Смежные и обслуживающие отрасли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Москва

2009



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие международной конкурентоспособности в трактовке М.Портера. 4

Глава 2. Система показателей, определяющих международную конкурентоспособность - "конкурентный ромб". 6

2.1. Факторные условия. 7

2.2. Условия внутреннего спроса. 8

2.3. Смежные и обслуживающие отрасли. 9

2.4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. 11

2.5. Роль случайности и политики государства. 12

Глава 3. Стадии конкурентного развития государств. 14

3.1. Стадия, движимая факторами. 15

3.2. Стадия, движимая инвестициями. 16

3.3. Стадия, движимая инновациями. 17

3.4. Стадия, движимая богатством.. 18

Глава 4. Международная конкурентоспособность России. 20

4.1. Анализ конкурентоспособности России  по М.Портеру. 20

4.2. Международная конкурентоспособность России. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 31


Введение

Современный мир уже немыслим без всеобъемлющего процесса глобализации, которая охватывает все сферы деятельности человека. Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль в МЭО присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают. Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности государства, но и политическим.

Концепция конкурентоспособности вызывает множество дискуссий среди людей, принимающих решения на государственном и корпоративном уровнях. Растущий интерес к ней может быть объяснен тем обстоятельством, что все страны стремятся учитывать новые экономические требования, являющиеся процессами глобализации.


Глава 1. Понятие международной конкурентоспособности
           в трактовке М.Портера.

 

Майкл Портер, работая в комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, пришел к выводу, что конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Уровень жизни в определенной стране измеряется показателем национального дохода на душу населения, который растет с совершенствованием экономики. Однако национальный доход создается на фирменном уровне и рассмотрение благосостояния экономики надо рассматривать в отношении каждой отдельной компании.

Для успеха в конкурентной борьбе компании должны обладать низкими издержками или дифференцированным качеством продукта с более высокой ценой. Чтобы удержать свои конкурентные позиции фирмам нужно постоянно совершенствовать производимые товары и услуги, а также снижать стоимость их производства, тем самым повышая производительность.

Международная конкуренция и иностранные инвестиции являются особыми катализаторами, которые подталкивают местных производителей на самосовершенствование. В то же время международная конкуренция может не только помочь национальным компаниям, но и полностью сделать отдельные отрасли нерентабельными.

Хотя данное следствие и не является негативным во всех смыслах, ведь страна может специализироваться в тех сегментах, где ее фирмы более производительны, и импортировать то, в чем они менее эффективны иностранных конкурентов, тем самым повышая общий уровень производительности. Таким образом, импорт является важной составляющей производительности.

Повышению производительности способствует и учреждение аффилированных компаний за рубежом. Туда переносится менее эффективная часть производства, которая лучше приспособлена к новым условиям, а прибыль репатриируется в страну, повышая национальный доход.

Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях. Если она экспортирует в одной отрасли, то это приводит к повышению издержек на материалы и рабочую силу, что отрицательно сказывается на менее конкурентоспособных сегментах. Постоянно растущий экспорт приводит к повышению курса национальной валюты, тем самым затрудняя его дальнейший рост.

По мнению профессора Портера, нормальный процесс расширения экспорта возможен лишь при перемещении неконкурентных производств за границу. Конечно, позиции в некоторых отраслях будут безвозвратно потеряны, но в других наоборот, еще сильнее окрепнут. Любые протекционистские меры только ухудшают конкурентное положение страны и ограничивают повышение уровня жизни в долгосрочном плане.

Несмотря на то, что международная торговля и инвестиции могут значительно улучшить национальную производительность, они также могут поставить ее под угрозу. Это связано с тем, что для каждой отрасли промышленности есть уровень как абсолютной производительности по отношению к иностранным конкурентам, так и относительный. Даже если отрасль относительно более производительна и может привлечь ресурсы, она не сможет экспортировать, либо противостоять конкуренции со стороны импорта, если только она абсолютно не конкурентоспособна по отношению к ним.

Если отрасли промышленности, которые уступают свои позиции иностранным конкурентам, принадлежат к относительно более производительным в данной стране, то ее способность обеспечить рост производительности снижается. То же справедливо и для компаний, которые переносят за рубеж деятельность с более высоким уровнем производительности, т.к. внутренняя производительность недостаточна для эффективной работы предприятия, ввиду низких издержек и заработной платы за границей.

Ключевой вопрос в данной теме – могут или нет конкурировать между собой государства в сложных и высокопроизводительных отраслях и чем это чревато.

 

Глава 2. Система показателей, определяющих
           международную конкурентоспособность
           - "конкурентный ромб"

 

Каждая страна применяет несколько приемов для повышения конкурентоспособности. Имеется целый ряд предпосылок перед тем, как начнется поиск нового преимущества. Сюда входят влияние страны на способность фирмы конкурировать в конкретных отраслях, а так же вес и роль этой страны, из-за которой образовались конкурентные преимущества.

М. Портер в сотрудничестве с учеными из 10 стран создал систему из четырех показателей, формирующих среду для конкурирующих фирм. Данная система получила название «конкурентного ромба» и представляет собой следующие показатели:

1. Факторные условия

2. Условия внутреннего спроса

3. Смежные и обслуживающие отрасли

4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция

5. Роль случайности и политики государства

 






Факторные условия

В состав данной категории были включены:

людские ресурсы, характеризующиеся количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

физические и природные ресурсы, определяемые количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

научно-информационный потенциал, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

капитал, т.е. денежные ресурсы страны, количество и стоимость капитала, который может быть направлен на инвестиции, уровень сбережений и структура национальных рынков капитала;

инфраструктура включает транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Портер пояснил, что основные для конкурентоспособности факторы не наследуются страной, а создаются. Большое значение имеют темпы создания факторов и механизм их совершенствования, нежели их наличие. Второе важное положение – классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Принимая вышесказанное во внимание, можно заключить, что конкуренция, основанная на факторных условиях очень сильна, хотя недолговечна и непрочна. В экономической истории существует много примеров, подтверждающих это. Например, Швеция имела конкурентное преимущество в виде богатейших залежей низкосернистого железа до тех пор, пока металлургический процесс на основном рынке – в Западной Европе – не изменился. Качество шведской руды перестало окупать высокие издержки ее добычи.

В наукоемких отраслях некоторые базисные условия, например, дешевая рабочая сила и обилие природных ресурсов, вообще не дают преимуществ. Для получения преимущества факторные условия должны быть заточены под определенные отрасли, например, специализированные кадры на предприятиях обрабатывающей промышленности, которые сложно создать в другом месте.

По Портеру недостаток отдельных базисных условий может служить даже сильной стороной, способствуя развитию и совершенствованию компаний. Примером этого может служить Япония, где нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Недостаток отдельных факторов должен, однако, компенсироваться преимуществами в других: для нововведений, например, нужна рабочая сила соответствующей квалификации.

Условия внутреннего спроса

От условий внутреннего спроса в стране сильно зависит ее конкурентоспособная позиция на мировой арене. Притом наибольшее значение уделяется не объему рынка, а его качеству и соответствию тенденциям развития мирового спроса. В конкурентной борьбе выигрывают те государства, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание, и где отечественный спрос был высок. Например, в Японии после окончания Второй мировой войны при восстановлении инфраструктуры была создана транзисторная связь, которая являлась более дешевым средством связи в горных условиях, чем проводная. Это привело к мировому лидерству японцев в отрасли радио связи[1].

Помимо сегментации спроса еще большее значение имеет «качество» потребителей, как производственных, так и частных. Компании выигрывают, если их потребители хорошо разбираются в товаре и требовательны к нему. К примеру, японские покупатели видеоаппаратуры прекрасно осведомлены о характеристиках предлагаемых моделей и часто меняют технику. Если японская компания может продать товар у себя дома, то она продаст его везде.

Специфические условия спроса данной страны могут создать для ее компаний конкурентное преимущество. Хотя телевизор изобрели американцы, лидером в производстве компактных телевизоров является Япония, т.к. там изначально требовались устройства, которые можно было бы убирать на ночь.

Если в качестве потребителя продукции выступает другая межнациональная фирма с высокими требованиями, то она может стимулировать поставщиков на усовершенствование своей продукции.

Стадия, движимая факторами

На данной стадии практически все национальные отрасли, успешно действующие на мировом рынке, достигают своих преимуществ в конкурентной борьбе благодаря базисным факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для выращивания урожаев различных сельскохозяйственных культур или имеющейся в изобилии полуквалифицированной рабочей силой. Другие детерминанты развиты слабо. Данный вид конкурентного преимущества резко ограничивает набор отраслей и сегментов, в которых фирма может конкурировать.

Национальные фирмы, как правило, производят продукцию с невысоким уровнем добавленной стоимости. Конкуренция между фирмами внутри страны ведется исключительно на основе снижения цен на продукцию в отраслях, которые требуют несложной и широкодоступной технологии. При этом технологию получают, в основном, от других стран путем покупки иностранного капитального оборудования. Создание собственных технологий ограничивается имитацией полученных иностранных технологий.

На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранные фирмы, так как на этой стадии очень небольшое число национальных фирм имеет контакты с конечными потребителями продукции. Внутри страны спрос на экспортируемую продукцию может быть незначительным или вовсе отсутствовать. Этим объясняется и слабость экономики данных стран, происходящая от сильной зависимости экономического развития от динамики цен на сырьевые ресурсы, продукты и товары, составляющие основные статьи экспорта страны и от колебаний мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос и относительные цены. В экономике, опирающейся на факторы производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется путем создания отечественных заменителей импортных товаров, что часто становится возможным благодаря применению протекционистских мер. Однако расширение диапазона местной промышленности таким путем не дает конкурентного преимущества на мировом рынке, так как уровень конкурентоспособности отечественных фирм, производящих товары-заменители недостаточно высок.

В настоящее время на факторной стадии находится Россия. Это легко подтвердить наличием большой зависимости от сырья (нефть, газ), от мировых валютных курсов (доллар, евро), от уровня мировых цен. Кроме России на этой стадии так же находятся страны третьего мира, отчасти такие развитые государства как Канада и Австралия. После Второй мировой войны с факторной стадии начинался подъем Японии и Южной Кореи[3].

Стадия, движимая богатством

Переход страны на четвертую стадию считается началом упадка. Это связано с основной движущей силой данной стадии – богатством. Как доказал М. Портер, стремление страны поддерживать богатство на одном и том же уровне непременно приводит к экономическому спаду. Это объясняется тем, что мотивация инвесторов, менеджеров и индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям и инновации, то есть совершенствованию. Резко падают инвестиции в реальный сектор экономики. Инвесторы больше ориентируются на вложения в финансовые активы. Количество венчурных предприятий уменьшается, а на смену руководителям-новаторам приходят финансисты. Растет количество слияний и поглощений фирм, что создает лишь иллюзию прогресса, не создавая нового бизнеса и не усиливая конкурентоспособность существующих. Часто они еще больше замедляют нововведения. Для обеспечения финансовой базы социально ориентированного государства повышается уровень налогообложения. Высокие налоги подрывают стимулы к труду и предпринимательству, а социальные гарантии способствуют иждивенчеству.

Индикаторы спада экономика при входе в эту стадию малозаметны, т.к. потребители продолжают лояльно относиться к национальным компаниям. Однако, как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие посредством «декластеризации».

Как только фирмы теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение национального производства в отраслях и местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции. Снижение темпов роста заработной платы и рабочих мест, растущая безработица еще более снижают заинтересованность в росте эффективности производства, что ведет к дальнейшей потере рыночных позиций. Начинается снижение уровня личного дохода населения, что отрицательно влияет на качество и разнообразие внутреннего спроса.

Конкурентное преимущество может сохраниться в некоторых отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или в хорошо развитых смежных отраслях.

По портеру, классическим примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х годов была Великобритания.

Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями прогрессивного продвижения страны на более высокие стадии являются механизмы формирования факторов производства, мотивация, внутриотраслевая конкуренция, совершенствование спроса, недостаток отдельных факторов, способность к созданию нового бизнеса.

Заключение

В данной работе была рассмотрена концепция конкурентоспособности Майкла Портера, и ее основные понятия. Конкурентоспособность – важный показатель, характеризующий страну на мировой арене. Она позволяет оценить насколько эффективно производство в данной стране, какова производительность труда, на какой стадии конкурентных преимуществ находится государство и многое другое.

Основным положением рассмотренной теории является утверждение, что мировая конкуренция усиливает роль страны базирования в конкурентной борьбе. Интернационализация хозяйственной жизни не делает все страны единообразными. Различия в национальном характере лежат в основе успеха в конкурентной борьбе. Компании могут компенсировать факторные недостатки, получая рабочую силу, ресурсы, материалы за рубежом. Однако по мере повышения технологической интенсивности конкуренции жизненно важным становится влияние внутреннего окружения. От него зависит, каким образом обнаруживаются новые возможности, как используются специализированные навыки и ресурсы, какое давление ощущают фирмы в направлении мобилизации ресурсов наиболее быстрым и эффективным способом.

Помимо этого, была рассмотрена международная конкурентоспособность России по теории М.Портера и показатели конкурентоспособности по данным различных рейтингов. Конкурентоспособность России остается достаточно низкой, главным образом из-за неэффективного использования ресурсов, низкой производительности труда, недостаточно развитого спроса и слабой конкуренции.



Список литературы

1. Градобитова Л.Д. Теория международной конкурентоспособности государств М. Портера. М., Международные отношения, 1996

2. Захаров А. Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность страны в мировой экономике. М., ВАВТ, 2004

3. Международные экономические отношения: учеб./ под ред. Н.Н. Ливинцева. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2005

4. Портер М. Международная конкуренция./Под ред.В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения,1993

5. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. Второе издание. – СПБ.,2001

6. Оболенский В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4

 

 

Интернет ресурс:

http://www.doingbusiness.org


[1] Градобитова Л.Д. Теория международной конкурентоспособности государств М. Портера. М., Международные отношения, 1996, с. 17

[2] Портер М. Международная конкуренция./Под ред.В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения,1993,с.126

[3] Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. Второе издание. – СПБ.,2001, стр.131

[4] Оболенский В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4. С. 49

[5] http://www.doingbusiness.org/economyrankings/

[6] там же


Москва

2009



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие международной конкурентоспособности в трактовке М.Портера. 4

Глава 2. Система показателей, определяющих международную конкурентоспособность - "конкурентный ромб". 6

2.1. Факторные условия. 7

2.2. Условия внутреннего спроса. 8

2.3. Смежные и обслуживающие отрасли. 9

2.4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. 11

2.5. Роль случайности и политики государства. 12

Глава 3. Стадии конкурентного развития государств. 14

3.1. Стадия, движимая факторами. 15

3.2. Стадия, движимая инвестициями. 16

3.3. Стадия, движимая инновациями. 17

3.4. Стадия, движимая богатством.. 18

Глава 4. Международная конкурентоспособность России. 20

4.1. Анализ конкурентоспособности России  по М.Портеру. 20

4.2. Международная конкурентоспособность России. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 31


Введение

Современный мир уже немыслим без всеобъемлющего процесса глобализации, которая охватывает все сферы деятельности человека. Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль в МЭО присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают. Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности государства, но и политическим.

Концепция конкурентоспособности вызывает множество дискуссий среди людей, принимающих решения на государственном и корпоративном уровнях. Растущий интерес к ней может быть объяснен тем обстоятельством, что все страны стремятся учитывать новые экономические требования, являющиеся процессами глобализации.


Глава 1. Понятие международной конкурентоспособности
           в трактовке М.Портера.

 

Майкл Портер, работая в комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, пришел к выводу, что конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Уровень жизни в определенной стране измеряется показателем национального дохода на душу населения, который растет с совершенствованием экономики. Однако национальный доход создается на фирменном уровне и рассмотрение благосостояния экономики надо рассматривать в отношении каждой отдельной компании.

Для успеха в конкурентной борьбе компании должны обладать низкими издержками или дифференцированным качеством продукта с более высокой ценой. Чтобы удержать свои конкурентные позиции фирмам нужно постоянно совершенствовать производимые товары и услуги, а также снижать стоимость их производства, тем самым повышая производительность.

Международная конкуренция и иностранные инвестиции являются особыми катализаторами, которые подталкивают местных производителей на самосовершенствование. В то же время международная конкуренция может не только помочь национальным компаниям, но и полностью сделать отдельные отрасли нерентабельными.

Хотя данное следствие и не является негативным во всех смыслах, ведь страна может специализироваться в тех сегментах, где ее фирмы более производительны, и импортировать то, в чем они менее эффективны иностранных конкурентов, тем самым повышая общий уровень производительности. Таким образом, импорт является важной составляющей производительности.

Повышению производительности способствует и учреждение аффилированных компаний за рубежом. Туда переносится менее эффективная часть производства, которая лучше приспособлена к новым условиям, а прибыль репатриируется в страну, повышая национальный доход.

Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях. Если она экспортирует в одной отрасли, то это приводит к повышению издержек на материалы и рабочую силу, что отрицательно сказывается на менее конкурентоспособных сегментах. Постоянно растущий экспорт приводит к повышению курса национальной валюты, тем самым затрудняя его дальнейший рост.

По мнению профессора Портера, нормальный процесс расширения экспорта возможен лишь при перемещении неконкурентных производств за границу. Конечно, позиции в некоторых отраслях будут безвозвратно потеряны, но в других наоборот, еще сильнее окрепнут. Любые протекционистские меры только ухудшают конкурентное положение страны и ограничивают повышение уровня жизни в долгосрочном плане.

Несмотря на то, что международная торговля и инвестиции могут значительно улучшить национальную производительность, они также могут поставить ее под угрозу. Это связано с тем, что для каждой отрасли промышленности есть уровень как абсолютной производительности по отношению к иностранным конкурентам, так и относительный. Даже если отрасль относительно более производительна и может привлечь ресурсы, она не сможет экспортировать, либо противостоять конкуренции со стороны импорта, если только она абсолютно не конкурентоспособна по отношению к ним.

Если отрасли промышленности, которые уступают свои позиции иностранным конкурентам, принадлежат к относительно более производительным в данной стране, то ее способность обеспечить рост производительности снижается. То же справедливо и для компаний, которые переносят за рубеж деятельность с более высоким уровнем производительности, т.к. внутренняя производительность недостаточна для эффективной работы предприятия, ввиду низких издержек и заработной платы за границей.

Ключевой вопрос в данной теме – могут или нет конкурировать между собой государства в сложных и высокопроизводительных отраслях и чем это чревато.

 

Глава 2. Система показателей, определяющих
           международную конкурентоспособность
           - "конкурентный ромб"

 

Каждая страна применяет несколько приемов для повышения конкурентоспособности. Имеется целый ряд предпосылок перед тем, как начнется поиск нового преимущества. Сюда входят влияние страны на способность фирмы конкурировать в конкретных отраслях, а так же вес и роль этой страны, из-за которой образовались конкурентные преимущества.

М. Портер в сотрудничестве с учеными из 10 стран создал систему из четырех показателей, формирующих среду для конкурирующих фирм. Данная система получила название «конкурентного ромба» и представляет собой следующие показатели:

1. Факторные условия

2. Условия внутреннего спроса

3. Смежные и обслуживающие отрасли

4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция

5. Роль случайности и политики государства

 






Факторные условия

В состав данной категории были включены:

людские ресурсы, характеризующиеся количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

физические и природные ресурсы, определяемые количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

научно-информационный потенциал, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

капитал, т.е. денежные ресурсы страны, количество и стоимость капитала, который может быть направлен на инвестиции, уровень сбережений и структура национальных рынков капитала;

инфраструктура включает транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Портер пояснил, что основные для конкурентоспособности факторы не наследуются страной, а создаются. Большое значение имеют темпы создания факторов и механизм их совершенствования, нежели их наличие. Второе важное положение – классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Принимая вышесказанное во внимание, можно заключить, что конкуренция, основанная на факторных условиях очень сильна, хотя недолговечна и непрочна. В экономической истории существует много примеров, подтверждающих это. Например, Швеция имела конкурентное преимущество в виде богатейших залежей низкосернистого железа до тех пор, пока металлургический процесс на основном рынке – в Западной Европе – не изменился. Качество шведской руды перестало окупать высокие издержки ее добычи.

В наукоемких отраслях некоторые базисные условия, например, дешевая рабочая сила и обилие природных ресурсов, вообще не дают преимуществ. Для получения преимущества факторные условия должны быть заточены под определенные отрасли, например, специализированные кадры на предприятиях обрабатывающей промышленности, которые сложно создать в другом месте.

По Портеру недостаток отдельных базисных условий может служить даже сильной стороной, способствуя развитию и совершенствованию компаний. Примером этого может служить Япония, где нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Недостаток отдельных факторов должен, однако, компенсироваться преимуществами в других: для нововведений, например, нужна рабочая сила соответствующей квалификации.

Условия внутреннего спроса

От условий внутреннего спроса в стране сильно зависит ее конкурентоспособная позиция на мировой арене. Притом наибольшее значение уделяется не объему рынка, а его качеству и соответствию тенденциям развития мирового спроса. В конкурентной борьбе выигрывают те государства, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание, и где отечественный спрос был высок. Например, в Японии после окончания Второй мировой войны при восстановлении инфраструктуры была создана транзисторная связь, которая являлась более дешевым средством связи в горных условиях, чем проводная. Это привело к мировому лидерству японцев в отрасли радио связи[1].

Помимо сегментации спроса еще большее значение имеет «качество» потребителей, как производственных, так и частных. Компании выигрывают, если их потребители хорошо разбираются в товаре и требовательны к нему. К примеру, японские покупатели видеоаппаратуры прекрасно осведомлены о характеристиках предлагаемых моделей и часто меняют технику. Если японская компания может продать товар у себя дома, то она продаст его везде.

Специфические условия спроса данной страны могут создать для ее компаний конкурентное преимущество. Хотя телевизор изобрели американцы, лидером в производстве компактных телевизоров является Япония, т.к. там изначально требовались устройства, которые можно было бы убирать на ночь.

Если в качестве потребителя продукции выступает другая межнациональная фирма с высокими требованиями, то она может стимулировать поставщиков на усовершенствование своей продукции.

Смежные и обслуживающие отрасли

Следующим неотъемлемым показателем, определяющим национальные преимущества в отрасли, является наличие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

Конкурентоспособность некоторых отраслей зависит от оборудования и полуфабрикатов высокого класса, поставляемых фирмами из смежных отраслей. Например, производство полупроводников, программного обеспечения, а также торговля являются теми отраслями, которые обладают большим влиянием на другие. Производство компьютеров в США породило спрос на периферию и программное обеспечение. Компания IBM при этом породила таких гигантов мировой компьютерной индустрии как Microsoft, Netscape, Intel.

Портер считает, что главным преимуществом наличия местных поставщиков является даже не возможность быстрого доступа к дорогостоящим ресурсам, а та роль, которую играют местные поставщики в процессах нововведений и повышения уровня производства. Конкурентоспособность возникает в результате тесных производственных связей, кластеров между промышленностью и поставщиками мирового уровня. Такие поставщики помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий, фирмы получают быстрый доступ к информации, новым идеям и воззрениям, к инновациям поставщиков.

Наличие у страны конкурентоспособных родственных отраслей является не менее важным фактором. Родственными называются такие отрасли, «в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценности, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такими как компьютеры и программное обеспечение».[2] Так, например, развитию фармацевтической отрасли в Швейцарии способствовал успех страны на мировом рынке в производстве красителей, а доминирующее положение Японии на рынке роботов объясняется хорошо развитой металлургией.

Портер пришел к выводу, что добивается конкурентного преимущества, как правило, не отдельная отрасль, а кластеры отраслей, в которых компании интегрированы по вертикали или горизонтали и сконцентрированы в рамках одного географического пространства. Например, в Швеции развиты все сферы деятельности, связанные с металлообработкой: производство высококачественной стали, подшипников, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей. Такие гиганты шведской индустрии металлообработки как KSF, Sandvik, ABB, Saab, Scania, Volvo, Electrolux известны во всем мире.

Средства массовой информации, коммерческая реклама играют весьма непосредственную роль в конкурентоспособности товаров. Считается, что Швеция и Германия отстали в данной области из-за того, что на местном телевидении запрещена коммерческая реклама.

2.4.  Структура и стратегия фирм,
        внутриотраслевая конкуренция

Майкл Портер считает, что конкурентная позиция страны тесно связана с тем, как управляются национальные компании и какова их структура. В Италии большинство фирм, работающих во фрагментированных отраслях, являются средними и малыми предприятиями, управляемыми мелкими собственниками или семейством. Германия лидирует в сложных отраслях с большой долей технологической составляющей. Высшее руководство имеет, как правило, высшее техническое образование, а компании иерархичны по практике управления и организации.

Состав инвесторов тоже влияет на деятельность компании. Например, в Германии и Швеции он отличается постоянством, что характеризует целевую направленность фирм на долгосрочные перспективы, может быть, даже в ущерб сегодняшней прибыли. Здесь аккумулируются инвестиции на НИОКР для предприятий «зрелых» отраслей. В США, наоборот, инвесторы жаждут быстрой прибыли и часто изменяют портфельный состав ценных бумаг. Руководство компаний получает бонусы по итогам годам, соответственно оно также не заинтересовано на долгосрочную перспективу фирменного развития. Это несколько негативно влияет на развитие некоторых отраслей.

Престижность работы в определенной отрасли повышает ее конкурентоспособность. На упадок британской промышленности повлияло то обстоятельство, что талантливая молодежь не видела эту сферу перспективной для карьерного роста. В США молодые люди отдают предпочтение финансам, аудиту, праву, информационным технологиям в ущерб остальной промышленности.

Самым главным движимым фактором в данной группе является внутриотраслевая конкуренция. Отечественные конкуренты лучше стимулируют процесс совершенствования продукции, чем иностранные. Ведь макросреда для всех одинакова: одно государство, одна правовая и налоговая система, один рынок сырья, капитала, рабочей силы и других факторов производства. Подтверждение вышесказанного можно в очередной раз наблюдать на примере Японии, где в каждой экспортной области работает десяток, а то и больше конкурентов. При этом экономия на масштабах осуществляется за счет международной деятельности.

Постоянные «трения» в кластерах отраслей заставляют компании постоянно диверсифицировать и улучшать продукцию, вводить инновации, преодолевая инерцию и соглашательства между конкурентами.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 298.