3Цар.16:33 . И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою].
Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия, Ахава: (LXX: Αχαάβ, слав.: "Ахаав") крайнее нечестие этого царя. Отдельные события его царствования излагаются ниже: гл. XVII – XXII; здесь же (3Цар. 16:30–33) делается общее введение к повествованию о царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для Израильского царства, как и сношения Соломона с Хирамом – для царства Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского царя Ефваала (евр.Етбаал , у И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 13, 1–2; прот. Апиона 1–εἰθώβαλος), бывшего жрецом Ваала и Астарты, – ввел в Израильском царстве формальное отправление культа Ваала18 (евр. (габ.) Баал,господин, владыка). Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим , солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи (Ис. 17:8; 2Пар. 34:4) – из золота, смарагда (в храме Тирского Ваала – Мелькарта стояли две таких статуи – одна из золота, другая из смарагда. Herodot, II, 44); 2)маццебот – статуи или вообще памятники из камней, а также деревянные стелы (Лев. 26и др.): такую стелу (евр. маццеба ) сделал Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее (4Цар. 3:2); впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем (4Цар. 10:26–27); 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств, посвящались капища и храмы (Суд. 9:4, 46;3Цар. 16:32; 4Цар. 10:21, 25, 11:18; 2Пар. 23:17). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии (ст. 32), вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности (Откр. 2:20). Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту – Ашеру (ср.3Цар. 14:15), которой посвятил особую статую с рощей при ней (ст. 33). Как широко развит и как сложно организован был введенный в Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты – Ашеры (3Цар. 18:19).
3Цар.16:34 . В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина.
Показателем нечестия народного в Израильском царстве явилось и богопротивное, вопреки заклятию Иисуса Навина (Нав. 6:25), восстановление или собственно укрепление (ср. 3Цар. 11:27, 12:25) Иерихона (он и ранее, напр., при Давиде не был необитаем), (2Цар. 10:5), неким Ахиилом из Вефиля, причем над этим нарушителем клятвы во всей точности сбылось грозное слово Иисуса Навина о гибели первенца строителя и младшего сына его. Иерихон (евр. йерихо , LXX: ᾿Ιεριχώ, Vulg.: Iericho), лежащий недалеко от Иордана на правом берегу его, близ Мертвого моря, в области Вениаминова колена (Нав. 18:21), но теперь принадлежавший Израильскому царству (4Цар. 2:5, 18), славился плодородием, бальзамом, розами, пальмами (почему и назывался ир гатамарим,город пальм) (Втор. 34:3; Суд. 1:16, 3:13). По своему положению Иерихон был ключом святой земли, занятие которого отдавало всю Палестину в руки евреев (Нав. 2:1, 24, 6:1) и вместе было началом победы религии и истинного Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве, совершился резкий поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и Астарты, ст. 31–33), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря которому некогда пал Иерихон 19. Таким образом, замечание ст. 34, имея тесную связь со ст. 31–33, вместе образует переход к повествованию об обличителе Ахава пророке Илии, (3Цар 17:1) и сл.
* * *
17
Так называлась в больших домах часть, возвышавшаяся над общим уровнем здания. В домах богатых мирных жителей в этой части, как наиболее безопасной, помещались женщины; в домах, могущих подвергаться нападениям, эта часть составляла укрепленное место, последнее убежище (проф. Гуляев, с. 258). Ср. Fr. Botrther, Neue exegetisch – kritische Aerenlese zum Alten Testament Leipzig. 1864, II, s. 100. R Kittel. Die Bucher der Konige. Gottingen. 1900, s. 131. I Benzinger. Die Bucher der Konige. Tubingen. 1899, s. 103
18
О культе Ваала см. Movers, Religion der Phonic., s. 184. Кейль, Руководство к библейской археологии, рус. перев. (Киев 1871), ч. I. с. 571 сл. М. Пальмов, Идолопоклонство у древних евреев. Спб. 1897, с. 217–234. О хамманим и маццебот – у проф. А. А Олесницкого, Мегалитические памятники святой земли, Спб., 1895, с. 60–78
19
По Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 553), Иерихон, вновь разрушенный римлянами, был восстановлен опять, и этот 3-й город существовал в их время, причем сохранялись и остатки двух первых городов. Теперь – Ериха, в 6 часах к югу от Иерусалима
Дата: 2019-12-09, просмотров: 209.