Выпускная квалификационная работа
“Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности”
Выполнила студентка
IV курса заочного отделения
математическогофакультета
Жеребцова Светлана Николаевна______
Научный руководитель
Кандидат психологических
наук, доцент
Перешеина Н.В.____________________
Допущена к защите в ГАК
Декан факультета____________Варанкина В.И.
« » __________ 2003г.
Киров 2003 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Гл. 1. Теоретическое рассмотрение влияния самооценки на восприятие у старшеклассников……………………………………………………………6
1.1. Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте……..6
1.2. Восприятие уроков математики у старших школьников………….21
1.3. Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте…………………………………………………..28
Гл. 2. Методический аппарат исследуемой проблемы………………………….36
2.1. Методика исследования уровня самооценки……………………...36
2.2. Методика исследования типа восприятия…………………………38
Гл. 3. Экспериментальные исследования……………………………………….41
3.1. Исследование уровня самооценки в ранней юности……………...43
3.2. Анализ успеваемости на уроках математики и связь с уровнем самооценки…………………………………………………………..45
3.3. Исследование типа восприятия……………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………...48
Приложение………………………………………………………………………..50
Литература…………………………………………………………………………51
Введение
С наступлением нового учебного года для учителей становятся актуальны старые психологические проблемы, которые накопились у детей за год прошлый и перетекают в год нынешний. Проблемы взаимоотношений с учителями, с одноклассниками, неумение ребенка себя показать с лучшей стороны, да и просто не желание ходить в школу.
Одной из специфических особенностей данного возраста является стремление личности к познанию себя, своих возможностей, т.е. ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Открытию внутреннего мира помогает оценка и восприятие самого себя. Однако это характерное качество юношеского возраста является недостаточно изучено.
Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе, восприятие во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, не заинтересованность в учебе, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результат их восприятия себя как не способных к серьезному учению.
“Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду ” [1].
Многих психологов и педагогов волнует вопрос, который мы попытаемся раскрыть в данной теме. В некоторых научных трудах содержится ценная научная информация об общих закономерностях психологии юношеского возраста, развитии их интеллекта, эмоций, социальной активности, самооценки, восприятия и т.д.
Тем не менее, этих данных недостаточно. “Мы очень мало знаем о психологических особенностях юношей и девушек ” [1].
Объектом исследования данной работы являются учащиеся 10«у» класс средней школы № 14 г. Кирова.
Предмет исследования – уровень самооценки, успеваемость по математике и тип восприятия в ранней юности.
Цель данной дипломной работы – изучить влияние самооценки на восприятие уроков математики в ранней юности.
Для этого поставим следующие задачи:
1. Рассмотрим и проанализируем психологическую литературу для изучения особенностей самооценки в ранней юности.
2. Определим влияние самооценки на успеваемость и, в частности, на восприятие уроков математики в данном возрасте.
3. Выявим влияние самооценки на восприятие математики в старшем школьном возрасте, используя результаты экспериментальных исследований.
Сделаем следующие гипотезы:
1. Самокритичность ранней юности выше, чем в подростковом возрасте, высокий уровень самосознания, в юношеском возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других людей, прежде всего одноклассников.
2. На самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияют множество факторов – это семейное воспитание, в частности отношения в семье, среда, здоровье взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка, благосостояние.
3. Самооценка определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок, она влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, самооценка влияет на успеваемость учащихся.
Таким образом, объединив две последние гипотезы, сделаем такое предположение, происходит взаимовлияние самооценки и успеваемости.
Структура работы:
1. введение
2. теоретическое рассмотрение влияния самооценки на восприятие у старшеклассников: развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте, восприятие уроков математики у старших школьников, влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте
3. методический аппарат исследуемой проблемы: методика исследования уровня самооценки, методика исследования типа восприятия
4. экспериментальные исследования: исследование уровня самооценки, анализ успеваемости на уроках математики, связь ее с уровнем самооценки, исследование типа восприятия
5. заключение
6. приложение
7. литература
Для выявления влияния самооценки на восприятие математики в юношеском возрасте рассмотрим и проанализируем психологическую литературу.
Формирование самооценки
Схема 1.
Одна из самых важных социально-психологических характеристик личности – ее самоуважение, т.е. обобщенное отношение личности к самой себе. Высокое самоуважение – свидетельство того, что человек уважает себя, положительно относится к себе, низкое – неудовлетворенности собой, отрицательной оценки собственной личности. Самоуважение тесно связано с самооценкой .
Часть личности человека, которая им осознается, называется Я или Я-концепция. Я-концепцию можно определить, как сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, то есть мысли и мнение о себе [5].
Образ «Я» или «Я-концепция» относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими и относится к себе [31].
«Я-концепция» - это перцептивные образы и значения, связанные с тем, что обозначается словами «сам», «себя» или «я» [32].
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.
При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция – это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть, как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция – это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я [5].
Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть – общее отношение человека к самому себе. Но ее также можно рассматривать как совокупность множества Я-концепции, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях.
Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; собственное Я в представлении других людей; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие. Я-концепция может моделироваться с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве.[5].
Рассмотрим более подробно психологию ранней юности.
Ранняя юность изучается возрастной психологией.
“Возрастная психология- отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.
Предметом возрастной психологии является исследование психических особенностей человека в онтогенезе с момента его рождения и до старости, вычленение качественных отличий, своеобразие каждого этапа ” [3].
Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами попытается приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями “вырастает”. Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Уже не ребенок, но еще и не взрослый [4].
Юность в возрастной психологии определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека.
В возрастной психологии хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. Мы же будем придерживаться возраста 15-18 лет.
Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится, теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учебе.
Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: “Почему?” и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Ранняя юность - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. В этот период имеется не только достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и, прежде всего развитием понятийного мышления.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость, и все больше возрастает интерес в своем будущем.
Юность – время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно соотносить свое поведение – все это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идет не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учете оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определенного мироощущения, формирования мировоззрения, при этом остаются условия для трудностей и конфликтов.
Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Данный период характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности.
Остановимся более подробно на развитии самосознания и самооценки в данном возрасте.
В период ранней юности происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание [1].
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являются предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносится главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего – в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но в состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.
«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис – Эта вещь – мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» [15].
Главное новообразование этого возраста – открытие “я”, своего внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя переживания по этому поводу тщательно скрываются.
Рост самосознания - это характерная особенность личности в юношеском возрасте. Уровень самосознания определяет и уровень требования школьников юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, взаимоотношения с другими людьми.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее [4].
У ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценка.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности [25].
У школьников старшего возраста мотивы учения связаны с их будущей позицией в жизни и с предстоящей профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники – это люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступает для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру [15].
Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, опираясь на чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. При этом нужно трезво оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. При этом происходит осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем [4].
Самоопределение, построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Все это тесно связано с самооценкой.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [25].
Если рассмотреть самооценку десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с формированием “ Я – концепции ” и необходимостью самоопределения.
В 11-ом, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и сейчас сохраняет “оптимистическую” самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка высокая и глобальная – охватывает все стороны жизни, смешивается желаемое и реальное достижимое. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низкая, конфликтна. В этой группе много девочек [4].
Так же, как и завышенная, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности, в том числе и в учебе, не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
В связи с изменением в самооценке в 11 классе повышается тревожность [4].
На уровень самооценки, безусловно, влияет внешний вид юноши и девушки. Как было сказано выше, юноши и девушки придают большое значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образцу “маскулинности” или “фемининности”. При этом юношеский эталон красоты и просто “приемлемой” внешности нередко бывает завышенным, нереальным [2].
Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям полезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают беспокойство, чувство тревоги.
Высокий уровень развития самосознания ранней юности, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием, в отличие от подростков, но всё же нуждаются в помощи со стороны взрослых.
Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.
Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования юноша может выбрать профессию, которая ему будет действительно интересна. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни [2].
А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Юноша готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к тому, что отсутствует стремление к самовоспитанию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами [2].
Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Опыт, знания взрослых помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.
Самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых “трудных” подростков [5].
На основе сказанного можно построить схемы 2 взаимодействия.
Влияние родителей на формирование самооценки.
Схема 2.
Значительное влияние на личность подростка и юноши, в частности, на его самооценку, оказывает стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Таким образом, самооценка ребенка отражает родительскую оценку его достоинств (схема 2). Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, старшеклассник утверждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида.
Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально.
Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты.
К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.
“Значимость” для юноши и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности. Это общение требует взаимопонимания, внутренней близости, в нем раскрывается собственное реальное “Я”. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, уму необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Как указывают многие авторы, положительная самооценка определяется тремя факторами: творческой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости [5].
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей – владение своим предметом и способность добиваться от учащихся нужного уровня знаний. Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетенции. Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) – является производным от общей оценки, которую человек интуитивно выносит себе.
Школа способствует самостоятельности ребенка, его самостоятельности от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. На основе этого происходит бурное развитие самооценки ребенка, еще в начальной школе [7].
В течении одного дня проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке, не раз попадает, помимо своей воли, в ситуацию соперничества, из которой победителями выходят немногие. Даже при отсутствии в этот день экзаменов или контрольных работ число таких оценочных ситуаций будет немалым, так как школьник постоянно выполняет какие-то задания и все время имеет возможность сравнивать себя с другими. Не может он избежать и невербальных оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Взрослый может сам выбирать себе деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. Для школьника такая возможность практически исключена. Даже если то или иное учебное задание не сулит ему успеха, если он чувствует, что не способен с ним справиться, отказаться от его выполнения он может [7].
Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями.
Дети с высоким уровнем учебных успехов получают одобрения и вознаграждения. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой-либо иной деятельности.
Существуют, конечно, дети с низкими способностями к учебе. В идеале они получают свою долю одобрения за упорство и прилежание, которые тем самым приобретают в сфере образования самостоятельную ценность. Чтобы успехи в учебе стали источником самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку.
Практически в любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он сам себя; основой такой оценки служат внешние стандарты [7].
Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка, приведенные в книге Липкиной А.И. [25].:
Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.
Результаты оказались следующими: лучше всего справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учитель делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал [25].
Таким образом, человек, который работает, нуждается в определенном отношении к нему, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.
Трудности и неуспехи в решении учебных задач, усугубляемые отрицательными оценками учителя и соучеников, влекут за собой нарастание отрицательного отношения к учению, а это в свою очередь приводит к еще большему снижению уровня учебной деятельности и к еще худшим оценкам [25].
Автор предлагает неуспевающему ученику в старших классах доверять, оказывать помощь неуспевающему младшему классу, вследствие чего повышается самооценка, уверенность в себе, укрепления чувств собственного достоинства, при этом неуспевающему приходится выучить материал, который он будет давать, тем самым, восполняя пробелы в собственных знаниях [25].
Учитель всегда должен видеть в неуспевающем не только того, кто не справляется с учебной программой, но и личность, в которой хронический неуспех оставляет душевный шрам, не проходящий бесследно для будущего [25].
На практике, организуя учебно-воспитательную работу, учитель обычно соотносит достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учителю (старательностью), не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности. Между тем от этих представлений зависят большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознания полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности [25].
Как уже было сказано выше, у школьников старшего возраста мотивы учения связанны с их будущей деятельностью. Старшие школьники – это люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступают для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру [15].
На мотивы выбора профессии влияет множество факторов: школа, семья, общественные организации, литература, искусство и так далее. Самый важный фактор, влияющий на выбор профессии, конечно же являются способности, склонность к профессии. Под влиянием склонности к профессии обычно повышается самооценка значимых для нее качеств личности [26].
Социальная ситуация развития в ранней юности обуславливает активизацию самосознания, определяет его содержательную характеристику. Самосознание как ориентировка в самом себе необходимо для активного регулирования собственной деятельности [26].
Итак, проанализировав сказанное выше, сделаем следующий вывод:
на самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияет множество факторов: семейное воспитание, отношения в семье; среда; внешний вид; здоровье; взаимоотношения со сверстниками; школа и другие учебные заведения, которые посещает юноша или девушка; благосостояние.
Типа восприятия.
1. | 2. | 3. | 4. |
1.кукла | Письмо | Луг | двор |
2.игра | Просьба | Приволье | спорт |
3.дружба | Радость | Удивление | обида |
4.Буратино | Пионеры | Девочка | бабушка |
5.глупость | Новость | Движение | игра |
6.симпатия | Надежда | Любопытство | безразличие |
7.толстяк | Ящик | Парашют | мальчик |
8.сходство | Сообщение | Событие | старость |
9.любопытство | Грусть | Радость | страх |
10.ребенок | Ученики | Подруги | футболист |
11.непонимание | Поздравление | Отдых | шалость |
12.уверенность | Тоска | Огорчение | печаль |
5. | 6. | 7. | 8. |
1.крыша | Дорога | Газета | мужчина |
2.ловкость | Поездка | Приветствие | ловкость |
3.неуверенность | Страх | Доброта | радость |
4.кошка | Лето | Сквер | утка |
5.гибкость | Опоздание | Отдых | гибель |
6.глупость | Уверенность | Гордость | надежда |
7.скворечник | Автомобиль | Пешеход | спортсмен |
8.разбой | необходимость | Ошибка | полет |
9.смелость | Сомнение | Удивление | безразличие |
10.труба | Юноша | Читатель | натуралист |
11.грабеж | Спешка | Рассеянность | развлечение |
12.беспечность | Волнение | Обида | горе |
9. | 10. | 11. | 12. |
1.окна | Девочка | Дворник | бедняг |
2.момент | Движение | Сходство | арифметика |
3.тоска | Удовольствие | Печаль | тоска |
4.галка | Собака | Мальчик | сирота |
5.покой | Спутники | Разрушение | наука |
6.надежда | Радость | Радость | восхищение |
7.часы | Лето | Забор | оборванец |
8.жизнь | Бег | Гибель | учеба |
9.смятение | Опасение | Сожаление | сомнение |
10.мостовая | Тропинка | Зима | нищий |
11.безмолвие | Отдых | Забава | знание |
12.радость | Преданность | Тоска | надежда |
Ход работы: экспериментатор дает испытуемому набор слов – названий к рисункам и бланк для ответов. Сообщает ему следующую инструкцию: “Сейчас я вам покажу по очереди 12 рисунков. Рисунки пронумерованы в соответствующем порядке. После того, как я покажу первый рисунок, вы должны выбрать из первого столбца из 12 предложенных названий только одно, то, которое по вашему мнению больше всех соответствует содержанию рисунка. Номер выбранного названия поставьте в бланке для ответов против номера таблицы. Работайте быстро, не задумываясь. Аналогичное задание вы должны выполнить по отношению ко всем 12-ти рисункам”. Время работы испытуемого с одним рисунком не должно превышать 1 мин.
Обработка и анализ результатов: при обработке результатов учитывается, что слова – подписи для каждой картинки подобраны таким образом, что из 12-ти слов четыре носят конкретный, образный характер (№№1,4,7,10), четыре слова – абстрактный характер (№№2,5,8,11) и четыре слова – эмоциональный характер (№№3,6,9,12). Подсчитывается количество слов-наименований в каждой из трех групп.
Вывод: Делается вывод о типе восприятия школьника:
1. Если большинство ответов относится к первой группе, это означает, что при восприятии ученик ориентируется прежде всего на конкретные, образные особенности воспринимаемых объектов.
2. Если большинство ответов относится ко второй группе, то это означает, что восприятие данного школьника носит ярко выраженный обобщенный характер.
3. Если большинство ответов относится к третьей группе, то это означает, что восприятие данного школьника носит ярко выраженный эмоциональный характер.
4. Если испытуемый предпочитает примерно одинаковое количество слов из трех указанных групп, его можно отнести к группе, условно названной гармоническим типом.
Заключение
Мы изучили влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности.
Многих психологов и педагогов волнует вопрос, который мы рассмотрели в данной работе. В некоторых научных трудах содержится ценная научная информация об общих закономерностях психологии юношеского возраста, развитии их интеллекта, эмоций, социальной активности, самооценки, восприятия и т.д. Тем не менее, этих данных недостаточно.
Для изучения влияния самооценки на восприятие урока математики у старшеклассников мы рассмотрели и проанализировали психологическую литературу, определили и выявили влияние самооценки на успеваемость по математике, на восприятие математики в старшем школьном возрасте, используя результаты экспериментальных исследований, проведенных в 10 «у» классе средней школы №14 г.Кирова.
Мы подтвердили нашу гипотезу о том, что в юношеском возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других людей. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение.
Мы убедились в том, что на самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияют множество факторов, что подтверждает нашу вторую гипотезу, – это семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка.
В то же время, и самооценка влияет на успеваемость учащихся.
Сформированная устойчивая самооценка оказывает влияние на проявление активности самопознания. Самооценка и активность самопознания являются взаимообусловленными. С одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой – улучшение самооценки, благодаря ободряющим реакциям учителя, может привести и к повышению успеваемость. Таким образом, мы подтвердили нашу третью гипотезу.
Для подведения итогов сказанного выше, сделаем следующий вывод: одна из важнейших задач воспитательной работы - формирование адекватной самооценки, так как, оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его, но без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, особенно важно учитывать самооценку ребенка, так как в большей мере, чем у взрослого, поддается изменению. Для правильного определения уровня самооценки разработано множество методик, которые были приведены выше.
Для повышения уровня самооценки учащихся можно использовать беседы, или экскурсии, по выбору будущей профессии (это может сделать как сам учитель (родитель), так и представитель какой-то определенной профессии), просмотр познавательных фильмов и так далее. Это необходимо для правильного выбора юноши тех личных качеств, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования юноша может выбрать профессию, которая ему будет действительно интересна.
Приложение
Приложение 1.
Список литературы
1. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М: Просвещение, 1982.
2. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - Москва: Просвещение, 1979.
3. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. профессора Гамезо М. В. Выпуск 3. - М: Просвещение, 1982.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1991.
5. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е международное издание. Питер, 2000.
6. Тушканова О.И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет. – Волгоград: Офсет, 1999.
7. Роберт Б. Бернс. Самооценка и успеваемость школьников.// Мы и мир, 2000, №15/16.
8. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М.: Высшая школа, 1989.
9. Фризман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Москва: Просвещение, 1991.
10. Изучение личности школьника. Киров, 1991.
11. Эльконин Б.Д. Психологическое строение понятия величины.// Вопросы психологии, 1986, №1.
12. Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных опереций преобразования.// Вопросы психологии, 1986, №1.
13. Шарага Я.В. Активность самопознания при решении интеллектуальных задач старшими школьниками.// Вопросы психологии, 1988, №4.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвешение,1989.
15. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн.- 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
17. Шехтер М.С. Целостность восприятия и обучения опознавательным навыкам [школьников].. // Вопросы психологии, 1985, № 5.
18. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [спецкурс].. – М.: Издательство Московского университета, 1991.
19. Джек Кэнфилд, Фрэнк Синконе. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997.
20. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991.
21. Кайгородов Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте.// Мир психологии, 1999, № 3.
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
23. Жигарькова О. Добиваться своего или проигрывать?// Мы и мир [психологическая газета]., 2000, 17/18.
24. Казаков В.Г. Познай себя [Самооценка и направленность личности].: Методическое пособие. – М.: ИПК и ПРНО МО, 1993.
25. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.
26. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981.
27. Подлескова Н., Руденко И. Отметки и отметины.// Семья и школа, 1998.
28. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самокритичность в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968.
29. Абраменко В.И. Психология школьников подросткового возраста. – Киев, 1974.
30. Психология. Под редакцией Дружининой. С-Питербург: Питер, 2001.
31. Психология. Словарь . – М.: Полит. литература, 1990.
32. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект - пресс, 2000.
Выпускная квалификационная работа
“Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности”
Выполнила студентка
IV курса заочного отделения
математическогофакультета
Жеребцова Светлана Николаевна______
Научный руководитель
Кандидат психологических
наук, доцент
Перешеина Н.В.____________________
Допущена к защите в ГАК
Декан факультета____________Варанкина В.И.
« » __________ 2003г.
Киров 2003 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Гл. 1. Теоретическое рассмотрение влияния самооценки на восприятие у старшеклассников……………………………………………………………6
1.1. Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте……..6
1.2. Восприятие уроков математики у старших школьников………….21
1.3. Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте…………………………………………………..28
Гл. 2. Методический аппарат исследуемой проблемы………………………….36
2.1. Методика исследования уровня самооценки……………………...36
2.2. Методика исследования типа восприятия…………………………38
Гл. 3. Экспериментальные исследования……………………………………….41
3.1. Исследование уровня самооценки в ранней юности……………...43
3.2. Анализ успеваемости на уроках математики и связь с уровнем самооценки…………………………………………………………..45
3.3. Исследование типа восприятия……………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………...48
Приложение………………………………………………………………………..50
Литература…………………………………………………………………………51
Введение
С наступлением нового учебного года для учителей становятся актуальны старые психологические проблемы, которые накопились у детей за год прошлый и перетекают в год нынешний. Проблемы взаимоотношений с учителями, с одноклассниками, неумение ребенка себя показать с лучшей стороны, да и просто не желание ходить в школу.
Одной из специфических особенностей данного возраста является стремление личности к познанию себя, своих возможностей, т.е. ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Открытию внутреннего мира помогает оценка и восприятие самого себя. Однако это характерное качество юношеского возраста является недостаточно изучено.
Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе, восприятие во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, не заинтересованность в учебе, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результат их восприятия себя как не способных к серьезному учению.
“Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду ” [1].
Многих психологов и педагогов волнует вопрос, который мы попытаемся раскрыть в данной теме. В некоторых научных трудах содержится ценная научная информация об общих закономерностях психологии юношеского возраста, развитии их интеллекта, эмоций, социальной активности, самооценки, восприятия и т.д.
Тем не менее, этих данных недостаточно. “Мы очень мало знаем о психологических особенностях юношей и девушек ” [1].
Объектом исследования данной работы являются учащиеся 10«у» класс средней школы № 14 г. Кирова.
Предмет исследования – уровень самооценки, успеваемость по математике и тип восприятия в ранней юности.
Цель данной дипломной работы – изучить влияние самооценки на восприятие уроков математики в ранней юности.
Для этого поставим следующие задачи:
1. Рассмотрим и проанализируем психологическую литературу для изучения особенностей самооценки в ранней юности.
2. Определим влияние самооценки на успеваемость и, в частности, на восприятие уроков математики в данном возрасте.
3. Выявим влияние самооценки на восприятие математики в старшем школьном возрасте, используя результаты экспериментальных исследований.
Сделаем следующие гипотезы:
1. Самокритичность ранней юности выше, чем в подростковом возрасте, высокий уровень самосознания, в юношеском возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других людей, прежде всего одноклассников.
2. На самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияют множество факторов – это семейное воспитание, в частности отношения в семье, среда, здоровье взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка, благосостояние.
3. Самооценка определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок, она влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, самооценка влияет на успеваемость учащихся.
Таким образом, объединив две последние гипотезы, сделаем такое предположение, происходит взаимовлияние самооценки и успеваемости.
Структура работы:
1. введение
2. теоретическое рассмотрение влияния самооценки на восприятие у старшеклассников: развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте, восприятие уроков математики у старших школьников, влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте
3. методический аппарат исследуемой проблемы: методика исследования уровня самооценки, методика исследования типа восприятия
4. экспериментальные исследования: исследование уровня самооценки, анализ успеваемости на уроках математики, связь ее с уровнем самооценки, исследование типа восприятия
5. заключение
6. приложение
7. литература
Для выявления влияния самооценки на восприятие математики в юношеском возрасте рассмотрим и проанализируем психологическую литературу.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.