Как правило, страны, находящиеся на данном этапе характеризуются высоким экономическим потенциалом. У них развиты практически все виды отраслей. Конкурентное преимущество базируется на высокой производительности труда, компании менее подвержены уязвимости от колебаний валютных курсов, цен на рынках ресурсов и прочего. Теперь не обладание факторами, а, напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя инновации. Эта стадия отличается от предыдущей тем, что фирмы не только усваивают зарубежные технологии и методы, но и создают свои. Для инновационной экономики характерно увеличение доли сферы услуг в структуре экономики.
Фирмы в инновационной экономике могут конкурировать на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности, они конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями. Роль государства на данной стадии сводится к косвенному стимулированию инновационного развития фирм, при этом в создании факторов основная роль принадлежит фирмам.
На инновационной стадии возрастает значимость стратегии компаний. Местные компании разрабатывают стратегии интернационализации, международные и глобальные стратегии своего развития.
На инновационную стадию развития первой вышла Великобритания, чуть позже ее преодолели США, Германия, Швеция и другие развитые страны. Сейчас практически все развитые страны мира находятся на данной стадии. Причем, если Великобритания, Германия и Швеция вступили в данную стадию еще на рубеже XIX-XX вв., то Италия и Япония в 1970-е гг., а такие государства как Израиль, Сингапур, Тайвань и вовсе недавно.
Стадия, движимая богатством
Переход страны на четвертую стадию считается началом упадка. Это связано с основной движущей силой данной стадии – богатством. Как доказал М. Портер, стремление страны поддерживать богатство на одном и том же уровне непременно приводит к экономическому спаду. Это объясняется тем, что мотивация инвесторов, менеджеров и индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям и инновации, то есть совершенствованию. Резко падают инвестиции в реальный сектор экономики. Инвесторы больше ориентируются на вложения в финансовые активы. Количество венчурных предприятий уменьшается, а на смену руководителям-новаторам приходят финансисты. Растет количество слияний и поглощений фирм, что создает лишь иллюзию прогресса, не создавая нового бизнеса и не усиливая конкурентоспособность существующих. Часто они еще больше замедляют нововведения. Для обеспечения финансовой базы социально ориентированного государства повышается уровень налогообложения. Высокие налоги подрывают стимулы к труду и предпринимательству, а социальные гарантии способствуют иждивенчеству.
Индикаторы спада экономика при входе в эту стадию малозаметны, т.к. потребители продолжают лояльно относиться к национальным компаниям. Однако, как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие посредством «декластеризации».
Как только фирмы теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение национального производства в отраслях и местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции. Снижение темпов роста заработной платы и рабочих мест, растущая безработица еще более снижают заинтересованность в росте эффективности производства, что ведет к дальнейшей потере рыночных позиций. Начинается снижение уровня личного дохода населения, что отрицательно влияет на качество и разнообразие внутреннего спроса.
Конкурентное преимущество может сохраниться в некоторых отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или в хорошо развитых смежных отраслях.
По портеру, классическим примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х годов была Великобритания.
Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями прогрессивного продвижения страны на более высокие стадии являются механизмы формирования факторов производства, мотивация, внутриотраслевая конкуренция, совершенствование спроса, недостаток отдельных факторов, способность к созданию нового бизнеса.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.