Построение инфологической (концептуальной) модели предметной области
Инфологическая модель предметной области – это формализованное описание предметной области, выполненное безотносительно к используемым в дальнейшем программным и техническим средствам. Инфологическая модель должная быть динамической и позволять легкую корректировку.
Основным требованиями, предъявляемыми к инфологической модели, можно отнести следующие:
- должна содержать всю необходимую и достаточную информацию для последующего проектирования базы данных.
- должна быть понятна лицам, принимающим участие в создании и использовании.
Описание объектов ПО и связей между ними оказывает наибольшее влияние на проектирование структуры базы данных. Представим описание объектов и связей между ними в виде Базовой ER-модели:
Представим описание объектов и связей между ними в виде логической ER-модели, основанной на методологии IDEF1X и созданной в выбранном для проектирования CASE-средстве CA ERwin Data Modeler.
Проектирование логической структуры базы данных
На этапе логического проектирования необходимо определить типы и длины полей. После построения ER-модели в среде CA ERwin Data Modeler следует использовать метод прямого инжиниринга, позволяющий автоматически сгенерировать описание и структуру спроектированной базы данных в среде выбранной СУБД. Схема базы данных Интернет-магазина в среде MS ACCESS будет выглядеть следующим образом:
Товар (id_товара (счетчик(Длинное целое)), Цена_товара (Денежный), Возврат_разр (Логический), Вес_товара (Числовой(Одинарное с плавающей точкой)), Длина (Числовой(Одинарное с плавающей точкой)), Ширина (Числовой(Одинарное с плавающей точкой)), Высота (Числовой(Одинарное с плавающей точкой)), Изображение_товара (Поле объекта OLE), Уник_хар-ки (Поле МЕМО), Название_товара (Текстовый(200)), Категория_товара (Текстовый(100)), Подкатегория_товара (Текстовый(100)), Гарантия_мес (Числовой(Байт)))
Поставщик (Назв_поставщика (Текстовый(18)), E-mail (Текстовый(100)), Факс (Текстовый(30)), Телефон(Текстовый(50)), Прайс_лист (Гиперссылка))
Поставщик/категория (Категория_товара (Текстовый(100)), Назв_поставщика (Текстовый (18)))
Товар/оценка (id_товара (Числовой(Длинное целое)), Логин (Текстовый(30)), Оценка(Числовой(байт)))
Покупатель (Логин (Текстовый(30)), Пароль (Текстовый(30)), E-mail (Текстовый(100)), ФИО (Текстовый(100)), Адрес (Поле МЕМО), Дата_рождения (Дата/время), Дата_регистрации (Дата/время), Пол (Текстовый(1)), Образование (Текстовый(30)))
Покупатель/телефон (Телефон (Текстовый(50)), Логин (Текстовый(30))
Кредитная_карта (Номер_кред_карты (Текстовый(16)), Имя_владельца (Текстовый(100)), Проверочный_код (Числовой(Целое)), Срок_истечения (Дата/время), Логин (Текстовый(30)))
Заказ/товар (№_заказа (Числовой(Длинное целое)), id_товара (Числовой(Длинное целое))
Заказ (№_заказа (Числовой(Длинное целое)), Дата_заказа (Дата/время), Время_заказа (Дата/время), Статус_заказа (Текстовый(50)), Стоимость_заказа (Числовой(Длинное целое)), Способ_оплаты (Текстовый(30)), Способ_получения (Текстовый(30)), Логин (Текстовый(30)), Табельный_номер (Числовой(Длинное целое)), Название_точки(Текстовый(50)))
Доставка (№_заказа (Числовой(Длинное целое)), Суммарный_вес_заказа (Числовой(целое)), Суммарный_объем_заказа (Числовой(Длинное целое)), Дата_доставки(Дата/время), Время_доставки (Текстовый(30)), Удаленность_МКАД_км (Числовой (байт)), Стоимость_доставки (Денежный), Табельный_номер (Числовой(Длинное целое)), Статус_доставки (Текстовый(30)), Вид_доставки (Текстовый(40)))
Сотрудник (Табельный_номер (Счетчик(Длинное целое)), ФИО (Текстовый(100)), E-mail (Текстовый(100)), Должность (Текстовый(50)), Факс (Текстовый(30)), Телефон(Текстовый(50)))
Точка_выдачи (Название_точки (Текстовый(50)), Адрес_точки (Поле МЕМО), Время работы (Текстовый(15)), Схема_проезда(Поле объекта OLE))
Точка_выдач/Телефон (Телефон (Текстовый(50), Название_точки (Текстовый(50))
Предметный область информационный потребность
Разработка интерфейса
При проектировании и разработке любой базы данных интерфейс играет важную роль. Он представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными компонентами базы данных.
Работа с нашей базой данных начинается с заставки.
После просмотра заставки, пользователь попадает в главное меню, которое предназначено для предоставления пользователю удобной навигации по всем формам базы данных, которые сгруппированы по функциям.
Главное меню содержит три раздела:
· Сайт
· Администрирование БД
· Отчеты
При переходе на раздел сайт, пользователь попадает на форму, эмулирующую работу сайта. На котором можно зарегистрироваться, оценить товары, оформить заказ, просмотреть информацию о компании и услугах.
Раздел «Администрирование БД» предназначен для сотрудников интернет-магазина. Доступ к каждому из подразделов защищен паролем и сотрудник имеет доступ только к тем, которые относятся к его должностным обязанностям.
Раздел отчеты содержит перечень выходных документов (напр. Сопроводительные документы на заказ или маркетинговые отчеты), которые можно сгенерировать на основе данных, содержащихся в базе.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Диго С. М. Создание баз данных в среде СУБД Access: Учебное пособие. – М., 2001.
3. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. Учебник для вузов. – М.: Корона-принт, 2004.
4. Кузин А.В., Левонисова С.В. Базы данных: Учебник. – М.: Academia, 2010.
5. Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных: Учебное пособие. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2010.
6. Илюшечкин В. М. Основы использования и проектирования баз данных: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2010.
7. Преснякова Г.В. Проектирование интегрированных реляционных баз данных: Учебник. – М.: КДУ, 2007.
8. Джон Дей, Крейг Ван Слайк, Рэймонд Фрост Базы данных. Проектирование и разработка: Учебник. – М.: НТ Пресс, 2007.
9. Домбровская Г.Р., Новиков Б.А. Настройка приложений баз данных: Учебник – М.: BHV, 2006.
10. http://www.sql.ru/ – портал про язык SQL и клиент/серверные технологии.
11. http://sql.itsoft.ru/ – интернет-справочник с примерами по языку SQL.
12. http://www.cyberguru.ru/database/database-theory/ – статьи по теории баз данных.
13. http://www.seopro.ru/theory/2009/10/887.html - рекомендации по созданию интернет-магазинов.
14. http://iomarket.com.ua/sozdanie-internet-magazina-s-nulya-shag-za-shagom/ - статья о создании интернет-магазина с нуля.
15. http://www.i2r.ru/static/255/out_23600.shtml - статья о разработке эффективной структуры интернет-магазина.
16. http://www.shop2you.ru/articles/internet_shop.shtml - статья об устройстве интернет-магазина.
Описание предметной области. Постановка задачи
Задача: спроектировать базу данных интернет-магазина. Для этого в первую очередь необходимо описать предметную область:
Магазин осуществляет продажу различных категорий товаров. Без ограничения покупателей по возрасту. Оплату можно производить при помощи кредитной карты, интернет-кошельков, наличными при доставке или при получении товара в одной из точек выдачи, расположенных в Москве. Доставка товара осуществляется тремя способами (в зависимости от стоимости и габаритов заказа) в пределах и за пределами МКАД. Доставка осуществляется в любой день недели, как правило, на следующий день после оформления заказа.
Курьерская доставка
· осуществляется только в пределах МКАД;
· при оплате наличными за заказ не более 30 000р;
· при общем весе заказа менее 2,5 кг;
· при общем объеме заказа не превышающем 0,04 куб. метра, например: карта памяти, фотоаппарат, процессор или материнская плата;
· доставка осуществляется в будние дни и в субботу с 10 до 19 часов
· стоимость услуги составляет 250р. при доставке только в пределах МКАД
Доставка легковым транспортом
· осуществляется как в пределах МКАД, так и за пределами;
· при оплате наличными за заказ не более 75 000р.;
· при общем весе заказа менее 23 кг;
· при общем объеме заказа не превышающем 0,25 куб. метра, например: системный блок, ЖК монитор, принтер;
· доставка осуществляется в будние дни и в субботу с 10 до 19 часов
· стоимость услуги составляет 350р. при доставке в пределах МКАД и увеличивается при доставке за МКАД в зависимости от удаленности (каждый километр от МКАД – 15 рублей).
Доставка грузовым транспортом
· осуществляется как в пределах МКАД, так и за пределами;
· при общем объеме заказа свыше 0,25 куб. метра;
· при общем весе заказа свыше 23 кг;
· доставка осуществляется только в будние дни и в субботу с 10 до 19 часов;
· стоимость услуги составляет 450р. при доставке в пределах МКАД и увеличивается при доставке за МКАД в зависимости от удаленности (каждый километр от МКАД – 20 рублей).
Прежде чем приступить непосредственно к описанию разделов базы данных и политик прав доступа, хотелось бы заранее указать, что руководитель компании имеет доступ ко всем разделам базы данных и может самостоятельно осуществлять её редактирование. Администраторы также имеют полноправный доступ ко всем разделам для решения технических проблем, возникающих у пользователей БД или клиентов сервиса. О специфических обязанностях администраторов будет упомянуто ниже. Так же развитие сети Интернет позволяет стать клиентам непосредственными пользователями базы данных и осуществлять поиск нужного товара, оформлять заказ и т.п.
Интернет-магазин предлагает широкому кругу потребителей товары по различным категориям. Покупатель, зайдя на сайт магазина, выбирает товары, формируя корзину заказов, определяет вид доставки и оплаты, после чего заполняет форму заказа. Заказ автоматически регистрируется на сервере интернет-магазина, данные заказа должны поступить в БД интернет-магазина. При заказе покупатель может также связаться с менеджером и сделать заказ по телефону, в этом случае менеджер самостоятельно заполняет форму заказа.
В базе данных должен храниться перечень товаров с описанием их характеристик, так как основным назначением интернет-магазина является их продажа.
В базе данных должны храниться:
1. Каталог товаров (описание товара, характеристики товара, размещение их по категориям). По каждому товару в БД должны храниться следующие характеристики:
● Название товара
● Цена
● Категория
● Подкатегория
● Разрешение на возврат товара (в российском законодательстве присутствуют ограничения на возврат некоторых категорий товаров)
Утвержден «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Среди прочих, в соответствии с п. 11 указанного Постановления Правительства РФ, к таким товарам относятся: технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства). Для товаров, подлежащих возврату или обмену, устанавливается фиксированный срок возврата, равный двум неделям.
● Габариты (вес, длина, ширина, высота)
● Изображение (необязательно)
● Гарантия в месяцах (может отсутствовать)
● Уникальные характеристики товара в зависимости от категории
● Отзывы покупателей (в виде оценки) (если есть)
Доступ к данному разделу БД имеют менеджеры, администраторы, клиенты, маркетологи. Редактирование данного раздела могут осуществлять менеджеры, администраторы.
В обязанности администратора входит заполнение каталога товаров новыми позициями и корректировка информации о существующих, основываясь на ежедневно обновляемых прайс-листах поставщиков. Стоит также подчеркнуть особую важность использования этого раздела базы данных специалистами в области маркетинга. Для руководителя и сотрудников отдела маркетинга этот раздел является одним из основных для анализа товара, рынка и покупателя, так как он позволяет получить информацию об особенностях товаров и мнениях покупателей.
Наша компания сотрудничает с различными поставщиками, информация о которых так же будет храниться в базе, для того, чтобы иметь доступ к прайс-листам поставщиков, согласовывать условия поставки и решать возникающие проблемы:
2. Список поставщиков (описание поставщиков, сфера деятельности). По каждому поставщику в БД должны храниться следующие характеристики:
● Наименование поставщика
● Контактная информация (телефон, факс)
● Категория поставляемых товаров
● Прайс-лист
Доступ к данному разделу БД имеют, а также его редактирование могут осуществлять менеджеры по поставкам и администраторы.
В обязанности менеджеров будет входить консультация с поставщиками по различным вопросам, связанным с доставкой и отгрузкой товаров. Администратор в свою очередь обязан своевременно обновлять прайс-листы поставщиков.
За каждый заказ ответственны определённые сотрудники. Для того, чтобы отслеживать это, а также для того чтобы у клиентов была возможность заказать товар по телефону, уточнить статус заказа или узнать какую либо дополнительную информацию, необходимо хранить в БД информацию об определенных сотрудниках: менеджерах и курьерах. Также необходимо хранить информацию об администраторах и сотрудниках службы поддержки, для того чтобы менеджеры или пользователи сервиса могли решать технические проблемы.
3. Список сотрудников. По каждому сотруднику в БД должны хранятся следующие характеристики:
· ФИО
· Контактная информация (телефон, факс)
· Должность
Доступ к данному разделу БД имеют менеджеры, администраторы, клиенты, сотрудники отдела кадров.
Редактирование данного раздела могут осуществлять администраторы и сотрудники отдела кадров. В обязанности сотрудников отдела кадров будет входить своевременная корректировка данных о сотрудниках и добавление новых.
Для формирования заказа и его выполнения в БД должна храниться информация по покупателям.
4. Список покупателей. По каждому покупателю в БД хранятся следующие характеристики:
· Логин
· Пароль
· ФИО
· Телефон
· Адрес (не обязателен, но обязателен при использовании услуги «доставка»)
· Дата регистрации
· Пол (можно не указывать)*
· Дата рождения (если возраст меньше 14, то нельзя оплачивать заказ кредитной картой)
· Образование (высшее, среднее и т.п., можно не указывать)*
*Будет полезно при проведении маркетинговых исследований.
Доступ к данному разделу БД имеют менеджеры, администраторы, клиенты, курьеры. Редактирование данного раздела могут осуществлять администраторы и частично пользователи сервиса.
В том случае, если клиент выбрал оплату заказа кредитной картой в БД необходимо хранить информацию по карте, для осуществления покупки.
5. Кредитная карта. По каждой кредитной карте в БД хранятся следующие характеристики:
· Номер кредитной карты
· Имя владельца
· Проверочный код
· Срок истечения
Доступ к данному разделу БД имеют администраторы, клиенты. Редактирование данного раздела могут осуществлять администраторы и пользователи сервиса.
Для осуществления процесса купли-продажи товара и отслеживания статуса заказа в БД должна храниться информация о заказах.
6. Список заказов. По каждому заказу в БД хранятся следующие характеристики:
· № заказа
· Дата и время заказа
· Статус заказа (выполнено/не выполнено/отменено)
· Стоимость заказа
· Способ оплаты (наличные, кредитная карта)
· Способ получения (доставка, самовывоз)
Доступ к данному разделу БД имеют менеджеры, администраторы, клиенты, курьеры. Редактирование данного раздела могут осуществлять администраторы, менеджеры и частично пользователи сервиса.
Для распределения заказанного товара по точкам выдачи, а так же для удобства получения клиентом заказа в БД должен храниться список точек выдачи товара.
7. Список точек выдачи. По каждой точке выдачи в БД хранятся следующие характеристики:
· Название
· Адрес
· Телефон (может быть несколько)
· Время работы
· Схема проезда
Доступ к данному разделу БД имеют менеджеры, администраторы, клиенты, курьеры. Редактирование данного раздела могут осуществлять администраторы и менеджеры.
Для удобства расчета стоимости доставки и для удобства предоставления информации по доставке клиентам и курьерам по различным товарам в БД должна храниться информация по каждой доставке.
8. Список доставок по заказам. По каждой доставке в БД хранятся следующие характеристики
· Дата доставки
· Время доставки
· Суммарный вес заказа
· Суммарный объем заказа
· Статус доставки
· Вид доставки
· Удаленность от МКАД – км. (0, если в пределах)
· Стоимость доставки
Доступ к данному разделу БД имеют менеджеры по продажам, администраторы, клиенты, курьеры, менеджеры отдела доставки. Редактирование данного раздела могут осуществлять администраторы и менеджеры
Для предметной области существуют следующие ограничения целостности:
Условия обязательного наличия определенных полей рассмотрены выше в описании характеристик различных разделов БД. Ограничения на доступ сотрудников к определенным таблицам контролируются запросом на ввод пароля. Необходимые пароли сотрудникам предоставляются администратором.
Заметим, что рассмотрение вопроса организации системы управления снабжением склада и точек выдачи, процесс осуществления платежей при помощи кредитной карты, процесс ценообразования, кадровое обеспечение компании и бухгалтерский учет выходят за рамки рассматриваемой предметной области. Так же стоит отметить, что в качестве системы управления разработанной базой для клиентов предполагается использовать интернет-сайт, однако разработка такого сайта выходит за рамки выполнения данного курсового проекта, поэтому основные функции управления будут представлены в виде форм, частично эмулирующих работу предполагаемого сайта. Для покупки в магазине регистрация на сайте обязательна.
Среди входных документов и других источников формирования внутренней базы данных интернет-магазина мы выделили:
1) Прайс-лист (поступает от поставщиков)
Номер | Артикул | Название | Категория | Цена | Габариты | Гарантия | Кол-во |
2) Корзина заказов (поступает с сайта)
№ Заказа | |
Категория товара | |
Подкатегория товара | |
Название товара |
3) Оформленный заказ (поступает с сайта)
№ заказа | |
Логин | |
Дата заказа | |
Время заказа | |
Стоимость заказа | |
Способ оплаты | |
Способ получения | |
Суммарный вес заказа | |
Суммарный объем заказа | |
Дата доставки | |
Время доставки | |
Удаленность от МКАД | |
Стоимость доставки | |
Вид доставки |
4) Регистрация клиентов (поступает с сайта)
Логин | |
Пароль | |
ФИО | |
Адрес | |
Дата рождения | |
Пол | |
Образование | |
Телефон 1 | |
Телефон 2 | |
Телефон 3 | |
Дата регистрации | |
Номер кредитной карты | |
Имя владельца | |
Проверочный код | |
Срок истечения |
При создании базы данных необходимо так же реализовать запросы. Важным моментом будет являться получение необходимой информации для маркетологов. Так же стоит не забывать и про клиентов, которым будет важно формировать списки товаров на основе определенных предпочтений.
Среди выходных документов мы выделили:
1) Товарный чек
Товарный чек
www.boris.ru
(495) 666-66-66
Товарный чек №
Дата
Продавец: ООО Борис
ID | Наименование | Кол-во | Цена |
Всего: сумма
Сумма прописью:
Оформлено: ООО Борис (печать)
С порядком транспортировки и эксплуатации, правилами и условиями гарантийного обслуживания, порядком и сроками возврата товара ознакомлен и согласен, перечень товаров, указанных в товарном чеке, полностью в надлежащей комплектации, надлежащего качества, оформленный гарантийный талон компании продавца или компании производителя.
Получил:______________________(Подпись)
2) Гарантийный талон
Гарантийный талон
www.boris.ru
Гарантийный талон №
Дата
ID | Наименование | Кол-во | Гарантия мес. |
Оформлено: ООО Борис (печать)
3) Маркетинговый отчет
Распределение категория проданных товаров по полу
Дата
Категория товара | Пол | Количество |
4) Отчет о новинках интернет-магазина
Новинки
Дата
Наименование товара | Средняя оценка | Цена |
5) Сводка доходности по категориям товара
Сводка доходности по категориям
Дата
Категория | Сумма |
Всего
6) Отчет по самым рейтинговым товарам магазина
Товары с наивысшими оценками
Дата
Наименование | Средняя оценка |
7) Отчет по самым популярным товарам магазина
Хиты продаж
Дата
Наименование | Продано |
8) История заказов
История заказов
Дата
Логин
№ заказа | Дата заказа | Стоимость заказа |
9) История покупок
История покупок
Дата
№ заказа
Логин
Наименование | Цена |
Сумма
10) Отчет по точкам выдачи (для сайта)
Точки выдачи
Название точки | Адрес точки | Время работы |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.