Вопросы для обсуждения.
1. Февральская и Октябрьская революции в России и Донбасс.
2. Гражданская война в России. Донецко-Криворожская республика.
3. Донбасс в годы нэпа.
4. Образование СССР.
5. Индустриализация и коллективизация в Донбассе.
6. Тоталитарный режим в СССР. Политические репрессии в Донецком регионе.
Тема 9. Вторая мировая и Великая Отечественные войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни. (1939-1953гг.).
Вопросы для обсуждения.
1.Вторая мировая война: причины и основные события.
2.Донбасс в планах нацистского руководства.
3.Наш край в годы Великой Отечественной войны.
4.Освобождение нашего края в 1943 г.
5.Макеевка 1941-1945 гг.
6.СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.).
Тема 10. От реформ к стагнации и краху СССР: Донбасс в 1953 – 1991 гг.
Вопросы для обсуждения.
1. Противоречивость хрущевских преобразований.
2. Политика Л. И. Брежнева.
3. Горбачевская «перестройка» и распад СССР.
4. Наш край в 50-е – начале 90-х годов ХХ века.
Тема 11. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение ДНР и ЛНР. Вопросы для обсуждения.
1. Создание СНГ.
2. Роль Донецкого региона в общественно-политической жизни и социально-экономической жизни Украины в 1991-2014 гг.
3. Государственный переворот в Украине в 2014 г. Провозглашение ДНР и ЛНР.
4. Первые шаги ДНР на пути государственного строительства.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и семинарских занятиях, выработка навыков самостоятельного поиска дополнительных знаний в процессе подготовки к семинарским занятиям, модулей и является неотъемлемой составляющей процесса изучения учебной дисциплины.
В процессе самостоятельной работы студенты должны завладеть умениями и навыками:
ü организации самостоятельной учебной деятельности;
ü самостоятельной работы в библиотеке с каталогами;
ü работы с учебной, учебно-методической, научной, научно-популярной литературой;
ü конспектирование исторических и историографических источников;
ü работы со справочной литературой;
ü проработка статистической информации.
Следует отметить, что успешное усвоение материала практического задания нуждается в обстоятельной теоретической подготовке.
Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка творческого индивидуального задания. Индивидуальные занятия проводятся с целью повышения уровня подготовки и раскрытия творческих способностей студентов.
В частности, самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения состоит из самостоятельного изучения части программного материала за определенными темами (вопросами) и в установленных объемах часов.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Тема 1. Введение в курс. Восточная Европа в древности | 4/9 |
2 | Тема 2. Восточная Европа и территория нашего края в VI – ХIII вв. | 4/9 |
3 | Тема 3. Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии. Формирование централизованного Московского государства и усиление юго-западных рубежей (XIV – XVI вв.). | 4/6 |
4 | Тема 4. Восточная Европа, Донецкий регион в преддверии Нового времени (середина ХVI- ХVII вв.). | 6/8 |
5 | Россия и наш край в ХVIII в. | 4/7 |
6 | Тема 6. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации ХIХ века. | 6/8 |
7 | Тема 7. Российская империя и Донбасс в начале ХХв. | 4/7 |
8 | Тема 8. Россия, Донбасс в годы русских революций и гражданской войны. Донбасс на пути созидания (1917 – 1939 гг.). | 6/8 |
9 | Тема 9. Вторая мировая и Великая Отечественные войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1939-1953гг.). | 4/10 |
10 | Тема 10. От реформ к стагнации и краху СССР. Донбасс в 1953 – 1991 гг. | 8/8 |
11 | Тема 11. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР. | 4/10 |
ИТОГО | 54/90 |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ ИСТОРИИ
Изучение семейного архива, подготовка своего “Дерева рода”
В старину у славянских народов было правило: каждый должен знать свой род до седьмого колена.
Научная генеалогия воссоздает схему родословной от предков. Мы, для удобства, начнем схему с себя.
7 колен родства:
1-е – Я
2-е – Отец и мать
3-е – Два дедушки и две бабушки
4-е – Четыре прадеда и 4 прабабушки
5-е – Восемь прапрадедов и восемь прапрабабушек
6-е – 16 пращуров и 16 пращурок
7-е – 32 прапращура и 32 прапращурки
Итак, на дереве рода 32 ветви материнской и 32 – отцовские. Итого – 64. Заметим, что в мифологии это число означает Вселенную.
Человека, который не знал своих предков, наши пращуры считали безродным.
В древности считалось, что люди, которые не знали своей родословной, не имели права на брак и семью, ибо отсутствие таких знаний обернется для них большой бедой.
Поэтому с детства родители, дедушки, бабушки рассказывали детям, внукам об их предках, изучали с ними “Дерево рода”.
Этапы создания Вашего “Дерева рода”:
- изучение фотографий и их отбор;
- изучение документов, которые хранятся родителями, дедушками, бабушками, родственниками;
- их анализ, сбор данных для формирования биографии;
- написание автобиографии и рассказов о себе (желательно в мемуарном жанре) на листах формата А-4;
- каждый рассказ о себе, как о родителях, и предках удостоверяется подписью, указывается кто писал;
- готовится схема “Дерева рода”;
- подготовленные материалы вкладываются в файлы и папки;
- добавляются фотографии;
- собранные документы, грамоты, письма с фронта, и др. прилагаются к “Древу рода”.
Студент готовит письменный отчет о выполнении индивидуального задания, который сдается преподавателю. “Дерево рода” студента становится, как правило, основой семейного архива
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендованная литература
Основная
1. Заичкин, И. А. Русская история : популярный очерк IX-середины XVIII в. / И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев. – М. : Мысль, 2007. – 797с.
2. Морозов, С.Д. История России. XX век : учебное пособие / С.Д. Морозов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 510 с.
3. Колодяжный, Н. Сборник статей по краеведению. / Н.Колодяжный – Макеевка, 2005. – 382 с.
4. Корнилов, В. В. Донецко-Криворожская республика / В. В. Корнилов. – Харьков : Фолио, 2011. – 603с.
5. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – М. : Мысль, 2008. – 616 с.
6. Степкин, В. П. История Донбасса в лицах / В. П. Степкин, С. В. Третьяков. – Донецк, 2012. – 452с.
7. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1690-1917). Книга 1. / Н. В.Хапланов. – Донецк, 2006. – 284 с.
8. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1917-1941). Книга 2. / Н. В.Хапланов, Е. Н. Хапланова. – Донецк : ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», – 2010. – 582 с.
9. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1941-1989). Книга 3. / Н. В.Хапланов, Е. Н. Хапланова. – Донецк, – 2012. – 362 с.
Дополнительная:
1. Арсланов, Р. А. История России с древнейших времен до начала ХХІ века / Р. А. Арсланов – М.: Астрель, 2013. – 1019 с.
2. Зарипин, Р. В. История мира : иллюстрированный атлас / Р. В. Зарапин. – Москва: АСТ, 2016. – 255, [1] с.: ил. – (Лента времени).
3. Калюжный, Д. В. Забытая история Московии / Д. В. Калюжный – Москва: Академия, 2011. – 272 с.
4. Кацва, Л. А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Л. А. Кацва. Под науч. Ред. В. Р. Лещинера. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 848 с.
5. Кузнецов, И. Н. История Отечества в таблицах и схемах / И. Н. Кузнецов. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013. – 187с.
6. Тимофеев, А. С. История в таблицах и схемах. Издание 2-е. – СПб : ООО «Виктория плюс», 2013. – 112 с.
7. Трещеткина, И. Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб. : ООО «Виктория плюс», 2012. – 80с.
8. Фортунатов, В. В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с.: ил. –
9. Чубарьян, А. О. Всемирная история : В 6 т. / гл. ред. А. О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. Истории РАН. – М.: Наука. – 2011 – 898с.
Интернет-ресурсы
1. Донецкая народная республика. Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org
2. История и хронология Майдана 2013-2014гг. Режим доступа: konnekt.com.ua›forum/thread40.html
3. Луганская народная республика. Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org
4. Сайт городского головы Донецка. Режим доступа: http://yandex.ua/=4.43480949262376
5. Создание ДНР и ее борьба за независимость. Режим доступа: novorossik.ru›novorossia/sozdanie-dnr…ee-borba-za
6. Подвиг народа 1941-1945гг. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=34084690&tab=navDetailDocument
Контрольные вопросы для проверки усвоения курса
1.История как наука.
2. Предмет и задачи курса истории в вузе.
3. Исторические источники: их классификация.
4. Вспомогательные исторические науки.
5. Первобытные люди на территории современного Донбасса. Амвросиевское костище. Неолитическая революция. Мариупольский могильник. Древнеямная, катакомбная, срубная археологические культуры .
6..Кочевые народы на территории региона(киммерийцы, скифы, сарматы).
7.Античная цивилизация Северного Причерноморья (Херсонес, Ольвия, Боспорское царство).
8. Происхождение славянских народов (венеды, анты, склавины).
9.Расселение восточных славян . «Повесть временных лет» о племенных союзах восточных славян.
8.Образование Киевской Руси. Становление государственности (княжения Олега и Игоря.)
9. Киевская Русь. Становление государственности (княжения Ольги, Святослава).
10.Киевская Русь в период расцвета ( Владимир Великий).
11.Крещение Руси.
12.Киевская Русь в период расцвета (Ярослав Мудрый).
13. Письменные источники по истории Киевской Руси.
14.Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (Русь и Хазарский каганат).
15. Русь и печенеги, торки, половцы.
16.Хан Батый и Русь, Золотая Орда.
17. Формирование Московского государства. Святогорская и Бахмутская сторожи.
18. «Святые горы»- первое постоянное поселение на территории Донецкого края.
19. Формирование казачества. Создание Запорожской Сечи.
Д. Вишневецкий. Реестровое казачье войско.
20. Усиление положения казачества. Гетман П. Сагайдачный.
21. Причини, характер и движущие силы Освободительной войны середины XVII в. Б.Хмельницкий.
22. Переяславская Рада. Мартовские статьи 1654г. Вхождение Войска Запорожского с городами и местечками в Московию.
23 Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией. Азовское сидение 1637-1642 гг Взятие Азова (1696 г.). Выход России к Азовскому морю.
24. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в. Создание Белгородской засечной черты. Начало организации соляных промыслов на Торе и Бахмуте. Основание слободских городов. Формирование Изюмского полка.
25. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в Основание городов Бахмута и Тора(Славянска).
26. Петр I и его время. Открытие залежей угля в крае.
27. Донецкий регион в новое время (XVIII в.) Образование Кальмиусской паланки . Возвращение в состав России северного побережья Азовского моря (победа над турками, Белградский договор ). Поселение сербов и хорватов (и образование Славяносербии.
28. Административно-территориальное разграничение региона.
Разграничение земель Войска Донского и Запорожской Сечи. Создание Новороссийской губернии .
29.Ликвидация Запорожской Сечи, образование Азовской губернии и трансформация уездов губернии (1778 г.).
30. Присоединение к Российской империи Северного Причерноморья, Крыма и Приазовья.Переселение греков в Приазовье.
31. Переселенческая политика Екатерины ІІ. Появление в Донецком регионе иностранцев-колонистов. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения края.
32. Ограничение Украинской автономии в конце XVIII ст. Ликвидация Запорожской Сечи 1775 г. и казацкой автономии.
33. Пореформенная эпоха (вторая половина ХІХ в.).Освобождение помещичьих и других категорий крестьян от крепостной зависимости. Промышленный переворот.
34. Буржуазные реформы 60-70-х годов в России.
35.Джон Юз.
36.Развитие тяжелой промышленности, строительство железных дорог. Роль иностранного капитала (1861-1900 гг.) в освоении Донбасса.
37.Формирование рабочего класса Донбасса и его положение (вторая половина XIX ст.).
38. Донбасс в начале XX века (1900-1914 гг.).
39. Донбасс в 1905 году.
40. Первая мировая война и ее влияние на Донецкий регион. (1914-1918 гг.).
41. Свержение самодержавия в России. Развитие революции в Донбассе (1917-1920 гг.).
42. Приход большевиков к власти в Донбассе (25-26 октября 1917 гг.). Провозглашение советской власти в Донбассе.
43. Донбасс в годы гражданской войне: Красная гвардия (Армия) в борьбе с украинскими государственными образованиями (УНР , Павла Скоропадского и Директорией) и «белым» движением за власть Советов;
44.Н.И.Махно и влияние махновского движения .
45.Возникновение Донецко-Криворожской Советской Республики и ее влияние на строительство Украинской рабоче-крестьянской республики. Поддержка большевистской России.
46. Установление власти Директории. С. Петлюра.
47. Введение новой экономической политики в Донбассе. (1921-1928 гг.).
48. Образование СССР.
49. Переход к плановой экономике. Донецкий регион в годы первых «пятилеток»: завоевания и просчеты. Итоги индустриализации региона.
50. Переход к ускоренной коллективизации. Голод 1932-1933 годов. Трагедия села 1932-1933 годов
51. Осуществление политики «украинизации» в Донбассе..Политические репрессии 30-х гг. в Донецком регионе.
52. А.Стаханов. Стахановское движение в Донбассе.
53. Переход к ускоренной коллективизации. Голод 1932-1933 годов. Массовые репрессии и их жертвы.
54. Донбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Мобилизация людских, материальных и духовных сил населения Донбасса для отпора врага.
55. Макеевка в 1941-1945гг.
56. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои Красной Армии на подступах к Донбассу. Эвакуация на восток специалистов, материальных и культурных ценностей региона.
57. Оккупационный режим немецко-фашистских захватчиков. Расчленение Украины.
58. «Новый режим» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.
59. Борьба советских партизан и подпольщиков с оккупантами. «Молодая гвардия». Деятельность украинских националистов в Донбассе и крах их планов.
60. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. 61. Великая Отечественная война в 1944-1945гг.
62. Начало восстановления разрушенного Великой Отечественной войной народного хозяйства региона (1943-1945гг.)
63. Помощь советских республик Донбассу. Успехи в восстановлении промышленного потенциала края в 1945-1950гг.).
64. Трудности восстановления колхозного села региона. Голод 1946-1947 годов в Донбассе.
65. Хрущевская «оттепель» и Донбасс.
66. Ускорение научно-технического прогресса (вторая половина 1950-х – начало 1960-х годов). Создание экономического административного района и Донецкого совнархоза.
67. Проявление застойных явлений в промышленном производстве Донбасса (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х годов).
68. Попытки перейти от плановой к рыночной экономике в годы «перестройки» (1985-1991 гг.). Экономический кризис.
69. Общественно-политическая жизнь в Донбассе. Проявления хрущевской «оттепели».
70. Шестидесятники и диссиденты.
71. Рост общественно-политической активности в годы «перестройки»: подъём рабочего и профсоюзного движения, начало возрождения многопартийности. Возрождение культуры национальных меньшинств.
72. Донбасс в независимой Украине (1991 год – начало ХХІ в.). Резкое падение уровня жизни населения региона. Увеличение безработицы. Углубление социального расслоения общества в начале XXI века.
73. Донбасс в независимой Украине (1991 год – начало ХХІ в.). Низкий уровень государственной социальной защиты. Разрушение системы здравоохранения. Обострение демографических проблем Донбасса.
74. Майдан в Киеве в 2014-2015гг. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель) 2014 года. Требования населения Донбасса.
75. Провозглашение Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 497.