Учителя истории первой  квалификационной категории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая программа

 

Учителя истории первой  квалификационной категории

Ивановой Елены Ивановны

 «История»

Основное общее образование, 5 класс

(базовый уровень)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Н.И. Коробейникова/

______________2015

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________М.Б. Атяшкина

___________ __2015

 

Бийск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010

2. Федерального перечня учебников;

3. ООП МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»;

4. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов » на 2015 - 2016 учебный год;

5. Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»;

6. Примерной программы по истории для 5-9 классов

7. Авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира.». / Всеобщая истрия. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2014г.

     Рабочая программа предмета «История» для 5 класса адресована учащимся 5-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов».

 

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

   Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом на ступени основного общего образования изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Общественные дисциплины».

 

Формы и методы обучения.

В процессе реализации программы предполагается использование следующих форм организации учебной деятельности:

ü коллективная,

ü индивидуальная,

ü групповая,

ü работа в парах,

ü  самостоятельная.

 

Используются технологии: проблемно-поисковая (интерпретация содержания текста и создание собственного речевого высказывания проблемного, творческого характера).

 

Срок реализации программы -2014- 2015 учебный год. 70 часов в год (2часа в неделю).

 

Результаты обучения и освоения содержания курса всеобщей  истории

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов  в  процессе  усвоения  программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными  видами  деятельности  значимо  для  социализации,  мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в  жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных  видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной  принадлежности  и  др.).

Личностные результаты:

 - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной  общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного  общества,  уважение  прав  и  свобод  человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции  и  ответственному  поведению  в  современном  обществе;

- понимание культурного  многообразия  мира,  уважение к  культуре  своего  и  других  народов,  толерантность.

Метапредметные  результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать  свою  деятельность  —  учебную,  общественную и  др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных  носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,  эссе,  презентация,  реферат  и  др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,  освоение  основ  межкультурного  взаимодействия в  школе  и  социальном  окружении  и  др.;

- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и  социуме.

Предметные  результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной  страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности  в  курсе  всеобщей  истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени  и  пространстве;

- овладение умениями изучать и систематизировать ин- формацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться  в  ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей  страны  и  человечества  в  целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и  культурных  памятников своей  страны  и  мира.

Соотнесение элементов  учебной  деятельности  школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по всеобщей истории  в единстве  её содержательных  (объектных) и  деятельностных  (субъектных)  компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями  и  умениями:

Опис ание (рек онструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об  исторических  событиях,  их  участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их  достижения  в  различные  исторические  эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. П. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ,  объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника,  факт  историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать причину и следствие исторических событий, явлений;

- выделять характерные, существенные признаки исторических  событий  и  явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления,  выявлять их сходство и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических  событий.

Контроль

 Текущий, промежуточный и итоговый контроль осуществляется через фронтальный опрос, тесты и элементы проектной деятельности, а также анализ самостоятельной работы с учебником ( составление плана, таблицы, ответ на вопросы, составление рассказа по имеющимся в учебнике иллюстрациям)

 

        Критерии оценки

Отметка «5» ставиться за ответ:

  • правильный и полный;
  • изложенный логично;
  • демонстрирующий глубокое понимание материала, устойчивые умения и навыки, в частности анализировать причинно – следственные связи между историческими явлениями, знание хронологии, исторических терминов, умение работать с картами;
  • содержащий точные выводы и обобщения;
  • изложенный эмоционально, ярким и образным языком.

Отметка «4» ставиться за ответ:

  • в целом соответствующий критериям, предъявляемым к ответу на отметку «5»;
  • содержащий 1-2 неточности, которые обучающийся устраняет после замечания учителя;
  • изложенный недостаточно последовательно;
  • демонстрирующий недостаточное усвоение некоторых умений и навыков;
  • содержащий отдельные неточности в выводах и обобщениях.

Отметка «3» ставиться за ответ:

· демонстрирующий знания основных положений данной темы, но изложенный неполно, непоследовательно;

· содержащий ошибки в определении понятий, знании хронологии, которые были исправлены после нескольких наводящих вопросов;

· демонстрирующий недостаточное умение раблтать с картой, делать выводы и обобщения;

· недостаточно аргументированный, изложенный недостаточно выразительным языком.

 

Отметка «2» ставиться за ответ:

  • демонстрирующий незнание или непонимание значительной части материала темы или незнание существенных вопросов;
  • показывающий, что обучающийся не овладел обязательными умениями и навыками;
  • не содержащий выводов и обобщений;
  • не улучшающийся даже после наводящих вопросов учителя.

 

 



Содержание учебного курса

Раздел Элементы содержания Формы контроля УУД
Введение (1 час) Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология – наука об измерении времени Текущий контроль Р аскрывать значение понятий: исто рия, век, историче ск ий источник. У частвовать  в  обсуждении  вопроса о  том,  для  чего  нужно  знать историю

Раздел I . Жизнь первобытных людей (7 часов)

Первобытные собиратели и охотники (3 часа) Древнейшие люди. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного  состояния  древнейшего  человека.  Орудия  труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека  —  овладение  огнём. Р одовые общины о х отников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели  в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей.  Особенности  совместного  ведения  хозяйства  в  родовой общине. Распределение обязанностей в  родовой  общине. Во зникновение иску сс тва и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников  и  собирателей. Текущий контроль Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда,  собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного  человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его  приспособление  к  природе. С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном  человеке  и  его  образе  жизни. Исс ледовать  с  помощью  исторической  карты  и  мультимедиаресурсов  географию  расселения  первобытных  людей. Называть и характеризовать новые изобретения  человека  для  охоты;  новые способы охоты. Р азрабатывать  сценарий  охоты  на крупного  зверя. Выделять  признаки  родовой  общины. Р ассказывать о  наскальной  живописи,  версиях  её  происхождения. Объ яснять,  как  учёные  разгадывают загадки древних художников. Р або т ать  с  текстом  учебника  по  заданиям учителя в малых группах. Харак т еризовать  верования  первобытных людей
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) Во зникновение земле де лия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество.  Изобретение  ткацкого  станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. По явление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование  поселений  в  города. Повт орение.  Какой  опыт,  наследие  дала  человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), вы- деление ремесла, появление городов, государств, письменности).   Текущий контроль Исс ледовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Р ассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Ох арак т еризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком  ремёсла. Обо значать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. Харак т еризовать религиозные верования древнего человека. Р аскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плу жное з е мле делие, с оседская  община,  вождь,  соплеменники, дружина,  знать,  города,  святилища, г ос у д арств а. Нах одить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявлять и сравнивать признаки родовой  и  соседской  общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Испо льзовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Р ешать проблемные и развивающие задачи  с  помощью  мультимедиаресурсов
Тема 3.Счет лет в истории (1 час) Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт  лет,  которым  мы  пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра.  «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени. Текущий контроль Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет лет. Осмыслять различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по «ленте времени»

Раздел II . Древний Восток (20 часов)

Тема 4. Древний Египет (8 часов) Г осударство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение  единого  государства  в  Египте.  Управление  страной. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система  каналов.  В  гостях  у  египтянина.  Ремёсла и  обмен.  Писцы  собирают  налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. На- правления  военных  походов  и  завоевания  фараонов.  Завоевательные походы  Тутмоса  III. Военные  трофеи  и триумф фараонов.  Главные  города  Древнего  Египта  —  Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных.  Появление  наёмного войска. Р елигия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов.  Рассказы  египтян  о  своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусс тво Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее  устройство  храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ  Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском  музее. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое  письмо.  Изобретение  материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса —  древнеегипетская  книга.  Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные  карты.  Хранители  знаний  —  жрецы. Повт орение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии  (суд  Осириса  и  клятва  умершего). Текущий контроль Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору). Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе; ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготавливать презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известных древним египтянам. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Тема 5. Западная Азия в древности  (7 часов) Древнее Двуречье . Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской  долине.  Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и  Урук.  Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип  талиона.  Законы  о  рабах.  Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных  группах:  ростовщиках. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит.  Легенды  о  финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа.  Бог  даёт  законы  народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древ- нееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона.  Иерусалим как  столица  царства.  Храм  бога  Яхве.  Библейские  предания о  героях. Ас сирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского  искусства.  Легенды  об  ассирийцах.  Гибель  Ассирийской  державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в  Лидии.  Завоевания  персов.  Персидский царь Кир  Великий:  его  победы,  военные  хитрости  и  легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город  Персеполь. Текущий контроль Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья и выделять ее особенные признаки. Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Тире и Сидоне. Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности до наших дней. Решать развивающие и проблемные задачи с помощью мультимедиа-, видео и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексе к параграфу главное и второстепенное. Давать оценку поступку (Самсона и Давида). Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Кратко рассказывать легенды о персидских царях.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов) Своеобразие путей становления государственности в Индии  и  Китае  в  период  древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание  о  Раме.  Древнейшие  города.  Вера  в  переселение  душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение  Индии  царём  Ашокой. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Ки- тайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель —  уважение  к  старшим.  Учение  Конфуция.  Мудрость  — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука  учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государста Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана.  Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. Повт орение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю  и  культуру. Текущий контроль Рассказывать о положении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору). Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Готовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев. Находить на карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения медиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии

Наименования объектов и средств

Материально-технического обеспечения

Необходимое количество  

Среднее звено

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
 
  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Д  
  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по истории Д  
  Примерная программа основного общего образования по истории Д  
  Авторская программа А.А. Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира.». / Всеобщая истрия. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2014г. Д
  Вигасин А. А., Годер Г. И., И.С. Свеницкая: История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свеницкая.-- М.: Просвещение, 2015.   Д  
     Атлас по истории древнего мира   Ф  
  Справочные пособия (энциклопедии, документы) Ф
  Дидактические материалы для 5 класса Ф  
2.

Печатные пособия

 
  Таблицы по истории по разделам курса 5 класса Д  
  Карты Д  
3.

Технические средства обучения (ТСО)

 
  Видеофильмы по истории Древнего мира Д  
  Мультимедийный компьютер Д  
  Телевизор с универсальной подставкой Д  
  Видеомагнитофон (видеоплейер) Д  
  Принтер лазерный Д  
  Мультимедиа проектор Д  
  Экран (на штативе или навесной) Д  
5.

Приложение1

Календарно-тематическое планирование

История Древнего мира

Класс

№№

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1. 2.09 3.09 2.09 2.09 Введение введение

                                                        Раздел I . Жизнь первобытных людей (7 часов)

                                                   Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 часа)

2. 3.09 5.09 3.09 7.09 Древнейшие люди § 1
3. 9.09 10.09 9.09 9.09 Родовые общины охотников и собирателей § 2
4. 10.09 12.09 10.09 14.09 Возникновение искусства и религиозных верований § 3

                                                Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

5. 16.09 17.09 16.09 16.09 Возникновение земледелия и скотоводства § 4
6. 17.09 19.09 17.09 21.09 Появление неравенства и знати § 5, повторить п. 1-4
7. 23.09 24.09 23.09 23.09 Значение эпохи первобытности для человечества (повторительно-обобщающий урок)  

                           Тема 3. Счет лет в истории (1 час)

8. 24.09 26.09 24.09 28.09 Измерение времени по годам конспект

                                      Раздел II . Древний Восток (20 часов)

                                Тема 4. Древний Египет (8 часов)

9. 30.09 1.10 30.09 30.09 Государство на берегах Нила § 6
10. 1.10 3.10 1.10 5.10 Как жили земледельцы и ремесленники § 7
11. 7.10 8.10 7.10 7.10 Жизнь египетского вельможи     § 8
12. 8.10 10.10 8.10 12.10 Военные походы фараонов § 9
13. 14.10 15.10 14.10 14.10 Религия древних египтян § 10
14. 15.10 17.10 15.10 19.10 Искусство Древнего Египта § 11
15. 21.10 22.10 21.10 21.10 Письменность и знания древних египтян § 12, повторить п. 6-11
16. 22.10 24.10 22.10 26.10 Достижения древних египтян (повторительно-обобщающий урок)  

                                                Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)

17. 28.10 29.10 28.10 28.10 Древнее Двуречье § 13
18. 29.10 31.10 29.10 9.11 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы § 14
19. 11.11 12.11 11.11 11.11 Финикийские мореплаватели § 15
20. 12.11 14.11 12.11 16.11 Библейские сказания § 16
21 18.11 19.11 18.11 18.11 Древнееврейское царство § 17
22. 19.11 21.11 19.11 23.11 Ассирийская держава § 18
23. 25.11 26.11 25.11 25.11 Персидская держава «царя царей» § 19

                                        Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

24. 26.11 28.11 26.11 30.11 Природа и люди Древней Индии § 20
25. 2.12 3.12 2.12 2.12 Индийские касты § 21
26. 3.12 5.12 3.12 7.12 Чему учил китайский мудрец Конфуций § 22
27. 9.12 10.12 9.12 9.12 Первый властелин Китая § 23
28. 10.12 12.12 10.12 14.12 Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру  

                                  Раздел III . Древняя Греция (21 час)

                                     Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

29. 16.12 17.12 16.12 16.12 Греки и критяне § 24
30. 17. 12 19.12 17.12 21.12 Микены и Троя § 25
31. 23.12 24.12 23.12 23.12 Поэма Гомера «Илиада» § 26
32. 24.12 26.12 24.12 11.01 Поэма Гомера «Одиссея» § 27
33. 13.01 14.01 13.01 13.01 Религия древних греков § 28

                                                 Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

34. 14.01 16.01 14.01 18.01 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу § 29
35. 20.01 21.01 20.01 20.01 Зарождение демократии в Афинах § 30
36. 21.01 23.01 21.01 25.01 Древняя Спарта § 31
37. 27.01 28.01 27.01 27.01 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей § 32
38. 28.01 30.01 28.01 1.02 Олимпийские игры в древности § 33
39. 3.02 4.02 3.02 3.02 Победы греков над персами в Марафонской битве § 34
40. 4.02 6.02 4.02 8.02 Нашествие персидских войск на Элладу § 35

                                                Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 часов)

41. 10.02 11.02 10.02 10.02 В гаванях афинского порта Пирей § 36
42. 11.02 13.02 11.02 15.02 В городе богини Афины § 37
43. 17.02 18.02 17.02 17.02 В афинских школах и гимнасиях § 38
44. 18.02 20.02 18.02 24.02 В афинском театре § 39
45. 24.02 25.02 24.02 29.02 Афинская демократия при Перикле § 40

                                                   Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

 (4 часа)

46. 25.02 27.02 25.02 2.03 Города Эллады подчиняются Македонии § 41
47. 2.03 3.03 2.03 9.03 Поход Александра Македонского на Восток § 42
48. 3.03 5.03 3.03 14.03 В Александрии Египетской § 43
49. 9.03 10.03 9.03 16.03 Вклад древних эллинов в мировую культуру (повторительно-обобщающий урок)  

                           Раздел IV . Древний Рим (17 часов)

                                 Тема 11. Рим: то его возникновения до

                                                 установления господства над Италией (3 часа)

50. 10.03 12.03 10.03 21.03 Древнейший Рим § 44
51. 16.03 17.03 16.03 23.03 Завоевание Римом Италии § 45
52. 17.03 19.03 17.03 4.04 Устройство Римской республики § 46

                                                       Тема 12. Рим - сильнейшая держава

                                                        Средиземноморья (3 часа)

53. 23.03 7.04 23.03 6.04 Вторая война с Карфагеном § 47
54. 24.03 9.04 24.03 11.04 Установление господства Рима во всем Средиземноморье § 48
55. 6.04 14.04 6.04 13.04 Рабство в Древнем Риме § 49

                                      Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56. 7.04 16.04 7.04 18.04 Земельный закон братьев Гракхов § 50
57. 13.04 21.04 13.04 20.04 Восстание Спартака § 51
58. 14.04 23.04 14.04 25.04 Единовластие Цезаря § 52
59. 20.04 28.04 20.04 27.04 Установление империи   § 53

                                                       Тема 14. Римская Империя в первые века нашей эры (5 часов)

60. 21.04 30.04 21.04 2.05 Соседи Римской империи § 54
61. 27.04 5.05 27.04 4.05 В Риме при императоре Нероне § 55
62. 28.04 7.05 28.04 11.05 Первые христиане и их учение § 56
63. 4.05 12.05 4.05 16.05 Расцвет Римской империи во II в. н. э. § 57
64. 5.05 14.05 5.05 18.05 Вечный город и его жители § 58

                                                          Тема 15. Разгром Рима германцами и падение

                                                         Западной Римской империи (2 часа)

65. 11.05 19.05 11.05 23.05 Римская империя при Константине § 59
66. 12.05 21.05 12.05 23.05 Взятие Рима варварами § 60

                Итоговое повторение (2 часа)

67. 18.05 26.05 18.05 25.05 Признаки цивилизации Греции и Рима (повторительно-обобщающий урок)  
68. 19.05 26.05 19.05 25.05 Признаки цивилизации Греции и Рима (повторительно-обобщающий урок)  
69. 25.05 28.05 25.05 30.05 Итоговое повторение  (из резерва)  
70. 26.05 28.05 26.05 30.05 Итоговое повторение  (из резерва)  

 

 

Рабочая программа

 

учителя истории первой  квалификационной категории

Ивановой Елены Ивановны

 «История»

Основное общее образование, 5 класс

(базовый уровень)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Н.И. Коробейникова/

______________2015

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________М.Б. Атяшкина

___________ __2015

 

Бийск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010

2. Федерального перечня учебников;

3. ООП МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»;

4. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов » на 2015 - 2016 учебный год;

5. Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»;

6. Примерной программы по истории для 5-9 классов

7. Авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира.». / Всеобщая истрия. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2014г.

     Рабочая программа предмета «История» для 5 класса адресована учащимся 5-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов».

 

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

   Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом на ступени основного общего образования изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Общественные дисциплины».

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.