ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В ЯРОСЛАВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУТЫКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В ЯРОСЛАВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

 

 

Дипломная работа студентки 5-го курса заочного отделения

 

Допущена к защите на ГАК  
Зав. кафедрой Научный руководитель                    
Д.и.н. профессор К. псих. н., доцент
________________ С.В. Клягин _________________ Н.Н. Посысоев
  _______ ______________2006 г.   _______ ________________ 2006 г.

 

 

Москва 2006



ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I. Сиротство как основная социальная проблема России…..……..8

I.1 Социально-психологические особенности детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа..…………………………………..…….…...8

I.1.1. Материнская депривация………………………………....………….…...8

I.1.2. Поиск оптимальных форм общения детей со взрослыми.…………….12

I.1.3. Основные проблемы социального сиротства в России………………..15

1.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот……………….….20

I.2.1. Семья как важный фактор для полноценного развития ребёнка…….20

I.2.2. Роли ребенка в семье……………………………………………………..25

I.2.3. Опека и попечительство, патронатное воспитание…………………26

I.2.4.  Обоснование необходимости устройства детей-сирот в семьи …...35

I.2.5. Реализация программы дети-сироты……………………………….....39

Глава II. Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ …...…………………………….47

II.1. Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот….………………………………………..47

II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям………………………………....48

II.3. Отражение в СМИ проблем роста детских домов………………………..50

II.4. Мнение прессы об альтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях. ………………………......................................................50

II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации………………...52

II.6. Анализ прессы Ярославской области……………………………………. 66

Глава III. Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот……………...70

III.1 Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных в решении проблемы детской беспризорности……………………………..…...70

III.2 Специфика средств массовой информации………………………………71

III.3. Влияние на установки по средствам СМИ……………………………….72

Заключение……………………………………………………………………....81

Список использованных источников и литературы…………………………...85

Приложения……………………………………………………………………...89

 

 



Введение

 

    Актуальность. Тема моей дипломной работы наиболее актуальна в наше трудное время, так как сиротство во все времена означало трагедию ребенка. Для предотвращения этой тенденции, в настоящее время разрабатывается, целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившихся отношений к детям-сиротам и нахождение более эффективной формы их социализации. Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Так как учреждения для детей-сирот даже при наличии большого диапазона возможностей и высокой квалификации педагогических коллективов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов, свойственных детям, лишенных родительского попечения. К числу наиболее серьезных симптомов относятся следующие низкая социальная адаптированность, недоразвитие способности к любви и привязанности, что ведет в будущем к феномену «несформированности материнской позиции» и воспроизводству ситуации социального сиротства.

Все проекты, при своей значимости в социальной сфере наталкиваются на целый ряд барьеров. Одним, из которых является недостаточная информированность различных групп населения, о целевом назначении этих программ и их содержания, таким образом, возникает задача информационной поддержки гуманитарно-социальных проектов учитывающих особенности современной ситуации.

Предметом исследования являются особенности информационной поддержки региональных СМИ. Также возможности региональных СМИ к изменению социально-психологических установок населения Ярославской области по информированию населения о поддержке программы «Дети-сироты».

Объект исследования – региональная программа «Дети-сироты».

Цель – выявление и анализ PR-возможностей региональных СМИ.

Задачи:

1 Определение основных характеристик детей- сирот, как особой социальной группы детей, нуждающейся в социальной поддержке;

2 Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах, в средствах массовой информации;

3 Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам  и альтернативным формам их социализации;

4 Специфика PR-технологий, направленных на изменение социально-психологических .

Практическая значимость решения задач направлена на выработку эффективного способа внедрения PR технологий по программе «Дети-сироты».

Методы исследования - анализ теоретических и методических источников литературы; анализ печатной продукции; опросы и анкетирование; качественные и количественные обработки полученных данных; контент-анализ.

Литературоисточниковедческой базой моего исследования послужили:

1Литература по психологии детей-сирот, изучению особенностей сиротства, как социальный феномен (использовались труды Посысоева О.Н., Буянова М.И., Прихожан А. М.);

В центре внимания работ, где указываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют своё будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь ранних формах, встречаются и неблагополучных семьях. В содержании работ сделан акцент на выделении субъективных факторов, препятствующих внедрению в ярославской области альтернативных форм социализации детей-сирот. Устранению выявленных барьеров и способам формирования позитивно-деятельного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей.

2 Литература по изучению средств массовой информации, их типологии, роли и статуса в информационном мире (Алешина И.В., Райгородский Д.Я., Королько В. Г., Почепцов Г.Г.).

В этих работах рассмотрены история возникновения и сферы применения паблик рилейшенз, структуры и функции PR-службы, вопросы           стратегического и проектного планирования PR-деятельности, управление информацией и конструирования новостей. Автор уделяет большое внимание формам подачи новостных материалов, PR – выступает наивысшим достижением современной науки и искусства установление и поддержание конструктивных отношений между организацией или отдельным индивидом и окружающей их общественностью.

3 Документы и правовые законы, определяющие правовое поле регламентирующую программу «Дети-сироты» (Конвенция о правах ребенка, постановление губернатора Ярославской области , Семейный кодекс РФ).

В данной литературе полно рассматриваются характеристики детей-сирот, работы по социализации в обществе этих детей, феномен социального сиротства. Проблемы подачи информации на эту тему в СМИ, нет практически не водном издании. Хотя СМИ могут служить хорошим помощником в информационной поддержке программы «Дети-сироты».

Структура работы подчинена изучению предмета исследования и последственому разрешению цели и задач. Работа состоит из Введения и трех глав «Сиротство как основная социальная проблема России», «Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ», «Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот», Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. 

Объем работы 84 страницы. Список использованных источников литературы содержит 55 наименование.

 



I .2.2.Роли ребенка в семье

 

Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией». Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

· эмоциональная поверхностность;

· низкая способность к фантазированию;

· «прилипчивость»;

· высокая агрессивность;

· жестокость;

· инфантильная безответственность и др.

Д. Боулди выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.

 

I.2.3. Опека, попечительство и патронатная семья.

 

Под опекой понимают правовую форму, с помощью которой осуществляются длительные, постоянные контакты с ребенком, нуждающимся в надзоре и воспитании. Опека устанавливается над детьми, либо не имеющими родителей, либо имеющими родителей, которые по тем или иным причинам не могут воспитывать детей, заботиться о них (болезнь, длительное отсутствие и т.п.).Опекуном и попечителем может быть любое совершеннолетнее лицо, выразившее на это согласие. Опекуны, подобно родителям и усыновителям, обязаны заботиться о воспитании детей. На опекунов и попечителей не возлагается обязанность предоставлять средства на содержание своих подопечных. Однако опекуны и попечители организуют обеспечение подопечных. Пенсии, пособия, алименты и другие суммы, причитающие подопечным, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются на содержание подопечного.

Прекращение опеки и попечительства связано с достижением подопечным определенного возраста. Опека прекращается по достижении подопечным 14 лет, а попечительство - 18 лет. Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при передаче их на усыновление или при помещении детей в соответствующие детские воспитательные учреждения. Опекун (попечитель) может быть освобожден от обязанностей и по личной просьбе, если она вызвана уважительными причинами (боязнь, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.). Попечительство прекращается также в случае вступления несовершеннолетнего в брак.[12]

Опекун (попечитель) может быть отстранен от выполнения функций опеки, если не выполняет возложенных на него обязанностей, ненадлежаще воспитывает подопечного. Если опекун использует опеку в корыстных целях либо оставляет подопечного без надзора, необходимой помощи, орган опеки и попечительства обязан передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Не назначаются опекунами лица:                                                            

- лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

 - отстраненные от выполнения обязанностей опекунов;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.

Вот такие требования предъявляет закон. Нет возрастных, родственных, религиозных ограничений.

Хотя, престарелые опекуны тяжело справляются с подростками из-за большой разницы в возрасте, обычно такие опекуны сами нуждаются в помощи психолога, педагога и других социальных работников.

Есть ограничения, связанные только со здоровьем кандидата в опекуны. Правительство РФ 1 мая 1996 года специальным постановлением утвердило перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, принять, его под опеку, взять в приемную семью:

- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, П, V групп, диспансерного учета заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания.

Нужны ли какие-то еще документы для оформления опеки?

Закон об этом умалчивает, и потому орган опеки может попросить предъявить документы о наличии жилья у кандидата в опекуны и его состоянии, если опекаемый будет жить в квартире опекуна. Специалист органа опеки вправе посетить эту квартиру и составить акт обследования жилищных условий. Если у ребенка осталось ценное имущество, одновременно решается вопрос о распо­ряжении имуществом подопечного.[13] Порядок определен Гражданским кодексом РФ, утвержденным в 1994 году, статьи 37, 38.

На основе этих документов и документов ребенка орган опеки готовит представление главе администрации об установлении опеки над несовершеннолетним.

Решение (постановление) о назначении опеки принимается главой местной администрации, где находится ребенок. Но бывают обстоятельства, когда опека назначается по месту жительства опекуна.

В нем могут указываться сроки, на которые устанавливается опека (если она устанавливается временно), место проживания опекаемого. Следует отметить, что принятое решение действительно на территории всей России и тех стран, которые подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1994 г.).

Одновременно с установлением опеки решается вопрос - будет ли получать пособие опекаемый. Денежные средства выплачиваются опекунам на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Размер оплаты определяется органами местной администрации, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Поэтому размеры пособий в разных регионах России очень отличаются: где-то это -300-400 рублей в месяц, а где-то около 2000 рублей в месяц.

Если опекун, получающий денежные средства на опекаемого, переезжает на новое место жительства, он начинает получать эти средства после того как орган опеки получит личное дело подопечного, и получает эти средства с того времени, с какого она была прекращена по прежнему месту жительства.

Очень часто в практике возникают вопросы - любой ли ребенок, находящийся под опекой, получает денежное пособие?

Нужно знать, что такие денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, родители которых:

    - могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку другим лицам;

    - находятся в длительных служебных командировках;

    - проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания.

Не назначаются и не выплачиваются эти средства на подопечных, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждения или в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Этот перечень приведен в Положении о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 16 февраля 1993 Г., утвержденном приказом № 50 Министерства образования РФ.

Дети, которые находятся под опекой, получают причитающиеся им алименты и пенсии, пособия и другие социальные выплаты, предусмотренные законами и постановлениями. Так, на детей, находящихся под опекой, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников детских домов (Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409).

Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. несовершеннолетние не могут быть усыновителями даже в случае приобретения ими полной дееспособности.

Для отдельных категорий граждан закон устанавливает запрет быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены следующие лица:

1. лица, признанные судом не дееспособными или ограниченно дееспособными.

2. Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

3. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине.

4. Лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах.

5. Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, включает в себя следующие заболевания:

- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных 1, 2 , 5 групп диспансерного учета;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

- наркоманию, токсикоманию, алкоголизм;

- инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 или 2 группы, исключающие трудоспособность.

6. Лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

7. Лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

8. Лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Не допускается усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке.

Граждане, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1. Краткая автобиография.

2. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копии декларации о доходах.

3. Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартальной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.

4. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

5. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ (действительно в течение 3 месяцев со дня выдачи).

6. Копия свидетельства о браке (если состоят в браке) или свидетельства о рождении (для лиц, не состоящих в браке).

7. Акт по результатам обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, составленный органом опеки и попечительства по месту жительства.

8. Рекомендация Центра по усыновлению, опеки и попечительству о возможности быть усыновителями (действительна в течение года со дня выдачи).

На основании перечисленных документов орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и подбора ребёнка. Заключение действительно в течение года.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидата в усыновители может быть обжалован.

Орган опеки и попечительства, Центр по усыновлению, опеке и попечительству после постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители предоставляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Кандидаты имеют право:

1. Встать на учет в органе опеки и попечительства по месту своего жительства, в областном Центре по усыновлению, опеки и попечительству;

2. Получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также о наличии у него родственников, в органах опеки и попечительства, в Центре по усыновлению, опеке и попечительству;

3. Обращаться в медицинские учреждения для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, где находится ребенок, через областную экспертную медицинскую комиссию, созданную при департаменте образования. Все расходы, связанные с проведением независимого медицинского освидетельствования, производятся за счёт кандидатов в усыновители.

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

    1. Познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

    2. Ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;

    3. Подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

В случае подбора кандидатами в усыновители ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка составляет заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого ребенка, которое прилагается к имеющимся документам и в дальнейшем направляется в суд.

Какие дети могут быть переданы на усыновление.

На усыновление могут быть переданы дети:

1) дети - сироты, родители (родитель) которых умерли или погибли;

2) дети, родители (родитель) которых дали согласие на усыновление;

3) ребенок - подкидыш;

4) дети, родители которых неизвестны или признаны судом:

- безвестно отсутствующими;

- недееспособными;

- лишены родительских прав (ребенок в этом случае может быть передан в семью на усыновление не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав);

- по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают вместе с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Не подлежат усыновлению лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет). Также не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных обстоя­тельств отвечает интересам детей[14].

Таким образом, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Оформление усыновления в органах Загса.

Взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают не с момента государственной регистрации усыновления, а со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновлении ребенка. В течение трех дней со дня вступления этого решения в законную силу суд, которым было установлено усыновление ребенка, направляет выписку из решения в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновленного ребенка, которая является и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется законом об актах гражданского состояния. Орган Загса обязан зарегистрировать усыновление на основании решения суда об установлении усыновления ребёнка. Государственная регистрация усыновления ребёнка производится органом Загса по заявлению усыновителей по мету вынесения решения суда об установлении усыновления ребёнка по месту жительства усыновителей. Заявление о государственной регистрации усыновления ребёнка может быть сделано устно или в письменной форме. в письменном заявлении о государственной регистрации усыновления, кроме анкетных данных усыновлённого ребёнка должны быть также указаны сведения об усыновителях (усыновителе): фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (по желанию усыновителей), место жительства усыновителей (усыновителя), реквизиты документов, удостоверяющих их личности и реквизиты записи акта о заключении брака между ними. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личность усыновителей (усыновителя).

Усыновители (усыновитель) имеют право уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации усыновленного ребенка. Если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали заявление о государственной регистрации усыновления, то усыновление ребенка регистрируется органом загса на основании поступившей выписки из решения суда об установлении усыновления. По результатам государственной регистрации усыновления ребенка составляется акт об усыновлении, на основании которого орган загса вносит необходимые изменения в запись акта о рождении ребенка или составляется новая запись акта о рождении ребенка. Усыновителям на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребёнка, а прежнее свидетельство аннулируется. Усыновителям выдаётся также и свидетельство об усыновлении ребёнка. Таким образом государственная регистрация усыновления с оформлением соответствующих документов имеет важное значение не только для защиты прав усыновлённых, но и для обеспечения установленной тайны усыновления[15].

Образование на практике имеет все более выраженную социальную направленность.

Как мы понимаем "защиту детства"? Как создание условий и возможностей каждому ребенку на реализацию его прав на жизнь, образование, воспитание, социальную адаптацию. Создание условий предполагает их дифференциацию для: детей с проблемами здоровья; с проблемами социализации; имеющих особые способности в той или иной области образования и развития; детей, остро нуждающихся в государственной и общественной поддержке, и т.д.

Исходя из этих посылок, мы и стремимся реструктурировать имеющуюся систему образования как внутри образовательных учреждений, так и создавая новые типы и виды учреждений для поддержки детства.

В системе педколледжей, педуниверситета, госуниверситета по государственному заказу правительства области готовятся организаторы образования, практические психологи, социальные педагоги, дефектологи; в порядке специализации воспитатели детских домов. В рамках института педагогики и психологии в соответствии с утвержденной коллегией департамента образования концепцией воспитательной работы разрабатывается проблема социализации, социальных проб и социального закаливания личности. В ИПК педагогических и руководящих кадров образования активно работает кафедра медицинских проблем в образовании, на базе педуниверситета и госуниверситета идет послевузовская подготовка специалистов для работы в разных образовательных областях со способными и талантливыми детьми.

Вопросы социальной защиты детей, нуждающихся в особой государственной поддержке, находятся в зоне постоянного внимания органов власти и общественности. Развивается сеть детских домов (за последние 2 года число их увеличилось на 14), появляются новые модели и виды учреждений для осиротевших детей (дома детства, комплексы "дом детства-школа", центры реабилитации детей и подростков, детские приюты). На сегодня в каждом районе имеется такое учреждение. Всего в системе образования в области функционируют 52 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в госзащите, и 47 учреждений (территориальные центры социального обслуживания населения, социальные палаты по уходу за детьми, медико-психологические центры, социальные агентства молодежи) в системе социального обеспечения, здравоохранения, департамента по делам молодежи, куда помещаются дети, попавшие в экстремальную жизненную ситуацию, чаще всего на временное содержание.

Число выявленных детей, нуждающихся в помощи государства, ежегодно значительно растет. В каждый из последних 4 лет идет увеличение почти на 200 детей, либо отобранных по суду, либо родители которых лишены родительских прав, в то же время обозначилась тенденция снижения числа детей, усыновленных гражданами. Если в 1994 году было усыновлено 57% детей, оставшихся без родительской опеки, то в 1995г. - 50, за то же время на 8% снизилось число детей, переданных в семьи граждан под опеку или попечительство.

С целью обеспечения охраны прав и интересов вышеназванных категорий детей, организации деятельности органов местного самоуправления в осуществлении функций по опеке и попечительству над детьми, требующими особой защиты государства, разработан и принят в ноябре 1996г. Закон по опеке и попечительству Ярославской области.

В соответствии с постановлением губернатора Ярославской области от 5.01.96г. №152 в области создан Центр по усыновлению, опеке и попечительству департамента образования, осуществлющий функции по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Центр выбирает формы их устройства, осуществляет последующий контроль за их воспитанием. И  координирует работу органов опеки и попечительства, воспитательных и учебных учреждений, учреждений социальной защиты населения по передаче детей на воспитание в семьи граждан.

Принят Закон "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". (См. Приложение I).

Постановлением губернатора области ежегодно с 1994 г. утверждается комплексная программа "Семья", в которой предусмотрены совместные мероприятия органов управления образованием, здравоохранения, социального обеспечения, нацеленные на обеспечение социальной защиты детей и подростков. Составной частью областной программы "Семья" является программа "Дети-инвалиды".

Постоянно на контроле департамента выплата компенсаций или выходных пособий выпускникам-сиротам и приравненным к ним детям интернатных учреждений области. Ежегодно правительство области выделяет для этих целей необходимые средства.

С целью повышения защищенности своих воспитанников интернатные учреждения создают условия для овладения ими ремеслом, навыками ведения личного хозяйства, начальной профессиональной подготовки.

С этой целью Багряниковская (коррекционная) школа-интернат реорганизована в 1995г. в агрошколу-интернат для детей с нарушенным интеллектом и с прошлого года переведена на 11-летнее обучение. Подготовка старшеклассников профессиям швеи, обувщика по ремонту обуви, фермера, доярки, полевода, пчеловода ведется по учебным программам, разработанным педагогами школы. Это первая в области школа-интернат, которая получила лицензию на право профессиональной подготовки воспитанников по 6 специальностям.

Интересно в плане трудовой подготовки работает коллектив школы-интерната № 82 г. Ярославля как центр трудовой реабилитации, где едино представлена комплексная программа адаптации и реабилитации воспитанников.

Совместно с комитетом занятости населения области в Багряниковской агрошколе-интернате для сирот - выпускников создано 15 рабочих мест. Идет работа по организации на базе этого же интерната 6-месячной профессиональной подготовки сирот-выпускников коррекционных интернатных учреждений сельских районов области.

Департамент образования уделяет внимание трудоустройству, обеспечению продолжения обучения выпускников-сирот интернатных учреждений с целью их социальной защиты.

В текущем году из 125 выпускников-сирот поступили в ПТУ 63 чел (50%), в вузах и техникумах обучаются 9 чел, в 10 кл - 19.2%, работают 23 чел, на бирже труда - 10 чел.

Согласно постановлению правительства Ярославской области ? 192 от 24.07.95 все нетрудоустроенные, обучающиеся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, но не получающие пособие в размере минимальной заработной платы (всего 193 чел).

Намечено изучение специфики социальной и психологической работы с детьми-сиротами в рамках задач профессионального и жизненного самоутверждения. Создана лаборатория по проблемам детей-сирот.

Ежегодно целевым порядком администрацией области выделяются средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей, в том числе и опекаемых.

 Необходимость разработки специальных мер для улучшения условий жизни детей, лишившихся родительской опеки обусловлено, прежде всего обострением проблемы социального сиротства, вследствие падения престижа семьи, переживающей большие экономические трудности, роста внебрачной рождаемости и увеличения количества родителей ведущих асоциальный образ жизни.

Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в противоречии с гарантированным каждому ребёнку правом на семью и характеризуется рядом недостатков:

- отсутствие контакта в социально-культурной сфере, прочных связей с миром, сотрудничество с различными социальными институтами, закрытость, замкнутость воспитанником на специфических внутренних проблемах, что затрудняет их постинтернатную социальную адаптацию;

- недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;

- не приспособленность большинства зданий интернатов к длительному и постоянному пребыванию в них большого количества воспитанников, недостаточное персонифицированноть помещений и оборудования вследствие чего у детей развивается эмоциональная глухота, т.е. невосприимчивость к чужому горю, конфликтность, иждивенчество, отсутствие инициативы, а также ряд других специфических негативных проявлений;

- неразборчивость методик организации воспитательного процесса в интернатных учреждениях в том числе направленных на психологическую реабилитацию детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса из-за развода родителей, болезни и других причин помещения ребёнка в интернатное учреждение;

- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;

- не совершенство законодательной базы, в силу чего право взрослого на ребёнка превалирует над правом ребёнка на семью и наличие биологических родителей препятствует усыновлению даже тогда, когда ребёнок фактически является брошенным.

Целью программы является:

- создание оптимальных условий для обеспечения каждому ребёнку-сироте и ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, гарантированных прав на семью, уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного и духовного развития;

- разработка комплекса мер по подготовке детей к самостоятельной жизни в современном обществе.

Программа предусматривает решение следующих первоочередных задач:

- сдерживание распространения социального сиротства;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение правовых гарантий и механизма реализации льгот на трудоустройство, жильё, образование и социальную защиту для лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение правовых гарантий выпускников государственных интернатных учреждений на трудоустройство, жильё и иные закреплённые законодательством льготы;

- координация действий всех государственных и не правительственных организаций и служб, оказывающих поддержку нуждающимся в защите своих прав детям, в том числе и на региональном уровне;

-  создание научно-методической базы социальной защиты детства, в том числе подготовка и переподготовка кадров для работы в государственных интернатных учреждениях и в альтернативных;

- создание системы учреждений для поддержки детей и родителей, оказавшихся в экстремальной ситуации;

- совершенствование материально-технической базы, существующих воспитательных учреждений для детей-сирот, и детей лишённых родительской опеки.

Таким образом, социальное сиротство как широкое социальное явление – отражение и порождение общих социально-экономических процессов в России. Мощным источниками социального сиротства является увеличение семей «социальной группы риска», числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, беспризорных и безнадзорных детей.     Растет количество детей-сирот нуждающихся в полноценном воспитании. И семейные формы воспитания самый наилучший вариант решения социализации детей-сирот. В этом поможет приемная семья или патронатная семья. Для воспитания в таких детях чувства ответственности,  любви, понимания и сопереживания, нужен   личный пример каждого взрослого, с которым будет общаться ребенок.

Также рассмотрена мной программа «Дети-сироты», где приняты специальные меры по улучшению условий жизни детей, лишившихся родительской опеки, и возникновение этой программы обусловлено, прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения престижа семьи.

В этой главе я рассмотрела основные характеристики детей-сирот, преимущества воспитания их в приемных и патронатных семьях. Функции семьи, роли ребенка в семье, возможности усыновления и патронирования детей-сирот. Процедура оформления документов, перечисления лиц которые могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, патронатными воспитателями. Что нам дает возможность более детально продумать PR- кампанию в этом направлении. Эти выводы помогут мне воспользоваться более эффективными методами PR-технологий влияющими на сознание населения Ярославской области.

 


Глава II. Исследования форм презентации и содержание информации    о детях-сиротах в СМИ

 


III .1 Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных в решении проблемы детской беспризорности

Необходимо целенаправленно формировать конструктивное деятельное отношение к социально проблемным детям. Этому могут способствовать трансляция в разных формах следующих установок, и позиций:

· Ребенок оставшийся без родителей, попавший на улицу, оказавшийся в зоне военных действий,- это ребенок, попавший в беду. Его судьба требует внимания и участия со стороны государства и общества. Он нуждается в помощи - не в изоляции, не в наказании, не в подавлении – в помощи.

· Ребенок, «выпавший из нормы», - это ребенок в экстремальной ситуации. Экстремальная ситуация предполагает срочное реагирование и соответствующие меры. Ребенок может нуждаться в лечении, спе6циальном обучении и т.д. не в силу ущербности своей личности, а в связи с обстоятельствами своей жизни.

· У любого ребенка в любом возрасте и любом состоянии есть возможность измениться и вернуться к нормальной жизни, если изменится окружающая его среда и обстоятельства.

· Успешная социализация сложных категорий детей возможна только при консолидации всех общественных структур и институтов.

· Возвращение к нормальной жизни сложных детей возможно лишь в условиях общей реабилитации детства: в утверждении права любого ребенка на самореализацию, уважение и развитие.

На формирование такого отношения к детям группы риска безусловно влияет ответственная форма подачи информации о всех перечисленных выше темах региональных СМИ, Только при этом условии можно приобщить рядовых граждан к участию в судьбах детей группы риска, к осуществлению их позитивной социализации.

 

Заключение

Проведенное дипломное исследование позволило сделать следующие выводы:

Я определила основные характеристики детей-сирот, как особой социальной группы детей, нуждающейся в социальной поддержке. Фактическое положение дел сегодня близко к катастрофическому. Бурные социальные перемены в стране привели к тому, что количество детей-сирот постоянно растет при общем снижении численности населения.

Необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Это в первую очередь, связано с тем, что учреждения для этих детей, даже при наличии большого диапазона возможностей и высокой квалификации педагогов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов. Происходит нарушение общения ребенка, живущего в детском доме, со взрослыми, которое фиксируется на всем протяжении детского периода развития и даже во взрослой жизни. У ребенка, живущего в школе-интернате, нет стремления принимать и выполнять задания учителей, но есть стремление любой ценой привлечь к себе внимание, отмечается примитивность и неразборчивость форм общения. Поэтому оптимальной формой воспитания таких детей становится приемная семья, патронатная семья или семейный детский дом. Так как семья является важным фактором для полноценного развития ребенка.

Деятельность семьи как социального института направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей. Это коммуникации в обществе, производство товаров и услуг их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества и социальная стабильность.

Благодаря воспитанию детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность, человеческих поколений, их физическую и духовную приемственость. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Семья формирует у ребенка представление о социальных связях, и приобщение ребенка к основным общественным ценностям, морально-культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособление к окружающим, построение взаимоотношений, проявление эмоции и чувств. Способность членов семьи принимать ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представлении о самом себе.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в тоже время регулирует их поведение в ответ на требование социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.

Поэтому на всех уровнях власти вопрос усыновления детей-сирот, обеспечение им полноценного будущего стоит на первом месте. В образовательных программах производится реконструкторизация имеющихся систем образования, создаются новые типы и виды учреждений для поддержки детства. Готовятся педагоги, специализирующиеся на воспитание детей в детских домах.

В Ярославской области в 1996г. был создан Центр по усыновлению и попечительству департамента образования, осуществляющий функции по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимость разработки мер, для улучшения условий жизни детей-сирот обусловлена, обострением проблемы социального сиротства. Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находятся в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью.

В СМИ информация о детях-сиротах чаще всего освещает следующие проблемы: детская беспризорность; растущее количество детских домов; альтернативные формы воспитания детей-сирот. При анализе текстов публикаций по теме беспризорности были выделены две формы подачи информации.1 группа – это информация, которая заставляет сторонится этих детей. И внедряет негативную установку в сознание аудитории, внушает идеи о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот. И то что большинство детей-сирот неспособно вернутся к нормальной жизни. 2 группа – информация, направленная на то чтобы сопереживать, сочувствовать обездоленным детям. В ней нет предложения по решению проблем беспризорности.

В последнее время в центральной прессе начинают появляться статьи, в которых обосновывается следующая точка зрения – воспитание детей сирот в приемных или опекунских семьях дает лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях. Отечественная и мировая практика   доказывают: гарантии благополучного будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждении. Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.

Я предлагаю воспользоваться PR-программой включающей в себя все разносторонние методы поддержки программы «Дети-сироты».

Используя актуальный информационный повод необходимо увеличить объем информации в газетах и других печатных изданиях Ярославского региона, как показал анализ прессы, статей о детях-сиротах, о приемных семьях, очень мало и эта информация довольно скудная.

Также для создания благоприятного информационного повода можно устраивать периодически тематические выставки поделок сделанных руками детей-сирот. Приглашать на каждую такую выставку представителей органов власти, благотворительные фонды, представителей средств массовой информации и широкую общественность.

  На местном телевидении создать цикл передач поднимающих тематику детского сиротства, психологического внутреннего мира детей, оставшихся без попечения родителей. Привлечь внимание общественности, чтобы люди откликнулись на призыв подержать детей, хотя бы своей заинтересованностью.

 

 



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

губернатора Ярославской области

28. 06. 2005  № 387

г. Ярославль

О материальной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей

 

С целью материальной поддержки семей, усыновивших (удочеривших) ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Установить с 01 июля 2005 года на территории Ярославской области единовременное денежное пособие в размере 1000 рублей семьям, усыновившим (удочерившим) ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на компенсацию первичных расходов семьи на ребенка.

2.Утвердить прилагаемое Положение о порядке назначения и выплаты единовременного денежного пособия семьям, усыновивших (удочеривших) ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Департаменту финансов Ярославской области профинансировать выплату пособия, указанного в пункте 1 постановления, за счет средств, за счет средств, предусмотренных Законом Ярославской области от 31 декабря 2004г.№74-з «Об областном бюджете на 2005 год» по разделу межбюджетные трансферты», подразделу «Фонды компенсаций», «Субвенция местным бюджетам на реализацию областной целевой программы «Семья».

 4. Департаменту образования Администрации области обеспечить организацию работы по выплате единовременного денежного пособия, указанного в пункте 1 настоящего постановления.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя губернатора области Скороходову И.И.

Губернатор области                                      А.И.Лисицын


Приложение II

Утверждено

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

Губернатора области от 28.06. 2005 №387

ПОЛОЖЕНИЕ

 

О порядке назначения и выплаты единовременного денежного пособия семьям, усыновивших (удочеривших) ребенка из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

 

1. Общие положения

1.1 Единовременное денежное пособие назначается на каждого ребенка из числа детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей, усыновленного жителем Ярославской области.

1.2 Единовременное денежное пособие не назначается на детей усыновленных отчимом, мачехой, либо в случае признания отцовства, а также на детей, усыновленных гражданами, не являющимися жителями Ярославской области.

1.3 Лица, обеспечивающие подготовку документов для выплаты единовременного денежного пособия на усыновленных (удочеренных) детей и осведомленные об усыновлении (удочерении), обязаны сохранять тайну усыновления (удочерения) ребенка в соответствии с действующим законодательством.

1.4 Единовременное денежное пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка, но не ранее 01 июля 2005года.

2. Назначение и выплата пособия

2.1 Назначение и выплата единовременного денежного пособия производится органом опеки и попечительства по месту жительства одного из усыновителей (удочерителей) ребенка на основании следующих документов:

-заявление гражданина;

-копии решения суда об установлении усыновления (удочерения);

-копии свидетельства о рождении ребенка;

-указания банковских реквизитов счета усыновителя (удочерителя);

-при раздельном проживании усыновителей (удочерителей) второму родителю необходимо предоставить справку, подтверждающую, что данное пособие по месту его регистрации органами опеки и попечительства ему не выплачивалось.

2.2 Единовременное денежное пособие выплачивается органом опеки и попечительства по месту жительства усыновителей ( удочерителей) путем перечисления средств на банковский счет одного из усыновителей (удочерителей).

3.Финансирование единовременного денежного пособия

3.1 Финансирование расходов на выплату единовременного денежного пособия производится за счет средств областной целевой программы «Семья» путем предоставления субвенций муниципальным образованиям области.

3.2Органы местного самоуправления каждого муниципального образования области формируют заявку на денежные средства на основе принятых постановлений главы администрации муниципального округа и направляют ее в департамент образования Администрации области.

3.3 Департамент образования Администрации области на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований области на выделение денежных средств составляет сводную заявку по области и представляет ее в департамент финансов Ярославской области.

3.4 Ответственность за целевое использование средств возлагается на органы самоуправления муниципальных образований области.

3.5 Контроль осуществляется уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством.

 

Губернатор области                                      А.И.Лисицын

 


[1] Прихожан А. М. Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 г. С. 20.

[2] Кистяковская М.Ю. О, стимулах вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни// Вопросы психологии, 1965г - №2 С. 24..

[3] Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984г. С.68.

[4] Прихожан А. М. Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005г С.205.

[5] Прихожан А. М. Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005г С.206.

[6] Прихожан А. М. Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005г- 237с.

[7] Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблем сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002г. – 35с.

[8] Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С.-29.

[9] Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С.-30.

 

[10] Там же. 32с.

[11] Там же. 38с.

[12] Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учебное пособие / Байбородова Л.В.Ярославль ,1997.С. 57.  

 

[13] Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт- Издат,2005. С.64.

[14] Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учебное пособие / Байбородова Л.В.Ярославль ,1997. С. 60.

[15] Там же. С. 63.

[16] Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. Соч.: В 6 т. – М.:1984. Т.4 с. - 156

[17] Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984г -105с.

[18] Там же. 108с.

 

[19]Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. – М.: Профиздат, 1989. С.38.

 

[20] Платонов К.К. Структура и развитие личности/ Отв. ред. А.Д. Глоточкин; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука. Институт психологии АН СССР, 1986. С.15.

[21] №50(623),16 декабря 2005года //«Здоровье». Т. Гусева

 

[22] № 25(647), 26 марта 2004 года// «Российская газета» А.В. Колобкова

[23] Труханова Э. Возьмите обратно./ «Российская газета» № 17 (547) 24.09.2005.С. 4.

[24] Колобкова А.В. Киндер – бизнес./ Российская газета № 25(647) 26.03.2004.С.5.

[25] Там же. С. 5.

[26] Чюмиков А.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. С.165.

[27] Королько В. Г. Основы паблик рилейшенз В.Г. Королько М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», - 2001.С. 52.

 

[28] Алешина И.В. Паблик рилейшенз для менеджеров. Учебник. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002г. С.167.

[29] Шиллер Г. Манипуляции сознания

[30] Чалдини Р. Психология влияния/ Роберт Чалдини; [Пер. с англ. Е. Волков и др.]. 4-е междунар. изд. СПб.: изд-во «Питер», 2000. – 272 с



КУТЫКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В ЯРОСЛАВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

 

 

Дипломная работа студентки 5-го курса заочного отделения

 

Допущена к защите на ГАК  
Зав. кафедрой Научный руководитель                    
Д.и.н. профессор К. псих. н., доцент
________________ С.В. Клягин _________________ Н.Н. Посысоев
  _______ ______________2006 г.   _______ ________________ 2006 г.

 

 

Москва 2006



ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I. Сиротство как основная социальная проблема России…..……..8

I.1 Социально-психологические особенности детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа..…………………………………..…….…...8

I.1.1. Материнская депривация………………………………....………….…...8

I.1.2. Поиск оптимальных форм общения детей со взрослыми.…………….12

I.1.3. Основные проблемы социального сиротства в России………………..15

1.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот……………….….20

I.2.1. Семья как важный фактор для полноценного развития ребёнка…….20

I.2.2. Роли ребенка в семье……………………………………………………..25

I.2.3. Опека и попечительство, патронатное воспитание…………………26

I.2.4.  Обоснование необходимости устройства детей-сирот в семьи …...35

I.2.5. Реализация программы дети-сироты……………………………….....39

Глава II. Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ …...…………………………….47

II.1. Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот….………………………………………..47

II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям………………………………....48

II.3. Отражение в СМИ проблем роста детских домов………………………..50

II.4. Мнение прессы об альтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях. ………………………......................................................50

II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации………………...52

II.6. Анализ прессы Ярославской области……………………………………. 66

Глава III. Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот……………...70

III.1 Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных в решении проблемы детской беспризорности……………………………..…...70

III.2 Специфика средств массовой информации………………………………71

III.3. Влияние на установки по средствам СМИ……………………………….72

Заключение……………………………………………………………………....81

Список использованных источников и литературы…………………………...85

Приложения……………………………………………………………………...89

 

 



Введение

 

    Актуальность. Тема моей дипломной работы наиболее актуальна в наше трудное время, так как сиротство во все времена означало трагедию ребенка. Для предотвращения этой тенденции, в настоящее время разрабатывается, целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившихся отношений к детям-сиротам и нахождение более эффективной формы их социализации. Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Так как учреждения для детей-сирот даже при наличии большого диапазона возможностей и высокой квалификации педагогических коллективов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов, свойственных детям, лишенных родительского попечения. К числу наиболее серьезных симптомов относятся следующие низкая социальная адаптированность, недоразвитие способности к любви и привязанности, что ведет в будущем к феномену «несформированности материнской позиции» и воспроизводству ситуации социального сиротства.

Все проекты, при своей значимости в социальной сфере наталкиваются на целый ряд барьеров. Одним, из которых является недостаточная информированность различных групп населения, о целевом назначении этих программ и их содержания, таким образом, возникает задача информационной поддержки гуманитарно-социальных проектов учитывающих особенности современной ситуации.

Предметом исследования являются особенности информационной поддержки региональных СМИ. Также возможности региональных СМИ к изменению социально-психологических установок населения Ярославской области по информированию населения о поддержке программы «Дети-сироты».

Объект исследования – региональная программа «Дети-сироты».

Цель – выявление и анализ PR-возможностей региональных СМИ.

Задачи:

1 Определение основных характеристик детей- сирот, как особой социальной группы детей, нуждающейся в социальной поддержке;

2 Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах, в средствах массовой информации;

3 Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам  и альтернативным формам их социализации;

4 Специфика PR-технологий, направленных на изменение социально-психологических .

Практическая значимость решения задач направлена на выработку эффективного способа внедрения PR технологий по программе «Дети-сироты».

Методы исследования - анализ теоретических и методических источников литературы; анализ печатной продукции; опросы и анкетирование; качественные и количественные обработки полученных данных; контент-анализ.

Литературоисточниковедческой базой моего исследования послужили:

1Литература по психологии детей-сирот, изучению особенностей сиротства, как социальный феномен (использовались труды Посысоева О.Н., Буянова М.И., Прихожан А. М.);

В центре внимания работ, где указываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют своё будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь ранних формах, встречаются и неблагополучных семьях. В содержании работ сделан акцент на выделении субъективных факторов, препятствующих внедрению в ярославской области альтернативных форм социализации детей-сирот. Устранению выявленных барьеров и способам формирования позитивно-деятельного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей.

2 Литература по изучению средств массовой информации, их типологии, роли и статуса в информационном мире (Алешина И.В., Райгородский Д.Я., Королько В. Г., Почепцов Г.Г.).

В этих работах рассмотрены история возникновения и сферы применения паблик рилейшенз, структуры и функции PR-службы, вопросы           стратегического и проектного планирования PR-деятельности, управление информацией и конструирования новостей. Автор уделяет большое внимание формам подачи новостных материалов, PR – выступает наивысшим достижением современной науки и искусства установление и поддержание конструктивных отношений между организацией или отдельным индивидом и окружающей их общественностью.

3 Документы и правовые законы, определяющие правовое поле регламентирующую программу «Дети-сироты» (Конвенция о правах ребенка, постановление губернатора Ярославской области , Семейный кодекс РФ).

В данной литературе полно рассматриваются характеристики детей-сирот, работы по социализации в обществе этих детей, феномен социального сиротства. Проблемы подачи информации на эту тему в СМИ, нет практически не водном издании. Хотя СМИ могут служить хорошим помощником в информационной поддержке программы «Дети-сироты».

Структура работы подчинена изучению предмета исследования и последственому разрешению цели и задач. Работа состоит из Введения и трех глав «Сиротство как основная социальная проблема России», «Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ», «Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот», Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. 

Объем работы 84 страницы. Список использованных источников литературы содержит 55 наименование.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.