Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Стресс как проблема в разработках на современном этапе
1.2 Особенности проявления психологического стресса
1.3 Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний
Глава 2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования: В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Актуальность выбранной темы: "Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии" объясняется следующим. Необходимость исследования проблемы преодоления стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных психосоматических заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании эффективных способов преодоления стресса современными методами коррекции. Музыкотерапия как одно из новых направлений позволяющие эффективно прорабатывать различные личностные аспекты по оптимизации стресса и его успешного преодоления, что позволяет придти к психическому здоровью.
Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, научится понимать, что необходимо в данный конкретный момент для психологического комфорта человеку. Все это позволит не только предупреждать возникновение различных психосоматических заболеваний, но и укреплять здоровье и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с окружающими людьми, нашими близкими, быть в гармонии с внутреннем и внешним миром.
Учет социально-психологической сущности стресса и механизмов его развития позволяет лучше ориентироваться в методах и способах его преодоления. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
Первое и давшее наибольшее развитие проблемы изучения стресса как такого понятия описано в труде Ганса Селье "Стресс без дистресса" в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Развитое Селье представление о стрессе существенно повлияло на понимание функционирования человеческого организма и психики.
В дальнейшем проблема стресса получила широкое изучение в концепциях Лазаруса по копинг-поведению. Психофизиологическую составляющую стресса рассмотрел Ю.А. Александровский и Е.Черепанова. В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов исследовали когнитивные, поведенческие и эмоциональные изменения при стрессе. Большую ценность представляют различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных).
Также были проанализированы исследования и разработки по способам коррекции стресса с помощью музыкотерапии, и ее психологическое воздействие на психику человека. Исследованиями занимались С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Швабе (1974), Галинской (1977), Н.Н. Захарова, В.М. Авдеев, И.В. Темкин, И.Р. Тарханов и др.
Все они заложили основы того, что сейчас называется музыкотерапией.
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении способов оптимизации психологического стресса, социально-психологических методов коррекции, средств и механизмов преодоления стресса посредством музыкотерапии. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
2. выявить особенности проявления психологического стресса у человека;
3. использовать музыкотерапию как метод преодоления психологического стресса и проверить ее эффективность;
4. использовать ряд методов для диагностики стрессовых состояний личности;
5. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что рецептивная музыкотерапия способна преодолеть психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида.
Объектом исследования: стрессовые состояния личности.
Предметом исследования: преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ, синтез и типологизация.
Эмпирические: беседа и наблюдение, методика комплексной оценки проявления стресса (Марищук В.Л.), пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния и методы математической статистики.
В исследовании принимало участие 20 учителей средней образовательной школы №44.
Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для осмысления практических действий по улучшению процесса предотвращения психологического стресса рассматриваются различные теоретические аспекты методологии проблемы стрессоустойчивости;
2. Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние личности.
Формы проявления стресса
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Nutt D.J. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности [31; 35]:
♦ настроение (например, волнение);
♦ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
♦ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);
♦ поведенческие реакции.
В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.
Изменение поведенческих реакций при стрессе.
Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рисунке №1.
Рисунок №1, поведенческие признаки стресса
Нарушения психомоторики могут проявляться:
♦ в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и "воротниковой" зоны);
♦ дрожании рук;
♦ изменении ритма дыхания;
♦ дрожании голоса;
♦ уменьшении скорости сенсомоторной реакции;
♦ нарушении речевых функций и т. д.
Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.
Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.
Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.
Некоторые авторы четко не разделяют понятие "эмоциональный стресс" и "эмоциональная напряженность", отмечая, что для обоих явлений характерны изменения в мимике, проявления скованности движений, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног, такие поведенческие реакции, как суетливость или, наоборот, ступор [31; 36 – 39].
Приведем классификацию поведенческих проявлений эмоциональной напряженности, которые имеют место при стрессе:
· импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;
· тормозная ("торпидная") форма обусловливается обшей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы;
· генерализованная ("гипобулическая") форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать се любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия ("действия наоборот") — поступки вопреки здравому смыслу.
Изменение интеллектуальных процессов при стрессе.
При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, "эмоционального" полушария, и уменьшение влияния левой, "логической" половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.
В. Л. Маршцук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний. По этому поводу они пишут:
"Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через "кривое зеркало"). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и опенка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).
Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы "прозреваем" от "отравления эмоциями" и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям" [31; 40 – 41].
Интеллектуальные изменения, имеющие место во время стресса, показаны на следующем рисунке №2.
Изменение физиологических процессов при стрессе.
Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:
♦ повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
♦ повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
♦ снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
Упомянутые выше авторы — В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.
Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
ü боли в сердце и других органах;
ü затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
ü неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рисунок №3) [31; 41 – 44].
Эмоциональные проявления стресса
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.
При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состоянии) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Разнообразие эмоциональных изменений, встречающихся во время стресса, показано на рисунке №4.
Рисунок №4, эмоциональные признаки стресса.
Исследование
Психологический механизм возникновения психологического стресса для самой личности не простая констатация этих процессов. Это определенный этап в последовательном взаимном преобразовании личности и объективных явлений, этап регулятивный, способный управлять различными энергетическими уровнями взаимодействия человека с окружающей средой.
Переживание стресса и управление им относится к сложной проблеме регуляции стрессовых состояний. Это объясняется тем, что под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, удрученность и т. д.
Одной из важных задач анализа проблемы коррекции стрессовых состояний личности, является сложная внутренняя структура новообразований личности, которая характеризуется неустойчивостью и изменчивостью. Проведенное исследование позволяет выделить ряд наиболее важных функциональных механизмов личностной коррекции.
Предотвращаемые или преодолеваемые психические проблемы в полном смысле тоже можно рассматривать как проблемы переживания и переработки стресса.
Коттон (1990) считал, что для такого преодолевания, прежде всего, подходят:
· люди, которые хотят улучшить свое здоровье с профилактической целью, не имеющие при этом серьезных проблем;
· люди, которые страдают от перегрузок и у которых в зависимости от обстоятельств наблюдаются хроническая подавленность, депрессивное настроение, страх;
· а также люди, у которых развились вегетативные соматические нарушения, связанные с переживаниями и переработкой стресса.
Когнитивные механизмы коррекции стрессовых состояний личности проявляются в индивидуальных особенностях познавательных процессов человека. Так, отдельные люди для уменьшения своего стрессового состояния отвлекаются или переключают свои мысли на другие, "более важные" темы, чем существующая психологическая проблема. Данное отвлечение и переключение мыслей выступает как психологический механизм коррекции стрессовых состояний личности, другие люди снимают стрессовое состояние уменьшением проблемы, игнорированием, снижением ее серьезности, даже подшучиванием над ней. Отдельные личности при стрессе сохраняют апломб, стремятся не показывать своего состояния другим и, вследствие действия данного психологического механизма, уменьшают напряженное состояние. В качестве когнитивных психологических механизмов по уменьшению стресса могут выступать способности личности осуществлять проблемный анализ, поиск соответствующей информации, расспрос психологов, обдумывание, взвешенный подход к решениям, религиозность и др.
Под действием методов психологической коррекции в эмоциональной сфере личность получает эмоциональную поддержку и формирует более благоприятное отношение к себе; непосредственно переживает и осознает самого себя; точнее распознает собственные эмоции, ощущает собственную ценность, ослабляет защитные механизмы, становится более открытым и активным, данная личность под влиянием методов психологической коррекции учится искренности в отношении к себе и к другим людям, становится более свободной в выражении собственных чувств, раскрывает свои проблемы с соответствующие им переживаниями, производит эмоциональную коррекцию своих отношений. Такие изменения в эмоциональной сфере способствуют уменьшению напряженности личности, проявляясь как психологические механизмы коррекции стрессовых состояний человека. Если методы психологической коррекции направлены на вызывание у клиента переживания протеста, возмущения, противостояния проблеме и ее последствиям, то такое реагирование человека также уменьшает напряженность, способствует коррекции стрессовых состояний личности, выступая как психологический механизм коррекции.
Исходя из этого, нами была выбрана методика (приложение №1) комплексной оценки проявления стресса (Марищук В.Л.), которая диагностирует изменения в следующих сферах:
· интеллектуальные признаки стресса;
· поведенческие признаки стресса;
· эмоциональные симптомы;
· физиологические симптомы.
Методика имеет пятиступенчатую оценку выраженности психологического стресса:
- от 0 до 5 баллов – отсутствие стресса;
- от 6 до 12 – умеренный стресс;
- от 13 до 24 – выраженный стресс;
- от 25 до 40 – сильный стресс;
- выше 40 – истощение организм.
В начале исследования была проведена беседа для выяснения субъективных и объективных жалоб у испытуемых. На данном этапе мы выяснили, что 40% испытуемых (это 8 исследуемых) выразили свое недовольство на психологическое состояние, 55% (11 испытуемых) отметили свое состояние как удовлетворительное, 5% не смогли никак охарактеризовать свое состояние.
После чего им было предложена методика комплексной оценки проявления стресса для начальной диагностики стресса, полученные данные изображены на гистограмме.
Из гистограммы видно, что:
- испытуемые №2 и №13 не испытывают стресса;
- умеренный стресс испытывают 6 испытуемых (№4, 8, 11, 14, 18, 20) – наибольше выражены когнитивные и эмоциональные признаки;
- выраженный стресс у 9 испытуемых (№1, 3, 6, 7, 9, 12, 15, 17, 19) – признаки стресса во всех сферах, большее в эмоциональной;
- и сильный стресс ощущают трое испытуемых (№5, 10, 16).
После чего, перед прослушиванием пакета программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния испытуемым предлагалось письменно ответить на вопросы:
1. Что было для меня главным на первой встрече?
2. Удалось ли мне лучше узнать себя?
3. Я понял(а), что
4. Я был(а) удивлена, обнаружив, что
5. Насколько я был(а) искренней сегодня в выражении, своих мыслей и чувствах?
6. Я испытал(а )раздражение, агрессию, когда
Назначение: осмысление своего состояния и поведения на занятии, развитие умения фиксировать, регистрировать процесс и результаты собственного состояния.
Задачи музыкотерапии:
1. Рестимулировать телесные, эмоциональные, когнитивные, коммуникативные блоки для выявления психических зажимов, которые деформируют естественные циклические процессы нашей жизнедеятельности.
2. Отреагировать актуализированные проблемы.
3. Ощутить состояние полного равновесия, гармонии, красоты, тишины.
Обеспечение:
· Зал с теплым половым покрытием;
· Аудиосистема достаточной мощности для групповой работы;
· Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:
для первого занятия - Бетховен "Лунная соната";
для второго - Шопен "Прелюдия 1, опус 28";
для третьего - Дебюсси "Свет луны".
Каждое занятие длилось 30 минут, где 10 - 15 минут прослушивалось произведение, после чего происходило совместное обсуждение. Общее время на занятие: 90 минут.
Мы приводим фрагмент вводной беседы, проводимой перед началом занятия, с целью показать установку, которая может быть дана группе перед занятиями и примерный объем теоретической информации необходимый людям для его прохождения. Дальнейшие объяснения ограничиваются инструктажем для исполнения техник. Цель ограничения теоретической и вообще вербальной информации во время прохождения тренинга в том, чтобы создать наиболее благоприятную ситуацию для удержания внимания на телесных ощущениях и эмоциональных переживаниях. Когнитивный аспект личности здесь прорабатывается неявно, но опрос субъективных мнений людей, прошедших занятия показывает, что такие качества мышления, как эвристичность, ясность, логичность, способность к абстрагированию улучшаются. Специальное исследование этого вопроса на взрослой выборке не входило в задачу настоящей работы.
"Занятие ориентировано на релаксацию и расслабление. Присутствие зажимов в телесной, эмоциональной и других сферах не позволяет человеку полностью расслабиться, насладиться тишиной, красотой, музыкой. Ненужная активность не позволяет нам застыть от красоты капельки росы, на лепестке цветка пронизанной солнцем, насладиться его ароматом. Наступившее расслабление это признак того, что мы отреагировали источник проблем и можем быть ближе к моменту времени - СЕЙЧАС и месту в пространстве - ЗДЕСЬ. Вспомните собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, которые к вам приходили во время прослушивания, что вы чувствовали? Постарайтесь понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению? Какая из прослушанных мелодий наиболее вам понравилась, что вы при этом чувствовали?".
Способность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Именно рецептивная музыкотерапия способна эффективно воздействовать на психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида. Все испытуемые почувствовали некое успокоение и ясность в мыслях, негативные ощущения снизились, появился оптимизм и желание действовать.
В дальнейшем после проведения занятий по музыкотерапии методика по комплексной оценке проявления стресса предоставлялась им во второй раз – для выяснения успешности проведенных занятий.
Были получены, следующие данные:
Полученные данные указывают на эффективность проведенных занятий по музыкотерапии. Психологический стресс снизился до показателя – "выраженного стресса" у трех испытуемых. При первом исследовании методикой "комплексной оценки проявления стресса" данный показатель был у девятерых испытуемых, что свидетельствует о снижении показателя стресса в три раза. Показатель "отсутствие стресса" после использование метода музыкотерапии увеличился в 4 раза. У 45% испытуемых показатель стресса был умеренный. В соответствии с концепциями и гипотезой нашего исследования основным методом воздействия на преодоление психологического стресса была использована рецептивная музыкотерапия, которая способна редуцировать воздействие психологического стресса на индивида. Эффективность проведения рецептивной музыкотерапии составляет, более чем 55% от всех испытуемых. Наибольшая эффективность возникла бы, как нам кажется, если данные занятия продолжились для испытуемых, т.к. одноразовое воздействие музыкотерапии не в полной мере дало испытуемым отреагировать свои чувства, но имело поддерживающие значение для них. Такое реагирование человека также уменьшает напряженность, способствует коррекции стрессовых состояний личности, выступая как психологический механизм самокоррекции.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Заключение
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.
В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных). Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.
Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ музыкотерапии как психологическому средству коррекции состояния стресса: история развития этого метода, лечебное действие музыки на организм человека и основные направления и формы музыкотерапии.
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработке используемых методик. В результате чего мы имеем полную картину об одном из методов преодоления стресса. Именно рецептивная музыкотерапия способна эффективно воздействовать на психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида.
Эффективность проведения рецептивной музыкотерапии составила 55% от всех испытуемых. Наибольшая эффективность возможна при более длительном использовании данного метода психокоррекцции стресса.
Гипотеза исследования: "в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что рецептивная музыкотерапия способна преодолеть психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида", - подтверждена.
Список используемой литературы
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: "Медицина", 1993. – 400 стр.
2. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом / Х.М. Алиев, - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2003. – 320 стр.
3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. – 86 стр.
4. Базисное руководство по психотерапии / под ред. Аннелизе Хейгл-Эверх, Франц Хейгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер, - СПб.: Речь, 2002. – 784 стр.
5. Батурин Н.А. Оценочная функция психики / Н.А. Батурин, - СПб.: "Академия", 1998. – 361 стр.
6. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров, - М.: "ПЕР-СЭ", 2000. – 352 стр.
7. Венгер А.П. Культуральный подход в психотерапии // А.П. Венгер, "Культурно-историческая психология", №1 – 2006.
8. Гейссельхард Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс. Лучшие техники релаксации / Р. Гейссельхард, К. Хофманн-Буркарт, - М.: "Омега-Л", 2006. – 167 стр.
9. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, - СПб.: "Питер", 2004. – 496 стр.
10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. – 399 стр.
11. Заболотский И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотский, В.А. Илюхина, - Краснодар: "Кубанская медицинская академия", - 1995. – 100 стр.
12. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, - СПб.: "Речь", 2005. – 400 стр.
13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык, - М.: "Наука", 1983. – 341 стр.
14. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 – 2004.
15. Кузнецова А.С., В.В. Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // А.С. Кузнецова, Т.А. Злоказова Т.А., №1 – 2008., С. 102 – 130.
16. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов, - СПб.: "Питер", 2004. – 464 стр.
17. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, "Московский психологический журнал", №12 – 2005.
18. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана, - Кишинев: "Штиинца", 1981. - 176 стр.
19. Музыкотерапия / электронная статья Института Психотерапии и Клинической психологии: [http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1263].
20. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова, - Казань: "ИП Тухтаров В.Н.", 2003. – 94 стр.
21. Пономаренко А.С. Фактор стресса // А.С. Пономаренко, "Московский психологический журнал", №7 – 2004.
22. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: "Питер", 2002. – 1024 стр.
23. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский, - М.: "Институт Психотерапии", 2001. – 316 стр.
24. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье – М.: "Прогресс", 1979. – 123 стр.
25. Синельников В.В. Прививка от стресса или психоэнергетическое айкидо / В.В. Синельников, - М.: "Центрполиграф", 2003. – 207 стр.
26. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина, - СПб.: "Питер", 2001. – 272 стр.
27. Теория и практика аутогенной тренировки / под ред. В.С. Лобзина, - Л.: "Пресс", 1980. – 162 стр.
28. Фоа Э., Фридман М., Кин Т.М. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Э.Фоа, М.Фридман, Т.М.Кин, - М.: "Когнито-центр", 2005. – 467 стр.
29. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: "Академия", 1997. – 264 стр.
30. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы // С.В. Шушарджан, - "Клиническая медицина", №3 – 2000.
31. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.: "Питер", 2006. – 256 стр.
32. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон, - СПб.: "Пресс", 1990. – 225 стр.
Приложение №1
Комплексная оценка проявлений стресса [31].
Интеллектуальные признаки стресса | Поведенческие признаки стресса |
1. Преобладание негативных мыслей 2. Трудность сосредоточения 3. Ухудшение показателей памяти 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы 5. Повышенная отвлекаемость 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе 7. Плохие сны, кошмары 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого 10. Нарушение логики, спутанное мышление 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения 12. Сужение "поля зрения", кажущееся уменьшение возможных вариантов действия | 1. Потеря аппетита или переедание 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь 4. Дрожание голоса 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье 6. Хроническая нехватка времени 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность 9. Антисоциальное поведение 10. Низкая продуктивность деятельности 11. Нарушение сна или бессонница 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя |
Эмоциональные симптомы | Физиологические симптомы |
1. Беспокойство, повышенная тревожность 2. Подозрительность 3. Мрачное настроение 4. Ощущение постоянной тоски, депрессии 5. Раздражительность, приступы гнева 6. Эмоциональная "тупость", равнодушие 7. Циничный, неуместный юмор 8. Уменьшение чувства уверенности в себе 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью 10. Чувство отчужденности, одиночества 11. Потеря интереса к жизни 12. Снижение самооценки, появления чувства вины или недовольства собой или своей работой | 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли 2. Повышение или понижение АД 3. Учащенный или неритмичный пульс 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование) 5. Нарушение свободы дыхания 6. Ощущение напряжения в мышцах 7. Повышенная утомляемость 8. Дрожь в руках, судороги 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний 10. Повышенная потливость 11. Снижение иммунитета, частые недомогания 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела |
Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.
Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из "эмоционального" списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из "физиологического" списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.
Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколько-либо значимый стресс отсутствует.
Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.
Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.
Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.-
Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Стресс как проблема в разработках на современном этапе
1.2 Особенности проявления психологического стресса
1.3 Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний
Глава 2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования: В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Актуальность выбранной темы: "Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии" объясняется следующим. Необходимость исследования проблемы преодоления стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных психосоматических заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании эффективных способов преодоления стресса современными методами коррекции. Музыкотерапия как одно из новых направлений позволяющие эффективно прорабатывать различные личностные аспекты по оптимизации стресса и его успешного преодоления, что позволяет придти к психическому здоровью.
Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, научится понимать, что необходимо в данный конкретный момент для психологического комфорта человеку. Все это позволит не только предупреждать возникновение различных психосоматических заболеваний, но и укреплять здоровье и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с окружающими людьми, нашими близкими, быть в гармонии с внутреннем и внешним миром.
Учет социально-психологической сущности стресса и механизмов его развития позволяет лучше ориентироваться в методах и способах его преодоления. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
Первое и давшее наибольшее развитие проблемы изучения стресса как такого понятия описано в труде Ганса Селье "Стресс без дистресса" в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Развитое Селье представление о стрессе существенно повлияло на понимание функционирования человеческого организма и психики.
В дальнейшем проблема стресса получила широкое изучение в концепциях Лазаруса по копинг-поведению. Психофизиологическую составляющую стресса рассмотрел Ю.А. Александровский и Е.Черепанова. В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов исследовали когнитивные, поведенческие и эмоциональные изменения при стрессе. Большую ценность представляют различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных).
Также были проанализированы исследования и разработки по способам коррекции стресса с помощью музыкотерапии, и ее психологическое воздействие на психику человека. Исследованиями занимались С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Швабе (1974), Галинской (1977), Н.Н. Захарова, В.М. Авдеев, И.В. Темкин, И.Р. Тарханов и др.
Все они заложили основы того, что сейчас называется музыкотерапией.
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении способов оптимизации психологического стресса, социально-психологических методов коррекции, средств и механизмов преодоления стресса посредством музыкотерапии. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
2. выявить особенности проявления психологического стресса у человека;
3. использовать музыкотерапию как метод преодоления психологического стресса и проверить ее эффективность;
4. использовать ряд методов для диагностики стрессовых состояний личности;
5. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что рецептивная музыкотерапия способна преодолеть психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида.
Объектом исследования: стрессовые состояния личности.
Предметом исследования: преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ, синтез и типологизация.
Эмпирические: беседа и наблюдение, методика комплексной оценки проявления стресса (Марищук В.Л.), пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния и методы математической статистики.
В исследовании принимало участие 20 учителей средней образовательной школы №44.
Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для осмысления практических действий по улучшению процесса предотвращения психологического стресса рассматриваются различные теоретические аспекты методологии проблемы стрессоустойчивости;
2. Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние личности.
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии в отечественной и зарубежной психологии
Дата: 2019-12-10, просмотров: 327.