ОСС – это часть государственной системы соц.защиты населения, спецификой которого является осуществление в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан, от возможных изменений материального(или социального) положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Оно представляет собой систему создания государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсационные или минимизационные последствия изменения материального и/или социального положения работающих граждан, а в случаях предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан, в следствии достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травм, несчастного случая на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка(детей), уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет и другие события установленные законом РФ «Об обязательном социальном страховании».
Субъектами ОСС являются:
- застрахованные лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, работающие по трудовому договору, лица самостоятельно обеспечивающие себя работой или иные категории граждан, у которых отношения по ОСС возникают в соответствии с ФЗ «О конкретных видах обязательного социального страхования»)
- страхователи – это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане обязанные в соответствии с ФЗ «О конкретных видах ОСС» уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях установленных ФЗ выплачивать отдельные виды страхового обеспечения(работодатель).
- страховщики – это коммерческие или некоммерческие организации, созданные в соответствии с ФЗ «О конкретных видах ОСС» для обеспечения прав застрахованных лиц по ОСС при наступлении страхового случая (ФСС, ПФР, ФОМС).
31.10.19.
17. Государственное СО за счет средств из федерального бюджета.
- это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельной категории граждан, не подлежащие ОСС, и предоставление отдельных видов СО всему населению в независимости от принадлежности к определенной категории граждан за счет бюджетных ассигнований.
Категории:
- лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественной деятельностью (период в который они подлежат ОСС) при наступлении обстоятельств признаваемые социально-уважительными(служащие ОВД, ФСБ, налоговая полиция)
- все население страны обеспечиваемое определенными СО без какой-либо связи с трудом человека , включающие граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу(компенсационные выплаты трудоспособным неработающим гражданам, осуществление ухода за инвалидами 1 группы, ребенком инвалидом, лекарственная помощь, в том числе и работающим инвалидам, санитарно-курортное лечение пожилых и инвалидов и др.)
Государственная соц.помощь.
- это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ФЗ от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи).
Государственная соц.помощь назначается решением органа соц.защиты населения по месту жительства, либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего гражданина, а также иных категорий граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ.
Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – это минимальных набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В мурманской области величина прожиточного минимума установлена в расчете на душу населения 17 149 руб., для пенсионеров – 14 257 руб., для детей – 17 193 руб.
Государственная соц.помощь оказывается в целях:
- поддержания уровня малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан
- адресное исполнение бюджетных средств
- усиление адресной помощи нуждающимся гражданам
- создание необходимых условий для обеспечения всеобщной доступности и общественно приемлемого качества соц.услуг
- снижение уровня социального неравенства
- повышение доходов населения
Виды соц.помощи:
- денежные (социальные пособия, субсидии и др)
- натуральная (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др. виды натуральной помощи)
Виды стажа.
2 функции стажа:
- условие предоставления обеспечения (для получения страховой пенсии по старости необходим страховой стаж 15 лет)
- регулятор размера обеспечения ( если человек отработал до 5 лет, то размер пособия по безработице будет 60% от среднего заработка, 5-8 лет – 80%, больше 8 лет – 100%)
Как особая мера трудовой деятельности стаж имеет количественность (продолжительность) и качественность (характер и условия, в которых протекает трудовая(служебная) деятельность)
Стаж – это один из важнейших юридических фактов, с которым законодательство связывает возникновение большинство правоотношений в сфере СО и который существенно влияет на объем социальных прав граждан.
В настоящее время выделяют:
- страховой стаж(СС)
- общий трудовой стаж(ОТС)
- выслуга лет
- непрерывный трудовой стаж(НТС)
2) Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельность до 1 января 2002г.
Юридическое значение ОТС состоит в том, что от его продолжительности зависит размер стажевого коэффициента, который учитывается при расчете размера страховой пенсии.
3) Юридическое значение выслуги лет заключается в том, что она является основным юридическим фактом при определении права на пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, граждан из числа космонавтов, летно-испытательного состава)
Кроме того в выслугу лет может включаться время обучения до поступления на службу в гражданское высшее образовательное учреждение, либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах до 5 лет, из расчета 1 год учебы = 6 мес.
Основное отличие от иных видов стажа состоит в возможности ее льготного исчисления.
4) Под НТС понималось продолжительность непрерывной работы на одном предприятии, а также на нескольких, если при переходе с одного предприятия на другое стаж не прерывался (как правило оформление нового трудового договора должно было осуществиться в течении 2-х месяцев после увольнения используя для расчета пособие по временной нетрудоспособности)
В настоящее время полностью утратил свое значение.
Исключение: СО в рамках отдельной организации.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.