Суть и принципы метода Монтессори
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной принцип метода Марии Монтессори - побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Цели, поставленные при воспитании ребёнка по методу Марии Монтессори: самостоятельность, уверенность в себе, уважение к другим, приучение к порядку и трудолюбие — свобода. Но, как не раз обращала внимание сама Мария Монтессори, «Свобода — это не дикое «ХОЧУ И ЖЕЛАЮ», это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и других».

Задача взрослого организовать условия для возможности ребёнка самостоятельно с раннего детства вступить на собственный уникальный путь развития, реализовать свою природу.

Понимая это, доктор Монтессори разработала специальную развивающую среду — Монтессори класс, в которой дети должны быть сами хозяевами и работниками.

«Цель воспитания, - по выражению Монтессори, — развивать, и этой целью определяется всецело характер того «дидактического материала», которым преимущественно заняты дети и который составляет, несомненно, центр всей системы Монтессори.

Основная задача учителя по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Мария Монтессори на основе многолетних изучений поняла, что определенные физические потребности малыша совпадают с его интеллектуальным развитием. Например, в конце второго-третьего месяца жизни ребенок хватает поднесенный ему предмет из чисто мышечного ощущения, а в два-три года он стремится к хватанию вещей из-за глубокой потребности интеллектуального исследования. В 9-10 месяцев ребенок начинает делать первые шаги с удивительным упорством, пока не добьется самостоятельного передвижения как самоцели. А в пять-шесть лет эти движения связаны с удовлетворением умственных потребностей. Эти побуждения, проявляясь вовне, должны найти себе подходящую обстановку. Если же малыш в такой момент услышит: «Нельзя!» или «Мне некогда!», он может понять, что любое его начинание бессмысленно и не находит поддержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

                                                                                                                                                                                                               Основной принцип метода М. Монтессори — побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Педагогам важно сохранить природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным.

Итак… Монтессори-среда

Это специально оборудованное помещение, где педагог не может сказать ребенку: «не трогай» или «нельзя» (конечно, если нет опасности для жизни малыша и окружающих его людей). Дети до 3 лет посещают занятия с мамой или папой. Присутствие близкого человека создает у юного первооткрывателя чувство защищенности. Монтессори-среда состоит из маленьких столиков и стульчиков, маленьких полочек. Материалы расположены на уровне роста ребятишек. Вся комната поделена на зоны. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно стирать, переливать воду, вылавливать из воды шарики. В другой части комнаты - «сыпучая зона» здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и еще очень много интересного делать (приходите — увидите). «Зона сенсорного развития» научит малыша различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и по высоте. «Зона практического развития» — это опыт самостоятельного застегивания и расстегивания одежды; можно также повозиться со шнурками, липучками. Можно высушить и погладить постиранные вещи, а потом нарезать салат и пришить пуговицы. Очень нравится ребятам «круги». Это короткие 5-10 минутные занятия. В «кругу» малыши выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения, музицируют с помощью простейших музыкальных инструментов. Все время пребывания похоже на участие в волшебной доброй сказке.

Материалы Монтессори являются составной частью Монтессори-среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка (сензитивным периодам). Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Мария Монтессори видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессори также служат тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 204.