Эргономика и инженерная психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В профилактике утомления большую роль играет новое научное направление - эргономика (от греч. ergon -работа, nomos - закон).

Эргономика - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). Эргономика изучает систему «человек - машина – среда» (Ч-М-С), рассматривая ее как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Эта дисциплина основана на использовании ряда наук для приспособления работы к человеку с целью повышения производительности труда, сохранения здоровья, обеспечения безопасности и комфорта при работе. Однако, включая в себя ряд различных областей (организацию, гигиену, психофизиологию труда, профессиональную патологию, инженерную психологию, производственную эстетику и др.), эргономика не является их простой суммой. Это интегральная наука, занимающаяся оптимизацией условий труда по всем областям[12].

Одним из основных направлений эргономики является соблюдение физиологических и психологических требований при конструировании машин и другого оборудования, организации и планировке рабочего места.

При конструировании машин должны быть предусмотрены меры по:

· устранению лишних движений работающего;

· ликвидация наклонов туловища и переходов;

· экономия усилий;

· рациональной рабочей позе;

· физиологически обоснованной рабочей мебели.

Эргономика изучает противоречия, возникающие при организации совместной работы человека, с одной стороны, и механизмов, элементов материальной среды - с другой.

Противоречия являются результатом взаимной неприспособленности машин и механизмов к человеку и человека к ним.

Взаимодействие человека с машиной (систему «человек – машина») изучает инженерная психология.

Каждое звено в системе «человек – машина» (Ч-М) имеет определенные возможности и ограничения. Какие-то функции лучше выполняет человек (управление движением агрегата или грузоподъёмного крана), а какие-то - машина (поддержание вакуума в доильном стакане, давления в гидросистеме, сложные вычисления и др.) Машина точнее и быстрее воспринимает и перерабатывает конкретную информацию, например, об изменении температуры, скорости давления, а также осуществляет управление при достижении экстремальных значений отдельных факторов, например, включение, переключение, отключение. Она не «забывает» программы, не «утомляется», не «отвлекается» в процессе работы. Человек же способен оценивать работу системы на основании более разнообразных факторов, предугадывать исход по тенденции изменения фактора или даже по косвенным признакам, находить новые способы выполнения работы в связи с изменившимися условиями, т.е. его действия более многообразны и особенно незаменимы при отсутствии определённой программы и общих закономерностей.

С учётом этого необходимо разделять функции и закреплять их соответственно за человеком и за машиной (рис.5).


Рис. 5. Функции человека и машины

 

Оператор оказывает самое существенное влияние на результат функционирования системы Ч-М-С. Только человеку-оператору присущ рад свойств:

· универсализм - способность выполнять разнообразные действия различными способами;

· адаптивность - возможность приспосабливать систему к меняющимся условиям;

· резервирование - заменой своей работой функции отказавшего блока;

· изменчивость - зависимость качества деятельности от типа работы, настроения, усталости, болезни[13].

Человек, в отличие от машины, способен выполнять работу в различных ситуациях, ему свойственны высокая гибкость в приспособлении к изменяющимся внешним воздействиям, выбор непредвиденных способов действия, быстрое исправление ошибок.

В понятии система Ч-М-С включает взаимные связи работающего человека с окружающей средой: с орудиями труда, машинами, различного вида устройствами, рабочим местом, а так же с такими характеристиками окружающей среды, как освещение, шум, условие микро-климата.

В каждом трудовом процессе, совершаемом человеко-машинными системами выделяют три этапа:

1. Восприятие информации либо путем наблюдения производственного (или иного) процесса, либо по наблюдению за показаниями контрольно-измерительных приборов, отражающих параметра протекаемых процессов, с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Полученная информация передается в центральную нервную систему. Эта фаза относится к сфере действия законов физиологии и психологии.

2. Переработка полученной информации, осуществляемая в центральной нервной системе, приводит к принятию определенного решения. На характер решения влияет не только информация , поступающая из вне (от машины и из внешнего окружения), но и внутренняя информация (из памяти или интуитивная).

3. Последним этапом является выдача принятого решения исполняемым органам (группам мышц рук и ног), которые воздействуют на органы управления машины.

Все элементы в системе Ч - М - С функционируют как одно целое. Целенаправленное изменение отдельных элементов системы, называется приспособлением или адаптацией.

Из элементов системы Ч - М - С наибольшими адаптационными возможностями обладает человек. Используя свои физические или умственные возможности и изменяя ход выполняемых им операций, человек способен в значительной мере восполнить нехватку материала, неточности в конструкции машины, примитивные условия труда, а иногда неправильно поставленную задачу.

Однако способности к адаптации имеют свои границы, и при несоответствии требований возможностям человека нарушается нормальное протекание процесса, что отражается как на результатах труда, так и на работоспособности и здоровье человека.

При организации трудового процесса следует стремиться не только к максимальному приспособлению человека к труду, но и к максимальному приспособлению труда к возможностям человека.

Формированию у рабочего хорошего самочувствия и высокой работоспособности способствует производственная (техническая) эстетика. Техническая эстетика - наука о создании прекрасного применительно к обстановке в процессе труда.

Эстетическая выразительность технических сооружений, зданий, помещений, оборудования и инструмента определяется их формой и цветом. При формировании интерьера выделяется главное звено - это основное технологическое оборудование. Второстепенное оборудование должно быть простым по форме и не затруднять главного на рабочем месте - деталей, органов управления, обслуживаемых объектов.

Цвет в окраске различных поверхностей - одно из средств воздействия на органы чувств человека и его эстетическое восприятие. Физиологически оптимальными цветами, наименее утомляющими зрение и оказывающими благоприятное воздействие на человека, считаются цвета средней части спектра видимых лучей (от жёлтого до голубого с различными оттенками) и белый цвет.

Рациональное цветовое решение должно вытекать из учета конкретных условий труда (температуры и чистоты воздуха, освещенности и т.д.), конструктивно-эксплуатационных свойств объектов, вида работы.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.