Основные принципы проведения выборов Президента РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Выборы Президента Российской Федерации проводятся гражданами при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, может избирать Президента, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет[1]. Не может участвовать в выборах гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. А так же не может быть избранным Президентом гражданин: РФ осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющий неснятую и непогашенную судимость, подвергнутый административному наказанию за совершение правонарушений.

Выборы Президента проводятся по всей территории Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца. Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Выборы назначаются и проводятся ЦИК. Решение публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Президент занимаемый должность в течении двух сроков не может выдвигать свою кандидатуру на третий срок.[2]

Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.[3] В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения срока, назначаются досрочные выборы, решение, о которых должно быть официально опубликовано в СМИ. В этом случае сроки осуществления избирательных действий сокращаются на одну четверть.

Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Контроль за подготовкой и проведением выборов возлагаются на избирательные комиссии. Граждане, политические партии, вправе проводить предвыборную агитацию – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата либо против кандидата.

Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Подготовка и проведение выборов осуществляется, открыто и гласно.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

Реализация военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов активного избирательного права с использованием открепительных удостоверений, а также путем досрочного голосования осуществляется в порядке, указанном в Методических рекомендациях.[4]

1.2 Избирательные комиссии на выборах Президента РФ

 

 

Подготовку и проведение выборов осуществляют: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии (районные, городские) и участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливается Федеральным Законом.[5]

Решения вышестоящей избирательной комиссии, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. Они обязаны рассматривать обращения о нарушениях, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в пятидневный срок. Если факты требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушения кандидатом, которые касаются подготовки и проведения выборов, то кандидат, политическая партия или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, и редакции периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения бесплатное эфирное время.

Территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее, чем за 23 дня до дня голосования, количество которой зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.[6]

Каждый кандидат вправе назначить одного члена ЦИК с правом совещательного голоса, а после регистрации - по одному члену в каждую избирательную комиссию, территориальную и участковую.

Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены граждане, не достигшие возраста 18 лет, недееспособные, лица, не имеющие гражданства, депутаты законодательных органов, главы местных администраций, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, судьи, прокуроры, доверенные лица кандидатов, политических партий. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время назначившим его кандидатом или доверенным лицом.

Полномочия ЦИК заключаются, в том что она: организует подготовку и проведение выборов; руководит деятельностью избирательных комиссий; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, группы избирателей, доверенных лиц кандидатов и уполномоченных представителей и самих кандидатов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; утверждает формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; определяет результаты выборов и т.д.

На каждый избирательный участок в обязательном порядке присутствуют Наблюдатели. Их мугут назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, а так же иностранные граждане.[7]

Наблюдатель вправе: знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, и с реестром их выдачи, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения; находиться в помещении для голосования соответствующего участка в любое время в период, голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирателей, выданных  и погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов, визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; вести предвыборную агитацию среди избирателей и т.д.[8] Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии заверяются председателем избирательной комиссии, либо его заместителем, либо секретарем избирательной комиссии.

 

1.3 Избирательные участки и списки избирателей

 

 

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента РФ образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Избирательные участки образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ, мест нахождения и номеров телефонов должны быть опубликованы не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, а информация об избирательных участках, не позднее чем через два дня после их образования.[22] Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по установленной форме.[9]

Не позднее, чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации. Список избирателей по участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судне, составляется не позднее дня, предшествующего дню голосования. Проведение выборов на выше перечисленных местах пребывания определяется также дополнительными нормативно – правовыми актами.[10] Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. В алфавитном или ином порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя, адрес его места жительства. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта, подписи за полученный им избирательный бюллетень. Первый экземпляр списка избирателей, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной комиссии. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью.

Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан, соответствующих документов органов местного самоуправления. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается и заверяется печатью.

Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, могут быть включены в список избирателей только на одном избирательном участке. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.[11]

Гражданин, который на момент проведения выборов не имеет регистрации по месту жительства в праделах РФ, так же могут принимать участие в голосовании[12]

 

1.4 Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах Президента РФ

 

 

Каждый гражданин РФ, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации. Избиратель может входить только в одну группу избирателей.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента обращается в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При досрочном проведении выборов Президента РФ указанный срок не применяется.[13] В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность, адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории РФ кандидата и каждого члена группы избирателей.

Политические партии так же участвуют в выборах Президента РФ, в том числе выдвигают кандидатов. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, назначает представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах.

Уполномоченные представители политической партии должны быть зарегистрированы Центральной избирательной комиссией РФ. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами.

Согласно ст. 36 пункта 2 ФЗ «о выборах президента» регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата.[14]

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. В случае проведения досрочных или повторных выборов количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Кандидат или уполномоченный представитель политической партии представляет в Центральную избирательную комиссию РФ все документы для регистрации кандидата не ранее чем за 80 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.[15]

Закон детально определяет порядок и условия предоставления в Центральную избирательную комиссию списков для проверки; документов, необходимых для регистрации кандидатов; их статусе как кандидатов и зарегистрированных кандидатов; порядок финансирования выборов; порядок проведения предварительной агитации.[16]

По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы. Протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии РФ. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату или уполномоченному представителю политической партии.

ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия РФ обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, копию решения с изложением оснований отказа.

Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.[17]

Кандидаты, при проведении своей избирательной кампании, не могут использовать преимуществ своего должностного или служебного положения, они освобождаются от выполнения своих обязанностей. Кандидат может снять свою кандидатуру в любое время, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования, в исключительных случаях - не позднее, чем за один день, подав письменное заявление, которое  не подлежит отзыву.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 186.