ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ФИЛОЛОГИИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор
_________________
«__»____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
направления подготовки:
36.03.02 Зоотехния
35.03.04 Агрономия
35.03.05 Садоводство
Квалификация выпускника: академический бакалавр
Специальность: 36.05.01 Ветеринария
Квалификация выпускника: ветеринарный врач
Рекомендована кафедрой
«Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»
Протокол №_1_ от 01.09.2017 г.
Макеевка - 2017 год
Рабочая программа дисциплины «История» для студентов направлений подготовки: 36.05.01 Ветеринария, 36.03.02 Зоотехния, 35.03.04 Агрономия,
35.03.05 Садоводство, специальности: 36.05.01 Ветеринария.
„__1_” __сентября____ 2017 года _24_ с.
Разработчик: кандидат исторических наук, доцент Соболевская Н.В.
Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры «Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»
Протокол № _1__ от “01_” 09______ 2017 года
Председатель ПМК ___________ (Соболевская Н.В.)
“_01” 09. 2017 года
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»
Протокол № ___1_ от “_01” 09. 2017 года
Заведующий кафедрой «Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»___________ (Губарь О.М.)
“01_” 09. 2017 года
ÓДОНАГРА, 2017 год
1. Общая информация о дисциплине
Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 3 | Нормативная дисциплина | |||
Направление подготовки: 36.03.02 – Зоотехния Специальность: 36.05.01 – Ветеринария | ||||
|
Семестр
Общее количество часов – 108
1-и
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения:
аудиторных – 3
самостоятельной работы студента – 3
квалификационный уровень:
академический бакалавр
специалист
36 ч.
Практические
18 ч.
Самостоятельная работа
54 ч.
Индивидуальные задания:
Вид контроля: экзамен
Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 3 | Нормативная дисциплина | |||
Направление подготовки: 35.03.04 – Агрономия 35.03.05 – Садоводство | ||||
|
Семестр | |||
Общее количество часов – 108 | 1-и | 1-и | ||
Лекции | ||||
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – 3 самостоятельной работы студента – 3 | квалификационный уровень: академический бакалавр | 30 ч. | 8 ч. | |
Практические | ||||
16 ч. | - | |||
Самостоятельная работа | ||||
62 ч. | 100 ч. | |||
Индивидуальные задания:
| ||||
Вид контроля: экзамен | ||||
Область применения дисциплины
Дисциплина «История» является дисциплиной общенаучного цикла и входит в перечень базовых дисциплин.
Дисциплина «История» базируется на компетенциях, приобретаемых в результате изучения истории в общеобразовательной школе и является основой для изучения дисциплин: «Философия», «Культурология». «Политология».
Целью дисциплины «История» является формирование у студентов системы знаний о основных закономерностей и особенностях исторического процесса с акцентом на изучение истории Донбасса; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; понимание гражданственности и патриотизма, как преданности своей Родине, воспитание нравственности и толерантности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи изучения дисциплины:
Ø - изучение движущих сил и закономерностей исторического процесса;
Ø - изучение и выявление закономерностей и тенденций развития человеческого общества в Донбассе;
Ø - изучение места человека в историческом процессе, политической организации общества;
Ø - способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
Ø - воспитание гражданина и патриота, гармонически развитой личности
Ø - .умение логически мыслить, вести научные дискуссии.
Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Для студентов направления подготовки: 35.03.04- Агрономия
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- готовностью изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-1);
Для студентов направления подготовки: 35.03.05- Садоводство
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- готовностью к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научно-технической информации в области садоводства (ПК-20);
Для студентов направления подготовки: 36.05.01- Ветеринария
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью и готовностью осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности (ПК-23);
-способностью и готовностью осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-25);
Для студентов направления подготовки: 36.03.02- Зоотехния
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью к организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений (ПК-13);
- готовностью к участию в проведении научных исследований, обработке и анализу результатов исследований (ПК-22).
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- тенденции и закономерности исторического процесса;
- место человека в историческом процессе и политической организации общества;
- основные этапы становления и развития человеческого общества на землях Донбасса в контексте исторического процесса в России;
- ключевые события истории Донбасса в контексте исторического процесса.
уметь:
- логически мыслить, осмысливать процессы, события и явления, происходившие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;
- пользоваться системными взглядами на мир и место человека в нем;
- руководствоваться принципами научной объективности, историзма;
- соотносить исторические процессы и отдельные факты;
- работать с учебной литературой и историческими источниками.
владеть:
- представлениями о ключевых событиях истории Донбасса, основанными на принципе историзма;
- навыками анализа исторических источников;
- приемами ведения дискуссии и полемики.
Содержание учебного материала
Тема 1.
Тема 2.
Восточная Европа и территория нашего края в VI – ХIII вв.
Подонцовье и Приазовье в зоне влияние тюркских и аланского государств. Образование Киевской Руси. Русь и Хазария. Печенеги, торки, половцы в восточноевропейских степях. Борьба Руси с набегами кочевников Х-ХІІ вв.
Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII – первая половина XIV вв.). Монголо-татарское нашествие. Битва на Калке. Образование Золотой Орды. Распад Золотой Орды и его последствия.
Проникновение русичей на земли Подонцовья в XIV в.
Тема 3 .
Тема 4.
Восточная Европа и Донецкий регион в преддверии нового времени (середина XVI - XVII вв.)
Казачество в борьбе с польской агрессией. Освободительная война украинского народа под предводительством Б.Хмельницкого. Массовое стихийное переселение украинского населения в российско-украинское пограничье – на Слобожанщину и в Подонцовье.
«Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Подонцовья. Основание монастыря. Поселения беглых и уходников в Подонцовье. Азовское сидение 1637-1642 гг. Взятие Азова (1696 г.). Выход России к Азовскому морю.
Создание Белгородской засечной черты. Ратные служилые государевы люди (однодворцы). Начало организации соляных промыслов на Торе и Бахмуте. Основание слободских городов. Административно-политическое и социальное устройство края. Формирование Изюмского полка. Основание городов Бахмута и Славянска. Увеличение зимовников запорожских казаков по рекам Волчья, Кальмиус, Кривой Торец, Крынка.
Тема 5.
Россия и наш край в новое время (XVIII в.)
Россия в эпоху Петра I. Первый исторический документ об открытии каменного угля в Донбассе - именной Указ Петра I от 7 декабря 1722 года. Экспедиция Г.Капустина.
Поселение сербов (1729 г.). Образование Кальмиусской паланки (1734 г.). Возвращение в состав России северного побережья Азовского моря (победа над турками, Белградский договор 1739 г.). Поселение сербов и хорватов (1751 г.) и образование Славяносербии. Разграничение земель Войска Донского и Запорожской Сечи (1746 год: по р. Кальмиус). Создание Новороссийской губернии (1765 год). Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.) и образование Азовской губернии и трансформация уездов губернии (1778 г.). Начало становлення Донецкого басейна как нового экономического района России (последняя четверть ХУШ века).Формирование земель Новороссии. Присоединение к Российской империи Северного Причерноморья, Крыма и Приазовья. Переселенческая политика Екатерины ІІ. Появление в Донецком регионе иностранцев-колонистов. Переселение греков в Приазовье. Хозяйственное освоение Донбасса. Возникновение новых городов.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Вопросы для обсуждения.
1. История как наука. Основные группы исторических источников (классификация)
2. Памятники древней эпохи в нашем крае.
3. Макеевка на археологической карте Донбасса..
Тема 2. Восточная Европа и территория нашего края в VI – ХIII вв.
Вопросы для обсуждения
1. Печенеги, торки, половцы в восточноевропейских степях
2. Предпосылки образования древнерусского государства
3..Общественный и государственный строй Древней Руси по письменным источникам .
4. Наш край в ордынский период.
Вопросы для обсуждения.
1. . Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV – XVI вв.).
2.Феномен казачества в условиях пограничья в Подонцовье и Приазовье. Общее и отличительное в формировании донского и запорожского казачества.
3. Создание сторожевой службы по Северскому Донцу. «Святые Горы».
Тема 4. Восточная Европа, Донецкий регион в преддверии Нового времени (середина ХVI- ХVII вв.).
Вопросы для обсуждения.
1. Царствование Алексея Михайловича.
2. Присоединение украинских земель к России.
3. Азовские походы русской армии и украинских казаков (1695-1696 гг.).
4. Основание городов Бахмута и Славянска.
Тема 5. Россия и наш край в XVIII в.
Вопросы для обсуждения.
1. Преобразования Петра I.
2. Разграничение земель Войска Донского и Запорожской Сечи (1746 год: по р. Кальмиус).
3. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.) и образование Азовской губернии и трансформация уездов в губернии (1778 г.).
4. Роль Российского государства в становлении Донецкого бассейна как нового экономического региона.
5. Формирование земель Новороссии.
Тема 6. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации ХIХ века.
Вопросы для обсуждения.
1. Отечественная война 1812 г.
2. Политика Николая I. Крымская война.
3. Промышленный переворот в Российской империи.
4. Реформы Александра II.
5. Донбасс во второй половине Х1Х века.
6. Деятельность Джона Юза в нашем крае.
7. Формирование многонационального рабочего класса. Положение рабочего класса.
Тема 7. Российская империя и Донбасс в начале ХХ вв.
Вопросы для обсуждения.
1.Развитие промышленности Донбасса в начале ХХ ст. Синдикаты: «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
2. Революция 1905-1907 гг.: и Донбасс.
3.Влияние столыпинской реформы на социально-экономическую жизнь России и Донецкого края.
Вопросы для обсуждения.
1. Февральская и Октябрьская революции в России и Донбасс.
2. Гражданская война в России. Донецко-Криворожская республика.
3. Донбасс в годы нэпа.
4. Образование СССР.
5. Индустриализация и коллективизация в Донбассе.
6. Тоталитарный режим в СССР. Политические репрессии в Донецком регионе.
Вопросы для обсуждения.
1.Вторая мировая война: причины и основные события.
2.Донбасс в планах нацистского руководства.
3.Наш край в годы Великой Отечественной войны.
4.Освобождение нашего края в 1943 г.
5.Макеевка 1941-1945 гг.
6.СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.).
Вопросы для обсуждения.
1. Противоречивость хрущевских преобразований.
2. Политика Л. И. Брежнева.
3. Горбачевская «перестройка» и распад СССР.
4. Наш край в 50-е – начале 90-х годов ХХ века.
Тема 11. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение ДНР и ЛНР. Вопросы для обсуждения.
1. Создание СНГ.
2. Роль Донецкого региона в общественно-политической жизни и социально-экономической жизни Украины в 1991-2014 гг.
3. Государственный переворот в Украине в 2014 г. Провозглашение ДНР и ЛНР.
4. Первые шаги ДНР на пути государственного строительства.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и семинарских занятиях, выработка навыков самостоятельного поиска дополнительных знаний в процессе подготовки к семинарским занятиям, модулей и является неотъемлемой составляющей процесса изучения учебной дисциплины.
В процессе самостоятельной работы студенты должны завладеть умениями и навыками:
ü организации самостоятельной учебной деятельности;
ü самостоятельной работы в библиотеке с каталогами;
ü работы с учебной, учебно-методической, научной, научно-популярной литературой;
ü конспектирование исторических и историографических источников;
ü работы со справочной литературой;
ü проработка статистической информации.
Следует отметить, что успешное усвоение материала практического задания нуждается в обстоятельной теоретической подготовке.
Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка творческого индивидуального задания. Индивидуальные занятия проводятся с целью повышения уровня подготовки и раскрытия творческих способностей студентов.
В частности, самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения состоит из самостоятельного изучения части программного материала за определенными темами (вопросами) и в установленных объемах часов.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Тема 1. Введение в курс. Восточная Европа в древности | 4/9 |
2 | Тема 2. Восточная Европа и территория нашего края в VI – ХIII вв. | 4/9 |
3 | Тема 3. Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии. Формирование централизованного Московского государства и усиление юго-западных рубежей (XIV – XVI вв.). | 4/6 |
4 | Тема 4. Восточная Европа, Донецкий регион в преддверии Нового времени (середина ХVI- ХVII вв.). | 6/8 |
5 | Россия и наш край в ХVIII в. | 4/7 |
6 | Тема 6. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации ХIХ века. | 6/8 |
7 | Тема 7. Российская империя и Донбасс в начале ХХв. | 4/7 |
8 | Тема 8. Россия, Донбасс в годы русских революций и гражданской войны. Донбасс на пути созидания (1917 – 1939 гг.). | 6/8 |
9 | Тема 9. Вторая мировая и Великая Отечественные войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1939-1953гг.). | 4/10 |
10 | Тема 10. От реформ к стагнации и краху СССР. Донбасс в 1953 – 1991 гг. | 8/8 |
11 | Тема 11. Донбасс в независимой Украине. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР. | 4/10 |
ИТОГО | 54/90 |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ ИСТОРИИ
Изучение семейного архива, подготовка своего “Дерева рода”
В старину у славянских народов было правило: каждый должен знать свой род до седьмого колена.
Научная генеалогия воссоздает схему родословной от предков. Мы, для удобства, начнем схему с себя.
7 колен родства:
1-е – Я
2-е – Отец и мать
3-е – Два дедушки и две бабушки
4-е – Четыре прадеда и 4 прабабушки
5-е – Восемь прапрадедов и восемь прапрабабушек
6-е – 16 пращуров и 16 пращурок
7-е – 32 прапращура и 32 прапращурки
Итак, на дереве рода 32 ветви материнской и 32 – отцовские. Итого – 64. Заметим, что в мифологии это число означает Вселенную.
Человека, который не знал своих предков, наши пращуры считали безродным.
В древности считалось, что люди, которые не знали своей родословной, не имели права на брак и семью, ибо отсутствие таких знаний обернется для них большой бедой.
Поэтому с детства родители, дедушки, бабушки рассказывали детям, внукам об их предках, изучали с ними “Дерево рода”.
Этапы создания Вашего “Дерева рода”:
- изучение фотографий и их отбор;
- изучение документов, которые хранятся родителями, дедушками, бабушками, родственниками;
- их анализ, сбор данных для формирования биографии;
- написание автобиографии и рассказов о себе (желательно в мемуарном жанре) на листах формата А-4;
- каждый рассказ о себе, как о родителях, и предках удостоверяется подписью, указывается кто писал;
- готовится схема “Дерева рода”;
- подготовленные материалы вкладываются в файлы и папки;
- добавляются фотографии;
- собранные документы, грамоты, письма с фронта, и др. прилагаются к “Древу рода”.
Студент готовит письменный отчет о выполнении индивидуального задания, который сдается преподавателю. “Дерево рода” студента становится, как правило, основой семейного архива
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендованная литература
Основная
1. Заичкин, И. А. Русская история : популярный очерк IX-середины XVIII в. / И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев. – М. : Мысль, 2007. – 797с.
2. Морозов, С.Д. История России. XX век : учебное пособие / С.Д. Морозов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 510 с.
3. Колодяжный, Н. Сборник статей по краеведению. / Н.Колодяжный – Макеевка, 2005. – 382 с.
4. Корнилов, В. В. Донецко-Криворожская республика / В. В. Корнилов. – Харьков : Фолио, 2011. – 603с.
5. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. – М. : Мысль, 2008. – 616 с.
6. Степкин, В. П. История Донбасса в лицах / В. П. Степкин, С. В. Третьяков. – Донецк, 2012. – 452с.
7. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1690-1917). Книга 1. / Н. В.Хапланов. – Донецк, 2006. – 284 с.
8. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1917-1941). Книга 2. / Н. В.Хапланов, Е. Н. Хапланова. – Донецк : ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», – 2010. – 582 с.
9. Хапланов, Н. В. Макеевка. История города (1941-1989). Книга 3. / Н. В.Хапланов, Е. Н. Хапланова. – Донецк, – 2012. – 362 с.
Дополнительная:
1. Арсланов, Р. А. История России с древнейших времен до начала ХХІ века / Р. А. Арсланов – М.: Астрель, 2013. – 1019 с.
2. Зарипин, Р. В. История мира : иллюстрированный атлас / Р. В. Зарапин. – Москва: АСТ, 2016. – 255, [1] с.: ил. – (Лента времени).
3. Калюжный, Д. В. Забытая история Московии / Д. В. Калюжный – Москва: Академия, 2011. – 272 с.
4. Кацва, Л. А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Л. А. Кацва. Под науч. Ред. В. Р. Лещинера. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 848 с.
5. Кузнецов, И. Н. История Отечества в таблицах и схемах / И. Н. Кузнецов. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013. – 187с.
6. Тимофеев, А. С. История в таблицах и схемах. Издание 2-е. – СПб : ООО «Виктория плюс», 2013. – 112 с.
7. Трещеткина, И. Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб. : ООО «Виктория плюс», 2012. – 80с.
8. Фортунатов, В. В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2012. – 464с.: ил. –
9. Чубарьян, А. О. Всемирная история : В 6 т. / гл. ред. А. О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. Истории РАН. – М.: Наука. – 2011 – 898с.
Интернет-ресурсы
1. Донецкая народная республика. Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org
2. История и хронология Майдана 2013-2014гг. Режим доступа: konnekt.com.ua›forum/thread40.html
3. Луганская народная республика. Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org
4. Сайт городского головы Донецка. Режим доступа: http://yandex.ua/=4.43480949262376
5. Создание ДНР и ее борьба за независимость. Режим доступа: novorossik.ru›novorossia/sozdanie-dnr…ee-borba-za
6. Подвиг народа 1941-1945гг. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=34084690&tab=navDetailDocument
Контрольные вопросы для проверки усвоения курса
1.История как наука.
2. Предмет и задачи курса истории в вузе.
3. Исторические источники: их классификация.
4. Вспомогательные исторические науки.
5. Первобытные люди на территории современного Донбасса. Амвросиевское костище. Неолитическая революция. Мариупольский могильник. Древнеямная, катакомбная, срубная археологические культуры .
6..Кочевые народы на территории региона(киммерийцы, скифы, сарматы).
7.Античная цивилизация Северного Причерноморья (Херсонес, Ольвия, Боспорское царство).
8. Происхождение славянских народов (венеды, анты, склавины).
9.Расселение восточных славян . «Повесть временных лет» о племенных союзах восточных славян.
8.Образование Киевской Руси. Становление государственности (княжения Олега и Игоря.)
9. Киевская Русь. Становление государственности (княжения Ольги, Святослава).
10.Киевская Русь в период расцвета ( Владимир Великий).
11.Крещение Руси.
12.Киевская Русь в период расцвета (Ярослав Мудрый).
13. Письменные источники по истории Киевской Руси.
14.Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (Русь и Хазарский каганат).
15. Русь и печенеги, торки, половцы.
16.Хан Батый и Русь, Золотая Орда.
17. Формирование Московского государства. Святогорская и Бахмутская сторожи.
18. «Святые горы»- первое постоянное поселение на территории Донецкого края.
19. Формирование казачества. Создание Запорожской Сечи.
Д. Вишневецкий. Реестровое казачье войско.
20. Усиление положения казачества. Гетман П. Сагайдачный.
21. Причини, характер и движущие силы Освободительной войны середины XVII в. Б.Хмельницкий.
22. Переяславская Рада. Мартовские статьи 1654г. Вхождение Войска Запорожского с городами и местечками в Московию.
23 Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией. Азовское сидение 1637-1642 гг Взятие Азова (1696 г.). Выход России к Азовскому морю.
24. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в. Создание Белгородской засечной черты. Начало организации соляных промыслов на Торе и Бахмуте. Основание слободских городов. Формирование Изюмского полка.
25. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в Основание городов Бахмута и Тора(Славянска).
26. Петр I и его время. Открытие залежей угля в крае.
27. Донецкий регион в новое время (XVIII в.) Образование Кальмиусской паланки . Возвращение в состав России северного побережья Азовского моря (победа над турками, Белградский договор ). Поселение сербов и хорватов (и образование Славяносербии.
28. Административно-территориальное разграничение региона.
Разграничение земель Войска Донского и Запорожской Сечи. Создание Новороссийской губернии .
29.Ликвидация Запорожской Сечи, образование Азовской губернии и трансформация уездов губернии (1778 г.).
30. Присоединение к Российской империи Северного Причерноморья, Крыма и Приазовья.Переселение греков в Приазовье.
31. Переселенческая политика Екатерины ІІ. Появление в Донецком регионе иностранцев-колонистов. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения края.
32. Ограничение Украинской автономии в конце XVIII ст. Ликвидация Запорожской Сечи 1775 г. и казацкой автономии.
33. Пореформенная эпоха (вторая половина ХІХ в.).Освобождение помещичьих и других категорий крестьян от крепостной зависимости. Промышленный переворот.
34. Буржуазные реформы 60-70-х годов в России.
35.Джон Юз.
36.Развитие тяжелой промышленности, строительство железных дорог. Роль иностранного капитала (1861-1900 гг.) в освоении Донбасса.
37.Формирование рабочего класса Донбасса и его положение (вторая половина XIX ст.).
38. Донбасс в начале XX века (1900-1914 гг.).
39. Донбасс в 1905 году.
40. Первая мировая война и ее влияние на Донецкий регион. (1914-1918 гг.).
41. Свержение самодержавия в России. Развитие революции в Донбассе (1917-1920 гг.).
42. Приход большевиков к власти в Донбассе (25-26 октября 1917 гг.). Провозглашение советской власти в Донбассе.
43. Донбасс в годы гражданской войне: Красная гвардия (Армия) в борьбе с украинскими государственными образованиями (УНР , Павла Скоропадского и Директорией) и «белым» движением за власть Советов;
44.Н.И.Махно и влияние махновского движения .
45.Возникновение Донецко-Криворожской Советской Республики и ее влияние на строительство Украинской рабоче-крестьянской республики. Поддержка большевистской России.
46. Установление власти Директории. С. Петлюра.
47. Введение новой экономической политики в Донбассе. (1921-1928 гг.).
48. Образование СССР.
49. Переход к плановой экономике. Донецкий регион в годы первых «пятилеток»: завоевания и просчеты. Итоги индустриализации региона.
50. Переход к ускоренной коллективизации. Голод 1932-1933 годов. Трагедия села 1932-1933 годов
51. Осуществление политики «украинизации» в Донбассе..Политические репрессии 30-х гг. в Донецком регионе.
52. А.Стаханов. Стахановское движение в Донбассе.
53. Переход к ускоренной коллективизации. Голод 1932-1933 годов. Массовые репрессии и их жертвы.
54. Донбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Мобилизация людских, материальных и духовных сил населения Донбасса для отпора врага.
55. Макеевка в 1941-1945гг.
56. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои Красной Армии на подступах к Донбассу. Эвакуация на восток специалистов, материальных и культурных ценностей региона.
57. Оккупационный режим немецко-фашистских захватчиков. Расчленение Украины.
58. «Новый режим» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.
59. Борьба советских партизан и подпольщиков с оккупантами. «Молодая гвардия». Деятельность украинских националистов в Донбассе и крах их планов.
60. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. 61. Великая Отечественная война в 1944-1945гг.
62. Начало восстановления разрушенного Великой Отечественной войной народного хозяйства региона (1943-1945гг.)
63. Помощь советских республик Донбассу. Успехи в восстановлении промышленного потенциала края в 1945-1950гг.).
64. Трудности восстановления колхозного села региона. Голод 1946-1947 годов в Донбассе.
65. Хрущевская «оттепель» и Донбасс.
66. Ускорение научно-технического прогресса (вторая половина 1950-х – начало 1960-х годов). Создание экономического административного района и Донецкого совнархоза.
67. Проявление застойных явлений в промышленном производстве Донбасса (вторая половина 1970-х – первая половина 1980-х годов).
68. Попытки перейти от плановой к рыночной экономике в годы «перестройки» (1985-1991 гг.). Экономический кризис.
69. Общественно-политическая жизнь в Донбассе. Проявления хрущевской «оттепели».
70. Шестидесятники и диссиденты.
71. Рост общественно-политической активности в годы «перестройки»: подъём рабочего и профсоюзного движения, начало возрождения многопартийности. Возрождение культуры национальных меньшинств.
72. Донбасс в независимой Украине (1991 год – начало ХХІ в.). Резкое падение уровня жизни населения региона. Увеличение безработицы. Углубление социального расслоения общества в начале XXI века.
73. Донбасс в независимой Украине (1991 год – начало ХХІ в.). Низкий уровень государственной социальной защиты. Разрушение системы здравоохранения. Обострение демографических проблем Донбасса.
74. Майдан в Киеве в 2014-2015гг. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель) 2014 года. Требования населения Донбасса.
75. Провозглашение Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
По шкале ECTS
По государственной шкале
Определение
зачтено
«Хорошо» (4)
«Удовлетворительно»
(3)
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института.
Для обеспечения дисциплины необходимы:
1. Учебные пособия
2. Презентации лекций
3 Компьютерные демонстрации
4. Мультимедийное оборудование.
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ФИЛОЛОГИИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор
_________________
«__»____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
направления подготовки:
36.03.02 Зоотехния
35.03.04 Агрономия
35.03.05 Садоводство
Квалификация выпускника: академический бакалавр
Специальность: 36.05.01 Ветеринария
Квалификация выпускника: ветеринарный врач
Рекомендована кафедрой
«Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»
Протокол №_1_ от 01.09.2017 г.
Макеевка - 2017 год
Рабочая программа дисциплины «История» для студентов направлений подготовки: 36.05.01 Ветеринария, 36.03.02 Зоотехния, 35.03.04 Агрономия,
35.03.05 Садоводство, специальности: 36.05.01 Ветеринария.
„__1_” __сентября____ 2017 года _24_ с.
Разработчик: кандидат исторических наук, доцент Соболевская Н.В.
Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры «Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»
Протокол № _1__ от “01_” 09______ 2017 года
Председатель ПМК ___________ (Соболевская Н.В.)
“_01” 09. 2017 года
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»
Протокол № ___1_ от “_01” 09. 2017 года
Заведующий кафедрой «Гуманитарных, социально-политических дисциплин и филологии»___________ (Губарь О.М.)
“01_” 09. 2017 года
ÓДОНАГРА, 2017 год
1. Общая информация о дисциплине
Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 3 | Нормативная дисциплина | |||
Направление подготовки: 36.03.02 – Зоотехния Специальность: 36.05.01 – Ветеринария | ||||
|
Семестр
Общее количество часов – 108
1-и
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения:
аудиторных – 3
самостоятельной работы студента – 3
квалификационный уровень:
академический бакалавр
специалист
36 ч.
Практические
18 ч.
Самостоятельная работа
54 ч.
Индивидуальные задания:
Вид контроля: экзамен
Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 3 | Нормативная дисциплина | |||
Направление подготовки: 35.03.04 – Агрономия 35.03.05 – Садоводство | ||||
|
Семестр | |||
Общее количество часов – 108 | 1-и | 1-и | ||
Лекции | ||||
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – 3 самостоятельной работы студента – 3 | квалификационный уровень: академический бакалавр | 30 ч. | 8 ч. | |
Практические | ||||
16 ч. | - | |||
Самостоятельная работа | ||||
62 ч. | 100 ч. | |||
Индивидуальные задания:
| ||||
Вид контроля: экзамен | ||||
Область применения дисциплины
Дисциплина «История» является дисциплиной общенаучного цикла и входит в перечень базовых дисциплин.
Дисциплина «История» базируется на компетенциях, приобретаемых в результате изучения истории в общеобразовательной школе и является основой для изучения дисциплин: «Философия», «Культурология». «Политология».
Целью дисциплины «История» является формирование у студентов системы знаний о основных закономерностей и особенностях исторического процесса с акцентом на изучение истории Донбасса; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; понимание гражданственности и патриотизма, как преданности своей Родине, воспитание нравственности и толерантности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи изучения дисциплины:
Ø - изучение движущих сил и закономерностей исторического процесса;
Ø - изучение и выявление закономерностей и тенденций развития человеческого общества в Донбассе;
Ø - изучение места человека в историческом процессе, политической организации общества;
Ø - способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
Ø - воспитание гражданина и патриота, гармонически развитой личности
Ø - .умение логически мыслить, вести научные дискуссии.
Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Для студентов направления подготовки: 35.03.04- Агрономия
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- готовностью изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-1);
Для студентов направления подготовки: 35.03.05- Садоводство
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- готовностью к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научно-технической информации в области садоводства (ПК-20);
Для студентов направления подготовки: 36.05.01- Ветеринария
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью и готовностью осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности (ПК-23);
-способностью и готовностью осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-25);
Для студентов направления подготовки: 36.03.02- Зоотехния
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью к организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений (ПК-13);
- готовностью к участию в проведении научных исследований, обработке и анализу результатов исследований (ПК-22).
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- тенденции и закономерности исторического процесса;
- место человека в историческом процессе и политической организации общества;
- основные этапы становления и развития человеческого общества на землях Донбасса в контексте исторического процесса в России;
- ключевые события истории Донбасса в контексте исторического процесса.
уметь:
- логически мыслить, осмысливать процессы, события и явления, происходившие в родном крае и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;
- пользоваться системными взглядами на мир и место человека в нем;
- руководствоваться принципами научной объективности, историзма;
- соотносить исторические процессы и отдельные факты;
- работать с учебной литературой и историческими источниками.
владеть:
- представлениями о ключевых событиях истории Донбасса, основанными на принципе историзма;
- навыками анализа исторических источников;
- приемами ведения дискуссии и полемики.
Содержание учебного материала
Дата: 2018-11-18, просмотров: 274.