Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

Третья книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)         

                                                          Глава 16

Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8–33. Другие цари Израильские, современные Асе Иудейскому: Ила (8–10), Замврий (10–15), Фамний (21–22), Амврий (23–28) и Ахав (29–33). 34. Неугодное Иегове восстановление Иерихона.

3Цар.16:1 . И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе:

Цар.16:2 . за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими,

3Цар.16:3 . вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова;

Цар.16:4 . кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные.

3Цар.16:5 . Прочие дела Ваасы, всё, что́ он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских.

Цар.16:6 . И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него.

3Цар.16:7 . Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что́ он истреблен был.

Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка "Иуя" (евр. Йегу , Vulg.: Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских (4Цар. 9:2), встречается только в данном месте и (2Пар. 19:2), ср. (2Пар. 20:34); вероятно, отец пророка Ииуя Анания (3Цар. 16:1) – одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу (2Пар. 16:7–10). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3–4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии – на дом Иеровоама (3Цар. 14:10–11) и пророка Илии – на дом Ахава (3Цар. 21:23–24).

3Цар.16:8 . В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы, над Израилем в Фирце, и царствовал два года.

Цар.16:9 . И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце,

Цар.16:10 . тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, в двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него.

Два года царствования 4-го израильского царя Илы были неполные (ср. ст. 10, 15). 3аговорщик 3амврий, начальник половины царской конницы (ср. 3Цар. 9:19, 10.26), воспользовался опьянением Илы на пиру у некоего царедворца Арсы, а также (ср. И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 12, 4) отсутствием царских военачальников и войск, направленных для осады Гавафона (ср. ст. 15) и (3Цар. 15:27).

Цар.16:11 . Когда он воцарился и сел на престоле его, то истребил весь дом Ваасы, не оставив ему мочащегося к стене, ни родственников его, ни друзей его.

Цар.16:12 . И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрек о Ваасе чрез Иуя пророка,

Цар.16:13 . за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его, которые они сами делали и которыми вводили Израиля в грех, раздражая Господа Бога Израилева своими идолами.

Цар.16:14 . Прочие дела Илы, все, что он сделал, описано в летописи царей Израильских.

Цар.16:15 . В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский.

При второй революции в Израильском царстве Замврием было произведено еще более решительное истребление низложенной династии Ваасы, чем как поступил Вааса по отношению к династии Иеровоама (3Цар 15.29). Царствование Замврия продолжалось лишь 7 дней – пока не дошел об этом слух до войска израильского, осаждавшего Гавафон, которое немедленно провозгласило царем военачальника Амврия (евр. Омри ).

Третья книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)         

                                                          Глава 16

Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8–33. Другие цари Израильские, современные Асе Иудейскому: Ила (8–10), Замврий (10–15), Фамний (21–22), Амврий (23–28) и Ахав (29–33). 34. Неугодное Иегове восстановление Иерихона.

3Цар.16:1 . И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе:

Дата: 2019-12-09, просмотров: 19.