Общая трудоемкость (час. / з.е.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.2 « История политики »

по направлению подготовки

41.04.04 «Политология»

Программа «Политические институты и процессы»

Магистр

квалификация

очная, заочная формы обучения

 

Ростов-на-Дону, 2016 г.


Автор – составитель:

д.п.н., профессор кафедры

политологии и этнополитики,

профессор                                                                       ________________ Кузина С.И.

 

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой

Политологии и этнополитики

 

Протокол от «___» ____________ 201___ г. №____

 

 

Заведующий кафедрой

Политологии и этнополитики

профессор                                                                       ________________Понеделков А.В.

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи дисциплины (модул.я)…………………………………………………...…4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)…………………………..4

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………………….……..5

4. Объем дисциплины (модуля)……………………………………………………………….5

5. Содержание и структура дисциплины (модуля)…………………………………………..6

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………..….15

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……...22

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)……23

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………32

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)………42

 

 


1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

 

Цель изучения дисциплины «История политики» состоит в ознакомлении студентов с проблематикой, основными понятиями и стилем политологического мышления, что является фундаментом всей их дальнейшей профессиональной подготовки.

 

Задачи изучения дисциплины:

– во введении в общую проблематику политологического мышления;

– в выработке представлений о научном подходе в изучении истории политики;

– в обозрении основных подходов и ориентаций в политологической теории и практике;

– в формировании представлений о сферах и областях деятельности политиков.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-8.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

ОПК-1

владение специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук

 

Знать З1 – теоретические основы политических наук
Уметь У1 - демонстрировать знания теоретических и прикладных дисциплин в области политических наук
Владеть В1 - навыками демонстрирования знаний теоретических и прикладных дисциплин политической науки.

ОПК-2

владение общенаучной и политологической терминологией, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

 

Знать З1 – основную научную терминологию в области общественных и политических наук
Уметь У1 – работать с библиографическими источниками; У2 – проводить смысловой анализ научных текстов
Владеть В1 – навыками самостоятельной оценки и осмысления информации общественно-политического характера

ОПК-8

способность давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом

 

Знать З1 – методологию политологического исследования
Уметь У1 – самостоятельно применять профессиональные знания к различным областям деятельности политолога;  У2 - применять методы изучения политики в различных социокультурных и социальных условиях.
Владеть В1 - способностью профессионально и квалифицированно анализировать современные явления и процессы, прогнозировать перспективы развития политической системы

 

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

Дисциплина Б.1.Б.2 «История политики» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению подготовки 41.04.04 «Политология», профиль «Политические институты и процессы».

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре для очной и заочной форм обучения.

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Политология», «История политических учений», «История» и др.

Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению «Политология». Дисциплина формирует знания необходимые для изучения таких дисциплин как Б1.В.ОД.2 «Современные проблемы истории и теории политической науки» (1 курс 2 семестр – очная и заочная формы обучения), Б1.В1.ДВ2 «Мировая политика: факторы и процессы» (1 курс 1 семестр – очная и заочная форма обучения), Б1.В1.ДВ.5 «Политическая интеграция в современном мире» (2 курс 3 семестр – очная форма обучения, 2 курс 2 семестр – заочная форма обучения).

 

4. Объем дисциплины (модуля)

Для изучения дисциплины предусмотрено 3 з.е. (108 часов). На контактную работу с преподавателем отведено 36 академических часов для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 26 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. На самостоятельную работу выделено 36 академических часов для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 73 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

 

Таблица 2

Объем дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий и самостоятельная работа

Объем дисциплины (модуля), час


Всего

Семестр (триместр), курс*

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Очная форма обучения

Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: 36 36 лекционного типа (Л) 6 6                       лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                           практического (семинарского) типа (ПЗ) 30 30                       контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                           Самостоятельная работа обучающихся (СР) 36 36

Промежуточная аттестация

форма экз. час. 36

Заочная форма обучения

Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: 26 26 лекционного типа (Л) 4 4                       лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                           практического (семинарского) типа (ПЗ) 22 22                       контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                           Самостоятельная работа обучающихся (СР) 73 73

Промежуточная аттестация

форма экз. час. 9

Всего

Очная форма обучения

Тема 1 Основы истории политики 10 2   4   4 реферат, доклад,

Тема 2 Политические учения, концепции и доктрины в истории политической мысли 10 2   4   4 опрос, эссе

Тема 3 Категории, понятия и термины истории политики 8 2   2   4 тестирование, реферат, эссе

Тема 4 Тенденции и закономерности в истории политики 10 -   4   6 тестирование, эссе

Тема 5 Методы исследования истории политики 10 -   4   6 опрос, реферат

Тема 6 Субъекты истории политики. Ресурсы, формы и методы деятельности 8 -   4   4 тестирование, реферат, эссе

Тема 7 Алгоритмы развития локальных, национальных, региональных и глобальных политических процессов в истории политики 8 -   4   4 реферат, эссе. доклад

Тема 8 Становление и развитие локальных, национальных, региональных и глобальных политических систем 8 -   4   4 реферат, эссе. доклад

Заочная форма обучения

    6 Тема 1 Основы истории политики 34 2   2   9 реферат, доклад,

Тема 2 Политические учения, концепции и доктрины в истории политической мысли 34 -   2   8 опрос, эссе

Тема 3 Категории, понятия и термины истории политики 38 2   2   8 тестирование, реферат, эссе

Тема 4 Тенденции и закономерности в истории политики 38 -   2   8 тестирование, эссе

Тема 5 Методы исследования истории политики 36 -   2   10 опрос, реферат

Тема 6 Субъекты истории политики. Ресурсы, формы и методы деятельности   -   4   10 тестирование, реферат, эссе

Тема 7 Алгоритмы развития локальных, национальных, региональных и глобальных политических процессов в истории политики   -   4   10 реферат, эссе. доклад

Тема 8 Становление и развитие локальных, национальных, региональных и глобальных политических систем   -   4   10 реферат, эссе. доклад

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине (модулю)

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Основы истории политики

1. Методологические основы исследования роли политического фактора в истории народов и стран.

2. Объект истории политики. История человечества как объект курса истории политики.

3. Предмет истории политики.

4. Критерий научного подхода к анализу истории политики.

 

Тема 2. Политические учения, концепции и доктрины в истории политической мысли

1. Исторические этапы научных исследований и практических представлений о политике: антропоцентрический, гражданский, массовый и структурно-функциональный.

2. Основные центры политической мысли антропоцентрического этапа в Египте, Индии, Китае, Греции, Риме, в странах Халифата.

3. Формирование научных политологических школ и исследовательских направлений.

4. Структурно-функциональный этап политической мысли. Приоритет исследованию отношений, которые регулируются международными правилами и нормами.

5. Постоянные политические проблемы в истории общественной мысли.

 

Тема 3. Категории, понятия и термины истории политики

1. Принципы систематизации и классификации категорий и понятий истории политики.

2. Фундаментальные понятия курса истории политики: «мировая политика»; «история политики»; «властные отношения в истории политики»; «субъекты истории политики»; «политические отношения в истории политики»; «тенденции, закономерности и законы в истории политики» и др.

3. Основные категории субъектов истории политики (политические акторы): личность, группа, движение, партия, государство, международные организации.

4. Категории и понятия индивидуального, группового и массового сознания в истории политики.

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Основы истории политики

1. Методологические основы исследования роли политического фактора в истории народов и стран.

2. Объект истории политики. История человечества как объект курса истории политики.

3. Предмет истории политики.

4. Критерий научного подхода к анализу истории политики.

 

Тема 2. Политические учения, концепции и доктрины в истории политической мысли

1. Исторические этапы научных исследований и практических представлений о политике: антропоцентрический, гражданский, массовый и структурно-функциональный.

2. Основные центры политической мысли антропоцентрического этапа в Египте, Индии, Китае, Греции, Риме, в странах Халифата.

3. Формирование научных политологических школ и исследовательских направлений.

4. Структурно-функциональный этап политической мысли. Приоритет исследованию отношений, которые регулируются международными правилами и нормами.

5. Постоянные политические проблемы в истории общественной мысли.

 

Тема 3.  Категории, понятия и термины истории политики

1. Принципы систематизации и классификации категорий и понятий истории политики.

2. Фундаментальные понятия курса истории политики: «мировая политика»; «история политики»; «властные отношения в истории политики»; «субъекты истории политики»; «политические отношения в истории политики»; «тенденции, закономерности и законы в истории политики» и др.

3. Основные категории субъектов истории политики (политические акторы): личность, группа, движение, партия, государство, международные организации.

4. Категории и понятия индивидуального, группового и массового сознания в истории политики.

 

Тема 4.  Тенденции и закономерности в истории политики

1. Тенденции истории политики.

2.  Трансформация парных тенденций истории политики: глобализации и локализации; интернационализации и сепаратизма; интеграции и дезинтеграции; конвергенции и изоляционизма; унитаризма и федерализации; параллелизма и пересечения истории развития народов и стран и других.

3. Закономерностей истории политики.

 

Тема 5. Методы исследования истории политики

1. Классификация методов исследования истории политики.

2. Методологическая группа: анализ и синтез; индукция и дедукция; восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза и ряд других методов исследования истории политики.

3. Группа сравнительных методов в истории политики.

4. Прикладная группа методов: моделирование; кибернетическое моделирование; теория групп; политическая коммуникация; теория игр; методы принятия решений; формальные игровые модели и другие методы исследования истории политики.

 

Тема 6. Субъекты истории политики. Ресурсы, формы и методы деятельности

1. Глобальная, региональная, национальная и локальная классификация властных субъектов истории политики.

2. Место государства и его институтов в историческом развитии политической системы общества.

3.  Особенности, структура и основные направления деятельности гражданского общества, основные субъекты гражданского общества в истории политики.

4. Исторические этапы политического становления личности как основного субъекта истории политики:

5. Типология и функции политических лидеров.

6. Политическая партия как основной субъект истории политики.

7. Исторические формы партийных систем, их классификация.

 

Тема 7. Алгоритмы развития локальных, национальных, региональных и глобальных политических процессов в истории политики

1. Классификация политических процессов в истории политики.

2. История политических процессов как целостная система циклического полицентрического развития пространственно-временных структур.

3. Исторические циклы мирового политического процесса: локальный, национальный, региональный и глобальный.

 

Тема 8. Становление и развитие локальных, национальных, региональных и глобальных политических систем

1. Определение политической системы. Политическая система общества в истории политики.

2. Диалектическая взаимосвязь политических систем и политических процессов в истории политики. Уровни политических систем, их развитие во времени и пространстве.

3. Геополитический период развития мировой истории.

 

Примерные темы для написания рефератов, докладов, эссе

1. "Стрела времени" Эддингтона в исследовании источников развития политических систем.

2. Исторические циклы мирового политического процесса: локальный,национальный, региональный и глобальный.

3. Базисные, субъектные, институциональные, функциональные, инструментальные, ценностные и другие категории истории политики.

4. Влияние науки, искусства и литературы на политические процессы.

5. Внутренние и внешние источники развития политических процессов в истории политики.

6. Всеобщие, целевые, функциональные, спонтанные и организованные политические процессы в истории политики.

7. Группа категорий, понятий и терминов политической культуры в истории политики.

8. Диалектическая взаимосвязь политических систем и политическихпроцессов в истории политики.

9. Закономерности истории политики, возникшие на основе статистических, динамических и других законов системы.

10. Закономерности, возникшие на основе систематизации, интернационализации, интеграции, конвергенции, глобализации и ряда других тенденций истории политики.

11. Иерархизация геополитических систем, выделение лидера, ядра, полупериферии и периферии.

12. Использование методов функционализма, структурализма, структурно-функционального анализа, политического реализма, номинализма, нормативного метода, наднационального метода, исторического метода, семиотического метода, системного подхода, методов других научных школ и направлений в исследовании истории политики.

13. Исторические типы гражданского общества. Структура гражданского общества.

14. Исторические формы властных субъектов истории политики, формы их взаимодействия.

15. Исторические формы властных субъектов истории политики, формы их взаимодействия.

16. Исторические формы государственной политической системы: абсолютная, дуалистическая и конституционная монархии; президентская, полупрезидентская и парламентская республики; демократический, тоталитарный и авторитарный политические режимы; унитарные, федеративные и конфедеративные, а также административные, правовые и социальные исторические формы политической системы государства.

17. Исторические этапы фрагментации и интеграции локальных, национальных и региональных пространственных политических структур. Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева.

18. Категории трёх основных направлений властных отношений в истории политики.

19. Легитимные и нелегитимные легальные, полулегальные и нелегальные организованные политические группы как основные субъекты истории политики. Социальные слои, классы, этносы, диаспоры и их организации как субъекты истории политики.

20. Методология глобальной хронологии Скалигера, Петавиуса,Ньютона, Н.А. Морозова, А.Т. Фоменко в истории политики.

21. Методы причинных связей Ф. Бэкона, Дж. - С. Милля в изучении истории политики. Дедукция, аналогия, гипотеза и другие средства выявления причинных связей, тенденций и закономерностей истории политики.

22. Механизмы взаимосвязи власти и общественных организаций и структур в истории политики.

23. Объективные и субъективные предпосылки возникновения глобальной политической системы.

24. Объективные и субъективные предпосылки возникновенияглобальной политической системы.

25. Основы формирования и результаты колониальной политики.

26. Политическое единство и соперничество светской и духовной власти.

27. Развитие концепций политических прав и свобод.

28. Связь исторических этапов понимания политики с развитием реальных событий в истории политики.

29. Систематизация политических учений и представлений.

30. Совершенствование форм и методов политического правления.

31. Спонтанная и упорядоченная политическая деятельность как категории и понятия истории политики.

32. Тенденции иерархизации субъектов истории политики; постоянного увеличения числа и повышения значимости международных организаций, структур, политических движений и объединений.

33.  Теоретическая и практическая борьба за демократизацию общественных отношений.

34. Теоретическое обоснование и идеологическое обеспечение борьбы за лидерство в мировой политической системе.

35. Цикличность развития политических систем (Моделски, Тэйлор).

Примеры тестовых заданий

1). Работа под названием «Политика» принадлежит мыслителю античности.

а). Полибию б). Аристотелю в). Платону г). Цицерону.

 

2) М. Вебер настаивал на том, что политическое познание, также как и естественные науки, должно ___________ .

а). Использовать только один метод

б). Быть свободно от субъективных оценок

в). Быть логически непротиворечивым

г). Строится на основе личных наблюдений.

 

3). Стремление к решительным действиям в политике является сущностным признаком …

а). Прагматизма б). Радикализма в). Анархизма г). Марксизма.

 

4). Историческая миссия России, по В. Соловьеву, заключается в …

Варианты ответов.

Возможность, минуя фазу капитализма, перейти прямо к социализму

Объединение европейских стран и образование вселенского светского государства

Романтическом бунте против тусклой действительности, упоения внешними благами

Духовным объединением христианских стран и образование вселенского теократического государства.

 

5). Из Международных организаций является универсальной …

а). ООН б). ЕС в). АССЕАН г). ОАГ.

 

6). Конфедерация – это союз ….

а). Относительно независимых в политическом и экономическом плане территориальных единиц

б). Несамостоятельных территориальных образований контролируемых из центра 

в). Независимых международных образований, созданных для достижения определенных целей

г). Независимых территориальных образований, созданных для достижения определенных целей.

 

7). В основе противоборства конфликтующих сторон в политике лежит …

а). Объективные противоречия в отношении господства и подчинения

б). Только субъективные противоречия участников политического процесса

в). Эмоции, чувства, возникающие между субъектами политики

г). Социальные противоречия между бедностью и богатством .

 

8). Функция политологии, способствующая выработке определенного видения политической действительности – это …

а). Регулятивная б). Методологическая в). Мировоззренческая 

г). Теоретико-позновательская. 

 

9). Знание структуры политического знания позволяет …

а). Судить о взаимодействии политического и экономического 

б). Имеет целостное представление о концептуальной логике её познания

в). Владеть технологией управления и всеми социальными явлениями

г). Иметь качества, необходимые политическому лидеру .

 

10). Могут быть субъектами принимающими политические решения….

а). Только граждане б). Только члены общественных организаций

в). Только органы государственной власти г). Все наделенные правом голоса.

 

11). Поводом к обострению напряженности в российско–американских отношениях в 2003 г. стало …

а). Операции США и стран НАТО в Афганистане

б). Война с Ираком

в). Война с Югославией г). Поддержка чеченских сепаратистов.

 

12). На протяжении ХХ века. не подвергалась американским бомбардировкам ….

а). Турция б). Германия в). Корея г). Япония.

 

13). Автором работы «Категории системного анализа политики» является ….

а). Д. Истон б). Г. Алмонд в). П. Сорокин г). С. Роккан

 

14). М. Вебер настаивал на том, что политическое познание, также как и естественные науки, должно ___________ .

а). Использовать только один метод

б). Быть свободно от субъективных оценок

в). Быть логически непротиворечивым

г). Строится на основе личных наблюдений

 

 

15). Одним из первых предложил использовать сравнительный метод в политической науке в своей книге «Сравнительная политика и единство истории» (1973) ….

а). С. Верба б). Э. Фримен в). Т. Алмонд г). Р. Арон

 

16). К технологиям социально-политической экспертизы относят метод …

а). Диалектический б). «Дельфи» в). Системный

г). Структурно- функциональный.

 

17). Объектом исследования при бихевиоралистском подходе выступает (-ют) …

а). Институциональные образования политической сферы общества  

б). Непосредственное наблюдаемое политическое поведение людей

в). Процессы политической коммуникации

г). Совокупность социальных факторов, детерминирующих политические процессы

 

18). Подход, который подразумевает существование системы действий, которые могут анализироваться с точки зрения внутренней интеграции, сохранения структур, определяющих и контролирующих систему, приспособления к общим условиям внешней среды, называют ….

а). Представительным б). Проблемным

в). Институциональным г). Системным

 

19). Рассмотреть зависимость политики от социальных факторов, социальной структуры, культуры и т.д. – можно с помощью ____________ метода политологии.

а). Социологического б). Институционального в) Психологического

г). Сравнительного

 

20). К социологическим методам исследования в политологии не относятся ….

а). Анкетирование б). Опрос в). Мониторинг г). Исторический анализ

 

21). В прикладной политологии наибольшие применение находят _______ методы исследования.

а). Эмпирические б). Общелогические в). Общенаучные г). Теоретические

 

22). Процедура проведения экспертного совещания по актуальной политической проблеме, в соответствии со специальными правилами организации обсуждения и обобщения результатов, - это ….

а). Статистический анализ б). Ранжирование

в). Ситуационный анализ г). Контент – анализ

 

23). Из нижеперечисленных методов не относится к так называемым общим методам исследования политических процессов метод______

1) системный 2) абстрагирования 3) социологический 4) функциональный.

 

 

Примерные вопросы для проведения опроса

1. Влияние науки, искусства и литературы на политические процессы.

2. Группа категорий, понятий и терминов политической культуры в истории политики.

3.  Закономерности истории политики.

4. Категории и понятия индивидуального, группового и массового сознания в истории политики.

5. Категории трёх основных направлений властных отношений в истории политики.

6.  Критерий научного подхода к анализу истории политики.

7. Основные категории субъектов истории политики (политические акторы): личность, группа, движение, партия, государство, международные организации.

8. Основы формирования и результаты колониальной политики.

9. Отличительные особенности и специфика исследования истории политики.

10. Политическое единство и соперничество светской и духовной власти.

11. Постоянные политические проблемы в истории общественной мысли.

12. Предмет истории политики.

13. Развитие концепций политических прав и свобод.

14. систематизация политических учений и представлений.

15. Совершенствование форм и методов политического правления.

16.  Тематическая грань между историей политики и другими научными дисциплинами.

17. Тенденции истории политики.

18.  Теоретические направления исследования политического фактора в истории: системное, структурное, центр-периферийное, государственное, локализационное (урбанистическое) и другие.

19. Формы проявления законов диалектики как закономерностей истории политики.

 

Примерные темы курсовых работ

1. Роль политики в общественном развитии

2. Государство и власть как основополагающие категории политики

3. Субъекты и объекты политических отношений

4. Личность как субъект политики

5. Соотношение целей и средств в политике

6. Государственная молодежная политика в России: исторические аспекты

7. Взаимоотношение морали и политики

8. Взаимоотношение политики и экономики

9. Политические технологии в современном мире: генезис и динамика

10. Группы и групповые интересы в политике: история появления и развития

11. Учение о политике: философские основания

12. Взаимосвязь политики, морали, права и религии: ретроспективный анализ

13. Взаимосвязь идеологии и политики

14. Публичная политика в современной России

15. История национальной политики в России

16. Особенности международных политических процессов

17. История политики и патерналистское учение Конфуция

18. Идеальное государство Платона

19. «Осевое время» Карла Ясперса

20. Концепция государства и власти Н.Макиавелли

21. Либеральные учения Т.Гоббса и Дж.Локка

22. «Дух законов» Ш.Л.Монтескье

23. Политический радикализм Ж.-Ж.Руссо

24. Политические концепции Т.Джефферсона

25. Политический консерватизм. Э.Бёрк и Ж. де Местр

26. Позитивистская концепция общества и государства. О.Конт и Г.Спенсер

27. История развития социально-экономического направления политической мысли: К.Маркс, Э.Бернштейн, В.Ленин

28. Культурологическое направление. М.Вебер

29. Фашистская идеология и ее влияние на политическую историю

30. История русского либерализма

31. История русского политического консерватизма

32. История русского радикализма

33. История русского анархизма

34. Становление геополитики: этапы и концепции

35. Развитие геополитики в России в начале XXI века

36. История и политика России в политической доктрине «Москва − Третий Рим»

37. История Евразийского движения

38. Геополитические последствия распада СССР для России

39. Мировая политика: основные черты

40. Вестфальская политическая система: основные черты, история развития, современное состояние

41. Международный терроризм: история, особенности, причины его активизации в современном мире

42. Циклы Кондратьева и их значение для прогнозирования мирового политического развития

43. Демократический транзит и его роль в российской истории политики рубежа XX-XXI  веков

44. Модернизационные процессы в истории российской политики

45. Процессы глобализации: подходы и теории

46. Революции в истории политики: научные подходы, типология революций

47. Политическая власть: роль, место, значение в истории политики

48. Процессы становления партий и партийной системы в России

49. Мировые идеологии и их роль в истории политики

50. Теория политической модернизации

Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовой работы

 

Структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая в свою очередь состоит из двух или трех глав, каждая глава может состоять из параграфов (параграфы могут отсутствовать), заключения и списка использованной литературы. Также могут быть приложения (они помещаются после списка литературы), если в этом есть необходимость, которые не входят в общий объем работы.

Объем курсовой работы – не менее 30 машинописных страниц (без приложений).

Введение по объему должно занимать 2 – 3 страницы. Во Введении обосновывается выбор темы, актуальность изучаемой проблемы. В нём необходимо показать суть проблемы и ее место в современных условиях в теории и практике государственного и муниципального управления.

Далее формулируется цель курсовой работы. Цель – это конечный результат работы.

Исходя из цели определяются задачи работы, то есть каким образом предполагается достигнуть поставленную цель. Обычно задачи перечисляются по пунктам, при их формулировании используются следующие слова: проанализировать, изучить, определить, выявить, установить взаимосвязь, сравнить и т.п. Грамотно сформулировать задачи крайне важно, так как их решение составляет содержание глав курсовой работы. Очень часто задачи перекликаются с названиями глав курсовой работы.

Во введении к курсовой работе следует описать объект, предмет и использованные методы исследования.

Объект курсовой работы – это то, что субъект исследования (то есть студент) будет рассматривать в своей работе.

Предмет курсовой работы – конкретные свойства объекта, которые будут рассматриваться в данной работе, детализация объекта исследования.

Степень изученности темы – насколько полно и в каком аспекте и кем данная тема изучена в научной литературе, учебниках и учебных пособиях. В работе перечисляются фамилии наиболее известных ученых, занимающихся разработкой данной темы. Если существуют различные подходы к изучаемой проблеме, то целесообразно сгруппировать авторов по приверженности их к той или иной точке зрения.

Далее указываются научно-исследовательские методы, которые использовались в процессе рассмотрения проблемы и описывается структура работы: количество глав и параграфов, присутствие или отсутствие приложений, что обусловлено поставленными целью и задачами работы.

Так как написание курсовой работы носит творческий характер, то на начальном этапе трудно точно представить будущую работу. Введение может перерабатываться несколько раз и от первоначальных формулировок может мало что остаться.

Основная часть работы состоит из глав и параграфов (последние могут отсутствовать). В ней дается всесторонний анализ изучаемой проблемы, последовательно раскрывается заявленная тема. Вся основная часть должна быть логически выстроена, все части связаны между собой, одна последовательно вытекать из другой. Любая научная работа – это единое целое, а не сумма составных частей.

Каждый параграф должен заканчиваться кратким выводом по существу изложенного материала. Выводы не должны подменяться сообщением о проделанной работе, такими как «рассмотрено», «изучено», «проанализировано» и т.п. В выводах не должно быть констатации очевидных вещей, «прописных истин».

Работу украсит использование местного материала в качестве самостоятельного параграфа работы или примера. Использование такого материала потребует от студента умения работать со статистическими данными, с информацией из периодических изданий, делать выводы о выявленных региональных особенностях рассматриваемой проблемы. Такой материал, при продолжении разработки данной проблематики на старших курсах позволит ее глубже раскрыть и использовать и в дипломном проекте.

В заключении формулируются выводы, полученные в результате рассмотрения поставленной проблемы. Они должны быть изложены логически стройно, последовательно и должны соотноситься с целью и задачами работы, поставленными и сформулированными во введении. Здесь же можно отразить возможные направления дальнейшего исследования этой проблемы.

По объему заключение курсовой работы должно быть 1,5–2,5 страницы.

Список используемой литературы[2] помещается в конце курсовой работы. Он содержит в себе весь перечень источников, использованных студентом в процессе написания работы.

При подборе литературы не надо увлекаться составлением чрезмерно большого списка. В нем должны быть только «рабочие» источники, то есть те, которые реально были использованы при написании курсовой работы. Как правило, чем длиннее список, тем больше вероятность того, что в данном списке много не очень нужных и важных для работы публикаций (а возможно и не использованных, а поставленных для количества). Список литературы курсовой работы должен включать в себя не более 15-20 «рабочих» источников, часть из которых должна принадлежать ученым ЮРИУ РАНХиГС, РАНХиГС как наиболее доступных и тематически выверенных работ.

Рекомендуется составлять единый список литературы к работе в целом. Список должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту названий.

Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке, согласно принципу верховенства Конституции РФ и федеральных законов: Конституция РФ, кодексы, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Правительства РФ, положения, приказы, письма федеральных министерств, служб, агентств и т.п. Затем идут нормативно-правовые акты субъектов Федерации: конституции (уставы) субъектов РФ, региональные законы, постановления, распоряжения главы субъекта и т.д. Затем идут местные правовые акты. Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

Далее в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг помещаются монографии, учебники, статьи в периодических изданиях.

Для монографий, учебников, учебных пособий предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные данные (место издания, издательство, год издания). Для периодических изданий – фамилия автора, инициалы; название статьи; название периодического издания; год; номер; страницы в периодическом издании, на которых размещается статья.

Приложения не являются обязательной частью курсовой работы и оформляются, если в них есть необходимость, после списка используемой литературы как продолжение работы, но в основной объем работы они не включаются. Приложение обычно имеет справочное значение и необходимо для более полного освещения рассматриваемой проблемы. В приложение могут выноситься какие-либо документы или выдержки из них, образцы бланков документов, статистические данные, оформленные в виде таблиц, диаграмм и т.п. Каждое приложение оформляется на отдельном листе. В правом верхнем углу прописными буквами пишется «ПРИЛОЖЕНИЕ 1», «ПРИЛОЖЕНИЕ 2» и т.д.

Приложения располагаются в порядке упоминания их в тексте.

В тексте курсовой работы указания на приложения могут содержаться в круглых скобках, например: (см. приложение 1), а могут оформляться сноской.

Приложения не должны быть слишком объемными, так как в курсовой работе, как правило, в этом нет реальной необходимости.

 

Главное требование к курсовой работе – она должна быть выполнена самостоятельно, свидетельствовать о глубоком знании студентом изучаемой темы, связанных с нею проблем, путей и методов их разрешения.

Студенту следует учитывать, что в Интернете имеется программа «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru), пользуясь которой научный руководитель, другие работники кафедры или сам студент могут определить, какой объем курсовой работы является полностью заимствованным.

Студент должен знать, что если заимствованный материал превышает 50% объема курсовой работы, преподаватель имеет полное право считать, что работа выполнена не самостоятельно и оценить ее на «неудовлетворительно».

Чтобы преподаватель, под руководством которого выполняется курсовая работа, имел возможность проверить ее на плагиат, курсовую работу следует сдавать на кафедру не только на бумажном, но и на электронном носителе (CD).

 

 

Список литературы

Основная:

1. Матвеев Р.Ф.Новейшие тенденции и направления современной политологии: Учебное пособие - ("Высшее образование. Бакалавриат. Магистратура") (Форум, НИЦ ИНФРА-М., 2016. 2. Нуреев Р.М.Россия: особенности институционального развития: Монография. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 3. Анохина С.Л., Нестеренко, Е.И., Петухова Н.Е. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учебное пособие - 3-е зд.,доп Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 4. Мегатренды: Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке. Учебник. Под ред. Шаклеиной Т.А., Байкова А.А. М.: Аспект-пресс, 2015. 5. Основы политологии: учебное пособие / А.В. Понеделков [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. 6. Сморгунов Л.В. Политические сети: Теория и методы анализа. Учебник. М.: Аспект-пресс, 2014.

Дополнительная:

1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.

2. Бжезинский Зб. Выбор. Глобальное господство или глобальноелидерство. М., 2006.

3. Блищенко В.И., Солнцева М.М. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве. М.: Аспект-пресс, 2014.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIIIвв. Т. 3. Время мира. М., 2007.

5. Бурматов В.В., Глазунов О.Н. Современные революционные технологии. Стратегия, технология и тактика «цветных» революций. М.: Пробел-2000, 2011.

6. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современноммире. СПб. 2000.

7. Волны и циклы политического развития (Заочный круглый стол) 2002. // Полис. 2002. №4.

8. Гумилёв Л.Н. География этноса в исторический период. Л. 1990.

9. Звягельская И.Д. Ближневосточный клинч: Конфликты на Ближнем Востоке и политика России. Научное издание. М.: Аспект-пресс, 2014.

10. Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира. От Халифата доБлистательной Порты. Челябинск. 2000.

11. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон,Западная Азия. М. 2000.

12. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945. М., 1989.

13. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990. М., 1993.

14. Ковальский Е. Религия в мировой политике // Свободная мысль.1992,№ 9.

15. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.1993.

16. Красильщиков В. Мировые модернизации и судьбы страны //Свободная мысль, 1999, №№1, 2.

17. Лебедева М.М. Мировая политика. М. 2003.

18. Маныкин А.С. История двухпартийной системы США (1789 - 1980). М.1981.

19. Международные организации системы ООН: справочник. М., 1990.

20. Мировой политический процесс: проблемы и исследования. М. 1996.

21. Миронов Б.Н. История в цифрах. Л. 1992.

22. Многоликая глобализация. Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2004.

23. Модельски Д. Эволюция глобальной политики // Полис. 2005. №3, №4.

24. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М. 2000.

25. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М. 1999.

26. Политическая история России в партиях и лицах. М. 1993.

27. Сирота Н.М. Идеология и политика. М.: Аспект-пресс, 2011.

28. Тейлор А.Д.П. Борьба за господство в Европе. 1848-1918. М. 1958.

29. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М. 1991.

30. Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетийот Чосера до королевы Виктории. М. 1959.

31. Уткин А.И. Факторы глобальных перемен: анализ и оценка основныхфакторов мирового развития // Полис. – 2000. - № 1. – С. 38-53.

32. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М. 2005.

33. Хай Л.В. Теория и политика модернизации стран Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1998.

34. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. 2003.

35. Хрестоматия по истории средних веков. Изд. 3. М. 1953.

36. Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки. Бишкек., 1992.

37. Хрестоматия по новой истории: 1640-1870. М. 1990.

38. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. М., 1998.

39. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М. 1995.

 

 

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)

 

Виды аудиторий Основное значение
1 Лекционные аудитории Для проведения лекций требуются аудитории оснащенные проекторами, мультимедийными досками. Для проведения лекции-дискуссии требуется аудитория, оборудованная микрофонами.
2 Компьютерный класс Для подготовки презентаций докладов требуется обеспечение студентов персональным компьютером (ноутбуком) с установленным программным обеспечением
3 Аудитории для проведения практических занятий Для проведения практических занятий, мастер-классов, тренингов требуются аудитории, оборудованные мобильными столами, стульями, флипчартами или маркерными досками.

 

 


[1] Сноски оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, введенному в действие с 1 января 2009 года.

 

[2] Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.2 « История политики »

по направлению подготовки

41.04.04 «Политология»

Программа «Политические институты и процессы»

Магистр

квалификация

очная, заочная формы обучения

 

Ростов-на-Дону, 2016 г.


Автор – составитель:

д.п.н., профессор кафедры

политологии и этнополитики,

профессор                                                                       ________________ Кузина С.И.

 

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой

Политологии и этнополитики

 

Протокол от «___» ____________ 201___ г. №____

 

 

Заведующий кафедрой

Политологии и этнополитики

профессор                                                                       ________________Понеделков А.В.

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи дисциплины (модул.я)…………………………………………………...…4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)…………………………..4

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………………….……..5

4. Объем дисциплины (модуля)……………………………………………………………….5

5. Содержание и структура дисциплины (модуля)…………………………………………..6

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………..….15

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……...22

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)……23

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………32

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)………42

 

 


1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

 

Цель изучения дисциплины «История политики» состоит в ознакомлении студентов с проблематикой, основными понятиями и стилем политологического мышления, что является фундаментом всей их дальнейшей профессиональной подготовки.

 

Задачи изучения дисциплины:

– во введении в общую проблематику политологического мышления;

– в выработке представлений о научном подходе в изучении истории политики;

– в обозрении основных подходов и ориентаций в политологической теории и практике;

– в формировании представлений о сферах и областях деятельности политиков.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-8.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

ОПК-1

владение специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук

 

Знать З1 – теоретические основы политических наук
Уметь У1 - демонстрировать знания теоретических и прикладных дисциплин в области политических наук
Владеть В1 - навыками демонстрирования знаний теоретических и прикладных дисциплин политической науки.

ОПК-2

владение общенаучной и политологической терминологией, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

 

Знать З1 – основную научную терминологию в области общественных и политических наук
Уметь У1 – работать с библиографическими источниками; У2 – проводить смысловой анализ научных текстов
Владеть В1 – навыками самостоятельной оценки и осмысления информации общественно-политического характера

ОПК-8

способность давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом

 

Знать З1 – методологию политологического исследования
Уметь У1 – самостоятельно применять профессиональные знания к различным областям деятельности политолога;  У2 - применять методы изучения политики в различных социокультурных и социальных условиях.
Владеть В1 - способностью профессионально и квалифицированно анализировать современные явления и процессы, прогнозировать перспективы развития политической системы

 

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

Дисциплина Б.1.Б.2 «История политики» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению подготовки 41.04.04 «Политология», профиль «Политические институты и процессы».

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре для очной и заочной форм обучения.

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Политология», «История политических учений», «История» и др.

Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению «Политология». Дисциплина формирует знания необходимые для изучения таких дисциплин как Б1.В.ОД.2 «Современные проблемы истории и теории политической науки» (1 курс 2 семестр – очная и заочная формы обучения), Б1.В1.ДВ2 «Мировая политика: факторы и процессы» (1 курс 1 семестр – очная и заочная форма обучения), Б1.В1.ДВ.5 «Политическая интеграция в современном мире» (2 курс 3 семестр – очная форма обучения, 2 курс 2 семестр – заочная форма обучения).

 

4. Объем дисциплины (модуля)

Для изучения дисциплины предусмотрено 3 з.е. (108 часов). На контактную работу с преподавателем отведено 36 академических часов для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 26 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. На самостоятельную работу выделено 36 академических часов для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 73 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

 

Таблица 2

Объем дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий и самостоятельная работа

Объем дисциплины (модуля), час


Всего

Семестр (триместр), курс*

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Очная форма обучения

Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: 36 36 лекционного типа (Л) 6 6                       лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                           практического (семинарского) типа (ПЗ) 30 30                       контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                           Самостоятельная работа обучающихся (СР) 36 36

Промежуточная аттестация

форма экз. час. 36

Общая трудоемкость (час. / з.е.)

108/3

Заочная форма обучения

Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: 26 26 лекционного типа (Л) 4 4                       лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                           практического (семинарского) типа (ПЗ) 22 22                       контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                           Самостоятельная работа обучающихся (СР) 73 73

Промежуточная аттестация

форма экз. час. 9

Дата: 2018-11-18, просмотров: 195.