Принятие решений при проектировании новых структур Правительства и исполнительных органов власти автономного округа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно схеме новой структуры власти Югры у Губернатора будет девять заместителей, трое из которых будут обладать статусом первых (приложение 2). Пакет документов, которые подписала Губернатор, состоит из трех постановлений: №67, №68, №124-рг. Первое отменяет 73 постановления, подписанные в период 2000-2010 годов прежним главой региона. Второй документ предполагает переименование, реорганизацию и передачу функций некоторыми из органов исполнительной власти. Третье постановление касается распределения обязанностей между вице-губернаторами[10].

Данные документы по инициативе губернатора Югры были подготовлены и разработаны аппаратом правительства округа. Изменения предполагают ликвидацию поста председателя правительства округа, упразднение должностей заместителей председателя правительства и его аппарата. Вместе с тем, принятые поправки сохраняют пост губернатора как высшего должностного лица региона, вводят новые должности заместителей губернатора в количестве девяти человек, организуют аппарат (вместо администрации) губернатора, департаменты и службы[11].

Один из первых заместителей Губернатора будет курировать работу департаментов общественных связей и внутренней политики. В его же ведении будут находиться четыре службы: по контролю и надзору в сфере образования, в сфере здравоохранения, жилищного и строительного надзора, ветеринарная служба.

Большинство из подчиненных первому заместителю Губернатора не только обрели новое название, но и существенно усилии аппаратный вес путем присоединения других структур. К примеру, департамент общественных связей будет образован из департамента информационной политики путем присоединения к нему комитета по внешним связям. Кроме того, в эту же структуру войдут комитет социально-психологического анализа и общественных связей и пресс-служба Губернатора.

Департамент внутренней политики является новой структурой, которой переданы полномочия Управления по вопросам местного самоуправления, Управления по вопросам кадровой политики, отдела по взаимодействию с административными и правоохранительными органами Администрации Губернатора. К этой же структуре будет присоединен отдел по защите прав потребителей и управление ЗАГС. Переданы некоторые функции и департамента по вопросам юстиции (в сфере нотариата, обеспечения оказания гражданам бесплатной нотариальной и юридической помощи, обеспечение права граждан на проведение публичных мероприятий, административного и административно-процессуального законодательства).

В ведение другого первого заместителя попадает весь экономический блок. В частности, он будет курировать работу департаментов экономического развития; государственного заказа; инвестиций и инноваций; по недропользованию; природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики; информационных технологий; труда и занятости, а также деятельность региональной службы по тарифам.

Департамент экономического развития создается на основе департамента экономической политики. К нему также присоединяются департамент развития Приполярного Урала, комитет информационного мониторинга и лицензионная палата Югры. А департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики создается путем слияния четырех структур – управления агропромышленного комплекса, комитета по использованию лесных ресурсов, комитета по туризму, управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов.

Управление государственного заказа будет переименовано в Департамент государственного заказа. Переименован и Департамент инвестиций, науки и технологий в Департамент инвестиций и инноваций.

Департамент по недропользованию образован на базе Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам. Департамент информационных технологий является вновь образованным, ему переданы функции Департамента транспорта и связи в сфере связи и функции Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора.

В статусе первого заместителя будет также чиновник, курирующий вопросы коренных малочисленных народов Севера.

Кроме того, у Губернатора будет 5 заместителей по оставшимся направлениям деятельности.

Первый из них будет курировать инфраструктурный блок. В его подчинении 4 департамента – дорожного хозяйства и транспорта; жилищной политики; гражданской защиты населения; строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса. Кроме этого в инфраструктурный блок правительства вошла служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Департамент жилищной политики является новой структурой, которой частично переданы функции департамента строительства, комитета по молодежной политике, департамента государственной собственности в сфере жилищной политики.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта – переименованный Департамент транспорта и связи, функции в сфере связи которого были переданы Департаменту информационных технологий, но переданы функции в сфере использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществления дорожной деятельности.

Второй заместитель будет отвечать за деятельность социального блока. В его ведении: департаменты здравоохранения; культуры; образования и молодежной политики; социального развития (ранее он назывался департаментом труда и социальной защиты населения); физической культуры и спорта; служба государственного архива.

Третий заместитель будет курировать экологический блок и вопросы культурного наследия. В его ведении находится департамент экологии, а также службы: по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды; по контролю и надзору в области лесных отношений; по охране объектов животного мира; по охране объектов культурного наследия.

Кроме того, пост заместителя Губернатора получил директор департамента финансов, который контролирует кроме самого ведомства, еще и департамент по управлению государственным имуществом.

Еще один заместитель возглавляет Аппарат Губернатора и курирует работу Управления делами Губернатора.

Отдельный заместитель будет возглавлять единое представительство Югры, в структуру которого будут входить представительство при Правительстве РФ и в субъектах РФ – Санкт-Петербурге, Тюмени и Екатеринбурге (приложение 3,4,5,6)[12].

Также чиновники Югры и СМИ будут привыкать к новым сокращениям: Депполитики Югры, Депгосзаказа Югры, Депинвест Югры, Депобразования и молодежи Югры, Депнедра Югры, Депсоцразвития Югры, Депфин Югры, Депэкологии Югры, Культохрана Югры и другие.

Определены сроки, в которые все руководители обязаны предоставить положения и штатную численность вновь образованных департаментов. Стоит отметить, что новая структура подразумевает практически двойное сокращение департаментов, комитетов и управлений. В связи с этим, руководство региона вправе надеяться, что до 23 апреля будут внесены предложения о сокращении общей штатной численности. При этом, по словам заместителя Губернатора, необходимо соблюсти правовые нормы в отношении тех государственных служащих, которые попадут под сокращение[13].

В соответствии с поручением Губернатора до 1 мая 2010 года руководители исполнительных органов государственной власти должны будут предоставить предложения по структуре и штатной численности возглавляемого органа. Исполнительные органы власти Югры, которые прекращают свою деятельность, должны исполнять свои функции до соответствующих постановлений Губернатора[14].

Таким образом, все структуры были разделены на департаменты и службы. Из 20 департаментов, 4 служб, 6 комитетов, 1 палаты, 7 управлений, 2 инспекций, 1 комиссии, 1 отдела при бывшем руководстве смена власти повлекла за собой создание 21 департамента и 11 служб. Были переименованы 15 структур, созданы 4 новые, реорганизовано путем слияния 25 органов власти.

По своему типу новые структуры Правительства и исполнительных органов государственной власти остаются функциональными, но произошли существенные изменения, связанные с оптимизацией количества органов власти и штатной численности работников каждой структуры.

 

Предварительная оценка и мнения экспертов о нововведениях

Как было сказано выше, в апреле губернатор подписала ряд постановлений, меняющих схему управления и координации работы между заместителями и подведомственных им подразделений. Между тем, решения губернатора вызывают у экспертов неоднозначные оценки. Одни считают, что новая власть в ХМАО, благодаря главе региона, подверглась серьезной дебюрократизации и совсем скоро покажет свою эффективность, по мнению других – губернатора еще на этапе создания новой структуры заложила в ней почву для конфликтов и интриг между своими заместителями, что негативно скажется на работе власти[15].

Но существует некоторая тенденция: те, кто в свое время не поддерживал смену прежнего губернатора Югры, критикуют нововведения нового губернатора, а те, кто находился в оппозиции к ее предшественнику, поддерживают реформу окружной власти.

«Я рад, что Губернатор решила отказаться от системы разделения власти на администрацию и правительство, – говорит один из бывших чиновников Югры. – На уровне Федерации это логично, но не на уровне региона. Бывший Губернатор, как представитель элиты 90-х годов, вольного периода для регионов, тяготел к тому, чтобы из субъекта РФ, который он возглавляет, сделать мини-копию государства. Попытка создания тех же министерств тому подтверждение. Администрация Губернатора при нем имела функции и полномочия некого элитного подразделения, а правительство – исполнителей, на которых вешали зачастую всех собак. Взять ту же сферу масс-медиа. Пресс-служба губернатора – в администрации, департамент информационной политики – в правительстве. Обе структуры вечно конфликтовали. Идея же нового Губернатора упростит систему управления»[16].

По словам другого наблюдателя, новый губернатор воплощает на практике рекомендации Кремля о сокращении чиновничьего аппарата: «Каким бы грозным и строгим не казался в свое время Александр Васильевич, в душе он оставался добряком. В том смысле, что тех, с кем он работал, начинал, тех, кто попадал в сложную жизненную ситуацию, он не бросал. Эти люди уходили на задние роли, но оставались во власти со всеми ее льготами, пенсионными выплатами и прочим. В результате за многие годы вырос огромный аппарат, на содержание которого уходили огромные средства. Даже при всем желании бывший Губернатор не мог бы избавиться от этого балласта. У настоящего главы обязательств перед сватом, братом, тетей и племянниками кого-то из чиновников нет. В этом смысле своими последними решениями одну из самых сложных задач она выполнила»[17].

Однако некоторые представители команды бывшего губернатора в корне не согласны с нововведениями новой власти. «Давайте говорить предметно. Вот передо мной лежит новая структура. Поехали по блокам слева направо. Вот заместитель губернатора, курирующий департаменты общественных связей и внутренней политики. Вопрос, зачем в его подчинении ветеринарная служба? Или вот еще. По мнению губернатора, этот заместитель должен курировать две надзорные службы – здравоохранения и образования. В это же время другой заместитель губернатора курирует деятельность департаментов здравоохранения и образования. Получается, что службы одного будут контролировать департаменты другого. Опять же, куратору PR и внутренней политики будет подчиняться служба контроля в строительстве и в жилищной политике, которая в свою очередь будет следить за работой другого заместителя, под которым будут департаменты строительства и жилищной политики. Уже сейчас видно, что пост первого заместителя губернатора, который будет курировать отношения с коренными и малочисленными народами, будет показным, так как в его ведении нет каких бы то ни было подразделений. Тогда как пост другого, обычного заместителя предполагает руководство департаментом по экологии, службой по охране объектов культурного наследия, службой по охране объектов животного мира, службой по надзору в сфере природопользования и охране окружающей среды. То есть эти сферы напрямую касаются коренных народов Севера. Вопрос – зачем разделять эти должности?», – спрашивает один из собеседников и отвечает, что видит в новой структуре органов власти в первую очередь политический аспект[18].

«Это делается по логике разделяй и властвуй, – продолжает наблюдатель. – Она создает систему, при которой ее замы будут следить друг за другом, а потом доносить наверх. Губернатор же будет находиться над этими процессами. То есть еще на начальном этапе в новой структуре заложена бомба, заложен потенциальный конфликт между ее окружением, когда один другого будет проверять. Я сомневаюсь, что за этим занятием у них останется время работать. Это будет классический мадридский двор».

А один из депутатов окружной думы заметил, знакомясь с новой схемой устройства региональной власти, явный перекос в полномочиях и сфере влияния в сторону одного из будущих заместителей нового Губернатора: «Там есть одна интересная должность – первого заместителя, который будет охватывать самые «хлебные» отрасли: семь департаментов и одну службу. Там и экономика, и недропользование, и инновации с инвестициями, информационные технологии, госзаказ и природные ресурсы, тарифы. Интересным является, кто же будет за всем этим следить»[19].

В заключении можно отметить, что тема формирования новой структуры Правительства и органов власти в автономном округе остается одной из самых обсуждаемых и актуальных в среде местных политиков, чиновников и бизнесменов. Рассматривая мнения различных экспертов, консолидированного мнения получить не удалось, и это логично, так как пока рано говорить об эффективности или неэффективности принятого решения.

Таким образом, после реформирования структуры Правительства и исполнительных органов государственной власти существенной перестройки с точки зрения типа структур не наблюдалось, но произошли изменения, связанные с оптимизацией количества органов власти и штатной численности работников каждой структуры.

 



Заключение

 

В ходе работы поставленная цель была достигнута, задачи выполнены, а именно: рассмотрены понятие и основные типы организационных структур, выявлены основные принципы, в соответствии с которыми должна быть построена структура органа государственной власти, определены основные этапы разработки решения по проектированию организационной структуры, а также факторы, влияющие на выбор структуры организации.

С целью выполнения задач, также были проанализированы структуры Правительства и исполнительных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры периода 2008-2010 гг., раскрыта сущность принятия решений при проектировании новой структуры Правительства и исполнительных органов власти автономного округа, а также проанализированы существующие мнения экспертов по поводу проектирования новой организационной структуры.

Таким образом, структура представляет собой совокупность устойчивых связей, обеспечивающих равновесие и соподчиненность ее элементов. Существует множество типов организационных структур, основными из которых являются: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная.

Основными принципами при проектировании организационной структуры являются: принцип законности, суверенитета, единства, выборности, гласности, разделения властей и другие.

Существует три этапа разработки решения по проектирования организационной структуры. Первый этап заключается в определении основных характеристик организации, второй – в реализации решений не только по крупным блокам, но и по структурным подразделениям, в ходе третьего этапа определяются количественные характеристики.

Факторами, влияющими на выбор организационной структуры, являются: размер организации, географическое размещение, технология, отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизм внешней среды, стратегия, используемая в организации.

Рассматривая структуру Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры можно сделать вывод о том, что она являлась функциональной, Губернатор имел при себе группу подчиненных ему функциональных руководителей, которые непосредственно руководили своими подразделениями.

Новая структура не была существенно реорганизована с точки зрения изменения типа структуры, она является функциональной с тем же принципом работы, но была существенно оптимизирована численность органов государственной власти, а также численность государственных служащих.

Таким образом, существует множество мнений по поводу проектирования новых организационных структур Правительства и исполнительных органов государственной власти автономного округа. Некоторые критикуют нововведения, ссылаясь на недостаточную проработанность принятых решений; другие, наоборот, считают – что принятые решения – первая ступень в дебюрократизации власти, что положительное повлияет на дальнейшее развитие региона.



Список литературы

 

Законодательство:

1. Конституция Российской Федерации, 1993

2. Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2010 №68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

3. Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2010 №124 «О распределении обязанностей между первыми заместителями и заместителями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Учебная литература:

4. Алиев В.Г. Теория организации. Учебник, второе издание. – М.: Экономика, 2003, 139Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. М.: Дашков и Ко, 2007.

5. В Югре выстроена новая архитектура строительства. Экспертный информационный канал – ФедералПресс. Режим доступа: http://www.fedpress.ru/federal/polit/vlast/id_180234.html

6. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. //Журнал российского права. - №5, 2006.

7. Виханский О. Факторы выбора организационной структуры. Сайт центра креативных технологий http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0075/

8. Карданская Н.Л. Управленческие решения. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Единство, 2006.

9. Комарова сформировала состав своего правительства. Режим доступа: http://www.ura.ru/content/khanti/20-04-2010/news/1052113268.html

10. Кулижский А. Выбор и построение организационной структуры. Столкновение «классики» и драматургии. //Топ-менеджер. - №7, 2008

11. Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002.

12. Мой город без цензуры №13 (155) 08.04.2010.

13. Новости Югры №58 (18084) 17.04.2010.

14. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. – М.: ИКЦ «Март», 2006

15. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Режим доступа: http:// www.admhmao.ru

16. Официальная Россия. Сервер органов государственной власти. Режим доступа: http:// www.gov.ru

17. Пужаев А.В. Управленческие решения: уч.пособие. М.: КНОРУС, 2010

18. Румянцева З.П. Общее управление организацией, теория и практика. М.:ИНФРА-М,2006

 



Приложение. Факторы выбора организационной структуры

 

 


[1] Алиев В.Г. Теория организации. Учебник, второе издание. – М.: Экономика, 2003

[2] Карданская Н.Л. Управленческие решения. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Единство, 2006

[3] См. там же, с.154

[4] Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002.

[5] Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002.

[6] Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002.

[7] Виханский О. Факторы выбора организационной структуры. Сайт центра креативных технологий http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0075/

[8] Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Режим доступа: http:// www.admhmao.ru

[9] Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Режим доступа: http:// www.admhmao.ru

[10] Новости Югры №58 (18084) 17.04.2010

[11] Сотник В. Какую власть сформировала Комарова. Режим доступа: http://www.ura.ru/content/khanti/articles

[12] Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2010 №68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

[13] Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Режим доступа: http:// www.admhmao.ru

[14] Сайт экспертного информационного канала Федералпресс: Режим доступа: http://www.fedpress.ru.

[15] Сотник В. Какую власть сформировала Комарова. Режим доступа: http://www.ura.ru/content/khanti/articles

[16] См. там же

[17] [17] Сотник В. Какую власть сформировала Комарова. Режим доступа: http://www.ura.ru/content/khanti/articles

[18] [18] Сотник В. Какую власть сформировала Комарова. Режим доступа: http://www.ura.ru/content/khanti/articles

[19] См. там же


Дата: 2019-12-10, просмотров: 175.