Удар о землю характеризуется резкой потерей парашютистом скорости, а точнее потерей его кинетической энергии.
Сила удара зависит от количества энергии, которую теряет парашютист и от длины пути, на котором произошла потеря этой энергии.
Удобно вместо значения силы удара пользоваться выражением перегрузки, показывающей во сколько раз вес тела в момент приземления больше веса тела в покое. На удар и перегрузку при приземлении главное влияние оказывает скорость приземления.
Например, при приземлении со скоростью 4 м/с в пути торможения, равном 0,6 м, перегрузка будет равна 2,4.; при тех же условиях, но скорости, равной 8 м/с, — перегрузка равна 6,4.
При фиксированной скорости приземления сила удара или величина перегрузки будет зависеть от расстояния, на протяжении которого удар поглощается.
Есть огромная разница между приземлением на чуть согнутые ноги с последующим упругим, гибким приседанием и приземлением на вытянутые, прямые ноги. Во втором случае нагрузка настолько возрастает, что ноги могут её не выдержать и сломаться, так как в этом случае расстояние поглощения удара будет не более 0,03–0,05 м (смятие почвы и упругость суставов). В этом случае перегрузка даже при скорости снижения 4 м/с будет равна 17,3. Таким образом, вес тела при ударе увеличивается в 17 раз и при весе 90 кг составит около 1500 кг. Это крайний случай, который не должен иметь место.
Но даже сгибая коленки и туловище при приземлении, надо делать это правильно, иначе эффект будет недостаточным. Если держать ноги не напряженными, то в момент касания они согнутся без особого сопротивления и, следовательно, без гашения скорости, а удар передается на туловище или на руки, если они опущены, что приводит к травмам.
Надо добиться того, чтобы напряжение ног и туловища соответствовало скорости приземления. Это достигается неоднократным спрыгиванием с разных высот тренировочного трамплина.
Теория прыжков со стабилизацией падения
При отделении парашютиста от самолета лента зачековки освобождает камеру стабилизирующего парашюта от резиновой соты, камера стабилизирующего парашюта отходит от ранца. При этом вытягивается соединительное звено, в результате: вначале рвется контровочная нить в два сложения, соединяющая петлю на соединительном звене с металлическим кольцом, пришитым к ранцу, затем рвется контровочная нить, контрящая гибкую шпильку, гибкая шпилька выходит из прибора и этим включает его. При полном натяжении соединительного звена рвется контровочный шнур (40 кг на разрыв), соединяющий 4 кольца на перьях стабилизатора с 4 кольцами, пришитыми к камере стабилизирующего парашюта, стабилизирующий купол вытягивается из камеры и, попав в поток, наполняется.
После наполнения стабилизирующего купола происходит стабилизированное падение парашютиста, при этом ранец основного парашюта остается закрытым.
После раскрытия с помощью кольца или страхующего прибора двухконусного замка и выхода из него силовых лент, освобождаются клапаны ранца, и стабилизирующий парашют вытягивает из него камеру с уложенным в нее основным куполом.
По мере снижения парашютиста камера с уложенным в нее куполом оттягивается от парашютиста, и из газырей выходят стропы. При полном натяжении строп происходит расчековка съемных резиновых сот камеры и из нее начинает выходить купол.
Наполнение основного купола начинается после выхода его из камеры примерно наполовину и завершается после полного стягивания камеры.
Аэродром
Аэродром Борки представляет собой земельный участок, на котором находятся взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка, места стоянки, самолетов и автотранспорта, склад ГСМ, служебное здание и другие строения, а также площадка для приземления парашютистов.
Аэродром является местом повышенной опасности. На старте, во время прыжков с парашютом, парашютисты, а также их друзья и родственники, присутствующие при этом, должны располагаться в ангаре или рядом с ним. Заходить за ограждения с запрещающими знаками, в частности, на стоянку самолётов и площадку приземления без разрешения инструкторов и сопровождения спортсменов-парашютистов, запрещено.
Особенно опасно сидеть или лежать в высокой траве: из рулящего самолета или двигающегося автомобиля можно не заметить человека.
Курить на аэродроме запрещено.
Если парашютист приземлился на взлетно-посадочную полосу, ему необходимо быстро собрать парашют на руки и покинуть её. При следовании на старт по установленному маршруту необходимо соблюдать осмотрительность. Если парашютисту необходимо перейти ВПП, то сделать это необходимо в непосредственной близости от рулевой дорожки: приблизившись к ВПП на расстояние 20-30 м, следует остановиться, внимательно осмотреть ВПП и воздушное пространство слева и справа. Убедившись, что взлетно-посадочная полоса свободна и самолет не заходит на посадку, парашютист может быстро пересечь полосу. Движение по взлетно-посадочной полосе запрещается. Когда самолет выполняет руление или стоит с работающим двигателем, приближение к нему и ВПП на расстояние, меньшее 20 м, запрещено.
Запрещается проходить вблизи самолета со стороны двигателя. При посадке в самолет парашютисты должны обходить его со стороны хвоста.
В месте приземления начинающих парашютистов, в поле, выкладывается крест 2 полотнищ красного, белого либо черного цвета размером 5×1,5 м.
Весь личный состав, находящийся на старте, обязан подчиняться лицам стартового наряда и выполнять все их указания по организации прыжков с парашютом.
Состав стартового наряда следующий: руководитель прыжков с парашютом (РПП), зам. руководителя прыжков (по необходимости), выпускающий (один или несколько), помощник выпускающего (по необходимости), дежурный по площадке приземления (один или несколько), наблюдающий, инструктор на линии стартового осмотра парашютистов, врач или фельдшер на площадке приземления с медицинскими средствами, инструктор на укладке парашютов, дежурный на старте (проверяет комплектность имущества и снаряжения, возвращаемых после прыжка начинающими парашютистами), хронометрист.
Самолет Ан-2
Самолет Ан-2 в авиаспортклубах ДОСААФ используется для выброски парашютистов.
По своей конструкции он представляет биплан. Максимальный полетный вес 5250 кг. Коммерческая загрузка 1500 кг. Мощность двигателя 1000 л. с. Максимальная скорость 256 км/ч. Скорость при выброске парашютистов — 140 км/ч.
На борт самолет может брать 9 начинающих парашютистов или 10 спортсменов. Прыжки можно совершать со всеми типами парашютов в открываемую в полете входную дверь. Экипаж самолета Ан-2 при выполнении полета на выброску парашютистов состоит из летчика, выпускающего и его помощника (при прыжках начинающих парашютистов).
Перед посадкой в самолет, на линии осмотра, проверяющий устанавливает очередность прыжков в зависимости от веса парашютистов. Самый тяжелый парашютист должен прыгать первым, а самый легкий — последним. Посадка парашютистов в самолет производится в следующем порядке: прыгающий последним — входит в самолет первым и садится по правому борту у кабины летчика, прыгающий первым — садится последним по левому борту у двери самолета.
После посадки в самолет инструктор присоединяет к удлинителям карабины камер стабилизирующих парашютов. Парашютисты во время полета должны быть внимательны к командам выпускающего, не перемещаться по самолету без его разрешения. Все действия парашютисты в самолете могут выполнять только с разрешения выпускающего.
На высоте 700 м выпускающий включает страхующие приборы на запасных парашютах путем выдергивания гибких шпилек, а затем подает команду: «Руки в кольца». По этой команде парашютисты, просунув правую руку через резинку, берутся за кольцо основного парашюта, а левую руку накладывают на правую.
При выходе самолета на курс выброски, за 25–30 с до подхода к точке отделения, подается команда «Приготовиться». По этой команде парашютисты, назначенные на прыжок в данном заходе, встают, поворачиваются лицом к двери, и принимают изготовочную позу: ноги ставятся немного шире плеч, слегка согнуты в коленях, правая нога впереди на расстоянии 20-30 см от порога двери, туловище немного наклонено вперед, руки на главных лямках подвесной системы. Помощник выпускающего помогает придерживать парашютистов.
По команде «Пошел» парашютисты отделяются от самолета. Отделение от самолета производится в следующей последовательности:
§ середину ступни левой ноги поставить в левый нижний угол двери;
§ слегка нагнувшись, плавно оттолкнуться от порожка двери, перпендикулярно оси самолета ногами вниз, при этом, не касаясь дверного проема частями тела, парашютами и снаряжением;
§ отделившись от самолета, парашютист произносит вслух числа: «десять тысяч пятьсот один, десять тысяч пятьсот два, десять тысяч пятьсот три» ", затем выдергивает вытяжное кольцо.
Действия в воздухе
Это те действия, которые необходимо выучить полностью, и после отделения от самолёта их выполнять. В конце конспекта вы найдёте сокращённую памятку того, что именно и в какой последовательности необходимо выучить. Невыполнение любого из этих пунктов, или изменение их последовательности может повлечь за собой непредвиденные ситуации, которые могут многократно усложнить прыжок и испортить его прелесть.
После отделения от самолета парашютист должен вести отсчет времени произношением чисел «десять тысяч пятьсот один, десять тысяч пятьсот два, десять тысяч пятьсот три». Отсчитав заданное время стабилизации, он выдергивает кольцо основного парашюта.
Момент отхода стабилизирующего купола от ранца будет сопровождаться ощущением небольшого провала. Раскрытие купола воспринимается как небольшое встряхивание, плавная остановка («как за воротник потрясли»).
После наполнения купола основного парашюта, парашютист должен действовать в следующем порядке.
Осмотреть купол парашюта
В случае необходимости раскрутить закрученные стропы парашюта (при незначительной закрутке — менее 2 метров) вращательными движениями тела, а затем произвести осмотр купола парашюта.
Если его форма правильная, без порывов, нет перехлеста стропами, значит, парашют раскрылся нормально.
Вытащить чекующий шнур
Для этого открыть предохранительный клапан запасного парашюта, левой рукой придержать белую петлю-бабочку, а правой — плавно (!) вытащить чекующий шнур вверх.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1197.