Виды аудиторского заключения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудиторское заключение в соответствии с федеральным пра­вилом (стандартом) «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» с точки зрения оценки достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть безого­ворочно положительным или модифицированным.

В свою очередь модифицированное аудиторское заключение может быть:

• не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтер­ской) отчетности;

• с оговоркой;

• отказ от выражения мнения;

• отрицательное.

Безоговорочно положительное заключение. Такое заключение; означает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской); отчетности в Российской Федерации.[6] Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» состоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

• пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «YYY». Обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достовер­ности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита. Аудит проводят в соответствии с:

• Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

• федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности наименование и дату утверждения);

• внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

• нормативными актами органа, осуществляющего регулирование дея­тельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить ра­зумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной ос­нове и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, под­тверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку прин­ципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего пред­ставления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финан­совой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгал­терского учета законодательству Российской Федерации.

Все остальные виды заключений, кроме безоговорочно положи­ тельного, являются модифицированными.[4]

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

• факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описы­ваемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, при­влекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую (бух­галтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финан­совой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор в случае необходимости должен модифицировать ауди­торское заключение посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности дея­тельности аудируемого лица.

Аудитор также должен рассмотреть возможность модифициро­вания аудиторского заключения посредством включения части, ука­зывающей на значительную неопределенность (иную, нежели со­блюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение ко­торой зависит от будущих событий и которая может оказать влия­ние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Часть с опи­санием проблемы, связанной с соблюдением принципа непрерыв­ности деятельности или со значительной неопределенностью, обычно является достаточным с точки зрения выполнения аудито­ром своих обязанностей по подготовке аудиторского заключения. Тем не менее в некоторых случаях, например, в случае большого числа факторов неопределенности, значительных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор может посчитать уместным отказаться от выражения мнения о ее достоверности вместо вклю­чения части, привлекающей внимание к данному аспекту.

Аудитор также должен модифицировать аудиторское заключе­ние посредством включения части, привлекающей внимание к си­туации, не оказывающей существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и не раскрытой (недостаточно полно раскрытой) или раскрытой некорректно в пояснениях к финансо­вой (бухгалтерской) отчетности. Например, если, по мнению ауди­тора, необходимо изменить либо дополнить какие-либо пояснения, содержащиеся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, а аудируемое лицо отказывается внести такие изменения или дополнения, аудитор может включить в аудиторское заключение часть, привле­кающую внимание к такой ситуации. Такая часть также может быть включена при наличии дополнительных установленных законода­тельством Российской Федерации требований в отношении подго­товки аудиторского заключения.

Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговороч­но положительное мнение, если существует хотя бы одно из сле­дующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора дан­ное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:

а) имеется ограничение объема работы аудитора;

б)       имеется разногласие с руководством относительно:

• допустимости выбранной учетной политики;

• метода ее применения;

• адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обстоятельства, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицатель­ ному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безого­ворочно положительное мнение, но влияние разногласий с руково­дством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать форму­лировку: «за исключением влияния обстоятельств...» (указать об­стоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ог­раничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следова­тельно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансо­вой (бухгалтерской) отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько суще­ственно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключе­ние не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно по­ложительного, он должен четко описать все причины этого в ауди­торском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчет­ность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от вы­ражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к финансовой (бухгал­терской) отчетности.

Существуют обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося безоговорочно положительным.

Иногда ограничения объема работы аудитора могут устанавли­ваться аудируемым лицом (например, если условия аудиторского за­дания предусматривают, что аудитор не может выполнять процедуры аудита, которые он считает необходимыми). Если ограничение, пре­дусмотренное условиями задания, таково, что аудитор считает необ­ходимым отказаться от выражения мнения, он обычно не принима­ется за выполнение такого задания, за исключением случаев, когда выполнение задания вытекает из требований законодательства Рос­сийской Федерации. Кроме того, аудитор не должен приниматься за выполнение аудиторского задания, когда такое ограничение препят­ствует выполнению установленных законодательством Российской Федерации обязанностей аудитора.

Ограничение объема аудита может быть следствием обстоятельств (например, если время назначения аудитора не позволяет ему наблюдать за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов). Ограничение объема также возможно, если, по мнению аудитора, учетная документация аудируемого лица отсутствует либо не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации или если аудитор не может осуществить процедуры аудита, которые считает необходимыми. При этих обстоятельствах аудитор должен выполнить возможные альтернативные процедуры, чтобы получить достаточные доказательства.

Если ограничение объема работы аудитора требует выражения мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения, аудиторское заключение должно включать описание этого ограничения и воз­можных корректировок финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые могли бы оказаться необходимыми, если бы не существо­вало данного ограничения.

Аудиторское заключение в части, содержащей мнение с оговоркой из-за ограничения объема, включает следующую примерно информацию:

«Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти организации «YYY» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. вклю­чительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» со­стоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

• пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «YYY». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Феде­рации на основе проведенного аудита.[7]

Мы провели аудит в соответствии с:

• Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

• федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
(указать наименование и дату утверждения);

• внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности
(указать аккредитованное профессиональное объединение);

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудит ора;

• нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить ра­зумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной ос­нове и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности. Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем мы не наблюдали за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов по состоянию на 31 декабря 20(ХХ) г., так как эта дата предшествовала дате привлечения нас в качестве аудиторов организа­ции «YYY».

По нашему мнению, за исключением корректировок (при наличии таковых), которые могли бы оказаться необходимыми, если бы мы смогли; проверить количество товарно-материальных запасов, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно».[4]

Аудиторское заключение в части, содержащей отказ от выражения мнения из-за ограничения объема, включает следующую информацию: «Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти организации «YYY» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. вклю­чительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» состоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

• пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бух­галтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «YYY».  Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита. Мы провели аудит в соответствии с:

• Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

• федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать наименование и дату утверждения);

• внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

• нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не  содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной ос­нове и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего пред­ставления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.[7]

(Часть, описывающую объем аудиторской проверки, следует либо опус­тить, либо изменить в соответствии с конкретными обстоятельствами.)

Аудиторы не смогли присутствовать при инвентаризации товарно-материальных запасов из-за ограничений, установленных организацией «YYY» (кратко указать обстоятельства).

Аудиторы также не получили достаточных доказательств (кратко указать при­чины) в отношении:

• дебиторской задолженности;

• выручки от реализации товаров, работ, услуг;

• кредиторской задолженности;

• нераспределенной прибыли (и т.п.).

Вследствие существенности указанных обстоятельств мы не в состоя­нии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет­ности организации «YYY» и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».

Аудитор может иметь разногласия с руководством аудируемого лица по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метод ее применения или адекватность раскрытия инфор­мации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если такие раз­ногласия являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или от­рицательное мнение.

Аудиторское заключение в части, содержащей отрицательное мне­ние из-за разногласия относительно учетной политики или адекватно­сти представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности, содер­жит следующую информацию:

«Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти организации «YYY» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. вклю­чительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» со­стоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

• пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бух­галтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «YYY». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достовер­ности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Феде­рации на основе проведенного аудита.

Аудиторы провели аудит в соответствии с:

• федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

• федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать наименование и дату утверждения);

• внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности
(указать аккредитованное профессиональное объединение);

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

• нормативными актами органа, осуществляющего регулирование дея­тельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить ра­зумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной ос­нове и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку прин­ципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего пред­ставления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Рос­сийской Федерации.

Структура приведенных в общем виде заключений в основном  одинакова.

К аудиторскому заключению прикладывается полный комплект бухгалтерской отчетности экономического субъекта за соответст­вующий финансовый год, в отношении которой проводился аудит.

В Законе «Об аудиторской деятельности» введено понятие заве­домо ложного заключения. В п. 1 статьи 11 сказано: «Заведомо лож­ное аудиторское заключение аудиторское заключение, состав­ленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмот­ренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заклю­чение признается таковым только по решению суда».

Безусловно, введение понятия «заведомо ложное аудиторское заключение» определяет теперь и ответственность за выдачу такого заключения.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифи­кационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной от­ветственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

1.4. Аудиторское заключение по специальным аудиторским задачам

 

Сущность и назначение аудиторского заключения по специаль­ным аудиторским заданиям. Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской деятельности возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и поря­док составления которого отличаются от общепринятого.[2]

Под специальным аудиторским заданием понимается выпол­нение установленных договором и (или) поручением между ау­дитором и экономическим субъектом (или иным правоспособ­ным юридическим лицом) действий по проверке отдельных ста­тей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имуще­ства, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, не­посредственно связанным с финансово-хозяйственной деятель­ностью экономического субъекта. Порядок проведения аудита в этом случае определен российским правилом (стандартом) «За­ключение аудиторской организации по специальным аудитор­ским заданиям».

Рассмотрим вопросы составления аудиторского заключения по специальным заданиям применительно к российской прак­тике аудита. Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать:

а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Фе­дерации;

б) органы, выдавшие лицензии;

в) иные правоспособные юридические лица на основании
договорных обязательств.

Под органами, указанными в п. «а», понимаются органы доз­нания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможен­ные органы, контрольные и ревизионные подразделения Мин­фина России и т.д.

Под органами, указанными в п. «б», понимаются органы, вы­давшие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под иными правоспособными юридиче­скими и физическими лицами (п. «в») понимаются лица, не под­падающие под действие пп. «а» и «б», а именно: счетные и кон­трольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъ­ектов, вышестоящие органы экономического субъекта, руково­дство экономического субъекта по тематическим заданиям, страхо­вые организации, независимые оценщики, общественные органи­зации, в том числе общественные аудиторские объединения, пред­приниматели без образования юридического лица и т.д.

Орган дознания исследователь при наличии санкции прокуро­ра, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудиторской организации поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта по специальным аудиторским заданиям при наличии в производстве указанных органов возбу­жденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гра­жданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоя­тельствам, послужившим основанием для возбуждения (возоб­новления производством) уголовного дела, принятия к производ­ству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения ауди­торской проверки по такому поручению определяется по догово­ренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.[7]

Если после заключения договора или дачи поручения на про­ведение аудиторской проверки возникли или стали известны об­стоятельства, не позволяющие в соответствии с действующими нормативными документами осуществлять аудиторскую деятель­ность, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения по специальным аудиторским заданиям аудиторские организации независимы от проверяемого экономического субъ­екта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки. Дан­ные, полученные в ходе проверки по специальным аудиторским заданиям, проводимой по поручению органа дознания, прокуро­ра, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (ар­битражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Права, обязанности и ответственность аудиторской органи­зации и заказчика специального аудиторского задания регули­руются действующим законодательством, а также заключенным договором.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой ауди­тором по специальному аудиторскому заданию, зависят от об­стоятельств, связанных с возникновением необходимости дан­ной работы. Перед выполнением специального аудиторского задания аудитор должен удостовериться в том, что у него с ли­цом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское зада­ние, достигнуто взаимопонимание относительно цели и харак­тера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудитором.

Планируя выполнение специального задания, аудитор дол­жен представлять себе, для каких целей необходимо лицу, пору­чившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Чтобы исключить возможности использования заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям для целей, для которых оно не предназначено, аудитор может указать в документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на оз­накомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заклю­чении по специальным аудиторским заданиям.

Примерная структура заключения аудитора по всем специ­альным аудиторским заданиям имеет вид.

• Название документа в целом — «Заключение по специ­альному аудиторскому заданию».

• Адресат.

Представление аудиторской организации, выполнившей спе­циальное аудиторское задание.

Объект специального аудиторского задания.

Определение ответственности исполнительного органа эко­номического субъекта за составление бухгалтерских документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей.

Описание работы, выполненной аудиторской организацией.

Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторского за­дания.

Изложение вопросов, которые аудиторская организация считает существенными.

Мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.

Дата выдачи заключения.

Подпись руководителя аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно.

Когда специальное аудиторское задание выполняется аудитором по поручению экономического субъекта, в договоре между эконо­мическим субъектом и аудитором должен быть сформулирован во­прос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.

Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Рассмотрим сущность отдельных видов аудиторских заклю­чений по специальным заданиям.[2]

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности. В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть пору­чено выразить мнение относительно одной или нескольких ста­тей бухгалтерской отчетности. Например, о состоянии дебитор­ской задолженности, наличии и состоянии материально-произ­водственных запасов, основных средств, правильного начисления заработной платы отдельным физическим лицам и удержания по­доходного налога. Может также потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской от­четности, например оценка реальной доли прибыли, причитаю­щейся участнику общества (товарищества) в соответствии с дого­вором. Такое специальное аудиторское задание может быть вы­полнено по отдельному договору или в процессе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности в целом. В по­следнем случае данные, полученные по результатам специального аудиторского задания, не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-мате­риальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономиче­ского субъекта.

Аудитор, выполняя специальное задание по проверке отдель­ных статей бухгалтерской отчетности, должен помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими стать­ями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудитор­ские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показа­тель объема выручки от продаж и величина дебиторской задолжен­ности, величина товарно-материальных ценностей и сумма креди­торской задолженности и др.

Аудитор, оценивая возможность выполнения специального задания, должен поставить в известность лицо, поручившее вы­полнение задания, о том, что для выполнения задания необходи­ма дополнительная бухгалтерская информация, и определить, ка­кая именно.

В отличие от аудита достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, при выполнении специальных аудиторских за­даний определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то ве­личина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представля­ется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми — с точки зрения дру­гого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оце­нить уровень существенности, аудитор не может определить и сте­пень аудиторского риска. В ходе выполнения специального аудитор­ского задания статья бухгалтерской отчетности должна быть иссле­дована с большей тщательностью, чем та же статья при аудите дос­товерности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгал­терской отчетности аудитор должен письменно уведомить руко­водство экономического субъекта о недопустимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудитора по специальным заданиям.

Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгалтер­ской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оценке учета статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанно­му нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.[8]

При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверно­сти бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период. В том случае, когда аудиторское заключение не является безусловно положительным, аудитору следует указать в заключе­нии по специальному аудиторскому заданию, что рассматриваемая статья бухгалтерской отчетности несущественна.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по юриди­ческой и экономической экспертизе договоров, регулирующих граж­данско-правовые отношения. Аудитор может получить от эконо­мического субъекта специальное аудиторское задание по юри­дической и экономической экспертизе договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения.[8]

Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:

• составить заключение о правильности схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

• составить заключение о финансовых и правовых последст­виях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

• составить заключение о соблюдении юридическим лицом определенных договоров, например, кредитных договоров или договоров займа. В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора (уплата процентов, соблюдение соответствующих финансовых отношений, запреты на выплату дивидендов и использование доходов от реализации имущества и т.д.).

Аудитор может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, [только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора (контракта). Если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, для ответа на них аудитору следует при­влечь эксперта.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли эко­номическим субъектом конкретные условия договора.[2]

Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгал­терской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета. Действующие принципы бухгалтерского учета представляют собой набор критериев, используемых для подготовки бухгалтерской отчетности, применяемой ко всем су­щественным элементам, и являющихся общепризнанными. Фи­нансовая отчетность может быть подготовлена для специальных целей в соответствии с принципами учета, иными, нежели рос­сийские или международные стандарты бухгалтерского учета (на­пример, национальными). К такой финансовой отчетности не относятся соглашения по бухгалтерскому учету, сформированные для каких-либо специфических целей. Другие формы финансовой отчетности могут включать: налоговые декларации; схемы учета, основанные на поступлениях в кассу и выплатах из кассы; фи­нансовую отчетность, установленную каким-либо государствен­ным регулирующим органом.

Аудитор должен понять из названия или из примечания к фи­нансовой отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соот­ветствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Если в названии такой финансовой отчетности соответствующие указа­ния и ссылки отсутствуют, то аудитор должен дать их в своем за­ключении.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по про­верке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских или международных принципов, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на пункт отчетности, в ко­тором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех ее су­щественных аспектах в соответствии с этими принципами.

Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет. Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за несколько смежных лет, с целью информировать пользователей, интересующихся основ­ными данными деятельности организации и ее результатами.[8]

Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем го­довые отчеты, подтверждаемые аудитором. Следовательно, в та­кой отчетности должно быть ясно обозначено, что она является сокращенной и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности необходим обобщенный отчет вместе с бухгал­терскими отчетами, подтвержденными аудитором и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.

Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна содержаться в бухгалтерской отчетности в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, под­твержденных аудитором. Поэтому фраза об отражении в отчет­ности показателей деятельности «объективно во всех существен­ных аспектах» не должна использоваться аудитором при форми­ровании им мнения относительно сокращенной бухгалтерской отчетности.

Заключение по специальному аудиторскому заданию, получен­ному от государственных органов. При проведении проверки по специальному аудиторскому заданию, полученному от государ­ственных органов, аудиторские организации должны быть неза­висимы как от проверяемого экономического субъекта, так и от государственных органов, поручивших им проведение проверки. В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хи­щение», «растрата», «присвоение» и т.п. Применяя такую терминологию, аудитор выходит за пределы своей компетенции, так - как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебно-следственные органы.

Выводы аудитора должны излагаться в той последовательно- ста, в которой вопросы поставлены органом, поручившим зада­ние. При этом каждый вывод должен содержать выявленные ау­дитором факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. Если такая связь имеется, аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой пери­од, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, сумму материального ущерба и другие обстоятельства, способст­вовавшие выявленному нарушению.

В приложении к заключению по специальным аудиторским за­даниям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документа­ции, установленный аудитором порядок ее движения и другие во­просы. В тексте заключения на них делаются ссылки, а сами доку­менты рассматриваются как составная часть заключения.

Содержание заключения по специальным аудиторским задани­ям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обосно­ванность заключения аудитора, его доказательную ценность.

Заключение аудиторской организации по специальному ау­диторскому заданию, проведенному по поручению государст­венных органов, приравнивается к заключению экспертизы, на­значенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

 





Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.