По всему миру насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. В таблице 1.1 представлено четыре уровня обслуживания и указаны торговые заведения, обычно практикующие эти уровни.
| СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА УСЛУГ |
| РОСТ ЧИСЛА УСЛУГ | |
Самообслуживание | Свободный отбор товаров | Ограниченное обслуживание | Полное обслуживание | |
Отличительные черты | 1.Минимальное число оказываемых услуг 2.Привлекательность цен 3.Торговля основными товарами постоянного спроса 4.Торговля товарами повседневного спроса | 1.Ограниченное число оказываемых услуг 2.Привлекательность цен 3.Торговля основными товарами постоянного спроса 4.Торговля товарами повседневного спроса | 1.Небольшое разнообразие услуг 2.Торговля товарами предварительного выбора | 1.Широкое разнообразие услуг 2.Торговля модными товарами 3.Торговля товарами особого спроса |
Примеры | 1.Розничные магазины-склады 2.Бакалейно-гастрономические магазины 3.Магазины сниженных цен 4.Предприятия посылторга 5.Торговые автоматы | 1.Магазины сниженных цен 2.Галантерейные магазины 3.Предприятия посылторга | 1.Торговля вразнос 2.Универмаги 3.Продажа по телефону, почте, Интернету 4.Галантерейные магазины | 1.Специализированные магазины 2.Универмаги |
Розничные торговые предприятия. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.
Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.
Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.
Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их «обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия, кинокамеры), более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, техническое обслуживание товаров длительного пользования на дому и предоставление покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и ресторанов - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами. При описании типов розничных предприятий мы будем классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов.
Типы розничных торговых предприятий перечислены в таблице 1.2, а их описание дается ниже.
Предлагаемый товарный ассортимент | Относительное внимание к ценам | Характер торгового обслуживания | Принадлежность магазина | Разновидность концентрации магазинов |
1.Специализированный магазин 2.Универмаг 3.Универсам 4.Магазин товаров повседневного спроса 5.Комбинированный универсам, универсам широкого профиля, торговый комплекс 6.Розничное предприятие услуг | 1.Магазин сниженных цен 2.Склад-магазин 3.Магазин-демзал, торгующий по каталогу | 1.Торговля с заказом товара по почте или по телефону 2.Торговые автоматы 3.Служба заказов со скидкой 4.Торговля вразнос | 1.Корпорат.сеть 2.Добровольная сеть розничных торговцев и кооператив розничных торговцев 3.Потребительский кооператив 4.Объединение держателей привилегий 5.Розничный конгломерат | 1.Центральный деловой район 2.Региональный торговый центр 3.Районный торговый центр 4.Торговый центр микрорайона |
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) к услугам розничной торговли относятся:
· реализация товаров;
· упаковка купленных в магазине товаров;
· прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары;
· подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже;
· прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли;
· погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентством);
· оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
· перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет;
· оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней;
· прием стеклопосуды на дому;
· предоставление кабины для зарядки аппаратуры;
· предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет;
· консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии;
· консультации диетологов, косметологов;
· гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей);
· функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
· послепродажное обслуживание.
Классификация дополнительных торговых услуг.
По времени оказания | |
Предшествуют продаже товаров (допродажные услуги) | Консультация специалистов, внемагазинная информация о товарах, демонстрация новых товаров |
Во время продажи | Испытание товара в действии, упаковка, дегустация |
Послепродажные | Доставка товаров на дом, установка купленных изделий на дому у покупателей |
По степени связи с продажей | |
Связанные с продажей | Дополнительная упаковка, консультация о назначении и качестве отдельных товаров, доставка крупногабаритных товаров на дом |
Относительно связанные с продажей | Прикрепление ремешков к часам, зарядка фотокассет |
Свободные | Пользование камерой хранения, вызов такси, раскрой ткани |
По степени значимости | |
Основные (связанные с покупкой) или обязательные | Демонстрация товаров в действии, упаковка, консультация специалистов |
Сопутствующие, дополнительные или рекомендуемые | Предоставление рассрочки, кратковременное хранение товаров |
Вспомогательные | Справочное бюро, почта, театральные кассы, сберегательные кассы |
По характеру спроса | |
Постоянные (массовые, систематические) | Продажа товаров в кредит, кафетерии, телефоны-автоматы, автоматы газированной воды |
Периодические | Выставка образцов к праздникам и предварительный прием заказов, дегустация кулинарных изделий |
Эпизодические | Подбор и отправка товаров по просьбе иногородних покупателей |
По характеру затрат | |
Бесплатные (связанные с продажей) | Подгонка изделий по фигуре покупателя, наполнение воздухом резиновых игрушек, матрацев, комната матери и ребенка |
Платные (в основном свободные услуги) | Гравировка, ремонт часов, растяжка обуви, головных уборов, педикюрный кабинет |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.