ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Отсутствие логики и четкой программы трансформации административно-командной логики плановой экономики советского типа в рыночную экономику, стремление завершить переход к рыночной экономике в сжатые сроки обусловили системный кризис экономики, который продолжается до настоящего времени. С нашей точки зрения, трансформация экономики советского типа в рыночную представляет собой революционную смену модели развития общества. Существуют объективные закономерности переходного периода, игнорирование которых привело к большим социально-экономическим издержкам. Появилось в продолжающемся экономическом кризисе и ухудшение условий жизни абсолютного большинства населения республики. Это становится особенно важным в настоящее время, когда можно утверждать, что Кыргызская Республика вышла на новый этап своего развития.

Перед народным хозяйством нашей страны стоят огромные задачи, от выполнения которых зависит наше будущее. Одной из важнейших задач является рациональное размещение производства.

Кыргызская Республика расположена на северо-востоке Средней Азии и занимает площадь 199,9 тыс.кв.м., в своем составе она имеет 7 областей, 20 городов, 40 районов. Каждая область республики по сути дела составляет обособленный, а порой изолированный регион. Довольно усложнена транспортная схема. Географическое положение и рельеф нашей республики не позволяет провести железную дорогу ко всем областям, и поэтому автомобильные дороги являются основной схемой транспортного сообщения. Они в основном горные с многочисленными перевалами высотой до 4000 м и более.



Принципы размещения производительных сил

 

Исходя из системы закономерностей, формируется конкретная политика регионального развития, а также те или иные ее принципы.

Принципы - это руководящие, научно обоснованные положения, которыми должно руководствоваться общество при региональной организации жизнедеятельности населения на протяжении определенного исторического этапа. Если закономерности - это научные абстракции в области регионального развития экономической системы, то принципы - это научно обоснованные ведущие положения, правила деятельности, которыми руководствуются в социально-экономической политике.

В современных условиях имеет возможность реализация следующих основных принципов:

1. Приоритет социальных принципов над экономическими, производственными и технологическими, социальная ориентация хозяйственного развития регионов.

2. Размещение производственных и непроизводственных объектов с точки зрения рыночной конъюнктуры, учитывая близость к источникам сыры, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления готовой продукции.

3. Рациональное, комплексное использование природных ресурсов, их воспроизводство, охрана и улучшение окружающей природной среды.

4. Сочетание самообеспечения социально-экономического развития регионов с открытостью их на внешний рынок, осуществляемый в процессе территориального разделения и интеграции труда.

5. Многообразие форм хозяйствования.

6. Обеспечение процесс саморазвития и самоуправления.

7. Предоставление каждому человеку экономической, политической и духовной свободы в выборе способа жизнедеятельности, не противоречащей конституции.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Таблица 7 - Плотность населения по территории на январь 2002 года

  Территория км2 Численность наличного населения тыс.чел. Число жителей на 1км2
Кыргызская Республика 199,945 4974,2 25
Баткенская обл. 17,000 396,6 23
Джалал-Абадская 33,648 907,6 27
Иссык-Кульская 43,144 422,1 10
Нарынская 45,202 257,4 6
Ошская 29,189 1230,3 42
Таласская 11,446 206,3 18
Чуйская 18,6 759,6 40,8
Бишкек 1,7 794,5 467,35

 

Неравномерное размещение населения в тех или иных регионах, наличие различной плотности в них, неодинаковая территориальная дифференциация экономической и социальной структуры – следствие продолжительных, многолетних миграционных процессов.

С первых после октябрьских лет Советское правительство осуществляло меры, направленные на подъём экономики трудовых хозяйств Киргизии, содействовало переходу кочевого кыргызского аила на оседлость, а также трудоустройству кыргызских беженцев, возвратившихся из заграницы.

В результате этого в Кыргызстан из Союзных Республик, в основном из России, было направлено большое количество высоко квалифицированных кадров. В этот период закладывались основы промышленного производства в городах, осваивались природно-сырьевые ресурсы, развивалась культура, образование.

Восстановление и строительство новых промышленных предприятий создавали базу для количественного и качественного роста рабочего класса.

Большинство рабочих, техников, инженеров, прибывших в Кыргызстан из других Союзных Республик, оставались трудиться на своих рабочих местах, становились постоянными кадрами.

В результате к 1927 году рабочие мигранты составили 58 % городских рабочих (в строительстве – 88,8 %; в промышленности – 39,9 %; на железнодорожном транспорте – 93,6 %; в прочих отраслях – 42,6 %). Большая часть рабочих (61 %) приехала в республику в 1925 – 1926 гг., то есть с началом индустриализации в стране.

Всего за годы первой пятилетки из РСФСР, Украины и других республик в Кыргызстан было направлено 8 тыс. рабочих, это составило 47 % потребности республики в квалифицированных кадрах.

Следующий этап крупной миграции населения из центральных и западных районов Союза в Кыргызстан был связан с началом Отечественной войны и эвакуацией сюда большого числа промышленных предприятий, в основном машиностроительных и работающего на них персонала с семьями, а также расселением жителей оккупированных территорий. Усиленный приток людей в эти годы вызвал рост населения, особенно городского. Большинство из них было размещено в городе Бишкек и городах Чуйской долины, что положило начало развитию в республике крупного машиностроения.

В после военный период русские, украинцы, выходцы из западных районов СССР стали покидать республику, возвращаясь в места прежнего проживания. В 1950 г. в Кыргызстане впервые сложилось отрицательное сальдо внешней миграции: превышение выезда населения из республики над въездом составило почти 90 тысяч человек. Поскольку в составе выезжавших преобладали люди в трудоспособном возрасте и с высокопрофессиональной квалификацией, индустриализация с 1960 года стала испытывать острый кадровый дефицит. Особенно обострилась диспропорция между быстрорастущей потребностью промышленности в рабочей силе и неподготовленностью коренного населения занять в ней рабочие места. Отсутствие подготовленных квалифицированных кадров, материальной базы для их подготовки служили основанием для организации союзными министерствами потока миграции из центра, Урала, Сибири. Это привело к новому миграционному всплеску в 1961-1970 гг.

Что касается конца 1980-х – начало 1990-х годов, они стали переломным периодом миграции населения бывших союзных республик. Суверенизация республик и переход к рынку, в каких бы формах и темпах они не осуществлялись, неизбежно связаны с увеличением безработицы и снижением уровня жизни. Нестабильность существования в такой обстановке – важный фактор, провоцирующий миграцию как внешнюю, так и внутреннюю.

За короткое время миграция превратилась в острую социальную проблему, от успешного решения которой во многом зависит будущее нашего государства. Следует отметить, что в республике существуют проблемы как внутренней, так и внешней миграции населения. Рассмотрим подробнее проблемы внешней миграции.

Миграция. Темпы внутри республиканской миграции растут. По официальным данным, только за 2002-2003 гг. миграцией внутри Кыргызстана охвачено 224, 91 тыс. человек. Это около 10 % трудоспособного населения. В 1997г миграцией было охвачено 42,82 тыс. человек.

В республике 1 млн. 357 человек, или 28 % в течение своей жизни осуществили, по крайне мере одно перемещение как внутри республике, так и из других государств. На эту пропорцию большое влияние оказал тот факт, что в общей численности населения значительный удельный вес детей в возрасте до 15 лет, из численности которых мигрировали только 11 %. Из числа молодых людей в возрасте 20-24 лет уже сменили место своего рождения 28 % мужчин и 37 % женщин. Из старшего поколения приблизительно 40 % мужчин и 50 % женщин имеют опыт мигрирования.

Миграция влияет на численность населения различных регионов страны неодинаково. На уровне областей характер миграции достаточно ясен. Так г. Бишкек и Чуйская область, имеет положительный баланс межобластной миграции, а все другие области систематически теряют население, при чем из-за внутренних потоков миграции. Среди областей, теряющие свое население из-за внутренней миграции, следует в первую очередь, отметить Нарынскую область. В результате миграции, эта область потеряла в течение года 6,9 % населения. За нею следует Таласская область – 4,6 %, Иссык-Кульская – 3,7 % всего населения. Отрицательный баланс наблюдается в трех южных областях – от 1 до 2 %. С другой стороны в Чуйскую область прибыло 1,6 %, в г. Бишкек – 8,2 %. Эти данные свидетельствуют на значительное выбытие из сельской местности в городские особенно из северных горных областей в Чуйскую и столицу республики г. Бишкек.

В современных условиях развитие рыночной экономике заставляет людей искать новые, более благоприятные места жительства, средства существования, работу, которая обеспечивает доход. Так, по результатам опроса эмигрантов основной целью выбытия остается смена жительства (84 %), поиск работы (13 %) и учеба (3 %). Город Бишкек, являясь столицей, крупным научно-культурным, промышленным центром республики, предоставляет большие возможности сельским мигрантам для повышения уровня образования и квалификации, выбора более творческих видов трудовой деятельности.

Самая высокая интенсивность выбытия из Нарынской области связана с неблагоприятными климатическими условиями региона, почти полным отсутствием промышленной инфраструктуры. Из 130 тысяч трудоспособного населения зарегистрировано 17 тысяч безработных. Из них 5,3 тысяч человек – молодёжь от 16 до 20 лет. Здесь нет, не одного престижного высшего учебного заведения, что тоже немало важно в социально и психологически планах. Совершенствование сельскохозяйственного труда на основе коренного повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов, ликвидации тяжелого ручного труда, а также переход к режиму труда, присущему индустриальным отраслям, проходит явно недостаточными темпами и намного отстаёт от несельскохозяйственных отраслей. Всё это, наряду с отставанием в уровне оплате труда на селе предопределяет низкий престиж сельскохозяйственных профессий и способствует переливу трудовых ресурсов села в несельскохозяйственное производство и отрасли сферы в городах.

Как видно из выше сказанного, чтобы сократить миграцию населения из сел в город, необходимо решение острых проблем в селах на государственном уровне.

Регулирование внутри республиканской миграции населения решается путем более эффективной реализации местных и региональных программ повышения занятости населения. За последнее время достигнуто значительное повышение уровня занятости населения почти во всех областях республики. В связи с развитием частных фермерских и крестьянских хозяйств, получением жителей села земельной доли наметилась тенденция снижения внутренней миграции, оттока молодежи обратно из городов в сельские районы.

Необходимо также отметить, что рабочие места без постоянной поддержки со стороны государства существовать не могут. Поэтому должен быть разработан действенный механизм государственной поддержки по сохранению и созданию рабочих мест. Одним из таких механизмов может стать комплексная программа создания и сохранения рабочих мест, ориентированная на существенную модернизацию в сфере занятости населения в условиях оживления и подъёма экономики, выпуска конкурентоспособной продукции, которая должна осуществляться в два этапа.

Первый этап должен быть сориентирован на создание организационно-правовых условий для проведения политики создания и сохранения рабочих мест. Второй этап – на конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых и региональных программ создания рабочих мест.

Комплексная программа создания и сохранения рабочих мест позволит:

- определить основные направления содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций комплексного развития республики;

- решить вопросы стабилизации рынка труда в регионах;

- создать новые рабочие места на базе широкого развития субъектов малого предпринимательства;

- сформировать инвестиционный и финансовый механизм стимулирования создания рабочих мест.

А также в региональных программах необходимо уделить особое внимание:

- выравниванию межрегиональных различий в доходах населения, уровня занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состояния окружающей среды;

- предоставлению региональным органам управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных стандартов;

- выравниванию возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями;

- усилению поддержки социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

- выработки критериев для определения объёма республиканской помощи на социальные расходы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кыргызская Республика расположена на северо-востоке Средней Азии и занимает площадь 199,9 тыс.кв.м., в своем составе она имеет 7 областей, 20 городов, 40 районов. Каждая область республики по сути дела составляет обособленный, а порой изолированный регион. Довольно усложнена транспортная схема. Географическое положение и рельеф нашей республики не позволяет провести железную дорогу ко всем областям, и поэтому автомобильные дороги являются основной схемой транспортного сообщения. Они в основном горные с многочисленными перевалами высотой до 4000 м и более.

По разнообразию и богатству рекреационных условий и ресурсов Кыргызстан относится к уникальным регионам мира, с разнообразными климатическими условиями и отличающимися по продуктивности земельных массивов. Это существенно определяет специализацию, развитие и размещение производительных сил, эффективность функционирования экономики.

Водные ресурсы являются одним из главных национальных богатств республики, имеющих огромное значение в жизнедеятельности человека, формировании животного и растительного мира, создании эффективного топливно-энергетического комплекса, повышении плодородия земельных ресурсов не только в Кыргызстане, но и в других центрально-азиатских государствах. Однако уровень использования этого важнейшего ресурса продолжает оставаться незначительным, имеет место огромные потери при транспортировке, выполнении ирригационных функций, производстве, потреблении, выработке электроэнергии. Все это требует осуществления комплексных целенаправленных водосберегательных мер как со стороны правительства, предпринимателей во всех сферах деятельности, так и населения. Развитие экономики, повышение эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса непосредственно связаны с вовлечением в производство, созданием рациональной структуры топливно-энергетического комплекса.

Имеющийся ресурсный потенциал (уголь, гидроэнергетические ресурсы, нетрадиционные возобновляемые источники энергии и др.) используются на уровне чуть более 1%. При этом потребление энергоносителей значительно превышает их производство – более 40% энергоресурсов импортируется в Кыргызстан, что ухудшает финансовое состояние экономики, снижает конкурентоспособность предприятий.

Оздоровление экономики, развитие горнопромышленного комплекса зависит от добычи и переработки в Республике минерально-сырьевых ресурсов, уровень использования которых продолжает оставаться также низким. Ресурсный потенциал в составе сурьмы, ртути, золота, серебра, олова редкоземельных элементов, вольфрама, меди, железа, алюминия, нерудного строительного сырья и других, вовлечение их в производство требуют проведения глубоких научно-исследовательских и геологоразведочных работ, экономического обоснования, целесообразности расширения объемов со спросом на сырье, материалы, готовую продукцию как на внутреннем так и на международном рынках.

Во всех исследованиях всегда давало себя знать то положение, что одна из ключевых проблем развития и размещения производства – проблема человека, размещения населения, обеспечения трудовыми ресурсами всех районов страны, в том числе и вновь развивающихся. Социально-экономическая и социально-политическая актуальность проблемы размещения населения особенно возросла в настоящее время.

За последние годы возрос отток населения за пределы страны, что воздействует на качественный состав рабочей силы, поскольку представители мигрирующих групп большей частью представляют собой квалифицированных специалистов. Значительно интенсифицировались территориальные перемещения населения внутри республики.

Интенсивное перемещение населения как внутри страны, так и за ее пределами вызывает сильную тревогу. Главными причинами перемещения является ухудшение социально-экономического положения, отсутствие достаточной сферы приложения труда, низкий уровень заработной платы у занятых, неудовлетворительное социальное обеспечение.

Регулирование миграции населения должно решаться путем более эффективной реализации республиканских и региональных программ повышения занятости населения. Необходимо также отметить, что рабочие места без постоянной поддержки со стороны государства существовать не могут. Поэтому должен быть разработан государственной поддержки по сохранению и созданию рабочих мест.

Из всего вышесказанного необходимо создавать условия и закреплять тенденции улучшения функционирования экономики. Для этого необходимо решить одни из приоритетных задач:

- во всех регионах необходимо оздоровить предприятия, обеспечивающие комплексную переработку местных сырьевых ресурсов (сельскохозяйственных, минерально-сырьевых, топливно-энергетических);

- провести глубокую реструктуризацию предприятий, направленную на совершенствование отраслевой структуры, повышение эффективности работу предприятий за счет технического перевооружения и модернизации, а также строительства крупных, средних, малых заводов и фабрик, вовлечение в от работку крупных и эффективных для добычи месторождений цветных металлов, железа, золота, серебра, редкоземельных металлов, угля, нефтегазовых месторождений во всех областях;

- необходимо направлять финансовую, кредитную, налоговую системы на оздоровление предприятий, обеспечивающих комплексную переработку местных сырьевых ресурсов, с использованием созданного производственного потенциала;

- уделит внимание повышению качества продукции до уровня мировых стандартов, решить проблему рационального импортазмещения и наполнения внутреннего рынка потребительскими товарами, производимыми местными товаропроизводителями;

- стимулировать повышение эффективности работы предприятий в регионах за счет квалифицированных кадров, эффективных систем управления и НТП.



ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Отсутствие логики и четкой программы трансформации административно-командной логики плановой экономики советского типа в рыночную экономику, стремление завершить переход к рыночной экономике в сжатые сроки обусловили системный кризис экономики, который продолжается до настоящего времени. С нашей точки зрения, трансформация экономики советского типа в рыночную представляет собой революционную смену модели развития общества. Существуют объективные закономерности переходного периода, игнорирование которых привело к большим социально-экономическим издержкам. Появилось в продолжающемся экономическом кризисе и ухудшение условий жизни абсолютного большинства населения республики. Это становится особенно важным в настоящее время, когда можно утверждать, что Кыргызская Республика вышла на новый этап своего развития.

Перед народным хозяйством нашей страны стоят огромные задачи, от выполнения которых зависит наше будущее. Одной из важнейших задач является рациональное размещение производства.

Кыргызская Республика расположена на северо-востоке Средней Азии и занимает площадь 199,9 тыс.кв.м., в своем составе она имеет 7 областей, 20 городов, 40 районов. Каждая область республики по сути дела составляет обособленный, а порой изолированный регион. Довольно усложнена транспортная схема. Географическое положение и рельеф нашей республики не позволяет провести железную дорогу ко всем областям, и поэтому автомобильные дороги являются основной схемой транспортного сообщения. Они в основном горные с многочисленными перевалами высотой до 4000 м и более.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.