления;
– овладение умением при решении задач выбирать и использовать оптимальные математические методы, анализировать полученные результаты;
– освоение навыков самостоятельного изучения литературы, содержащей математический аппарат; пользования справочной литературой.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Математика» относится к общенаучному модулю основных образовательных программ.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые при изучении курса математики средней школы.
Знания, полученные студентами при изучении курса "Математика ", будут использованы ими при освоении различных курсов. Среди них:
· Прикладная математика
· Статистика
· Теоретическая механикаи сопротивление материалов
· Физика
· Начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика
· Электротехника и электропривод
· Экономика
· Методы математической обработки данных психолого-педагогических исследований
· Теория систем и системный анализ
· Методы измерения качества продукции
РЕЗУЛЬТАТы ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Математика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
09.03.02 | (ОПК-2) | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
09.03.03 | (ОПК-3) | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
13.03.02 | (ОПК-2) | способность применять соответствующие физико-математический, аппарат методы анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач |
15.03.01 | (ОПК-1) | умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
38.03.01 | (ОПК-2) | способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения профессиональных задач |
39.03.01 | (ОПК-6) | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
44.03.02 | ОПК-2 | готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях |
44.03.04 | (ОК-3) | способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах |
(ОПК-2) | способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности | |
46.03.02 | (ОК-10) | способностью к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации |
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· Основы теории множеств и математической логики.
· Основы линейной алгебры и аналитической геометрии.
· Дифференциальное исчисление функций одной независимой переменной. Основы математического анализа функции нескольких независимых переменных.
Уметь:
· Свободно оперировать математическими понятиями и категориями, доказывать несложные математические утверждения.
· Строить алгоритмы решения задач, связанных с основными математическими моделями.
· Использовать базовые знания математических дисциплин в профессиональной деятельности.
· Проводить анализ решений задач, самостоятельно разбираться в математическом аппарате, содержащемся в литературе, связанной со специальностью студента.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· Твердые навыки решения основных задач математики.
· Логическое и алгоритмическое мышление.
· Основы математического моделирования.
· Владение методами математического анализа.
4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Формы обучения | ||
Очная | Заочная | ||
Виды и объемы учебной работы, в ч | |||
Общая трудоемкость дисциплины в часах (в зачетных ед.) | 108 (3) | 108 (3) | |
Контактная работа, в том числе: | 52 | 12 | |
Лекции | 18 | 4 | |
Практические занятия | 34 | 8 | |
Лабораторные работы | - | - | |
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) | 56 | 96 | |
В том числе: | |||
Расчетно-графические работы (РГР, КР) | 8 | 20 | |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 10 | ||
Другие виды СРС | 30 | 66 | |
Подготовка к зачету | 8 | 10 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Раздел дисциплины | Семестр | Всего, час. | Вид контактной работы, час. | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | Самотастотельнамя работа | ||||
Раздел 1. Основания математики | 1 | 32 | 6 | 10 | 16 | Домашние задания | |||
Тема 1.1. Элементы математической логики | 1 | 10 | 2 | 4 | 4 | Домашние задания | |||
Тема 1.2. Элементы теории множеств | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Домашние задания | |||
Тема 1.3. Элементы теории графов | 1 | 6 | 2 | 2 | 2 | Домашние задания | |||
Раздел 2 .Элементы л инейной алгебры и аналитической геометрии | 1 | 40 | 6 | 12 | 22 | Домашние задания. Расчетно-графическая работа №1. | |||
Тема 2.1. Алгебра матриц, Линейные системы уравнений | 1 | 16 | 2 | 6 | 8 | Тест «Вычисление определителей» | |||
Тема 2.2. Векторная алгебра | 1 | 12 | 2 | 2 | 6 | Тест «Операции над векторами» | |||
Тема 2.3. Аналитическая геометрия | 1 | 14 | 2 | 4 | 8 | Домашние задания | |||
Раздел 3. Элементы математического анализа | 1 | 36 | 6 | 12 | 18 | Домашние задания. | |||
Тема 3.1. Предел и непрерывность функции | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Тест «Вычисление пределов» Домашние задания | |||
Тема 3.2. Производная функции и ее свойства | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Тест «Вычисление производной» | |||
Тема 3.3. Приложения производной | 1 | 12 | 2 | 4 | 6 | Домашние задания | |||
Всего по дисциплине | 108 | 18 | 34 | 56 | Зачет с оценкой |
Практические занятия
Таблица 4
№ раздела | Наименование практических работ | Кол-во ауд.часов |
1 | Элементы математической логики | 4 |
Элементы теории множеств | 4 | |
Элементы теории графов | 2 | |
2 | Алгебра матриц, Линейные системы уравнений | 6 |
Векторная алгебра | 2 | |
Аналитическая геометрия | 4 | |
3 | Предел и непрерывность функции | 4 |
Производная функции и ее свойства | 4 | |
Приложения производной | 4 |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Раздел 1. Основания математики
Дата: 2018-11-18, просмотров: 249.