Бронзовый век Урала и Западной Сибири (ташковская АК, сейминско-турбинский феномен, черкаскульская, атлымская АК и др.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«культура боевых топоров» - совокупность культур, признаками 1) каменные сверленые топоры-молоты, имеющие с одной стороны лезвие, а с другой — плоский боек, отчего их вид напоминает сверху очертания лодки 2) сверленым топорам часто сопутствует округлая, иногда шаровидная керамика со шнуровым орнаментом, которая также представляет собой атрибут «культур боевых топоров».

Ташковская АК - археол. культура эпохи бронзы, названа по пос. Ташково II. Относится к нач. бронз.в. - первой трети II тыс. до н.э., занимает компактную тер. Нижнего Притоболья. Осн. пам. - пос., расположены в басс. рр. Иски, Туры, Исети, Ука - притоков р. Тобол. Выделяются три осн. группы пам.: тюменская (оз. Ипкуль, оз. Андреевское, р. Дуван), ташковская (пр. берег р. Исети), заводоуковская (р. Ук). Т.К. сложилась в результате взаимодействия культур пришлого степного нас.и заур. энеолитических (липчинской, андреевской), однако ее генетические истоки отчетливо не прослеживаются. Важнейшими факторами, оказывавшими влияние на облик культуры, явились переход к оседлому образу жизни, освоение металлообработки и придомного жив-ва. Пос. Т.К. неукрепленные, пл. от 1000 кв. м до 3500 кв. м, в т.ч. с круговой планировкой, жилища пл. от 25 до 50 кв. м, бревенчатые, слабоуглубленные, одноочажные, за искл. ц. жилища на пос. Ташково II (с тремя очагами). На пос. обычной находкой являются обломки тиглей, металлических предметов, ошлакованных сосудов. Совершенны орудия из камня на отщепах и пластинках, оформленные сплошной двусторонней ретушью, в т.ч. - косоструйчатой, выполненной металлическим инструментом (наконечники стрел, дротиков, охотничьи ножи, скребки, топоры, долота, скобели и т.п.). Посуда плоскодонная, с орнаментом по всей внеш. поверхности, выполненным по методу отступающей палочки, шагающей и протащенной гребенки, оттисков гребенчатого штампа, ямочных вдавлений. На нек-рых сосудах, особенно ташковской группы, по шейке - налепные валики. Х-во комплексного типа, сочетающее присваивающие формы с производящими. Нас.также занималось деревообработкой, плетением (рыболовные сети), ткачеством (найдены керамические пряслица для натягивания нитей от вертикального ткацкого станка и каменные ножи для срезания растений с твердым стеблем).

Се́йминско-ту́рбинский межкульту́рный (транскульту́рный) фено́мен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э.

Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории лесостепной полосы Евразии, протянувшейся от Финляндии до Монголии. Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур Северной Евразии. Фактически все основные сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших рек, однако до сих пор неизвестны поселения, которые были бы связаны с этими могильниками воинов-кочевников, владевших металлообработкой, использовавших конницу и двухколёсные колесницы. Сложение феномена происходило, по-видимому, на основании синтеза двух компонентов: «алтайского» (степи, лесостепи и предгорья Алтая) — племён металлургов и коневодов, и «таёжного» — племён подвижных таёжных охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, с которыми связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита. Носители сейминско-турбинского феномена были недостаточно сильны, чтобы нападать на существовавшие тогда развитые культуры бронзового века, например, в Средней Азии. Ранее существовавший термин «сейминско-турбинская культура» признан несостоятельным, поскольку сейминско-турбинские бронзовые изделия одновременно охватили большой регион с совершенно различными археологическими культурами, и достаточно быстро исчезли, тогда как культуры продолжили существование.

ЧЕРКАСКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, культура бронзового века (15–12 вв. до н. э.). Выделена К. В. Сальниковым по результатам раскопок поселения Черкаскуль в Каслинском р-не Чел. обл. Терр. распространения черкаскульских памятников считается горно-лесная зона Зауралья, следы поздних этапов проникновения черкаскульского населения, обнаруж. в Приуралье, степях Зауралья, Сев.и Центр. Казахстане и даже на Алтае. Для поселений выбирались площадки на мысах и речных террасах выс. не более 4–5 м от уровня воды. Площадь нек-рых достигает 15 тыс. м2, большинства же – всего неск. сот м2. В пределах одного памятника выделяются единичные строения небольшого размера типа прямоугольной полуземлянки со столбовыми конструкциями, снабж. выходом коридорного типа в углу, и перекрытием, к-рое опиралось на 4 столба в центре. Типичны для Ч. к. бронз.наконечники копий с ромбич. стержнем, вислообушные топоры, орнаментированные кельты, крюкастые серпы, ножи-кинжалы, иглы и шилья. Большая часть металлич. инвентаря ввозилась извне. Свидетельствами местного металлург.пр-ва служат кам. литейные формы для изготовления кельтов, втульчатых орнаментированных долот. Прочий инвентарь немногочислен – кам. наконечники стрел, скребки, грузила, глиняные доски (“прясла”) и пр. Отличит.признаки черкаскульской посуды: наличие примеси талька в керамике и плавно профилированная горшечная форма сосудов. Плоское дно обычно имеет закраину, иногда поддон. Геометрич. орнамент (тре­угольники, горизонт.зигзаги, меандры, ромбы, “уточки”) наносился гладким, реже гребенчатым штампом. Характерная особенность – использование желобчатых линий для выделения орнамент. Зон.

Атлымская культура названа по ключевому памятнику — поселению Малый Атлым-I, расположенному на окраине одноименного поселка в центральной части Нижнего Приобья.
А. к. сформировалась в XII—X вв. до н. э. в глубинных таежных районах Нижнего Приобья. Ее прародина — территория Белогорского материка, протянувшегося вдоль правого берега Оби от устья Иртыша до разделения Оби на Малую и Большую. Первоначально имела облик типичной культуры таежных охотников и рыболовов. Каменная индустрия характеризовалась господством ретушированных орудий из отщепов, набор которых невелик: скребки, наконечники стрел. Керамика представлена слабо профилированными плоскодонными сосудами горшковидной, реже — баночной формы со слегка отогнутым венчиком. Орнамент нанесен по всей боковой поверхности, иногда украшалось и днище. Имеет два основных элемента: круглая ямка и различные вариации оттисков крестового штампа.
На рубеже II и I тыс. до н. э. в хозяйстве и культуре атлымцев происходят существенные изменения. В инвентаре ведущее положение занимают орудия, связанные с рыболовством и обработкой металла. Грузила и якоря двух типов: сверленые и с перехватом, плохо обработанные, но очень многочисленные. Среди них много тяжелых, не встречавшихся в предшествующее время, что, скорее всего, свидетельствует о появлении новых видов сетей для промысла на большой реке. На каждом памятнике встречаются бруски из камня правильной формы с желобками у торцевых граней и без них, которые служили оселками для заточки и правки орудий, в т.ч. металлических. В керамике приходят горшки с небольшим дном, раздутым туловом и характерной дугообразно вытянутой шейкой. Орнамент усложняется: наряду с мотивами из простых и сложных зигзагов, треугольников и ромбов, выполненных в технике штампованного косого креста, широко применяются зоны елочных композиций гребенчатого штампа и замысловатые меандровые узоры
В самом начале I тыс. до н. э. атлымцы освоили район среднего течения Оби в пределах подзоны средней тайги (Сургутское Приобье). Только на Барсовой горе известно около 20 памятников. С выходом на Среднюю Обь завершается второй этап в культурогенезе атлымцев.
Часть атлымского населения оказалась вне основных тенденций развития культуры. Будучи вытесненной с Оби на запад, в районы Приполярного Зауралья, она сохраняла консервативный экономический уклад и специфическую крестово-ямочную и крестово-струйчатую керамику. Движение именно этой группы атлымцев на юг, вдоль восточных склонов Урала, привело к возникновению гамаюнской культуры. Вопрос о дальнейшей исторической судьбе носителей крестовой керамики связан с проблемой генезиса кулайской культуры раннего железного века. Прямое типологическое сходство между крестовой и кулайской керамикой отсутствует вовсе или оно крайне незначительно. Тем не менее прототипы едва ли не самых ярких явлений кулайской культуры (ажурное плоское литье, протокулайские бронзовые наконечники стрел) находятся именно в среде носителей крестовой керамики. Неслучайным представляется почти полное совпадение ареалов двух общностей и тождество направлений миграционных процессов.

 





Дата: 2019-12-09, просмотров: 262.