ГЛАВА 4. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1 Федеральный бюджет.

 

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета.

Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления – это косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и, соответственно, сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Но не только акцент на косвенное налогообложение искажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточно негативное влияние оказывает так называемый механизм регулирующих налогов. Регулирующими являются налоги, некоторая часть которых направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

 

4.2 Бюджеты субъектов РФ.

 

Бюджеты субъектов РФ составляют второй уровень бюджетной системы РФ. Согласно ст.15 БК РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Процедура утверждения и построения бюджетов субъектов РФ аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Доходы консолидированных бюджетов большинства регионов РФ в основном формируются за счет отчислений от регулирующих федеральных налогов, поэтому нормативы отчислений, устанавливаемые федеральными органами, играют ключевую роль в определении бюджетной обеспеченности регионов.

Для оценки сбалансированности консолидированного бюджета используются такие показатели, как:

Текущий дефицит (профицит) – представляет собой разность между текущими доходами и текущими расходами.

 «Золотое правило» бюджетных финансов – текущий дефицит должен быть равен нулю: текущие расходы должны полностью покрываться текущими доходами.

Суммарный дефицит (профицит) – равен разности между суммой текущих и капитальных расходов и текущих (из года в год воспроизводимых) доходов. Таким образом, суммарный дефицит показывает, сколько всего

средств необходимо получить из забалансовых источников, чтобы уровнять доходы с расходами. К забалансовым источникам финансирования относятся: привлечение заемных средств, финансовая помощь на покрытие дефицита, субсидии на осуществление проектов капитального строительства, продажа государственного имущества и сокращение остатков средств на бюджетном счете.

Обострение проблемы бюджетного дефицита приводит к тому, что доходы субъектов Федерации, собираемые в денежной форме, практически полностью расходуются на зарплату и текущие долговые платежи, в то время как все остальные региональные потребности финансируются за счет возрастающей эмиссии денежных суррогатов. Вместе с тем, использование взаимозачетов по налоговым платежам, ограничения в расходовании бюджетных средств, а также принудительные отсрочки выплат по долговым обязательствам способны уменьшить показатели дефицита региональных бюджетов. Устойчивость тенденции к снижению бюджетного дефицита на уровне субъектов Федерации зависит также от того, удастся ли региональным властям договориться с кредиторами о реструктуризации выплат по своим финансовым обязательствам, включая банковские ссуды.

В настоящее время большинству регионов РФ оказывается помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов и выделения бюджетных ассигнований.

 

 

4.3 Местные бюджеты

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Согласно ст.14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) – Фома образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установил полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в

области местного самоуправления, а также предметы ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления вышеназванным Законом отнесены «вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления».

В решении значительной части вопросов, отнесенных к предметам ведения муниципальных образований, органы местного самоуправления могут наделяться всеми необходимыми полномочиями. Однако к вопросам местного значения отнесены и такие вопросы, решение которых связано с реализацией конституционных прав граждан либо с осуществлением государственной социальной политики, а, следовательно, должны решаться совместно органами государственной власти и органами местного самоуправления.

К таким вопросам, например, относятся:

ü Дошкольное, основное общее и профессиональное образование

ü Здравоохранение, обеспечение санитарного благополучия

ü Охрана общественного порядка

ü Социальная поддержка и занятость населения

В отношении этих вопросов в вышеназванном Законе и законах субъектов Федерации используются термины «организация», «развитие», «участие», «обеспечение», что не позволяет однозначно установить объем полномочий органов местного самоуправления. Поэтому по перечисленным вопросам местного значения вносятся уточнения и тем самым устанавливаются разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Местные финансы и их составную часть – местные налоги необходимо относить к государственным и нельзя сбрасывать со счетов при выработке стратегии экономической политики государства.

Введение местных налогов и сборов преследует цель пополнять доходные источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию, обеспечивать социально-хозяйственные потребности городов, районов и других административно-территориальных единиц.

Все многообразие местных налогов классифицируется по нескольким однотипным группам. Такая классификация позволяет не только анализировать роль местного налогообложения в пополнении бюджетных доходов и специальных местных денежных целевых фондов, но и осуществлять действенный контроль за их сбором при помощи специальных компьютерных программ. При этом обязательным условием является то, что местные налоги должны приносить казне доходов втрое больше, чем те расходы, которые связаны с обслуживанием сборщиков налогов, их учетом и т.п. Для этого местное налогообложение должно быть унифицированным.

Все это позволит сократить дефицитность муниципальных бюджетов, связанную во многом с тем, что за последние годы на них были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры, а также ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

 

4.4 Внебюджетные фонды

 

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.

Ранее (до принятия БК РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, управления внебюджетными фондами регламентируются гл.17 ст. 143-150 БК РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении – нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов РФ.

 БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов:

ü Пенсионный фонд РФ

ü Фонд социального страхования РФ

ü Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

 

ГЛАВА 5. Бюджетный процесс.

5.1 Сущность бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

В ст.6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» дано следующее его определение: « Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

а также по контролю за их исполнением».

Согласно гл.18 ст.151 БК РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

ü Финансовые органы

ü Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России)

ü Органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении – это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.

Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджет любого уровня принимается как законодательный акт, срок действия которого определяется финансовым (бюджетным) годом. Счетный период включает в себя финансовый год и дополнительный (льготный) период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках бюджета.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) Составление проекта бюджета

2) Рассмотрение и утверждение бюджета

3) Исполнение бюджета

4) Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год; по четвертой – более полугода.

Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.