Обязательное социальное страхование(ОСС) как форма СО (ФЗ № 165).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСС – это часть государственной системы соц.защиты населения, спецификой которого является осуществление в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан, от возможных изменений материального(или социального) положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Оно представляет собой систему создания государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсационные или минимизационные последствия изменения материального и/или социального положения работающих граждан, а в случаях предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан, в следствии достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травм, несчастного случая на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка(детей), уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет и другие события установленные законом РФ «Об обязательном социальном страховании».

Субъектами ОСС являются:

- застрахованные лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, работающие по трудовому договору, лица самостоятельно обеспечивающие себя работой или иные категории граждан, у которых отношения по ОСС возникают в соответствии с ФЗ «О конкретных видах обязательного социального страхования»)

- страхователи – это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане обязанные в соответствии с ФЗ «О конкретных видах ОСС» уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях установленных ФЗ выплачивать отдельные виды страхового обеспечения(работодатель).

- страховщики – это коммерческие или некоммерческие организации, созданные в соответствии с ФЗ «О конкретных видах ОСС» для обеспечения прав застрахованных лиц по ОСС при наступлении страхового случая (ФСС, ПФР, ФОМС).

31.10.19.

17. Государственное СО за счет средств из федерального бюджета.

- это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельной категории граждан, не подлежащие ОСС, и предоставление отдельных видов СО всему населению в независимости от принадлежности к определенной категории граждан за счет бюджетных ассигнований.

Категории:

- лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественной деятельностью (период в который они подлежат ОСС) при наступлении обстоятельств признаваемые социально-уважительными(служащие ОВД, ФСБ, налоговая полиция)

- все население страны обеспечиваемое определенными СО без какой-либо связи с трудом человека , включающие граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу(компенсационные выплаты трудоспособным неработающим гражданам, осуществление ухода за инвалидами 1 группы, ребенком инвалидом, лекарственная помощь, в том числе и работающим инвалидам, санитарно-курортное лечение пожилых и инвалидов и др.)

Государственная соц.помощь.

- это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ФЗ от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи).

Государственная соц.помощь назначается решением органа соц.защиты населения по месту жительства, либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего гражданина, а также иных категорий граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина – это минимальных набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В мурманской области величина прожиточного минимума установлена в расчете на душу населения 17 149 руб., для пенсионеров – 14 257 руб., для детей – 17 193 руб.

Государственная соц.помощь оказывается в целях:

- поддержания уровня малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан

- адресное исполнение бюджетных средств

- усиление адресной помощи нуждающимся гражданам

- создание необходимых условий для обеспечения всеобщной доступности и общественно приемлемого качества соц.услуг

- снижение уровня социального неравенства

- повышение доходов населения

Виды соц.помощи:

- денежные (социальные пособия, субсидии и др)

- натуральная (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др. виды натуральной помощи)

Виды стажа.

2 функции стажа:

- условие предоставления обеспечения (для получения страховой пенсии по старости необходим страховой стаж 15 лет)

- регулятор размера обеспечения ( если человек отработал до 5 лет, то размер пособия по безработице будет 60% от среднего заработка, 5-8 лет – 80%, больше 8 лет – 100%)

Как особая мера трудовой деятельности стаж имеет количественность (продолжительность) и качественность (характер и условия, в которых протекает трудовая(служебная) деятельность)

Стаж – это один из важнейших юридических фактов, с которым законодательство связывает возникновение большинство правоотношений в сфере СО и который существенно влияет на объем социальных прав граждан.

В настоящее время выделяют:

- страховой стаж(СС)

- общий трудовой стаж(ОТС)

- выслуга лет

- непрерывный трудовой стаж(НТС)

2) Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельность до 1 января 2002г.

Юридическое значение ОТС состоит в том, что от его продолжительности зависит размер стажевого коэффициента, который учитывается при расчете размера страховой пенсии.

3) Юридическое значение выслуги лет заключается в том, что она является основным юридическим фактом при определении права на пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, граждан из числа космонавтов, летно-испытательного состава)

Кроме того в выслугу лет может включаться время обучения до поступления на службу в гражданское высшее образовательное учреждение, либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах до 5 лет, из расчета 1 год учебы = 6 мес.

Основное отличие от иных видов стажа состоит в возможности ее льготного исчисления.

4) Под НТС понималось продолжительность непрерывной работы на одном предприятии, а также на нескольких, если при переходе с одного предприятия на другое стаж не прерывался (как правило оформление нового трудового договора должно было осуществиться в течении 2-х месяцев после увольнения используя для расчета пособие по временной нетрудоспособности)

В настоящее время полностью утратил свое значение.

Исключение: СО в рамках отдельной организации.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.