Г ЛАВА 3. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Прогнозирование финансового состояния предприятия на примере ОАО «АККОНД»

В условиях значительной самостоятельности хозяйствующих субъектов в осуществлении своей производственно-финансовой деятельности особую важность приобретает оценка финансового состояния, инвестиционной привлекательности предприятий, надежности их партнеров. В таких ситуациях практически значимым становится анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации. На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. В зарубежной и российской экономической литературе предлагается несколько отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства коммерческих организаций. Первые исследования аналитических коэффициентов для предсказания возможных осложнений в финансовой деятельности компаний проводились в США ещё в начале тридцатых годов. В современной практике финансово-хозяйственной деятельности зарубежных фирм для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером.

Однако, как отмечают многие российские авторы, многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли достаточно точных результатов. Были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российским хозяйственным условиям, в частности «Z-счёта» Э. Альтмана и двухфакторной математической модели [11].

Согласно действующему Российскому законодательству, несостоятельность — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. Вместе с тем, методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет. Рассмотрим наиболее популярные способы оценки близости предприятия к банкротству.

Расчет комплексного показателя.

Известны двухфакторная, пятифакторная и семифакторная модели прогнозирования банкротства компаний, разработанные американскими специалистами во главе с Э.Альтманом.

Воспользуемся счетом Альтмана для оценки близости ОАО «АККОНД» к банкротству.

Z = 1,2*Х1 + 1,4*Х2 + 3,3*Х3 + 0,6*Х4 + 0,99*Х5

Х1 – оборотный капитал / активы

Х2 – нераспределенная прибыль / активы

Х3 – прибыль до выплаты процентов и налогов / активы

Х4 – собственный капитал / заемный капитал

Х5 – выручка от продаж / активы

Рассчитаем необходимые коэффициенты:

К12007 = 20007469 / 26235591 = 0,762

К12008 = 21361824 / 58392055 = 0,366

К12009 = 25128828 / 61781285 = 0,407

К22007 = 2698930 / 26235591 = 0,103

К22008 = 1359895 / 58392055 = 0,023

К22009 = 849309 / 61781285 = 0,014

К32007 = 3391861 / 26235591 = 0,129

К32008 = 1410529 / 42856 = 2,225

К32009 = 282883 / 61781285 = 0,004

К42007 = 142625 / 5861146 = 0,024

К42008 = 142625 / 27862580 = 0,005

К42009 = 142625 / 26726086 = 0,005

К52007 = 53063261 / 26235591 = 2,022

К52008 = 88568993 / 58392055 = 1,516

К52009 = 97521358 / 61781285 = 1,578

Z-счет Альтмана на конец 2015 года:

1,2*0,762 + 1,4*0,103 + 3,3*0,129 + 0,6*0,024 +0,99*2,022 = 0,914 + 0,144 + 0,426 + 0,014 + 2,002 = 3,5

Z-счет Альтмана на конец 2016 года:

1,2*0,366 + 1,4*0,023 + 3,3*2,225 + 0,6*0,005 + 0,99*1,516 = 0,439 + 0,032 + 7,342 + 0,003 + 1,500 = 9,316

Z-счет Альтмана на конец 2017 года:

1,2*0,407 + 1,4*0,014 + 3,3*0,004 + 0,6*0,005 + 0,9*1,578 = 0,488 + 0,019 + 0,013 + 0,003 + 1,420 = 1,943

Полученные значения сравниваются с данными таблицы:

Полученное значение Вероятность банкротства
Меньше 1,8 Очень высокая
От 1,81 до 2,7 Высокая
От 2,8 до 2,9 Низкая
Более 3 Очень низкая

Из проделанных расчетов следует, что вероятность банкротства у предприятия очень низкая.

3.2.  Предложения и рекомендации по совершенствованию системы финансового планирования

Целью данной главы является разработка механизма совершенствования организации финансового планирования на предприятии с учетом взаимосвязи с другими видами планов, составляемых на предприятии. Задача финансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами.

Если посмотреть на представленную систему не с точки зрения видов включаемых в нее планов, а исходя из ее содержательных элементов, то можно выделить следующие составляющие системы:

· Механизм планирования (разработка целей развития предприятия, функции и методы планирования);

· Средства, обеспечивающие процесс планирования; собственно процесс планирования (последовательность этапов);

· Персонал, осуществляющий планирование;

· Организационная структура планирования.

Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на предприятии, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие в этой области, и объекты совершенствования [13].

На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования был выявлен целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:

· Нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;

· Низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;

· Отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;

· «Оторванность» стратегического планирования от текущего;

· Слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.

Многие причины возникновения проблем в области финансового планирования связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами.

Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения.

Итак, организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:

· Происходит координация интересов различных служб в процессе разработки плана и его реализации;

· Создается единый порядок действий для всех работников предприятия;

· Действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия;

· Весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;

· Разработана система документооборота, смысл которой заключается в том, что на ее основе можно получить объективное представление о производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;

· Существует взаимосвязь между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;

· Составляемые на предприятии планы сбалансированы между собой.

Для построения эффективной системы финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, что и каким образом организовывать.

Следующим элементом системы финансового планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.

С моей точки зрения, при совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна прежде всего ставиться задача реформирования внутренней стороны системы.

Еще одним важным элементом системы финансового планирования выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов. Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:

· Работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;

· Систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;

· Предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определенные функции финансового планирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств;

· Совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации;

Переход предприятия к построению своей деятельности на основе процессного подхода позволяет устранить недостатки, характерные для традиционной схемы организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует заметить, что жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.

Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия [7].

Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его финансового состояния осуществляется с целью:

· Оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования;

· Формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.

Принимая во внимание крайне нестабильное финансовое состояние значительной части предприятий России, одной из задач финансового прогнозирования может быть оценка возможности и условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое прогнозирование является необходимым элементом антикризисного управления.

Для осуществления финансового планирования на предприятии необходимо соблюдение ряда принципов: принцип соответствия, принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах, принцип избытка денежных средств, принцип рентабельности капиталовложений, принцип сбалансированности рисков, принцип приспособления к потребностям рынка и принцип предельной рентабельности.

Финансовое планирование классифицируется исходя из временного аспекта на стратегическое планирование, перспективное планирование, бизнес-планирование, текущее планирование и оперативное финансовое планирование [1].

Финансовое состояние предприятия может быть достаточно корректно описано с помощью классических методов и моделей: экономического анализа, коэффициентный, нормативный, балансовый, дисконтированных денежных потоков, многовариантности (сценариев), экономико-математическое моделирование. Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от возможностей аналитика — это могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию.

По данным анализа основных технико-экономических показателей ОАО «АККОНД» можно сделать следующие выводы:

В 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло увеличение выручки от продаж на 8952365 тыс. руб. В связи с увеличением объемов реализации произошло и увеличение затрат — себестоимость товаров возросла с 63134675 тыс. руб. в 2016 году до 71047894 тыс. руб. в 2017 году, темп роста составил 112,53%.

В целом, деятельность предприятия ОАО «АККОНД» не убыточна, приносит стабильную прибыль. Из проведенной работы можно сделать вывод, что данное предприятие в ближайшем будущем будет показывать хорошие результаты, и банкротство ей не грозит.


 


Дата: 2018-09-13, просмотров: 598.