Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Четвертая  книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

  

Глава 16

Царствование Ахаза, 12-го царя иудейского (ср. 2Пар.28) 1–4. Общий (языческий) характер царствования Ахаза. 5–9. Нашествие царей сирийского и израильского на Иудею и данничество Ахаза царю ассирийскому. 10–14. Новый жертвенник в Иерусалимском храме, устроенный Ахазом по образцу Дамасского. 15–18. Другие введенные Ахазом изменения в Иерусалимском храме и культе в угоду царю ассирийскому. 19–20. Смерть Ахаза и воцарение Езекии.

Цар.16:1 . В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.

Цар.16:2 . Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его,

4Цар.16:3 . но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,

Цар.16:4 . и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.

Xронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет царствования, след., смерть в возрасте 36 лет (2 ст.), представляет то затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду (4Цар 18.2), след. родился у Ахаза, когда ему было 10–11 лет. Эту несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским (ст. 3) или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греч. кодд. у Гильмеса 11: 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158, 236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. слав, перев. ), состояло не во введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того времени (4Цар 15.37 и д. ) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми царями нарушении основного теократического закона безусловной верности Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава (3Цар 16.32; 4Цар 3.2, 10.26), чистым язычеством, как культом Ваала (2Пар 28.2), и Молоха (ст. 3,2Пар 28.3). Хотя о последнем прямо не упоминает данное место 4 Цар, но параллельное место (2Пар 28.3) определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь Молоха (сн. 4Цар 23.10; Лев. 18.21;Иер 32.35 и др. Ср. И. Флав. Иуд.Древн. 9:12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. Чис 31.33), – обычае весьма, правда распространенном в древности в Передней Азии, Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций, Спенсер, проф. Гуляев и др.) не позволяют общий смысл места (характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (см. Толков. Библию, т. I, с. 207–209; сн. М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 257 и д. ). Свойственный семитам обычай приносить человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические моменты (ср. 4Цар 3.27), мог и у евреев особенно поддерживаться под влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога (Мих 6.7).

Цар.16:5 . Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли.

Цар.16:6 . В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.

Цар.16:7 . И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.

Цар.16:8 . И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.

Цар.16:10 . И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.

Цар.16:15 . И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.

Четвертая  книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

  

Глава 16

Царствование Ахаза, 12-го царя иудейского (ср. 2Пар.28) 1–4. Общий (языческий) характер царствования Ахаза. 5–9. Нашествие царей сирийского и израильского на Иудею и данничество Ахаза царю ассирийскому. 10–14. Новый жертвенник в Иерусалимском храме, устроенный Ахазом по образцу Дамасского. 15–18. Другие введенные Ахазом изменения в Иерусалимском храме и культе в угоду царю ассирийскому. 19–20. Смерть Ахаза и воцарение Езекии.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 231.