Взаимосвязь выручки, затрат и прибыли, анализ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планирование прибыли организаций. Методы

планирования, их достоинства и недостатки.

 

Как экономи­ческая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль явля­ется показателем, который наиболее полно отражает эффектив­ность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и соци­ально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означа­ет его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъек­тах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и со­циальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты по­лучения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в резуль­тате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и бо­лее дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продук­цию.[1]

Тем не менее, постепенный рост объема производства в отраслях экономики способствует улучшению экономических показателей деятельности предприятий и организаций, а следовательно, пози­тивным изменениям в динамике прибыли.

За 2002 г. объем прибыли в экономике (сумма прибыли за вычетом суммы убытков) составил 923,3 млрд. руб. в фактически действовавших ценах. Это на 28% выше аналогичных данных за 1999 г.

В промышленности за тот же период было получено прибыли (за вычетом убытков) 443,7 млрд. руб., что на 5% ниже уровня 1999 г..[2]

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием пред­принимательства, определяет необходимость ее правильного планирования. От того, насколько достоверно определена плановая при­быль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятель­ность фирмы.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обосно­ванным, что позволит осуществлять своевременное и полное фи­нансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприя­тиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Но сложившаяся в стране ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли "привязано" к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым.

Важнейшая цель планирования прибыли — определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации то­варной продукции, от реализации прочей продукции и услуг не­товарного характера, от реализации основных средств и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от ре­ализации товарной продукции.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в орга­низациях в современных условиях хозяйствования. Он применя­ется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой про­дукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисля­ется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П= (ВЧЦ)- (ВЧС),

где Л — плановая прибыль; В— выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравни­мой и несравнимой товарной продукции в плановом году по пол­ной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продук­ции на складе и товаров отгруженных на начало и конец плано­вого года.

Рассмотрим пример расчета прибыли методом прямого счета.

Исходные данные:

фирма выпустит в плановом году 30 тыс. ед. готовой продукции; оптовая цена за единицу (без НДС и акцизов) — 15 тыс. руб.; производственная себестоимость по отчету за истекший год — 10 тыс. руб.; в плановом году снижение производственной себестоимости го­товой продукции должно составить 5%; расходы по реализации продукции — 0,5% реализуемой продук­ции по производственной себестоимости; остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года — 1500 ед., на конец планового года — 500 ед.

Прежде всего, определим остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на начало планового года по производственной себе­стоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб.х1500 ед. = 15 млн. руб.

Производственная себестоимость единицы продукции в плано­вом году составит 9,5 тыс. руб. (10х95:100), тогда объем товарной продукции в плановом году по производственной себестоимости оп­ределится в сумме 285 млн. руб. (9,5 х 30 000).

Остаток готовой продукции и товаров отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 х 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестои­мости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (15 000 + 285 000 - 4750).

Для того чтобы определить эту продукцию по полной себестои­мости, следует исчислить величину расходов по реализации продук­ции: (295 250х0,5:100) = 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реа­лизации продукции по полной себестоимости равен 296 726,25 тыс. руб. (295 250 + 1476,25).

Объем реализации в натуральном выражении равен 31 тыс. ед. (1500 + 30 000 - 500), а в оптовых ценах — 465 млн. руб. (15x31 000).

При этих условиях прибыль от реализации продукции в плано­вом году составит 168 273,75 тыс. руб. (465 000 - 296 726,25).

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Од­нако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой про­дукции очень трудоемок.[3]

Аналитический метод используется при большом ассортименте выпускаемой продукции и незначительных его изме­нениях, при отсутствии ин­фляционного роста цен и себестоимости, а также как до­полнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а) определение базовой рентабельности как частного от деле­ния ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестои­мость сравнимой товарной продукции за тот же период. Базовая рентабельность Ро:

Ро = (По : ПСтп) Ч 100%,

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); ПСтп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

б) исчисление объема товарной продукции в плановом перио­де по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: сни­жения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повыше­ния качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабель­ности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в тече­ние истекшего года имели место изменения цен или ставок нало­га на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой при­были за весь отчетный период, независимо от времени измене­ний. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетно­го года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.[4]

Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет оп­ределить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Однако при аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравни­мой продукции в целом.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так назы­ваемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на пла­новую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявля­ется с помощью аналитического метода.[5]

Метод, основанный на эффекте производственного (операцион­ного) рычага ( CVP -анализ). Этот метод планирования прибыли бази­руется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая при­были, но и без убытка.

После определения точки безубыточности планирование прибы­ли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором пред­приятие может позволить себе снизить объем реализации, не прихо­дя к убыточности (о точке безубыточности и эффекте производственного рычага в следующем разделе).

Максимизация прибыли путем определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависи­мости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и посто­янных затрат.

 



Использования прибыли.

 

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

Распределение прибыли — это составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений.

Распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (рис.).

Рис2. Направления распределения прибыли

 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределе­ния в значительной мере воздействуют на эффективность деятель­ности предприятия как позитивно, так и негативно.[12]

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

· прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хо­зяйствующим субъектом;

· прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

· величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

· прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление. [13]

Взаимоотношения предприятия и государства по поводу прибы­ли строятся на основе ее налогообложения. Налоги оказывают значительное влияние на формирование фи­нансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели на­копления и потребления. Задача государственного управления состоит в том, чтобы, со­храняя стабильность роста доходов бюджета, способствовать эконо­мическому росту на предприятиях.

По мнению некоторых видных финансистов, например Н.В.Колчиной и П.Н.Шуляка, размер на­логовых платежей не должен превышать трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффек­тивности работы предприятий и получению прибыли.[14]

Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учре­дителями) и самой организацией.

На предприятии распределению же подлежит чистая при­быль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Распределение чистой прибыли отражает процесс форми­рования фондов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в ус­таве предприятия и определяется положением, которое раз­рабатывается соответствующими подразделениями экономичес­ких служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет частой прибыли, оставшейся после расчета с учредителями и акционерами.[15]

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, от­носятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, расходы по совершенствованию тех­нологии и организации производства, модернизации обору­дования, расходы, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются расходы на прове­дение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, пе­речисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование, строитель­ства объектов непроизводственного назначения, организации развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.

К расходам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание мате­риальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления вторая — характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных расходов.

Нераспределенная прибыль в широком смысле — как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.[16]



Планирование прибыли организаций. Методы

планирования, их достоинства и недостатки.

 

Как экономи­ческая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль явля­ется показателем, который наиболее полно отражает эффектив­ность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и соци­ально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означа­ет его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъек­тах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и со­циальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты по­лучения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в резуль­тате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и бо­лее дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продук­цию.[1]

Тем не менее, постепенный рост объема производства в отраслях экономики способствует улучшению экономических показателей деятельности предприятий и организаций, а следовательно, пози­тивным изменениям в динамике прибыли.

За 2002 г. объем прибыли в экономике (сумма прибыли за вычетом суммы убытков) составил 923,3 млрд. руб. в фактически действовавших ценах. Это на 28% выше аналогичных данных за 1999 г.

В промышленности за тот же период было получено прибыли (за вычетом убытков) 443,7 млрд. руб., что на 5% ниже уровня 1999 г..[2]

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием пред­принимательства, определяет необходимость ее правильного планирования. От того, насколько достоверно определена плановая при­быль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятель­ность фирмы.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обосно­ванным, что позволит осуществлять своевременное и полное фи­нансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприя­тиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Но сложившаяся в стране ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли "привязано" к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым.

Важнейшая цель планирования прибыли — определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации то­варной продукции, от реализации прочей продукции и услуг не­товарного характера, от реализации основных средств и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от ре­ализации товарной продукции.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в орга­низациях в современных условиях хозяйствования. Он применя­ется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой про­дукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисля­ется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П= (ВЧЦ)- (ВЧС),

где Л — плановая прибыль; В— выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравни­мой и несравнимой товарной продукции в плановом году по пол­ной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продук­ции на складе и товаров отгруженных на начало и конец плано­вого года.

Рассмотрим пример расчета прибыли методом прямого счета.

Исходные данные:

фирма выпустит в плановом году 30 тыс. ед. готовой продукции; оптовая цена за единицу (без НДС и акцизов) — 15 тыс. руб.; производственная себестоимость по отчету за истекший год — 10 тыс. руб.; в плановом году снижение производственной себестоимости го­товой продукции должно составить 5%; расходы по реализации продукции — 0,5% реализуемой продук­ции по производственной себестоимости; остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года — 1500 ед., на конец планового года — 500 ед.

Прежде всего, определим остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на начало планового года по производственной себе­стоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб.х1500 ед. = 15 млн. руб.

Производственная себестоимость единицы продукции в плано­вом году составит 9,5 тыс. руб. (10х95:100), тогда объем товарной продукции в плановом году по производственной себестоимости оп­ределится в сумме 285 млн. руб. (9,5 х 30 000).

Остаток готовой продукции и товаров отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 х 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестои­мости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (15 000 + 285 000 - 4750).

Для того чтобы определить эту продукцию по полной себестои­мости, следует исчислить величину расходов по реализации продук­ции: (295 250х0,5:100) = 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реа­лизации продукции по полной себестоимости равен 296 726,25 тыс. руб. (295 250 + 1476,25).

Объем реализации в натуральном выражении равен 31 тыс. ед. (1500 + 30 000 - 500), а в оптовых ценах — 465 млн. руб. (15x31 000).

При этих условиях прибыль от реализации продукции в плано­вом году составит 168 273,75 тыс. руб. (465 000 - 296 726,25).

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Од­нако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой про­дукции очень трудоемок.[3]

Аналитический метод используется при большом ассортименте выпускаемой продукции и незначительных его изме­нениях, при отсутствии ин­фляционного роста цен и себестоимости, а также как до­полнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а) определение базовой рентабельности как частного от деле­ния ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестои­мость сравнимой товарной продукции за тот же период. Базовая рентабельность Ро:

Ро = (По : ПСтп) Ч 100%,

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); ПСтп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

б) исчисление объема товарной продукции в плановом перио­де по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: сни­жения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повыше­ния качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабель­ности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в тече­ние истекшего года имели место изменения цен или ставок нало­га на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой при­были за весь отчетный период, независимо от времени измене­ний. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетно­го года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.[4]

Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет оп­ределить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Однако при аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравни­мой продукции в целом.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так назы­ваемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на пла­новую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявля­ется с помощью аналитического метода.[5]

Метод, основанный на эффекте производственного (операцион­ного) рычага ( CVP -анализ). Этот метод планирования прибыли бази­руется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая при­были, но и без убытка.

После определения точки безубыточности планирование прибы­ли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором пред­приятие может позволить себе снизить объем реализации, не прихо­дя к убыточности (о точке безубыточности и эффекте производственного рычага в следующем разделе).

Максимизация прибыли путем определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависи­мости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и посто­янных затрат.

 



Взаимосвязь выручки, затрат и прибыли, анализ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.