Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, неосязаемые, и не приводят к завладению чем-либо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Медицинским услугам присущи такие характеристики как:

Неосязаемость

Неотделимость от источника

Непостоянство качества

Несохраняемость

Неоднозначность результата

 

НЕОСЯЗАЕМОСТЬ - Медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, осязать до момента ее потребления.

Ни одному пациенту никогда не удастся заранее узнать  абсолютно все о потребительских свойствах оказываемых ему услуг. Любая информация об этом, даже исходящая от лечащего врача, всегда будет иметь вероятностный характер.

 Оценка потребительских свойств медицинских услуг проводится, как правило, на уровне субъективного восприятия их результативности (полезного эффекта и побочных действий), ощущений и эмоциональных переживаний пациентов.

НЕОТДЕЛИМОСТЬ ОТ ИСТОЧНИКА

Медицинская услуга - это продукт не только производителя (медицинского работника), но и потребителя (пациента).

Качество медицинской услуги формируется в результате согласованных действий медицинского работника и желания пациента получить пользу. Результат лечения будет во многом зависеть от того, насколько точно больной выполняет рекомендации и назначения. Несвоевременное обращение за медицинской помощью также может стать причиной неблагоприятного исхода.

НЕСОХРАНЯЕМОСТЬ

В отличие от товаров как медицинского, так и немедицинского предназначения, которые сначала производятся, затем какое-то время могут храниться на складе или стоять в магазине с целью продажи, медицинская услуга характеризуется тем, что процесс ее производства совпадает с процессом реализации. Медицинские услуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Нельзя, например, воспользовавшись возросшим спросом на тот или иной вид медицинских услуг, вначале накопить, а затем мгновенно «выбросить» их со склада на рынок.

НЕПОСТОЯНСТВО (ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ) КАЧЕСТВА

Медицина - это творческий процесс, который отличается индивидуальностью и нестандартностью профессионального подхода к пациенту, а в итоге, порой, непредсказуемостью результатов. В здравоохранении не может быть единого, обезличенного подхода к лечению больных даже с одной и той же патологией, поэтому в диагностическом, тактическом и технологическом аспектах качество медицинских услуг может колебаться в широких пределах. Оно зависит, прежде всего, от квалификации медицинского работника, оснащенности лечебно-профилактического учреждения, доступности медицинской помощи, времени и места оказания услуги, от того, кто ее потребитель, и многих других факторов.

НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТА - Медицинскую услугу не всегда можно оценить только положительно. Например, при ампутации ноги пациенту мы получим положительный медицинский эффект: больной остался жив и сможет выполнять какую-либо работу в специально созданных условиях. Но он стал инвалидом, - это отрицательный социальный эффект. В медицине, в отличие от других сфер профессиональной деятельности, неблагоприятный и даже летальный исход отнюдь не всегда является противоправным и противоестественным. Нередко в случае неблагоприятного исхода лечения пациенты или их родственники пытаются искать виновных среди медицинских работников, тогда как в действительности подобный исход объясняется специфическими особенностями организма больного и характером конкретного заболевания.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ

По источнику оказания услуг:

Человек

Прибор, машина

По элементу присутствия:

Присутствие пациента обязательно (операция)

Присутствие пациента не обязательно (лекарства)

По мотивам приобретения услуг:

Личные

Деловые

По формам взаимодействия субъектов рынка и мотивам приобретающих услуги:

Коммерческая

Некоммерческая

 

МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА

1. Детальная медицинская услуга – элементарная или неделимая услуга (инъекция, заведение истории болезни и т.д.), которая не выступает объектом ценообразования.

2. Простая медицинская услуга – элементарная и неделимая:

пациент + специалист = один элемент профилактики (диагностики или лечения)

Например, операция, которую можно разложить на самостоятельные (делимые) моменты, которые самостоятельного значения при этом не имеют.

 Поэтому, несмотря на сложность процесса, операцию относят к категории простой услуги.

3. Сложная медицинская услуга – совокупность простых услуг, отражающая технологический процесс оказания медицинской помощи.

Для стационаров –пролеченный больной

Для поликлиник – законченный случай лечения.

 

ПО ЧАСТОТЕ ПРИМЕНЕНИЯ медицинские услуги делятся на:

1 группа. Услуги, получаемые сравнительно часто большинством людей (рутинные виды и методы лечения при распространенных заболеваниях – педиатрическая помощь, пневмонии, гастриты, заболевания сердечно-сосудистой системы и т.д.)

2 группа. Услуги, предлагаемые большинством медицинских учреждений, но редко используемые, возможно один раз в жизни (операции по поводу аппендэктомии, экстирпации матки, язвенной болезни желудка и др.)

3 группа. Услуги, предлагаемые медицинскими учреждениями редко и редко используемые пациентами (экспериментальные методы лечения, дорогостоящие высокоспециализированные виды помощи при редких заболеваниях

 

СВОЙСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

1. Общие свойства:

- Неосязаемость (нематериальный характер) до ее получения;

- Неразрывность производства и потребления услуги;

- Неоднородность или изменчивость качества;

- Неспособность услуг к сохранению впрок (сиюминутность);

2. Экономические составляющие:

- Себестоимость;

- Рентабельность;

- Эффективность;

- Цена услуги;

- Методика ценообразования.

3. Медико-социальные свойства:

- Своевременность;

- Доступность;

- Качество

 

ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

- Лечебные;

- Диагностические;

- Профилактические;

- Реабилитационные;

- Медико-экспертные;

- Парамедицинские;

- Социальные;

- По подготовке кадров, их аттестации и сертификации;

- По аккредитации и лицензированию;

- Сервисные. 

 

Медицинские услуги, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге:

Стадия выведения услуги на рынок;

Стадия роста потребности;

Стадии зрелости и насыщения;

Стадия упадка потребности

-

ТЕМПЫ ПРИРОСТА

0-10-15% - стадия внедрения;

15-100% (200%) и выше – стадия роста;

5-15% (после стадии роста) – стадия зрелости;

0-5% - стадия насыщения;

отрицательные – стадия спада.

 

ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - при формировании товарной и ассортиментной политики следует провести исследование доходов от реализации тех или иных товаров, составляющих портфель организации.                                                                                                                              Для этих целей применяется Матрица Бостонской консалтинговой (консультационной) группы (БКГ) – или матрица роста доли рынка.

 

МЕСТО каждого товара может быть охарактеризовано

 темпом роста рынка сбыта и относительной долей на рынке.

Проблемные товары («Трудные дети») – это месторасположение товаров с высоким темпом роста рынка сбыта, но низкой его относительной долей. Как правило, сюда входят новые товары на стадиях ЖЦТ (жизненный цикл товара) внедрения и роста.

«Звезды»– это товары-лидеры, т.к. имеют высокие темпы роста рынка сбыта и высокие доли на рынке, несмотря на большой спрос, нужно вкладывать финансовые средства на поддержание его положения на рынке. В ЖЦТ – это стадия зрелости

«Дойные коровы» - при снижении темпов роста рынка сбыта, но при высокой относительной доле товары переходят в позицию «дойных коров» – товаров, приносящих прибыль; это стадия насыщения в ЖЦТ.

«Собаки» - это товары с низкими темпами роста рынка в основном даже отрицательными, и низкой относительной долей. Они не приносят прибыли, а иногда реализуются с убытками; в ЖЦТ это стадия спада. Если организация не принимает решения оставить этот товар в портфеле, то он постепенно исключается из ассортимента.

Все товары с течением времени меняют свои позиции, поэтомупостоянный контроль за движением их в Матрице БКГ является обязательным.

В зависимости от этих позиций наличие товара в портфеле признается сильной или слабой стороной.

 

СПРОС – это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене.

Изучение спроса – начальный этап комплексного исследования рынка медицинских услуг, позволяющий определить его обобщающие характеристики.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС

1. Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше вероятность обращения за услугой)

2. Изменение в структуре населения (возрастно-половая структура, например, старение населения увеличивает спрос на лекарственные препараты, обслуживание)

3. Мода (стремление к снижению веса, омоложение через пластические операции)

4. «Форсирование спроса» на медицинские услуги (иногда врачи своими рекомендациями способны увеличить спрос на медицинские услуги).

 

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПРОСА В ЛПУ

1. Установление дифференцированных цен может сместить часть спроса с пикового времени на период затишья.

2. Можно преднамеренно регулировать спрос в периоды его спада, предлагая новые формы обслуживания.

3. В периоды максимального спроса можно предлагать дополнительные услуги в качестве альтернативы для ожидающих своей очереди клиентов.

4. Одним из способов управления уровнем спроса является введение систем предварительных заказов (предварительная запись к врачам).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 341.