Раздел 1. Микроэкономика
Тема 1. Предмет экономической теории
Проблемные ситуации
Задание 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».
Задание 2.Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.
Задание 3. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч рублей;
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?
Задание 4. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!» Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?
Задание 5. «Современное производство — это сложный, громоздкий механизм; для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива». «Современное производство — это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей». Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской теории, а какое классической теории?
Задание 6. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Челябинска, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в пригородной зоне?
Задание 7. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 4300 рублей;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической
деятельности, открытия экономики.
Задание 8. Представьте, что Вы–глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:
а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;
б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства;
Задание 9. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ: с централизованным планированием, традиционного, с рыночной экономикой?
Задание 10. Обоснуйте свои ответы на каждый из этих пунктов.
а) проблема «что производить» возникает только при ограниченности ресурсов и характерна для частного бизнеса;
б) проблема «как производить» не стоит перед обществом с большим количеством трудоспособного населения;
в) проблема «для кого производить» не является актуальной для общества с централизованным планированием.
Задание 11. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие– неэкономическими:
а) воздух, которым Вы дышите;
б) снег зимой;
г) лед на улицах в зимнее время года;
д) вода из родника недалеко от Вашего дома;
е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.
Дайте правильный и аргументированный ответ.
Задание 12. «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики и алкоголь вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в экономической теории?
Задание 13. Предприниматель, организующий производство оружия, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью оружия может быть уничтожена жизнь на земле. Верно ли данное утверждение?
Проблема
В экономической литературе даются различные определения понятия «Экономическая система». Здесь приведено три определения. Какое из них, с вашей точки зрения, является наиболее удачным?
В. Автономов, Э. Голдстин:
«Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой».
П. Грегори, Р. Стюарт:
«Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории».
Ф. Прайор:
« Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты».
Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными, конституирующими элементами экономической системы являются:
- форма собственности, лежащая в ее основе;
- механизм обеспечения информацией и координация;
- методы мотивации людей к труду;
- способ организации принятия решения.
Попытайтесь дать свое определение экономической системы. Конкретизируйте Ваши определения экономической системы, характеризуя административно- Плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов:
Системы | Форма собственности | Механизм обеспечения информацией и координации | Методы мотивации людей к труду | Способ организации Принятия решений |
Административно-командная | ||||
Рыночная |
Определите, какой тип экономической системы –планово-административный, рыночный, смешанный –характеризуют следующие высказывания:
а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;
б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;
в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии,
понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;
г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения
в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;
д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство
издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;
е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;
ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Челябинской области;
з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.
Тема 2. Спрос и предложение
Задача 1. Дана таблица спроса и предложения на товар Х
цена | объем спроса | объем предложения |
15 | 100 | 40 |
16 | 90 | 60 |
17 | 80 | 80 |
18 | 70 | 100 |
19 | 60 | 120 |
20 | 50 | 140 |
Начертить кривые спроса и предложения. Обосновать уровень равновесной цены и объема. Что произойдет, если цена на товар увеличится с 17 до 19 единиц? При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?
Задача 2. Спрос и предложение на обеды в столовой описываются уравнениями:
Q d = 2400 - 10p,
Qs = 1000 + 25p,
где P- цена обеда (в рублях),
Q – количество обедов в день.
- Рассчитайте равновесную цену и количество проданных обедов.
- Если администрация установит цену в 30руб. за обед, то каковы будут последствия такого решения?
Задача 3.Нарисуйте график спроса и предложения телевизоров:
Цена, тыс. руб. | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
Спрос, млн. шт. | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Предложение, млн. шт. | 10 | 30 | 50 | 70 | 90 |
Какая ситуация сложится на рынке -возникнет излишек или дефицит телевизоров - при цене 8 тыс. руб. за телевизор. Определите объем излишков. Чему равна равновесная цена?
Задача 4. Если коэффициент эластичности товара Х по цене составляет 2, что произойдет с объемом спроса при снижении цены с 30 до 20 рублей за единицу товара?
Задача 5. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?
Задача 6. Используя приведенные в таблице данные, рассчитать коэффициент эластичности и выручку.
Цена товара Р (в руб.) | 180 | 150 | 120 | 90 |
Объем спроса Q( штук) | 200 | 300 | 400 | 500 |
Задача 7. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.
Задача 8. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на чай по цене кофе равен 0,5. Если при прочих равных условиях цена на кофе повысится на 20%, как это отразится на объеме продаж чая? Чем можно объяснить такой характер взаимосвязи?
Проблемные ситуации
Задание 1. Внимательно проанализируйте представленный график.
По результатам экономического анализа графика сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в т. Е?
2. Что означает отрезок KL при цене P3.
3. Какова экономическая интерпретация отрезка MN при цене P1 ?
4. При каких условиях возможно прекращение экономической динамики?
5. Что Вы понимаете под термином «экономическая свобода»?
6. Почему только экономическая свобода обеспечивает равновесие рынка?
Задание 2. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких – изменение величины спроса. Покажите графически
а) Цены на бананы выросли в 2 раза, и теперь их можно купить без очереди;
б) Бум рождаемости привел к увеличению импорта детского питания
в) В ожидании нового витка роста цен население стало делать запасы круп и макаронных изделий
г) Повышение цен на пошив верхней одежды сократило количество клиентов в ателье
д) После неоднократного выступления диетолога о вреде животных жиров возникли проблемы с реализацией мороженного
е) Подорожание ноутбуков создало проблемы с реализацией компьютерных мышей
ж) Доходы выросли и люди стали больше покупать фруктового сока
Задание 3. Определите и отразите на графике, как повлияют положение кривой спроса на теннисные ракетки следующие события:
а) доходы населения значительно выросли .
б) теннисные мячи подорожали в 5 раз.
в) в стране ожидается рост цен на спортивные товары.
г) цены на ракетки действительно выросли.
д) врачи убеждают, что занятия теннисом способствуют снижению избыточного веса
е) в стране растет число приверженцев игры в бадминтон.
ж) ракетки для игры в бадминтон значительно подорожали.
Задание 4. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:
- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);
- спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);
- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).
В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары?
Практические ситуации
1. В дословном переводе с греческого языка слово «монополия» означает «единственный продавец». Это определение монополии можно представить методом графического анализа
Анализируя слова «монополия» и предложенный график, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Существуют ли реальные возможности деятельности монополии на рынке как единственного продавца? Сколь продолжительно может осуществляться такая деятельность?
2. Какими могут быть аргументы и примеры при положительном ответе на 1-й вопрос?
3. Какими, на Ваш взгляд, могут быть аргументы при отрицательном ответе на 1 -й вопрос?
2. Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;
б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;
в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;
г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;
д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки;
е) в авиастроении США на дол. 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.
1. Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а) — г)?
2. Какую рыночную структуру отражает утверждение д)?
3. Характерные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении е)?
3. а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции;
б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав;
в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.
Поразмышляйте над предлагаемыми утверждениями и постарайтесь ответить на следующий вопрос:
К какому виду монополии относится каждое из предложенных (а—в) утверждений: естественному, открытому или закрытому?
4. Одной из характеристик рынка является степень преобладания крупной фирмы или группы больших фирм на этом рынке. Вот некоторые эмпирические данные по объему продаж (процент от общего отраслевого объема) 4-х крупных промышленных фирм США: лесопильная промышленность — 17% продаж; производство двигателей и кузовов автомашин — 93%. Аналогичные показатели, но уже характеризующие 8 крупных промышленных компаний США: по выпуску газет — 31 % продаж, в: авиастроении — 81%. Проанализировав приведенные эмпирические данные, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Как Вы могли бы сформулировать понятие концентрация рынка?
2. Что такое коэффициент концентрации?
3. В чем Вы видите недостатки коэффициента концентрации?
5. «Чистый» монополист может повышать иену на свой товар безгранично: ведь он — один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар — абсолютна неэластична. Вы согласны с этим утверждением?
6. а) В США необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции;
б) в России собственность на природные ресурсы является государственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются
невоспроизводимыми;
в) при развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.
Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1. Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?
2. В чем состоит проблема входных барьеров?
3. Как можно классифицировать входные барьеры?
7. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:
а) эффект масштаба;
б) финансовые барьеры;
в) лицензии;
г) связи с исполнительной или законодательной властью;
д) необходимость дачи взятки;
е) рекламная кампания;
ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.
Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?
8. «Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?!» Каков Ваш ответ на этот вопрос?
9. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист функционирует с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Сколь долго может продолжаться подобная ситуация (т. е. убыточное производство)?
10. Наверняка каждому человеку приходилось сталкиваться с такой ситуацией на рынке: «Почем лимоны?» — спрашиваете Вы. —«10 рублей». Когда Вы отходите на несколько шагов от прилавка, Вам вслед несется крик: «Давай за 9!» Еще два-три шага в сторону, и продавец выкрикивает: «Ну, давай за 8!» Вернувшись к прилавку, Вы можете купить лимоны на 2 рубля ниже первоначально объявленной цены. Что пытается определить продавец (в терминах микроэкономической теории)? Зависит ли первоначально названная продавцом цена от внешнего вида покупателя, в частности, от того, как он одет? Если Вы вернулись и купили лимоны за 8 рублей, означает ли это, что торговец теперь всем другим покупателям будет предлагать лимоны за 8 рублей?
11. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию:
а) при продаже яблок одинакового качества в ЦУМе г.Москва?
б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?
в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Лондона и в маленьком магазинчике на его рабочей окраине?
12. Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в разные кучки: яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соответственно, назначать разные цены. Какое отношение имеет данный пример к ценовой дискриминации?
13. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?
Определите, верно или не верно:
1.Возникновение естественной монополии возможно в любой отрасли, если фирма получит государственную лицензию.
2. Естественная монополия без государственного регулирования выберет такой объём производство, при котором её предельные издержки будут равны её предельному доходу.
3. Двухкомпонентный тариф позволяет приблизить цены естественной монополии к её предельным издержкам и снизить потери для общества.
4. Государственное регулирование цены естественной монополии может привести к росту её издержек и падению качества услуг.
5. При олигополии на рынке действует не более пяти фирм.
6. Степень монополистической власти в отрасли будет тем выше, чем меньше фирм будет действовать в данной отрасли.
7. При олигополии возможно производство как однородной, так и дифференцированной продукции.
8. Каждая фирма-олигополист обладает полным контролем над ценой и, в отличие от совершенного конкурента, является ценоискателем.
9. Если один из участников картеля тайно увеличит свой объём производства продукции, он сможет увеличить свою прибыль, не влияя на положение других участников картеля.
10. В долгосрочном периоде при монополистической конкуренции цена будет равна средним издержкам фирмы.
11. При монополистической конкуренции ценовая конкуренция невозможна, будет существовать только неценовая конкуренция.
12. В краткосрочном периоде участники рынка монополистической конкуренции будут получать нормальную прибыль
Раздел 2. Макроэкономика
Задачи
Практические ситуации
1. Объясните, каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена.
2. Почему золото и серебро «вытеснили» товарные деньги в виде соли, слоновой кости, мехов и т.п.?
3. В каких основных сферах золото как товар с уникальными природными свойствами и со специфическими особенностями
бывших денег находит применение сегодня?
4. Предположим, что люди начинают покупать более дорогие, но более качественные товары. Как это скажется на покупательной способности денег?
5. Проанализируйте, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при внедрении и распространении «электронных» денег.
6. Можете ли вы привести пример государства, которое не имеет собственной валюты, а использует во внутреннем товарно-денежном обороте национальную валюту другой страны? Назовите преимущества и недостатки такого экономического решения.
7. Объясните, почему в условиях экономического кризиса (или экономической нестабильности) коммерческие банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты?
Тема 7. Финансовая система
Практические задания
1. Почему мы говорим о том, что государственный бюджет — наглядное подтверждение теории общественного выбора? Как бы Вы прокомментировали выражение: «Принятый бюджет — это всегда компромисс»?
2. Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий и почему?
3. Почему в годы второй мировой войны резко увеличилась доля государственных закупок в национальном доходе стран, участвовавших в ней? Как вообще соотносятся государственные расходы и степень централизации власти в стране?
4. Каковы основные различия в расходных статьях бюджетов центральных и местных органов государственной власти?
5. Почему в условиях функционирования современной бюджетно-налоговой системы присутствует феномен фискального федерализма? Является ли он характерным исключительно для государств с федеральным устройством?
6. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая используется сейчас в большинстве стран со смешанной экономикой? Почему?
7. Подумайте, в чем различие между действиями экономического агента, подпадающими под определения «налоговая оптимизация» и «избежание (уклонение) от уплаты налогов». Какое из этих действий будет преследоваться в судебном порядке?
8. Почему фирма — монополист не может полностью переложить свое налоговое бремя на потребителей за счет роста цен? Какие существуют ограничения?
9. Как успешная кампания, направленная на борьбу с курением, отражается на возможности продавцов табачных изделий переложить налоговое бремя акцизов на потребителей?
10. Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?
11. Какой вид бюджетного дефицита напрямую зависит от деятельности правительства в фискальной области: структурный дефицит или циклический дефицит? Поясните свой ответ.
12. Какую налогово-бюджетную политику необходимо практиковать в условиях экономического спада? В условиях инфляции?
Раздел 1. Микроэкономика
Тема 1. Предмет экономической теории
Проблемные ситуации
Задание 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».
Задание 2.Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.
Задание 3. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч рублей;
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?
Задание 4. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!» Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?
Задание 5. «Современное производство — это сложный, громоздкий механизм; для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива». «Современное производство — это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей». Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской теории, а какое классической теории?
Задание 6. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Челябинска, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в пригородной зоне?
Задание 7. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 4300 рублей;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической
деятельности, открытия экономики.
Задание 8. Представьте, что Вы–глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:
а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;
б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства;
Задание 9. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ: с централизованным планированием, традиционного, с рыночной экономикой?
Задание 10. Обоснуйте свои ответы на каждый из этих пунктов.
а) проблема «что производить» возникает только при ограниченности ресурсов и характерна для частного бизнеса;
б) проблема «как производить» не стоит перед обществом с большим количеством трудоспособного населения;
в) проблема «для кого производить» не является актуальной для общества с централизованным планированием.
Задание 11. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие– неэкономическими:
а) воздух, которым Вы дышите;
б) снег зимой;
г) лед на улицах в зимнее время года;
д) вода из родника недалеко от Вашего дома;
е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.
Дайте правильный и аргументированный ответ.
Задание 12. «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики и алкоголь вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в экономической теории?
Задание 13. Предприниматель, организующий производство оружия, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью оружия может быть уничтожена жизнь на земле. Верно ли данное утверждение?
Проблема
В экономической литературе даются различные определения понятия «Экономическая система». Здесь приведено три определения. Какое из них, с вашей точки зрения, является наиболее удачным?
В. Автономов, Э. Голдстин:
«Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой».
П. Грегори, Р. Стюарт:
«Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории».
Ф. Прайор:
« Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты».
Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными, конституирующими элементами экономической системы являются:
- форма собственности, лежащая в ее основе;
- механизм обеспечения информацией и координация;
- методы мотивации людей к труду;
- способ организации принятия решения.
Попытайтесь дать свое определение экономической системы. Конкретизируйте Ваши определения экономической системы, характеризуя административно- Плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов:
Системы | Форма собственности | Механизм обеспечения информацией и координации | Методы мотивации людей к труду | Способ организации Принятия решений |
Административно-командная | ||||
Рыночная |
Определите, какой тип экономической системы –планово-административный, рыночный, смешанный –характеризуют следующие высказывания:
а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;
б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;
в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии,
понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;
г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения
в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;
д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство
издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;
е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;
ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Челябинской области;
з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.
Тема 2. Спрос и предложение
Задача 1. Дана таблица спроса и предложения на товар Х
цена | объем спроса | объем предложения |
15 | 100 | 40 |
16 | 90 | 60 |
17 | 80 | 80 |
18 | 70 | 100 |
19 | 60 | 120 |
20 | 50 | 140 |
Начертить кривые спроса и предложения. Обосновать уровень равновесной цены и объема. Что произойдет, если цена на товар увеличится с 17 до 19 единиц? При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?
Задача 2. Спрос и предложение на обеды в столовой описываются уравнениями:
Q d = 2400 - 10p,
Qs = 1000 + 25p,
где P- цена обеда (в рублях),
Q – количество обедов в день.
- Рассчитайте равновесную цену и количество проданных обедов.
- Если администрация установит цену в 30руб. за обед, то каковы будут последствия такого решения?
Задача 3.Нарисуйте график спроса и предложения телевизоров:
Цена, тыс. руб. | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
Спрос, млн. шт. | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Предложение, млн. шт. | 10 | 30 | 50 | 70 | 90 |
Какая ситуация сложится на рынке -возникнет излишек или дефицит телевизоров - при цене 8 тыс. руб. за телевизор. Определите объем излишков. Чему равна равновесная цена?
Задача 4. Если коэффициент эластичности товара Х по цене составляет 2, что произойдет с объемом спроса при снижении цены с 30 до 20 рублей за единицу товара?
Задача 5. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?
Задача 6. Используя приведенные в таблице данные, рассчитать коэффициент эластичности и выручку.
Цена товара Р (в руб.) | 180 | 150 | 120 | 90 |
Объем спроса Q( штук) | 200 | 300 | 400 | 500 |
Задача 7. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.
Задача 8. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на чай по цене кофе равен 0,5. Если при прочих равных условиях цена на кофе повысится на 20%, как это отразится на объеме продаж чая? Чем можно объяснить такой характер взаимосвязи?
Проблемные ситуации
Задание 1. Внимательно проанализируйте представленный график.
По результатам экономического анализа графика сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в т. Е?
2. Что означает отрезок KL при цене P3.
3. Какова экономическая интерпретация отрезка MN при цене P1 ?
4. При каких условиях возможно прекращение экономической динамики?
5. Что Вы понимаете под термином «экономическая свобода»?
6. Почему только экономическая свобода обеспечивает равновесие рынка?
Задание 2. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких – изменение величины спроса. Покажите графически
а) Цены на бананы выросли в 2 раза, и теперь их можно купить без очереди;
б) Бум рождаемости привел к увеличению импорта детского питания
в) В ожидании нового витка роста цен население стало делать запасы круп и макаронных изделий
г) Повышение цен на пошив верхней одежды сократило количество клиентов в ателье
д) После неоднократного выступления диетолога о вреде животных жиров возникли проблемы с реализацией мороженного
е) Подорожание ноутбуков создало проблемы с реализацией компьютерных мышей
ж) Доходы выросли и люди стали больше покупать фруктового сока
Задание 3. Определите и отразите на графике, как повлияют положение кривой спроса на теннисные ракетки следующие события:
а) доходы населения значительно выросли .
б) теннисные мячи подорожали в 5 раз.
в) в стране ожидается рост цен на спортивные товары.
г) цены на ракетки действительно выросли.
д) врачи убеждают, что занятия теннисом способствуют снижению избыточного веса
е) в стране растет число приверженцев игры в бадминтон.
ж) ракетки для игры в бадминтон значительно подорожали.
Задание 4. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:
- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);
- спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);
- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).
В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1166.