С использованием палочек Кюизенера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи были направлены методы и содержание педагогической деятельности со стороны воспитателя к подготовке мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В своей работе по формированию элементарных математических представлений с экспериментальной группой мы использовали палочки Кюизенера, которые:

- формируют элементарные математические представления детей с младшей группы;

- также легко подводят к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...»;

- учат делить целое на части и измерять объекты;

- способствуют усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Задачи:

- Разнообразить формирование у детей элементарных математических представлений с помощью игр на основе палочек Кюизенера.

- Развивать умение играть в коллективе.

- Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

- Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.

- Использование дидактических игр на основе палочек.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

I этап

- Изучение методической литературы.

- Ознакомиться с опытом педагогов-коллег, работающих по данной теме.

- Проведение родительского собрания для ознакомления родителей с данной методикой.

- Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

- Подготовка игр на основе палочек Кюизенера

- Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога.

- Составить план (см. приложение 1) использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

- В течение всего временного промежутка (учебный 2011 – 2012 год) наблюдать за особенностями формирования математических представлений у каждого конкретного ребенка.

II Этап

- Рассматривание палочек в свободной деятельности.

- Изготовить игры

- Анализ действий детей с новыми играми.

III Этап

- Обучение детей работе с палочками, с использованием образца.

- Вовлечение в занятия сказочных персонажей

- Использование игр, как основного средства формирования элементарных математических представлений.

Методическое обеспечение:

- Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

- Цветные счётные палочки Кюизенера.

- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.

- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Цветные схемы-карточки.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей дошкольного возраста в детском саду для формирования математических представлений.

Знакомство с палочками мы начинали в самом благоприятном возрасте – от двух до трёх лет вместе с альбомом «Волшебные дорожки», который можно назвать настоящей исследовательской лабораторией, где дети настоящие творцы. Они сравнивали, ориентировались на плоскости, делали открытия и радовались. А в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации деятельности с детьми мы считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.

Счетные палочки, так широко всем известные, служат нам не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме знакомлю детей с началами геометрии. Предложив рассмотреть счетную палочку как единицу измерения, учу детей умению выделять элементы фигур и даю им количественную характеристику, учу строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздаю связи и отношения между ними.

Играя со счетными палочками, принимая их за строительный материал, формирую у детей геометрические представления и развиваю пространственное воображение. При этом не забываю, что это прекрасный фундамент для развития мелкой моторики будущего школьника. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом развиваются такие качества мышления, как активность и самостоятельность. Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным способом, каждая задача в этом смысле уникальна.

Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагала игры на построение простых фигур.

На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь моим детям была представлена полная свобода действий и фантазии.

В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В процессе игровой деятельности 75% детей сами (а остальные 25% - с помощью воспитателя) подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы. Для закрепления знаний цветовой гаммы, по окончанию игры дети по моей просьбе складывали палочки в одну общую большую коробку в определенной цветовой последовательности: сначала все белые палочки, потом розовые, голубые, красные и т.д.

Когда дети строили постройки, отвечая на вопросы воспитателя, старались составить рассказ о том, что они хотят построить и как они будут это делать.

Среди высказываний детей мной были выделены подмеченные Саматом и Гришей такие особенности, что постройки можно выполнять на одном и том же месте как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Это было закреплено выкладыванием лесенки в разных плоскостях, рассмотрено с детьми и предложено каждому проделать тоже самое.

Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шумности и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически.

Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.

Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подуй еще раз, но по-другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.

По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.

Палочками Кюизенера послужили нам своеобразной «Цветной математикой», играя, дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.

Палочки Кюизенера широко и часто использовались мной не только в свободной игровой деятельности, но и в процессе организованной формы обучения детей. Обязательным моментом на каждом занятии было обращение внимания детей на самые интересные построения детей с эмоционально-положительной оценкой. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм. Игровые упражнения со счетными палочками проводились в основном во второй половине дня, тогда у детей было достаточное количество времени для самостоятельной творческой деятельности.

Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.

Для того чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры) (приложение 2). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. В начале учебного года Артемий, Глеб, Раван и Рита были малоусидчивы, не внимательны. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, мне удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.

Для закрепления устойчивого интереса, мной были придуманы награды-символы: «Лучшему конструктору», «Самому старательному!», - которые вручались детям-победителям по итогам подводимым в конце игры. Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Следуя требованиям современности, когда на смену жесткой учебной дисциплинарной модели воспитания идет личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного подхода к обучению в работе с детьми. Это подчеркивается красной линией в образовательной программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому цветные палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к идее автодидактизма занимают центральное место в вопросе развития математических представлений у дошкольников.

Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой:

1 Этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

Познакомить с цветом, размером, длиной объектов

Развивать пространственные отношения

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Развитие математических представлений у детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Мысленно я распределяю детей на три группы: 

 

    

    

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе игр и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»

Детям, справляющимся с задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

 

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. В приложении 3 представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели [5, с. 38].

Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер.

Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера, для закрепления полученных знаний дома (приложение 4,5).

Формы работы с родителями.

· Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4-5 лет;

· Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

· Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на математические стороны развития их ребенка);

· Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

· Состязания между командами родителей и детей (используются игры с палочками, как для детей, так и для взрослых);

· Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

· Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие математических представлений;

· Разъяснительная и образовательная работа.

Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же развивающие игры, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Родителей очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

Таким образом, используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности, а также включенные в учебно-образовательный процесс, способствовали развитию математических представлений и умственной деятельности детей. Активность детей, направленная на познание, реализовывались через систему по развитию у дошкольников математических представлений и умений, основанных на использовании игр и материалов развивающего характера, уникальных по своим возможностям цветных счетных палочек Кюизенера.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 274.