Тема 3. Конкуренция и монополия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Практические ситуации

1. В дословном переводе с греческого языка слово «монополия» означает «единственный продавец». Это определение монополии можно представить методом графического анализа

 

Анализируя слова «монополия» и предложенный график, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Существуют ли реальные возможности деятельности монополии на рынке как единственного продавца? Сколь продолжительно может осуществляться такая деятельность?

2. Какими могут быть аргументы и примеры при положительном ответе на 1-й вопрос?

3. Какими, на Ваш взгляд, могут быть аргументы при отрицательном ответе на 1 -й вопрос?

 

2. Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;

г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;

д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки;

е) в авиастроении США на дол. 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

1. Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а) — г)?

2. Какую рыночную структуру отражает утверждение д)?

3. Характерные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении е)?

 

3. а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции;

б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав;

в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

Поразмышляйте над предлагаемыми утверждениями и постарайтесь ответить на следующий вопрос:

К какому виду монополии относится каждое из предложенных (а—в) утверждений: естественному, открытому или закрытому?

 

4. Одной из характеристик рынка является степень преобладания крупной фирмы или группы больших фирм на этом рынке. Вот некоторые эмпирические данные по объему продаж (процент от общего отраслевого объема) 4-х крупных промышленных фирм США: лесопильная промышленность — 17% продаж; производство двигателей и кузовов автомашин — 93%. Аналогичные показатели, но уже характеризующие 8 крупных промышленных компаний США: по выпуску газет — 31 % продаж, в: авиастроении — 81%. Проанализировав приведенные эмпирические данные, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы могли бы сформулировать понятие концентрация рынка?

2. Что такое коэффициент концентрации?

3. В чем Вы видите недостатки коэффициента концентрации?

 

5. «Чистый» монополист может повышать иену на свой товар безгранично: ведь он — один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар — абсолютна неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

 

6. а) В США необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции;

б) в России собственность на природные ресурсы является государственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются

невоспроизводимыми;

в) при развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.

Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?

2. В чем состоит проблема входных барьеров?

3. Как можно классифицировать входные барьеры?

 

7. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:

а) эффект масштаба;

б) финансовые барьеры;

в) лицензии;

г) связи с исполнительной или законодательной властью;

д) необходимость дачи взятки;

е) рекламная кампания;

ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.

Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?

 

8. «Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?!» Каков Ваш ответ на этот вопрос?

 

9. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист функционирует с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Сколь долго может продолжаться подобная ситуация (т. е. убыточное производство)?

 

10. Наверняка каждому человеку приходилось сталкиваться с такой ситуацией на рынке: «Почем лимоны?» — спрашиваете Вы. —«10 рублей». Когда Вы отходите на несколько шагов от прилавка, Вам вслед несется крик: «Давай за 9!» Еще два-три шага в сторону, и продавец выкрикивает: «Ну, давай за 8!» Вернувшись к прилавку, Вы можете купить лимоны на 2 рубля ниже первоначально объявленной цены. Что пытается определить продавец (в терминах микроэкономической теории)? Зависит ли первоначально названная продавцом цена от внешнего вида покупателя, в частности, от того, как он одет? Если Вы вернулись и купили лимоны за 8 рублей, означает ли это, что торговец теперь всем другим покупателям будет предлагать лимоны за 8 рублей?

 

11. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию:

а) при продаже яблок одинакового качества в ЦУМе г.Москва?

б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?

в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Лондона и в маленьком магазинчике на его рабочей окраине?

 

12. Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в разные кучки: яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соответственно, назначать разные цены. Какое отношение имеет данный пример к ценовой дискриминации?

 

13. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?

 

Определите, верно или не верно:

1.Возникновение естественной монополии возможно в любой отрасли, если фирма получит государственную лицензию.

2. Естественная монополия без государственного регулирования выберет такой объём производство, при котором её предельные издержки будут равны её предельному доходу.

3. Двухкомпонентный тариф позволяет приблизить цены естественной монополии к её предельным издержкам и снизить потери для общества.

4. Государственное регулирование цены естественной монополии может привести к росту её издержек и падению качества услуг.

5. При олигополии на рынке действует не более пяти фирм.

6. Степень монополистической власти в отрасли будет тем выше, чем меньше фирм будет действовать в данной отрасли.

7. При олигополии возможно производство как однородной, так и дифференцированной продукции.

8. Каждая фирма-олигополист обладает полным контролем над ценой и, в отличие от совершенного конкурента, является ценоискателем.

9. Если один из участников картеля тайно увеличит свой объём производства продукции, он сможет увеличить свою прибыль, не влияя на положение других участников картеля.

10. В долгосрочном периоде при монополистической конкуренции цена будет равна средним издержкам фирмы.

11. При монополистической конкуренции ценовая конкуренция невозможна, будет существовать только неценовая конкуренция.

12. В краткосрочном периоде участники рынка монополистической конкуренции будут получать нормальную прибыль

 

Раздел 2. Макроэкономика

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1281.