Очная форма обучения, заочная форма обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Наименование образовательной программы

МЕНЕДЖМЕНТ

Направленность программы:

Управление проектами

Направление подготовки

Менеджмент

Уровень образования

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА

Наименование квалификации

БАКАЛАВР

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний о закономерностях функционирования экономики на микро и макроуровне и условиях оптимизации деятельности рыночных экономических агентов, с последующим применением в профессиональной сфере.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи:

1. изучение студентами экономических законов, закономерностей функционирования экономических субъектов и рынков, общих принципов государственной политики в области регулирования экономики;

2. овладение студентами способностью анализировать ситуацию в экономике, влияние внешних и внутренних факторов на социально-экономическое развития общества.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Экономическая теория» реализуется в профессиональном модуле основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» очной и  заочной формам обучения.

Основой для изучения курса учебной дисциплины «Экономическая теория» являются знания и умения, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования по обществоведению.

Изучение учебной дисциплины «Экономическая теория» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Организационный менеджмент», «Социальные и коммуникационные технологии в управлении», «Организация предпринимательской деятельности».

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных  компетенций: ОК-3, ОПК-5, ПК-7, соответствии с основной профессиональной образовательной программой по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» .

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения

ОК-3

Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знать: основы экономических знаний
Уметь: использовать основы экономических решений в различных сферах деятельности
Владеть: навыками применения экономических основ на микро- и макроуровне

ОПК-5

Владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем

Знать: современные технические средства, информационные технологии, системы и методы обработки деловой информации, используемые при решении задач учета, контроля и отражения в отчетности фактов хозяйственной жизни; методы и способы финансового учета, влияющие на финансовые результаты деятельности организации
Уметь: составлять финансовую отчетность организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем; оценивать и содержательно интерпретировать полученные результаты влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации
Владеть: навыком составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпаративных информационных систем

ПК-7

Владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

Знать: основы бизнес-планирования, методики контроля и реализации бизнес-планов, знать базовые условия заключаемых соглашений, договоров и контрактов, знать методологический инструментарий реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
Уметь: поэтапно контролировать реализацию бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
Владеть: навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

Для очной формы обучения:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1 2
Аудиторные учебные занятия, всего 64 32 32
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем      
Учебные занятия лекционного типа 32 16 16
Учебные занятия семинарского типа 32 16 16
Лабораторные занятия 0 0 0
Самостоятельная работа обучающихся*, всего 161 76 85
В том числе:      
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС 69 32 37
Выполнение практических заданий 76 36 40
Рубежный текущий контроль 16 8 8
Вид промежуточной аттестации, контроль (час) 63 Экзамен (36 часов) Экзамен (27 часов)
Общая трудоемкость учебной дисциплины, з.е. 8 4 4

Для заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3 4
Аудиторные учебные занятия, всего 16 8 8
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем      
Учебные занятия лекционного типа 8 4 4
Учебные занятия семинарского типа 8 4 4
Лабораторные занятия 0 0 0
Самостоятельная работа обучающихся*, всего 254 127 127
В том числе:      
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС 118 59 59
Выполнение практических заданий 120 60 60
Рубежный текущий контроль 16 8 8
Вид промежуточной аттестации, контроль (час) 18 Экзамен (9 часов) Экзамен (9 часов)
Общая трудоемкость учебной дисциплины, з.е. 8 4 4

 

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 288часов.

Объем самостоятельной работы, включая часы на контроль – 224 часа.

 

№ п/п

Раздел, тема

Виды учебной работы, академических часов

Всего

Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация

Семестр

1 Раздел 1 Общие вопросы экономики 36 28 8 4 4 2 Тема 1.1 Предмет и метод экономической теории 18 14 4 2 2   3 Тема 1.2 Собственность и система хозяйствования. Экономические системы и их классификация. 18 14 4 2 2   4 Раздел 2 Рыночная экономика 36 28 8 4 4 5 Тема 2.1 Рыночное равновесие. Общественная выгода от конкурентного равновесия 18 14 4 2 2   6 Тема 2.2 Теория потребительского выбора 18 14 4 2 2   7 Раздел 3. Теория производства 36 28 8 4 4 8 Тема 3.1 Издержки производства и прибыль 18 14 4 2 2   9 Тема 3.2 Интеграционные вопросы в микроэкономике. Типы рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции 18 14 4 2 2   10 Раздел 4. Совершенная и несовершенная конкуренция 36 28 8 4 4 11 Тема 4.1 Рынок несовершенной конкуренции 18 14 4 2 2   12 Тема 4.2 Ресурсные рынки и факторные доходы 18 14 4 2 2  

Общий объем, часов

144 112 32 16 16

Экзамен

Семестр

13 Раздел 5. Макроэкономика 36 28 8 4 4 14 Тема 5.1 Предмет и методологические принципы макроэкономики. Система национальных счетов (СНС) 18 14 4 2 2   15 Тема 5.2 Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS 18 14 4 2 2   16 Раздел 6. Макроэкономическое равновесие 36 28 8 4 4   17 Тема 6.1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов 18 14 4 2 2   18 Тема 6.2 Денежный рынок. Макроэкономическое равновесие денежного рынка. Фондовый рынок 18 14 4 2 2   19 Раздел 7. Макроэкономическая нестабильность 36 28 8 4 4   20 Тема 7.1 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM 18 14 4 2 2   21 Тема 7.2 Теория макроэкономической нестабильности и экономический рост 18 14 4 2 2   22 Раздел 8. Государственный бюджет и кредитно-денежная политика государства 36 28 8 4 4   23 Тема 8.1 Государственный бюджет и фискальная политика 18 14 4 2 2   24 Тема 8.2 Банковская система. Кредитно-денежная политика государства 18 14 4 2 2  

Общий объем, часов

144 112 32 16 16

Экзамен

 

3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 288часов.

Объем самостоятельной работы, включая часы на контроль – 272 часов.

 

№ п/п

Раздел, тема

Виды учебной работы, академических часов

Всего

Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация

Семестр

1 Раздел 1 Общие вопросы экономики 36 34 2 2 0 0
2 Тема 1.1 Предмет и метод экономической теории 18 16 2 2 -  
3 Тема 1.2 Собственность и система хозяйствования. Экономические системы и их классификация. 18 18 - - -  
4 Раздел 2 Рыночная экономика 36 34 2 2 0 0
5 Тема 2.1 Рыночное равновесие. Общественная выгода от конкурентного равновесия 18 16 2 2 -  
6 Тема 2.2 Теория потребительского выбора 18 18 - - -  
7 Раздел 3. Теория производства 36 34 2 0 2 0
8 Тема 3.1 Издержки производства и прибыль 18 16 2 0 2  
9 Тема 3.2 Интеграционные вопросы в микроэкономике. Типы рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции 18 18 0 0 0  
10 Раздел 4. Совершенная и несовершенная конкуренция 36 34 2 0 2 0
11 Тема 4.1 Рынок несовершенной конкуренции 18 16 2 0 2  
12 Тема 4.2 Ресурсные рынки и факторные доходы 18 18 0 0 0  

Общий объем, часов

144 136 8 4 4 0

Экзамен

Семестр

13 Раздел 5. Макроэкономика 36 34 2 2 0 0
14 Тема 5.1 Предмет и методологические принципы макроэкономики. Система национальных счетов (СНС) 18 16 2 2 -  
15 Тема 5.2 Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS 18 18 - - -  
16 Раздел 6. Макроэкономическое равновесие 36 34 2 2 0 0
17 Тема 6.1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов 18 16 2 2 -  
18 Тема 6.2 Денежный рынок. Макроэкономическое равновесие денежного рынка. Фондовый рынок 18 18 - - -  
19 Раздел 7. Макроэкономическая нестабильность 36 34 2 0 2 0
20 Тема 7.1 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM 18 16 2 0 2  
21 Тема 7.2 Теория макроэкономической нестабильности и экономический рост 18 18 0 0 0  
22 Раздел 8. Государственный бюджет и кредитно-денежная политика государства 36 34 2 0 2 0
23 Тема 8.1 Государственный бюджет и фискальная политика 18 16 2 0 2  
24 Тема 8.2 Банковская система. Кредитно-денежная политика государства 18 18 0 0 0  

Общий объем, часов

144 136 8 4 4 0

Экзамен

 

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

4.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Раздел, тема

Всего СРС + контроль

Виды самостоятельной работы обучающихся, в т.ч. контроль

Академическая активность, час Форма академической активности Выполнение практ. заданий, час Форма практического задания Рубежный текущий контроль, час Форма рубежного текущего контроля Контроль (промежут. аттестестация), час

Модуль 1 (семестр 1)

Раздел 1.1 28 8 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 9 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 9
Раздел 1.2 28 8 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 9 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 9
Раздел 1.3 28 8 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 9 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 9
Раздел 1.4 28 8 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 9 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 9
Общий объем, часов 112 32 36 8 36

Экзамен

Модуль 2 (семестр 2)

Раздел 2.1 28 10 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 10 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 6
Раздел 2.2 28 9 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 10 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 7
Раздел 2.3 28 9 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 10 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 7
Раздел 2.4 28 9 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 10 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 7
Общий объем, часов 112 37 40 8 27

Экзамен

 

Для заочной формы обучения

Раздел, тема

Всего СРС + контроль

Виды самостоятельной работы обучающихся, в т.ч. контроль

Академическая активность, час Форма академической активности Выполнение практ. заданий, час Форма практического задания Рубежный текущий контроль, час Форма рубежного текущего контроля Контроль (промежут. аттестестация), час

Модуль 1 (семестр 3)

Раздел 1.1 34 15 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 2
Раздел 1.2 34 15 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 2
Раздел 1.3 34 15 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 2
Раздел 1.4 34 14 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 3
Общий объем, часов 136 59 60 8 9

Экзамен

Модуль 2 (семестр 4)

Раздел 2.1 34 15 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 2
Раздел 2.2 34 15 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 2
Раздел 2.3 34 15 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 2
Раздел 2.4 34 14 Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС 15 реферат 2 Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя 3
Общий объем, часов 134 59 60 8 9

Экзамен

 

4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»)

 

РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы экономики

 Цель: формирование у студентов экономического мышления и экономической культуры, усвоение теоретико-методологических основ данной дисциплины (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

Определение предмета экономической теории. Основные этапы развития экономической теории. Эволюция предмета и основных направлений экономической теории. Экономика как единство производства, распределения, обмена и потребления. Особые сферы экономики. Экономика – сложная система отношений. Взаимосвязь экономики с другими науками.

 Общая характеристика рыночной экономики. Формы рыночной экономики, основанные на частной и коллективной формах собственности на средства производства

 

Тема 1.1. Предмет и метод экономической теории.

Вопросы для самоподготовки:

1. Производственные возможности общества и экономический выбор.

2. Особенности современного этапа развития экономической мысли в России.

  1. Общая методология. Методы и уровни анализа.
  2.  Экономическая теория и экономическая политика.
  3. Предмет микроэкономики.

Тема 1.2. Собственность и система хозяйствования. Экономические системы и их классификация.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Система социальной защиты в условиях трансформации собственности в России;
  2. Проблема редкости ресурсов в индустриальном и постиндустриальном обществе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 1:

1. Экономическая теория как основа рационального развития человеческого общества.

2.  Формирование и эволюция основных направлений экономической теории.

3. Экономические субъекты. Интересы и целевые установки экономических агентов.

4.  Принцип альтернативности и производственные возможности.

5. Модель «круговых потоков».

6. Юридическая и экономическая категория собственности.

7. Основные черты экономического содержания собственности.

8. Теория прав собственности. Трансакционные издержки.

9. Экономическая власть и экономическая зависимость.

10.  Классификация и основные черты разных форм собственности.

11.  Преобразование собственности: критерии эффективности пути и формы.

12. Особенности преобразования собственности в российской экономике.

 

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

РАЗДЕЛ 2. Рыночная экономика

 Цель: формирование у студентов понимания природы и формы обменных операций, изучить теории потребления, анализ принятия решений потребителями (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

 

Перечень изучаемых элементов содержания

Понятие спроса и его функция. Закон спроса. Кривая спроса и ее особенности. Предложение и его функция. Закон предложения. Факторы изменения предложения. Цена предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесия. Рыночная динамика. Свойства рыночного равновесия. Государственное регулирование ценообразования. Потребительский излишек. Излишек производителей. Благосостояние потребителя и рыночная эффективность. Налоги, дотации и общественные излишки.

Предпочтение потребителя и полезность. Функция полезности. Количественная полезность и спрос. Порядковая полезность и спрос. Оптимум потребителя. Эквимаржинальный принцип.

Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого.

 

Тема 2.1. Рыночное равновесие. Общественная выгода от конкурентного равновесия.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Спекулянты и устойчивость рыночного равновесия;
  2. Влияние эластичности спроса по цене на тип конкуренции.

Тема 2.2. Теория потребительского выбора

Вопросы для самоподготовки:

  1. Факторы нефункционального спроса в теории потребления и спроса;
  2. Влияние дохода, цен на изменение благосостояния потребителя в рыночной экономике.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 2:

1. Механизм ценообразования в современной  российской экономике

2. Контроль за ценами в условиях рыночной экономики

3. Влияние налогообложения на результаты функционирования рынка

4. Спекулянты и устойчивость рыночного равновесия

5. Действие эффектов Гиффена и Веблена в период перехода российской экономики к рынку

6. Детерминанты безвозвратных потерь

7. Уровень и динамика потребления населения в современной России

8. Законы Г. Госсена и их значение для анализа поведения потребителя

9. Гипотеза о рациональности поведения потребителя в условиях рыночной экономики

10. Факторы нефункционального спроса в теории потребления и спроса

 

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

РАЗДЕЛ 3. Теория производства

 Цель: формирование у студентов навыков анализа принятия решений фирмами и внедрения оптимальной технологии в производство, анализа сущности и видов интеграционных процессов на микроуровне (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания

Технология и производство. Производственная функция. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности факторов. Анализ долгосрочной функции производства. Замещение факторов производства. Эффект масштаба.

Рациональные границы интеграции. Рыночная структура: определение, параметры классификации, типы. Показатели рыночной власти. Количественные методы оценки структуры рынка.

Тема 3.1. Издержки производства и прибыль

Вопросы для самоподготовки:

1. Экономическая природа прибыли и ее функции.

 

Тема 3.2. Интеграционные вопросы в микроэкономике. Типы рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции

 Вопросы для самоподготовки:

1. Показатели концентрации в РФ

2. Совершенная и несовершенная конкуренция.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 3

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 3:

1. Воздействие эффекта масштаба на структуру отрасли

2. Технический прогресс и изокванты

3. Производственная функция и технологический выбор фирмы

4. Государство и рыночные структуры

5. Сфера эффективной конкуренции в англосаксонской теории рынков

6. Значение диверсификации в становлении и развитии отечественных предприятий

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 3: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

РАЗДЕЛ 4. Совершенная и несовершенная конкуренция

 Цель формирование навыков оценки социально-экономических последствий монополизма в современной экономике, проанализировать процесс формирования и распределения факторных доходов (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания

Экономическая природа монополий. Источники монопольной власти. Типы монополий. Предложение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. Экономические последствия монополий. Ценовая дискриминация. Регулирование деятельности монополии.  Монопсония.

Понятие и структура факторов производства. Спрос фирмы на факторы производства. Ценообразование на факторы производства и их предложение. Равновесие фирмы на рынке факторов производства. Функциональное распределение дохода

Тема 4.1. Рынок несовершенной конкуренции

Вопросы для самоподготовки:

1. Антимонопольная политика.

2. Использование ценовой дискриминации в условиях рынка.

 

Тема 4.2. Ресурсные рынки и факторные доходы

 Вопросы для самоподготовки:

1. Равновесие фирмы на рынке факторов производства

2. Функциональное распределение дохода.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 4

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 4:

1. Российские монополии: исторический ракурс

2. Направления антимонопольной политики в современной российской экономике

3. Монополии и НТП

4. Социальные издержки монополий

5. Функциональное распределение доходов и социальное неравенство в обществе

6. Соотношение социальной справедливости и экономической эффективности при перераспределении доходов

7. Теория прибыли

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 4: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

РАЗДЕЛ 5. Макроэкономика

 Цель формирование у студентов понимания основ и принципов функционирования экономики на макроуровне, условий равновесия экономической системы с возможностью его достижения в условиях применения стабилизационных программ. (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания

         Предмет макроэкономического анализа. Методология макроэкономического исследования. Сущность национальной экономики и ее структура.

Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

 

Тема 5.1. Предмет и методологические принципы макроэкономики. Система национальных счетов (СНС)

Вопросы для самоподготовки:

1. Современная структура общественного производства в РФ

 

Тема 5.2. Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS

 Вопросы для самоподготовки:

1. Эффект Храповика.

2. Политика аккомодации в современных условиях

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 5

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 5:

2. Практическое применение в экономическом анализе и прогнозировании модели AD-AS

3. Предмет макроэкономического анализа.

4. Методология макроэкономического исследования.

5. Сущность национальной экономики и ее структура.

6. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.

7. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.

8. Шоки спроса и предложения.

9. Стабилизационная политика.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 5: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

РАЗДЕЛ 6. Макроэкономика

 Цель формирование у студентов навыков анализа основных факторов, влияющих на динамику потребления, сбережений, инвестиций для выявления причин отклонения экономик от состояния равновесия, рассмотреть специфику функционирования денежного рынка и его производных (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания

       Общая характеристика потребления и сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Инвестиции. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнс. Мультипликатор автономных расходов. Принцип акселерации. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-AS и Кейнсианского креста

       Спрос и предложение денег в современной экономике. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Общая характеристика рынка ценных бумаг.

 

Тема 6.1. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

Вопросы для самоподготовки:

1. Инвестиции и их роль.

2. Валовые и чистые инвестиции.

3. Сбережения и инвестиции

 

Тема 6.2. Денежный рынок. Макроэкономическое равновесие денежного рынка. Фондовый рынок

 Вопросы для самоподготовки:

1. Модель Баумоля-Тобина;

2. Портфельный подход к анализу денежного спроса.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 6

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 6:

1. Потребление и сбережение как функция дохода.

2. Характеристика потребления в современной России

3. Инвестиционный климат и инвестиционный потенциал

4. Инвестиционный климат в России: состояние и перспективы

5. Рынок ценных бумаг и его роль в развитии рыночной экономики России

6. Основные условия функционирования рыночной системы

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 6: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

 

РАЗДЕЛ 7. Макроэкономическая нестабильность

 Цель формирование у студентов знаний условий равновесия экономической системы на денежном и товарном рынках с возможностью его достижения в условиях применения стабилизационных программ, выявить факторы и последствия макроэкономической нестабильности и овладение навыками применения знаний по проведению стабилизационных программ на базе разработок основных экономических школ (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания

         Равновесие на товарном рынке. Модель IS. Равновесие на денежном рынке. Модель LM. Модель IS-LM. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей.

Фазы экономического цикла. Основные концепции циклического развития экономики. Виды экономических циклов.

 

Тема 7.1. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

Вопросы для самоподготовки:

1. Ликвидная ловушка;

2. Инвестиционная ловушка

 

Тема 7.2. Теория макроэкономической нестабильности и экономический рост

 Вопросы для самоподготовки:

1. Экономические теории циклов;

2. Особенности экономических циклов в современных условиях

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 7

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 7:

1. Основные условия функционирования рыночной системы

2. Анализ экономической ситуации в РФ с помощью модели IS-LM

3. Основные современные теории экономических циклов.

4. Технологические уклады и «длинные волны»

5. Макроэкономическая нестабильность: объективная необходимость или случайность?

6. Длинные волны Кондратьева

7. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 7: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

 

РАЗДЕЛ 8. Государственный бюджет и кредитно-денежная политика государства

 Цель формирование у студентов навыков анализ эффективности инструментов регулирования финансовых отношений в экономике страны, характеристика отдельных финансовых институтов, рассмотрение роли государства в осуществлении финансовой политики, освоить структурные принципы формирования банковской системы, особенностей функционирования ее уровней и умение использовать инструменты монетарной политики в условиях макроэкономической нестабильности (ОК-3, ОПК-5, ПК-7)

Перечень изучаемых элементов содержания

       Роль государства и его функции в экономике. Измерение характера и степени участия государства в регулировании экономических процессов. Классификация направлений экономической политики государства и характер их воздействия на экономику. Дискуссионные вопросы стабилизационной политики. Повышение роли государственного регулирования в переходной экономике. Государственный бюджет: сущность, структура и функции. Бюджетный дефицит: способы его финансирования и макроэкономические последствия.

         Банковская система и ее структура. КБ и их операции. Банковские резервы. Банковский мультипликатор и расширение денежного предложения. Сущность кредита и его основные формы и функции.

 

Тема 8.1. Государственный бюджет и фискальная политика

Вопросы для самоподготовки:

1. Сущность и роль финансов в современной экономике.

2. Финансовая система и принципы ее построения.

3. Государственный бюджет и бюджетная система России

 

Тема 8.2. Банковская система. Кредитно-денежная политика государства

 Вопросы для самоподготовки:

1. Денежный мультипликатор

2. Активы и пассивы центрального и коммерческого банков

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 8

Форма практического задания: реферат

Примерный перечень тем рефератов к разделу 8:

1. Причины и последствия усиления государственного присутствия в экономике

2. Основные бюджетные пропорции.

3. Концепции государственного бюджета

4. Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики

5. Состояние и перспективы рынка банковского кредита России

6. Передаточный механизм кредитно-денежной политики

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 8: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование

Оформление работ, выполняемых в рамках самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по оформлению письменных работ обучающихся в рамках самостоятельной работы, утвержденными Учебно-методическим советом РГСУ, Протокол № 2 от 25 июня 2015 года.

Конкретные практические задания и задания для рубежного контроля определяются в учебно-методических материалах по работе обучающихся в электронной информационно-образовательной среде РГСУ с применением технологий электронного обучения по данной дисциплине, утверждаемых ежегодно кафедрой.

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине

5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине

Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является экзамен в 1 и 2 семестрах по очной форме и в 3 и 4 семестрах по заочной форме, которые проводятся в устной форме.

5.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Код компетенции Содержание компетенции    (части компетенции) Результаты обучения Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

ОК-3

Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знать: основы экономических знаний Этап формирования знаний
Уметь: использовать основы экономических решений в различных сферах деятельности Этап формирования умений
Владеть: навыками применения экономических основ на микро- и макроуровне Этап формирования навыков и получения опыта

ОПК-5

Владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем

Знать: современные технические средства, информационные технологии, системы и методы обработки деловой информации, используемые при решении задач учета, контроля и отражения в отчетности фактов хозяйственной жизни; методы и способы финансового учета, влияющие на финансовые результаты деятельности организации Этап формирования знаний
Уметь: составлять финансовую отчетность организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем; оценивать и содержательно интерпретировать полученные результаты влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации Этап формирования умений
Владеть: навыком составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпаративных информационных систем Этап формирования навыков и получения опыта

ПК-7

Владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

Знать: основы бизнес-планирования, методики контроля и реализации бизнес-планов, знать базовые условия заключаемых соглашений, договоров и контрактов, знать методологический инструментарий реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ Этап формирования знаний
Уметь: поэтапно контролировать реализацию бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ Этап формирования умений
Владеть: навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ Этап формирования навыков и получения опыта

 

Информационные технологии

1. Персональные компьютеры;

2. Доступ к интернет

3. Проектор.

Программное обеспечение

1. MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Power Point

Образовательные технологии

При реализации учебной дисциплины «Экономическая теория»  применяются различные образовательные технологии, в том числе технологии электронного обучения.

Освоение учебной дисциплины «Экономическая теория» предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в форме разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При освоении учебной дисциплины «Экономическая теория» предусмотрено применением электронного обучения.

Учебные часы дисциплины «Экономическая теория» предусматривают классическую контактную работу преподавателя с обучающимся в аудитории и контактную работу посредством электронной информационно-образовательной среды в синхронном и асинхронном режиме (вне аудитории) посредством применения возможностей компьютерных технологий (электронная почта, электронный учебник, тестирование, вебинар, видеофильм, презентация, форум и др.).

По заочной форме обучения для обучающихся с применением дистанционного обучения освоение учебной дисциплины осуществляется исключительно с применением дистанционных образовательных технологий.

Методика применения дистанционных образовательных технологий при реализации учебной дисциплины «Экономическая теория» представлена в приложениях основной профессиональной образовательной программы «Менеджмент» по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».



Лист регистрации изменений

 

№ п/п Содержание изменения Реквизиты документа об утверждении изменения Дата введения изменения
1. Утверждена и введена в действие на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 года №7 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 № 653) Протокол заседания Ученого совета № 1 от «29» августа 2017 года 01.09.17

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Наименование образовательной программы

МЕНЕДЖМЕНТ

Направленность программы:

Управление проектами

Направление подготовки

Менеджмент

Уровень образования

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА

Наименование квалификации

БАКАЛАВР

Очная форма обучения, заочная форма обучения

 

Москва 2017

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016г. № 7, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Менеджмент».

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана: к.э.н., доц. Васютиной Е.С.

  Руководитель основной профессиональной образовательной программы кандидат экономических наук, доцент     Е.Е. Нахратова
    (подпись)  

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры

Экономической теории и мировой экономики  РГСУ

Протокол № 10 от 01 июня 2017 года

 

Заведующий кафедрой к.э.н., доцент     С.Г. Ерохин
  (подпись)  

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины рецензирована и рекомендована к утверждению:

 

Д.э.н., профессор заведующий кафедры международного бизнеса МИИТ       А.Т. Романова
  (подпись)  
Д.э.н., профессор кафедры экономической теории и мировой экономики РГСУ     В.Д. Руднев
  (подпись)  

 

    И.О. Фамилия

 

(подпись)  
  Согласовано Научная библиотека, директор     И.Г. Маляр

  (подпись)  

           

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 4

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.. 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.. 4

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.. 4

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося. 6

3. Содержание учебной дисциплины.. 7

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения. 7

3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения. 9

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине 11

4.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 11

4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю») 14

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине. 20

5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине. 20

5.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 20

5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 23

5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 25

5.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 27

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы для освоения учебной дисциплины 27

6.1. Основная литература. 28

6.2. Дополнительная литература. 28

7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины.. 28

8. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.. 29

9.Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине 30

9.1. Информационные технологии. 30

9.2. Программное обеспечение. 31

9.3. Информационные справочные системы.. 31

10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине. 33

11. Образовательные технологии. 33

Лист регистрации изменений. 35


 


Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний о закономерностях функционирования экономики на микро и макроуровне и условиях оптимизации деятельности рыночных экономических агентов, с последующим применением в профессиональной сфере.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи:

1. изучение студентами экономических законов, закономерностей функционирования экономических субъектов и рынков, общих принципов государственной политики в области регулирования экономики;

2. овладение студентами способностью анализировать ситуацию в экономике, влияние внешних и внутренних факторов на социально-экономическое развития общества.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Экономическая теория» реализуется в профессиональном модуле основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» очной и  заочной формам обучения.

Основой для изучения курса учебной дисциплины «Экономическая теория» являются знания и умения, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования по обществоведению.

Изучение учебной дисциплины «Экономическая теория» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Организационный менеджмент», «Социальные и коммуникационные технологии в управлении», «Организация предпринимательской деятельности».

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных  компетенций: ОК-3, ОПК-5, ПК-7, соответствии с основной профессиональной образовательной программой по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» .

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения

ОК-3

Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знать: основы экономических знаний
Уметь: использовать основы экономических решений в различных сферах деятельности
Владеть: навыками применения экономических основ на микро- и макроуровне

ОПК-5

Владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем

Знать: современные технические средства, информационные технологии, системы и методы обработки деловой информации, используемые при решении задач учета, контроля и отражения в отчетности фактов хозяйственной жизни; методы и способы финансового учета, влияющие на финансовые результаты деятельности организации
Уметь: составлять финансовую отчетность организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем; оценивать и содержательно интерпретировать полученные результаты влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации
Владеть: навыком составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпаративных информационных систем

ПК-7

Владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

Знать: основы бизнес-планирования, методики контроля и реализации бизнес-планов, знать базовые условия заключаемых соглашений, договоров и контрактов, знать методологический инструментарий реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
Уметь: поэтапно контролировать реализацию бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
Владеть: навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

Для очной формы обучения:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1 2
Аудиторные учебные занятия, всего 64 32 32
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем      
Учебные занятия лекционного типа 32 16 16
Учебные занятия семинарского типа 32 16 16
Лабораторные занятия 0 0 0
Самостоятельная работа обучающихся*, всего 161 76 85
В том числе:      
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС 69 32 37
Выполнение практических заданий 76 36 40
Рубежный текущий контроль 16 8 8
Вид промежуточной аттестации, контроль (час) 63 Экзамен (36 часов) Экзамен (27 часов)
Общая трудоемкость учебной дисциплины, з.е. 8 4 4

Для заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3 4
Аудиторные учебные занятия, всего 16 8 8
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем      
Учебные занятия лекционного типа 8 4 4
Учебные занятия семинарского типа 8 4 4
Лабораторные занятия 0 0 0
Самостоятельная работа обучающихся*, всего 254 127 127
В том числе:      
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС 118 59 59
Выполнение практических заданий 120 60 60
Рубежный текущий контроль 16 8 8
Вид промежуточной аттестации, контроль (час) 18 Экзамен (9 часов) Экзамен (9 часов)
Общая трудоемкость учебной дисциплины, з.е. 8 4 4

 

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 288часов.

Объем самостоятельной работы, включая часы на контроль – 224 часа.

 

№ п/п

Раздел, тема

Виды учебной работы, академических часов

Всего

Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация

Дата: 2018-11-18, просмотров: 363.