Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле [30]. Первые же попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX в. Большое значение музыке в системе психологического воздействия на психику человека придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Швабе (1974), Галинской (1977) и др. [22; 392 – 394]. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям - это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека. Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н.Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.
И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.
По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности. Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется.
Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США. Сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах.
В США терапевтическое использование музыки впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает. Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.
В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей.
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. [30].
Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сформулировать новую научную концепцию:
"Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Для реализации всего этого квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи, которые были выработаны им совместно с командой терапевтов или лечащим врачом, обязательно при участии пациента" (DGMT, 1991)
Абстрактная формулировка понятия музыкотерапии требует субъективного принятия соответственной научной точки зрения и не может быть окончательно утверждена из-за разнообразия трактовок и неточности термина. Но это не мешает выделению в ней отдельных направлений, что, по-видимому (учитывая психоаналитическую обоснованность метода), и случится в скором времени. [4; 541].
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
2. развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4. повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:
· катарсис;
· эмоциональную разрядку;
· регулирование эмоционального состояния;
· облегчение осознания собственных переживаний;
· конфронтацию с жизненными проблемами;
· повышение социальной активности;
· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
· облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.
Þ Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Þ Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:
ü коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);
ü реактивной (направленной на достижение катарсиса);
ü и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10 – 15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.
Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивности эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.
Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе группы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный "музыкальный портрет", т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.
При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение [22; 392 – 394].
Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния [19]:
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
ü Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
ü Штраус "Вальсы",
ü Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
ü Бах "Контата 2",
ü Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3. Для. общего успокоения, удовлетворения.
ü Бетховен "Симфония 6", часть 2,
ü Брамс "Колыбельная",
ü Шуберт "Аве Мария",
ü Шопен "Ноктюрн соль-минор",
ü Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
ü Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
ü Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5,
ü Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
ü Моцарт "Дон Жуан",
ü Лист "Венгерская рапсодия" 1,
ü Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
ü Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
ü Бетховен "Увертюра Эдмонд",
ü Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
ü Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
ü Бах "Итальянский концерт",
ü Гайдн "Симфония".
Эффект скрытого управления поведением человека в результате воздействия соответствующей музыки уже давно взят на вооружение многими специалистами, лидерами духовных учений и менеджерами по управлению персоналом и по этой причине уже существуют различные направления специальной фоновой музыки, музыки для спорта, ритуальной музыки, музыки для торговых помещений и предприятий общественного питания, музыки для офисов, специальных мероприятий и т.д. В Японии и ряде стран Юго-Восточной Азии такое явление как караоке - стало поистине спасением для большого количества людей от стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, связанных с крайне высоким ритмом жизни.
Иными словами, на сегодняшний день уже определены те основные виды человеческой деятельности, требующие специфического психофизиологического состояния, для которых найдены те вибрационные потоки (музыкальные фоны и ряды) под которые нужным образом выстраивается ритмика организма и физиологические реакции протекают наиболее эффективно. Музыкальная терапия из экспериментальной области уже уверенно перешла в сферу практической и даже научно-практической деятельности.
Краткие выводы к первой главе:
В данной теоретической части исследования по проблеме преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии была раздела на три основные части, в которых мы подробно рассмотрели:
· научные концепции по проблеме стресса в отечественной и зарубежной психологии. Все это представлено в первой части – "стресс как проблема в разработках на современном этапе". Здесь бы проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных).
· во второй части нами было раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.
· третья часть полностью была посвящена музыкотерапии как психологическому средству коррекции состояния стресса: история развития этого метода, лечебное действие музыки на организм человека и основные направления и формы музыкотерапии.
На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы и возможно мы внесем что-то свое, новое.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.