Глава 1. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности

1.1 Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

1.1.1 Классификация основных форм деятельности человека

1.1.2 Режимы труда и отдыха

1.2 Эргономика и инженерная психология

1.3 Рациональная организация рабочего места

1.4 Работоспособность – одно из основополагающих понятий физиологии труда

1.5 Характеристика труда работников клинико-биологических лабораторий

Выводы по главе

Глава 2. Методы исследования, применяемые в физиологии труда

2.1 Общие принципы организации исследований

2.2 Методы оценки физической работоспособности

2.3 Методы, оценивающие состояние ЦНС, ВНД, психические процессы.

2.4 Методы, оценивающие в динамике состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, АД, системы крови. Методика САН

Выводы по главе:

Глава 3. Результаты исследований

3.1 Цели и задачи исследования

3.2 Объекты и методы исследования

3.3 Полученные результаты и их обсуждение

Выводы по главе

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Актуальность. В настоящие время приоритетным является проблема охраны и укрепления здоровья работающего населения, прежде всего женщин, с целью сохранения трудового потенциала и создания условий для экономического развития страны. Социальный эффект этих мероприятий велик, поскольку наибольшее число работающих находится в репродуктивном возрасте. Это подтверждается международными документами. ВОЗ в 2004 г. принял Глобальную стратегию по репродуктивному здоровью и Резолюцию о семье и здоровье, а в 2007 г. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 г.г. По этим вопросам МОТ принял Конвенцию 183 об охране материнства (2000 г.) и Конвенцию 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала (1977 г.) как массовой категории медработников, требующих особой социальной защиты.

В России есть отрасли, в которых преобладает труд женщин, и значительная часть из них работают в контакте с производственными вредностями. Поэтому важно совершенствование системы мероприятий по охране труда и здоровья женщин, занятых во вредных, тяжелых и опасных работах.

В России в здравоохранении заняты более 3 млн. человек среди них 85 % женщины; большая часть медицинских работников находится в репродуктивном возрасте. Профессиональная заболеваемость в здравоохранении в 30 раз выше, чем в других отраслях экономики, и имеет тенденцию к росту с темпом на 8-9 % в год. С хроническими заболеваниями на диспансерном учете состоят 33 % медицинских работников.

В последние годы интенсивно развивается методология профессионального риска в медицине труда (Измеров Н.Ф. и др., 1993; Измеров Н.Ф. и Денисов Э.И., 2003); ее также применяют для разработки гигиенических требований (Головкова Н.П., 2007) с целью обоснования профилактических мероприятий. Внедряются подходы доказательной медицины (Флетчер Р. и др., 1998; Власов В.В., 2001; Гринхальх Т., 2004), разработаны принципы доказательности в медицине труда (Денисов Э.И., Чесалин П.В., 2007). Появляются работы по оценке профессиональной обусловленности нарушений здоровья работников (Ба-шарова Г.Р., 2000 и др.).

Существуют два вида производственной деятельности человека: физическая и умственная.

Физическая деятельность определяется, в основном, работой мышц, к которым в процессе работы усиленно приливает кровь, обеспечивая поступление кислорода и удаление продуктов окисления. Этому способствует, во-первых, активная работа сердца и органов дыхания. Так, частота сердечных сокращений, которая в состоянии покоя составляет 65-70 сокращений за минуту, при выполнении тяжелых работ может увеличиться до 150-170. Легочная вентиляция, которая составляет 6-8 литров воздуха в минуту в состоянии покоя, может достичь 150 л/мин во время тяжелой физической работы. Значительные физические нагрузки способствуют существенным изменениям и в некоторых других органах и системах организма человека.

Мышечная работа имеет статистический и динамический характер. При статистической работе увеличивается обмен веществ, затраты энергии, но в меньшей мере, чем при динамической работе. Особенность статистической работы - это ее выраженное утомляющее действие, обусловленное длительным сокращением и напряжением мышц и отсутствием условий для кровообращения. Динамическая работа менее изнуряющая, если учесть, что сокращение и напряжение мышц имеют прерывный характер. Чередование напряженной работы мышц и отдыха способствует полноценному кровообращению.

Работоспособность человека при физической работе зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности человека, степень натренированности, физического развития, профессиональной подготовки.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств. При умственной работе замедляется частота сердечных сокращений, поднимается кровеносное давление, ослабляются обмены веществ, уменьшается снабжение крови в конечности и увеличивается в мозг (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя). Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов слуха и зрения. По сравнению с физической деятельностью при отдельных видах умственной деятельности (работа конструкторов, операторов ЭВМ, учеников и преподавателей) напряженность органов чувств увеличивается в 5-10 раз. Это способствует более жестоким требованиям относительно уровней шума, освещенности именно при умственной деятельности.

Несмотря на существенные отличия, разделение трудовой деятельности на физическую и умственную довольно условно. С развитием науки и техники, автоматизации и механизации трудовых процессов, граница между ними все более сглаживается.

Изучение функций организма при работе и спортивных нагрузках представляет собой область прикладной физиологии, тесно связанную с экологической физиологией и не ограниченную лишь анализом возникающих в ходе трудовой или спортивной деятельности физических рабочих нагрузок и их влияния на человека.

Цель работы – изучение характера и степени влияния условий производственной среды и трудового процесса на функциональное состояние организма и устойчивость профессионально значимых психофизиологических характеристик работников; физиолого-гигиеническая характеристика труда работников клинико-биологических лабораторий.

Задачи исследования:

1) дать характеристику физиолого-гигиенических аспектов трудовой деятельности; определить ведущие проблема эргономики и работоспособности;

2) рассмотреть методы исследования, применяемые в физиологии труда: в частности, методы, оценивающие состояние ЦНС и сердечно-сосудистой системы;

3) определить цели и задачи исследования;

4) оценить показатели результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) проведена оценка физиолого-гигиенического состояния труда работников клинико-биологических лабораторий для определения оценки степени и характера влияния условий производственной среды и трудового процесса на функциональное состояние организма работников аптек;

2) научно обоснована система комфортных условий труда работников здравоохранения.

Практическая значимость работы. Исследования, выполненные в ходе проведения настоящей работы, позволят научно обосновать комплекс мероприятий по совершенствованию системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранению здоровья работников здравоохранения, в частности у работников клинико-биологических лабораторий.

Структура и объем работы. Работа изложена на 78 страницах машинописного текста, и состоит из введения, аналитического обзора темы, описания методов, объема и организации исследований, главы результатов собственных исследований, обсуждения результатов исследований, выводов. Список литературы содержит 44 источника. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

 



Режимы труда и отдыха

Важнейшим условием поддержания высокой работоспособности является установление рационального режима труда и отдыха, под которым понимают чередование периодов работы и отдыха.

Введение в определённые периоды смены физиологически обоснованных перерывов играет большую роль в профилактике утомления. Время установления таких перерывов и их продолжительность должны быть связаны с характером работы: чем тяжелее и напряжённее работа, тем длительнее перерывы.

Работоспособность человека изменяется в течение суток. Максимальный её уровень наблюдается с 9 до 20 часов, минимальный с 2 до 4 часов утра. Причём в середине дня наблюдается некоторый спад работоспособности. В это время целесообразен обеденный перерыв продолжительностью около 1 часа[10].

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) регулирует трудовые отношения, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности[11].

Время отдыха время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Сокращённая продолжительность рабочего времени применяется для отдельных категорий граждан:

для лиц моложе 18 лет;

для лиц, работающих во вредных и опасных условиях;

для инвалидов.

Неполное рабочее время устанавливается по соглашению с работником, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени или объёму работ. Продолжительность ежедневной работы зависит от возрастных категорий, условий труда и медицинских показаний.

Выводы по главе

 

Можем сделать вывод, что физиология труда - раздел физиологии и гигиены труда, который исследует функциональные сдвиги в организме при работе и разрабатывает меры по сохранению и повышению работоспособности, предупреждению отрицательного влияния на здоровье рабочих процесса трудовой деятельности.

Деятельность - специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Формы деятельности многообразны. Они охватывают различные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни. Трудовая деятельность - труд, по определению К.Маркса - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание потребительской стоимости. В социальном плане труд является источником материальных благ и основой формирования общества.

Одним из главенствующих понятий физиологии труда является работоспособность. Работоспособность означает потенциальные возможности человека произвести физическую (физическая работоспособность) или умственную (умственная работоспособность) работу на определенном отрезке времени.

Работа лаборантов, фельдшеров-лаборантов, врачей-лаборантов и работников прочих специальностей клинико-биологической лаборатории относится к числу весьма своеобразных, сложных и напряженных видов трудовой деятельности, требующей усиленного внимания именно со стороны физиологии и гигиены труда.



Цели и задачи исследования

 

Клинико-биохимическая лаборатория - это вспомогательная служба. Ежедневная клиническая информация (кроме общих анализов мочи и крови) - это и биохимические исследования, коагулограмма, гормоны, копрограмма, группа и Rh-фактор, мокрота, исследования на цитологию - имеет ценность, если она помогает врачам-клиницистам в их диагностической и лечебной работе.

К задачам лаборанта химического анализа входят подзадачи (операции): отбор проб (как правило), приготовление реактивов, обработка проб (с помощью химрастворов, сжигания) и количественная оценка содержания анализируемых веществ в пробе. Каждая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательностью действий, т.е. по указанным выше признакам он решает простые задачи (класс 2).

Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда работников клинико-биологических лабораторий.

Высокий уровень напряженности работы, профессиональный риск определяет то, что работа в клинико-диагностической лаборатории является нервно-напряженной работой, поскольку она характеризуется высокой степенью ответственностью, большим объемом перерабатываемой информации, дефицитом двигательной активности (гипокинезией) и в ряде случаев отличается нерациональной организацией. Поэтому устойчивость организма к перечисленным и многим другим (бытовым, экологическим) факторам – одна из важнейших и актуальных для физиологии и валеологии проблем. Постоянство внутренней среды организма, важнейшей составляющей которой является системное артериальное давление (АД), есть условие нормальной жизнедеятельности и работоспособности человека.

У каждого человека кровяное давление зависит от его индивидуальных особенностей. На его показатели влияют образ жизни, род занятий, возраст, эмоциональные нагрузки и так далее. В организме человека все время происходят сложные механизмы саморегулирования кровяного давления, постоянно стремящиеся привести его к норме. Если эти механизмы кровяного давления получают сбои и давление начинает стойко изменяться в ту или другую сторону, необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу.

Понижение давления, то есть гипотензия (гипотония), может возникать при различного рода отравлениях, инфекционных заболеваниях, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и так далее. Повышение артериального давления могут вызывать болезни почек и нарушения эндокринной системы организма. Давление также может повышаться и у подростков в период их полового созревания. Стойкое повышение артериального давления называется гипертензией (гипертонией), а понижение — гипотензией.

Кровяное давление характеризуется напряжением артериальных стенок. Оно служит показателем работы сердца и его сосудов. Если они находятся в расширенном состоянии, артериальное давление понижено, при сужении давление повышается, достигая отметки 250 и более миллиметров ртутного столба. Такое давление указывает на тяжелую нагрузку на сердце и очень опасно для здоровья человека.

Нормальное артериальное давление высчитывается следующим образом: к числу 100 необходимо прибавить количество лет. То есть если вам 40 лет, то к 100 прибавляется 40 и получается 140. Следовательно, верхние показатели вашего давления должны быть в пределах 140.

При высоком давлении обычно появляются шум или звон в ушах, одышка, а биение сердца отзывается в ушах особыми звуками.

При хроническом заболевании наблюдается постоянное повышение артериального давления, которое не является следствием другой болезни (воспаления почек, поражения почечных сосудов, заболевания желез внутренней секреции и так далее). В связи с этим при обнаружении повышенного артериального давления необходимо в срочном порядке провести медицинское обследование для своевременного выявления причин его повышения и начать лечение данного заболевания.

Исследование содержания и условий труда позволяет определить потенциальные факторы риска здоровью работников аптек.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. оценить подвижность нервных процессов и функционального состояния двигательного аппарата в целом (темп, ритм и устойчивость моторного действия);

2. определить объем и распределение внимания, темпа психических процессов медицинских работников исследуемой группы при помощи «Теппинг - теста» и методики «Расстановка чисел»

3. исследовать артериальное давление у испытуемых в состоянии относительного покоя и в конце рабочего дня;

4. изучить влияние профессиональной нагрузки на артериальное давление испытуемых;

5. исследовать скорость переключения внимания, устойчивости внимания с помощью комплекса методик.

Выводы по главе

 

По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:

Трудовая деятельность медицинских работников клинико-биологических лабораторий оказывает значительное влияние на их функциональное состояние и работоспособность, о чем свидетельствуют полученные результаты психологических и психофизиологических тестов.

При анализе сенсомоторных характеристик и психофизиологических показателей у медицинских работников выявлено, что к концу рабочей смены у врачей-лаборантов отмечалось достоверное повышение всех изучаемых показателей (коэффициента утомления по данным «Теппинг - теста», времени и количества ошибок по данным теста «Расстановка чисел») как по сравнению с началом рабочей смены, так и по отношению к работникам фельдшерам-лаборантам.

Повышение артериального давления является показателем утомляемости, а следовательно – снижения работоспособности, что качественно влияет на труд работников лабораторий.

 



Заключение

 

Тема нашего исследования «Физиолого-гигиеническая характеристика труда работников клинико-биологических лабораторий».

В ходе исследования мы провели теоретический анализ литературы по проблеме физиологии труда, выявили особенности таких аспектов как основные положения физиологии труда как, работоспособность, эргономика, режимы труда и отдыха и особенности физиологических и гигиенических показателей труда работников клинико-биологических лабораторий.

В практической части нашего исследования мы исходили из того, что труд работников клинико-биологических лабораторий обладает рядом отличительных черт. Работа лаборантов, фельдшеров-лаборантов, врачей-лаборантов и работников прочих специальностей клинико-биологической лаборатории относится к числу весьма своеобразных, сложных и напряженных видов трудовой деятельности, требующей усиленного внимания именно со стороны физиологии и гигиены труда.

Медицинские показатели наряду с физиологическими помогают оценивать эффективность режимов труда и отдыха. Для этого можно применять материалы по временной нетрудоспособности и материалы углубленной разработки заболеваемости по возрастным и стажевым группам, повторность и кратность отдельных заболеваний. Важным критерием влияния режимов труда и отдыха является показатель производственного травматизма. Рационализация режимов труда и отдыха оказывает существенное влияние на заболеваемость и травматизм и тем самым на экономические итоги работы предприятий.

С помощью теппин-теста и методики «Расстановка чисел» мы выяснили, что к концу рабочего дня у медицинских работников всех специальностей также наблюдались снижение индивидуального темпа и увеличение коэффициента утомления (по данным «Теппинг - теста»). Согласно методике «Расстановка чисел» увеличение времени выполнения работы и повышение количества допущенных ошибок также наблюдались во всех исследуемых профессиональных группах. Анализ изменений указанных показателей внутри профессиональных групп, показал, что у врачей-лаборантов повышение коэффициента утомления и снижение индивидуального темпа работы, по данным «Теппинг - теста», а также увеличение времени выполнения работ и количества допущенных ошибок (по данным методики «Расстановка чисел»). Однако не все показатели были достоверными.

Вышеуказанные изменения исследуемых показателей свидетельствуют о развитии утомления к концу рабочего дня у всех профессиональных групп.

Об утомлении к концу рабочего дня свидетельствуют и выявленные нами изменения в показателях артериального давления у испытуемых.

По итогам исследования хотелось бы сделать следующие выводы.

Специфика трудовой деятельности медицинских работников связана с воздействием профессиональных факторов, способных вызывать заболевания, приводить к потере трудоспособности, инвалидности, а в ряде случаев быть непосредственной угрозой жизни. Согласно концепции По концепции «Репродуктивное здоровье как проблема медицины труда» (Сивочалова О.В., 1995), состояние здоровья родителей и рождение здорового потомства зависит от ряда причин, в том числе условий труда.

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, а здоровье является одним из важнейших объективных условий эффективной профессиональной деятельности.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».

В настоящее время признано, что здоровье — это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.

Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самоосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья. Многие заболевания легко заранее профилактируются, и это не требует больших затрат. Зато лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры всегда выгодны. Если человек начинает вкладывать в системы сохранения здоровья раньше, то в целом на свое здоровье он тратит значительно меньше средств и времени. Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, профессионализма работающих, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге потребность к более здоровому образу жизни.

 



Список использованной литературы

 

1. Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – 150 с.

2. Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Белов В.М. и др. Концепция и структура профес-сионального здоровья // Актуальные вопросы физиологии умственного труда: Тез. докл. симпоз. Киев, 1993. С. 91.

3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – 688 с.

4. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е.—М.—Л.: Медицина, 1974. — 151 с.

5. Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 .— 729 с.

6. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Гайворонский, Г. И. Нечипорук, А. И. Гайворонский. — М.: Академия, 2006 .— 496 с.

7. Гейц И.В. Охрана труда. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 288 с.

8. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Р 2.2. 2006-05. М., 2005.

9. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. – М.: Высшая школа, 2007. – 384 с.

10. Глыбин Л.Я. Гарантия долголетия. – М.: РГБ, 2004. – 412 с.

11. Гора Е.П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС) Учеб. пособие для слушателей ФПК, аспирантов и студентов-биологов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: МГПИ, 1987. – 76 с.

12. Горшков С. И., Золина 3. М„ Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.— М.: Медицина, 1974. – 223 с.

13. Гурфинкель В. С., Коц Я. М.; Шик М. Л. Регуляция позы человека.— М.: Наука, 1965.—208 с.

14. Данько Ю. И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе. — В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта.— Л., 1969, с. 324—328.

15. Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум, 2009. – 496 с.

16. Донская Л. В. Исследование утомления в практике физиологии и гигиены труда. — В кн.: Физиология труда. Тезисы докладов 7-й Всесоюзной научной конференции по физиологии труда.— Л., 1978, с. 117—120.

17. Занина М.Я. Гигиеническая характеристика организации и условий труда // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 8. – С. 19-21.

18. Зинченко В.П. Физиология и психология активности // Успехи физиологических наук. - 2005. - Т. 36. - № 2. - С. 102-109.

19. Измеров Н.Ф., Тарасова Л.А., Радионова Г.К. Охрана здоровья работающих России как основа государственной стратегии в решении проблемы трудовых ресурсов и социально-экономического благополучия общества // Социально-гигиенические проблемы оценки состояния здоровья и медицинского обслуживания работающих в современных условиях: материалы международной практической конференции. − М., 2001. − С. 5–8.

20. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. –СПб.: Питер. н. изд–во, 2001. – 454 с.

21. Козловская И. Б. Физиология мышц и мышечной деятельности. – М.: ООО Фирма «Слово», 2003. – с. 315.

22. Комин С.В., Рыжов А.Я., Оглоблин Д.Л., Шляпников М.Ф., Сурсимова О.Ю. К вопросу об управлении движе-ниями кисти с произвольным и заданным ритмом // Физиология мышц и мышечной деятельности: материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 29.01–1.02 2003 г. − М., 2003. − С. 84–85.

23. Компаниец В.С., Бакаева Т.Н. Об использовании автоматизированной информационной системы для анализа напряженности трудового процесса // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 1998. - Т. 10. - № 4. - С. 60-60.

24. Красовский В.О. Роль физиологии труда в будущем развитии отечественной промышленной гигиены (Аналитический обзор) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. - 2008. - № 7. - С. 43-46.

25. Крушельницкая Я.В. Физиология и психология труда. – Киев.: УМКВО 1989. – 89 с.

26. Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; Под ред. Л.К. Хоцянова. — М.: Медицина, 1967 .— 335 с.

27. Марченко Т.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний. – М.: Медицина, 2008. – 272 с.

28. Методические указания по общей гигиене: для студентов медико-профилактического фак. Ч. 2 / А. С. Фаустов [и др.] .— Воронеж : Истоки, 2007 .— 129 с.

29. Мойкин Ю.В. Теоретические проблемы адаптации, работоспособности и утомления при различных видах трудовой деятельности. – М: НИИ гигиены труда и профзаболеваний, 1990. – 123 с.

30. Мунерман И.И. Физиология активности // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. - 1997. - Т. 2. - № 2. - С. 64-73.

31. Пинчук Н.В. Психоакустика и воздействие шума : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 540600 (050700) "Педагогика" / Н. В. Пинчук. - СПб.: Речь, 2007. - 120 с.

32. Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена: учебник / С. А. Полиевский, А. Н. Шафранская.— М.: Академия, 2009 .— 304 с.

33. Попов Ю.П. Охрана труда. – М.: КноРус, 2009. – 224 с.

34. Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко; Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. - 608 с.

35. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда // Под редакцией В. Ф. Кириллова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с.

36. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: учебное пособие для студ. / Ю.И. Савченков.— Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д ; Красноярск : Феникс: Издательские проекты, 2007 .— 443 с.

37. Солодков А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб .— М. : Терра-Спорт:Олимпия PRESS, 2001 .— 518 с.

38. Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

39. Федюкович Н.Н. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие для учащихся мед. училищ по специальности "Медицинская сестра" / Н.И. Федюкович .— 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2005 .— 415 с.

40. Физиология человека: Учебник для студ. вузов. специализирующихся в обл. медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова; Под ред Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина .— 3-е изд. — М.; Н. Новгород : Мед. кн.: Изд-во НГМА, 2001 .— 526 с.

41. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу // Под редакцией профессора С.В. Клаучека.- Волгоград, 2006.- 85 с.

42. Фролова А.В. Физиология человека: учеб. пособие / А. В. Фролова ; Воронеж. гос. техн. ун-т. — Воронеж : ВГТУ, 2008. – 215 с.

43. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – 464 с.

44. Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – 336 с.


[1] Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – с. 19.

[2] Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – с. 24.

[3] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 75.

[4] Крушельницкая Я.В. Физиология и психология труда. – Киев.: УМКВО 1989. – с. 73.

[5] Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены. – М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2005. – с. 38.

[6] См.: Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Р 2.2. 2006-05. М., 2005

[7] Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – с. 42.

[8] Леман Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; Под ред. Л.К. Хоцянова. — М.: Медицина, 1967. – с. 124.

[9] Агапова Е.Г. Физиология и психология труда. – Самара: Самар. экон. ин-т, 1991. – с. 73.

[10] Руководство по физиологии труда / Под ред.В.П.Зинченко;Акад.пед.и социальных наук,Моск.психол.-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1997. – с. 97.

[11] Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2009. – с. 86.

[12] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – с. 63.

[13] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. Издание 3. – М.: МПСИ, 2008. – с. 69.

[14] Гейц И.В. Охрана труда. – М.: Дело и Сервис, 2008. – с. 108.

[15] Гурфинкель В. С., Коц Я. М.; Шик М. Л. Регуляция позы человека.— М.: Наука, 1965. – с. 57.

[16] Методические указания по общей гигиене: для студентов медико-профилактического фак. Ч. 2 / А. С. Фаустов [и др.] .— Воронеж : Истоки, 2007. – с. 92.

[17] Марченко Т.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний. – М.: Медицина, 2008. – с.101.

[18] Мойкин Ю.В. Теоретические проблемы адаптации, работоспособности и утомления при различных видах трудовой деятельности. – М: НИИ гигиены труда и профзаболеваний, 1990. – с. 43.

[19] Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум, 2009. – с. 127.

[20] Донская Л. В. Исследование утомления в практике физиологии и гигиены труда. — В кн.: Физиология труда. Тезисы докладов 7-й Всесоюзной научной конференции по физиологии труда.— Л., 1978, с. 119.

[21] Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Белов В.М. и др. Концепция и структура профессионального здоровья // Актуальные вопросы физиологии умственного труда: Тез. докл. симпоз. Киев, 1993. С. 91

[22] Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. – М.: Высшая школа, 2007. – с. 69.

[23] Данько Ю. И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе. — В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта.— Л., 1969, с. 324

[24] Глыбин Л.Я. Гарантия долголетия. – М.: РГБ, 2004. – с. 17.

[25] Глыбин Л.Я. Гарантия долголетия. – М.: РГБ, 2004. – с. 23.

[26] Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Гайворонский, Г. И. Нечипорук, А. И. Гайворонский. — М.: Академия, 2006. – с. 89.

[27] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 64.

[28] Занина М.Я. Гигиеническая характеристика организации и условий труда // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 8. – С. 19.

[29] См.: Зинченко В.П. Физиология и психология активности // Успехи физиологических наук. - 2005. - Т. 36. - № 2. - С. 105.

[30] Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. – М.: Академия, 2009. – с. 38.

[31] Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена: учебник / С. А. Полиевский, А. Н. Шафранская.— М.: Академия, 2009. – с. 71.

[32] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 70.

[33] Фролова А.В. Физиология человека: учеб. пособие / А. В. Фролова ; Воронеж. гос. техн. ун-т. — Воронеж : ВГТУ, 2008. – с. 118.

[34] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. –СПб.: Питер. н. изд–во, 2001. – с. 50.

[35] Физиология человека: Учебник для студ. вузов. специализирующихся в обл. медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова; Под ред Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина .— 3-е изд. — М.; Н. Новгород : Мед. кн.: Изд-во НГМА, 2001. – с. 32.

[36] Большаков А.М. Общая гигиена: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – с. 81.

[37] Горшков С. И., Золина 3. М„ Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда.— М.: Медицина, 1974. – с. 96.

[38] Гора Е.П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС) Учеб. пособие для слушателей ФПК, аспирантов и студентов-биологов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: МГПИ, 1987. – с. 53.

[39] Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е.—М.—Л.: Медицина, 1974. – с. 74.

[40] Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: Учебное пособие к элективному курсу // Под редакцией профессора С.В. Клаучека.- Волгоград, 2006. – с. 70.

[41] Козловская И. Б. Физиология мышц и мышечной деятельности. – М.: ООО Фирма «Слово», 2003. – с. 46.

[42] Комин С.В., Рыжов А.Я., Оглоблин Д.Л., Шляпников М.Ф., Сурсимова О.Ю. К вопросу об управлении движениями кисти с произвольным и заданным ритмом // Физиология мышц и мышечной деятельности: материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 29.01–1.02 2003 г. − М., 2003. − С. 84


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности

1.1 Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

1.1.1 Классификация основных форм деятельности человека

1.1.2 Режимы труда и отдыха

1.2 Эргономика и инженерная психология

1.3 Рациональная организация рабочего места

1.4 Работоспособность – одно из основополагающих понятий физиологии труда

1.5 Характеристика труда работников клинико-биологических лабораторий

Выводы по главе

Глава 2. Методы исследования, применяемые в физиологии труда

2.1 Общие принципы организации исследований

2.2 Методы оценки физической работоспособности

2.3 Методы, оценивающие состояние ЦНС, ВНД, психические процессы.

2.4 Методы, оценивающие в динамике состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, АД, системы крови. Методика САН

Выводы по главе:

Глава 3. Результаты исследований

3.1 Цели и задачи исследования

3.2 Объекты и методы исследования

3.3 Полученные результаты и их обсуждение

Выводы по главе

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Актуальность. В настоящие время приоритетным является проблема охраны и укрепления здоровья работающего населения, прежде всего женщин, с целью сохранения трудового потенциала и создания условий для экономического развития страны. Социальный эффект этих мероприятий велик, поскольку наибольшее число работающих находится в репродуктивном возрасте. Это подтверждается международными документами. ВОЗ в 2004 г. принял Глобальную стратегию по репродуктивному здоровью и Резолюцию о семье и здоровье, а в 2007 г. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 г.г. По этим вопросам МОТ принял Конвенцию 183 об охране материнства (2000 г.) и Конвенцию 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала (1977 г.) как массовой категории медработников, требующих особой социальной защиты.

В России есть отрасли, в которых преобладает труд женщин, и значительная часть из них работают в контакте с производственными вредностями. Поэтому важно совершенствование системы мероприятий по охране труда и здоровья женщин, занятых во вредных, тяжелых и опасных работах.

В России в здравоохранении заняты более 3 млн. человек среди них 85 % женщины; большая часть медицинских работников находится в репродуктивном возрасте. Профессиональная заболеваемость в здравоохранении в 30 раз выше, чем в других отраслях экономики, и имеет тенденцию к росту с темпом на 8-9 % в год. С хроническими заболеваниями на диспансерном учете состоят 33 % медицинских работников.

В последние годы интенсивно развивается методология профессионального риска в медицине труда (Измеров Н.Ф. и др., 1993; Измеров Н.Ф. и Денисов Э.И., 2003); ее также применяют для разработки гигиенических требований (Головкова Н.П., 2007) с целью обоснования профилактических мероприятий. Внедряются подходы доказательной медицины (Флетчер Р. и др., 1998; Власов В.В., 2001; Гринхальх Т., 2004), разработаны принципы доказательности в медицине труда (Денисов Э.И., Чесалин П.В., 2007). Появляются работы по оценке профессиональной обусловленности нарушений здоровья работников (Ба-шарова Г.Р., 2000 и др.).

Существуют два вида производственной деятельности человека: физическая и умственная.

Физическая деятельность определяется, в основном, работой мышц, к которым в процессе работы усиленно приливает кровь, обеспечивая поступление кислорода и удаление продуктов окисления. Этому способствует, во-первых, активная работа сердца и органов дыхания. Так, частота сердечных сокращений, которая в состоянии покоя составляет 65-70 сокращений за минуту, при выполнении тяжелых работ может увеличиться до 150-170. Легочная вентиляция, которая составляет 6-8 литров воздуха в минуту в состоянии покоя, может достичь 150 л/мин во время тяжелой физической работы. Значительные физические нагрузки способствуют существенным изменениям и в некоторых других органах и системах организма человека.

Мышечная работа имеет статистический и динамический характер. При статистической работе увеличивается обмен веществ, затраты энергии, но в меньшей мере, чем при динамической работе. Особенность статистической работы - это ее выраженное утомляющее действие, обусловленное длительным сокращением и напряжением мышц и отсутствием условий для кровообращения. Динамическая работа менее изнуряющая, если учесть, что сокращение и напряжение мышц имеют прерывный характер. Чередование напряженной работы мышц и отдыха способствует полноценному кровообращению.

Работоспособность человека при физической работе зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности человека, степень натренированности, физического развития, профессиональной подготовки.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств. При умственной работе замедляется частота сердечных сокращений, поднимается кровеносное давление, ослабляются обмены веществ, уменьшается снабжение крови в конечности и увеличивается в мозг (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя). Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов слуха и зрения. По сравнению с физической деятельностью при отдельных видах умственной деятельности (работа конструкторов, операторов ЭВМ, учеников и преподавателей) напряженность органов чувств увеличивается в 5-10 раз. Это способствует более жестоким требованиям относительно уровней шума, освещенности именно при умственной деятельности.

Несмотря на существенные отличия, разделение трудовой деятельности на физическую и умственную довольно условно. С развитием науки и техники, автоматизации и механизации трудовых процессов, граница между ними все более сглаживается.

Изучение функций организма при работе и спортивных нагрузках представляет собой область прикладной физиологии, тесно связанную с экологической физиологией и не ограниченную лишь анализом возникающих в ходе трудовой или спортивной деятельности физических рабочих нагрузок и их влияния на человека.

Цель работы – изучение характера и степени влияния условий производственной среды и трудового процесса на функциональное состояние организма и устойчивость профессионально значимых психофизиологических характеристик работников; физиолого-гигиеническая характеристика труда работников клинико-биологических лабораторий.

Задачи исследования:

1) дать характеристику физиолого-гигиенических аспектов трудовой деятельности; определить ведущие проблема эргономики и работоспособности;

2) рассмотреть методы исследования, применяемые в физиологии труда: в частности, методы, оценивающие состояние ЦНС и сердечно-сосудистой системы;

3) определить цели и задачи исследования;

4) оценить показатели результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) проведена оценка физиолого-гигиенического состояния труда работников клинико-биологических лабораторий для определения оценки степени и характера влияния условий производственной среды и трудового процесса на функциональное состояние организма работников аптек;

2) научно обоснована система комфортных условий труда работников здравоохранения.

Практическая значимость работы. Исследования, выполненные в ходе проведения настоящей работы, позволят научно обосновать комплекс мероприятий по совершенствованию системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранению здоровья работников здравоохранения, в частности у работников клинико-биологических лабораторий.

Структура и объем работы. Работа изложена на 78 страницах машинописного текста, и состоит из введения, аналитического обзора темы, описания методов, объема и организации исследований, главы результатов собственных исследований, обсуждения результатов исследований, выводов. Список литературы содержит 44 источника. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

 



Глава 1. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности

Дата: 2019-12-10, просмотров: 349.