Методика работы с палочками Кюизенера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Приёмы и методы работы:

- упражнять детей в индивидуальной форме или по нескольку человек, небольшими подгруппами, игры и упражнения проводить в игровой форме;

- использовать одобрение правильности действий и суждений детей, помощь детям осуществлять в косвенной форме;

- одновременная подача упражнений на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений;

- осуществлять подбор упражнений с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;

- вводить игровые элементы в форме игровой мотивации для среднего возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит …) для старших;

- использовать инструкцию, пояснение, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценку;

- использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии;

- использование палочек для выполнения диагностических заданий.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер.

Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, перед педагогами открывается универсальная и очень эффективная технология математического обучения дошкольников.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

 · познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

· познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

· познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

· осваивать прямой и обратный счет.

· познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

· помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа.

· научить делить целое на части и измерять объекты.

· развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.

· познакомить со свойствами геометрических фигур.

· развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

· развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности.

· воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В работе с палочками Кюизенера существуют несколько этапов.

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой

 Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.

Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если постараться донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый [5, с. 7].

Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.

Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.

Другие примеры заданий на начальном этапе:

· Разложите палочки по длине и цвету.

· Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

· Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.

· Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.

· С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.

· Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.

· Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?

· На сколько одна палочка длиннее другой?

· Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

 Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?

Это 2/4

Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

Другие примеры заданий на втором этапе:

· Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.

· Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

· Возьми самую короткую палочку . Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».

· К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

 Палочки Кюизенера и обучение языку

 Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучению математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском [5, с. 13].

Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую могли встречать раньше в наших азбуках:

Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.

 

Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.

Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

 

 

II. Практическая часть.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 337.