Цар.7:21 . И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3Цар.7:22 . И над столбами поставил венцы, сделанные наподобиелилии ; так окончена работа над столбами.

Первое монументальное произведение Хирама: две монументальные медные колонны в притворе или на паперти храма, по имени Иахин (имя правой колонны) и Воаз (левой). Из данного раздела, в снесении с параллельными повествованиями ( (2Пар. 3:15–17; ср. 1Пар. 18:8; 2Цар. 8:8; 4Цар. 25:13, 16; Иер. 52:20–23;Иез. 40:48); И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 3, 4), открываются следующие данные о внешнем виде или архитектуре каждой из этих колонн, а также и их религиозно-национальном значении. Обе колонны, как и «медное море» и др. сосуды, сделаны были из меди, некогда взятой Давидом в добычу в войне с сирийцами (1Пар. 18:8). Высота каждой колонны равнялась 18 локтям (по (2Пар. 3:15) – 35 локтям, но, вероятно, включительно с постаментом колонны), т. е. 8 метр. 71 сантим. ­­ ок. 11 арш. с лишком: объем или окружность – 12 локтей ­­ 5 метр. 806 миллим, или ок. 8 арш., след. в диаметре ок. 4 локтей (по И. Флавию: соответственно – 3, 82 л. ­­ 1 метр. 84 сантим. ). Толщина стенок каждой колонны – 4 перста, внутри та и другая колонны были пустые. По LXX ст. 15, колонны не были гладкими, но с углублениями величины 4-х пальцев: τεσσάρων δακτύλων τὰ κοιλώματα, слав.: «четырех перстов вглубления», т. е. с продольными линиями. Сверху на каждой колонне имелась капитель (евр. котерет, LXX: ἐπιθεμα, слав.: "возложение", русск.: "венец») в 5 локтей (по (4Цар.25:17) – 3 локтя) вышины, так что общая высота колонны была 23 локтя (­ 11 метр. 13 сантим. ­­ ок. 17 арш. ). Нижняя часть капителей была выпуклой, чревообразной, верхняя представляла лилиеобразную чашечку. На верхнем и нижнем концах этой части расположены были два ряда, по 100 штук в каждом, гранатовых яблок с сетчатыми цепочками для укрепления. Обе колонны, надо полагать, были именно самостоятельными монументами, стояли независимо от притвора (а не составляли часть самого притвора, служа его подпорами, как полагали Тений, Дистель, Гитцаг, Вопоэ, Пэн, Новакк). По (2Пар. 3:15) обе колонны стояли "пред (евр. лифне ) домом ( храмом)», и самый образ выражения ст. 21 (2Пар. 3:17)"поставил" (евр. геким ), устойчиво водрузил, – приложимо только к самостоятельной колонне (ср. (Лев. 26:1; Втор. 27:2, 4) и др.). Особенно же самостоятельное монументальное значение обеих колонн видно из того, что каждая из них носила нарочитое название: правая – Иахин, левая – Воаз. Названия эти во всяком случае говорят о важном теократическом и национальном значении обеих колонн, но точный смысл их нельзя установить с несомненностью. Хотя оба названия в Ветхом Завете встречаются в качестве собственных имен лиц: первое – как имя нескольких лиц в коленах Симеоновом (Быт. 46:10; Исх. 6:15;Чис. 26:12) и Левиином (1Пар. 9:10, 24:17), а второе в евр. Библии тождественно с именем известного из истории Руфи праотца Давида Вооза (Руф. 2:1), однако посвящение колонн этим лицам (особенно одному из малоизвестных Иахинов) маловероятно (Таргум к (2Пар. 3:17) отождествляет имя левой колонны с именем Вооза). Столь же мало основательно видели в тех названиях имена строителей храма (Гезениус), сыновей Соломона (Эвальд) или же неисторические имена Давида и Соломона (Абарбанель). Напротив, за нарицательное значение обоих названий говорит уже авторитет LXX-ти, которые в (2Пар. 3:17) передают евр. Иахин , Боаз нарицательными терминами:κατόρθωσις, ισχύς, слав.: «исправление», "крепость". В этом смысле, соединяя оба названия в одно суждение (предположение некоторых ученых, будто оба названия составляли одну целую надпись, библейским текстом, впрочем, не оправдывается), получим такую мысль: «да стоит (храм) непоколебимо, крепостью» или (если гл. кунвзять в ф. Гифил): «да утвердит (Иегова – храм) силою Своею» (ср.3Цар. 8:13; Ис. 14:24). Являясь непосредственно пред национальным святилищем Израиля, колонны Иахина и Вооза свидетельствовали о наступлении нового, высшего периода в истории ветхозаветной теократии, святилища и народа Божия. Ввиду основания прочного, неподвижного храма Иеговы в Израиле и утверждения политического могущества и глубокого мира среди него, колонны эти являлись как бы национально-религиозным флагом, храмом культа и теократии среди всех народов древности. Этим уже исключается сближение Иахина и Вооза с разного рода языческими монументами: египетскими сфинксами (у Випоэ), финикийскими статуями Геракла и Сатурна (Моверс, Фатке), наконец, с культами Ваала и Астарты (Гипляни). Ср. у проф. А. А. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 254–288.

3Цар.7:23 . И сделал литое из меди море, – от края его до края его десять локтей, – совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом.

3Цар.7:24 . Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда;подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем.

3Цар.7:25 . Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него.

3Цар.7:26 . Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало две тысячи батов.

(Ср. 2Пар 4.2–5). Новой принадлежностью храма и вторым грандиозным произведением Хирама было так называемое медное или "литое" море иам муцак ), т. е. названным морем по обширности (по И. Флавию, Иудейские Древн. VIII, 3, 5.) ἐκαλήθη... θάλασσα διὰ тоμέγεθος) бассейн во дворе храма, между жертвенником всесожжения и Святым, ближе к югу, 10 локтей в диаметре, 30 локтей (по LXX иблаженному Феодориту, – 33) в окружности и 5 локтей высоты, вмещавший 2 000 (по (2Пар. 4:5) – 3000) батов воды. Отношение окружности и диаметра в указанных цифрах (30 и 10 л.) не представляется математически точным (при диаметре 10 локтей окружность равна 3125 или 31416 локтей; при окружности 30 локтей диаметр равен 9174314 локтей) и возбуждало много споров в среде археологов-библеистов. Но понятно, священные писатели не могли затруднять речь свою дробями и указывали лишь целые числа; возможно также, что диаметр и окружность определены в тексте независимо одно от другого, потому что в разных местах сосуда окружность его изменялась. В зависимости от этого обьясняют (напр., Ляйтфут, митр. Филарет) неодинаковое определение вместимости"медного моря» – в 2000 батов (по кн. Царств) или в 3000 батов (по (2Пар.4:5) ): последняя дата могла обозначать полную вместимость медного моря до самых краев, а первая, – сколько обычно наливалась. Форма бассейна – не цилиндрическая, как полагали некоторые, а имела вид чашечки распустившейся лилии (ст. 26), и, кроме того, имела выпуклую средину – наподобие бокала. По Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 5) и блаженному Феодориту (вопр. 24), медное море имело вид полушария (ήμισφαίριον). Под краями медного моря одним литьем с ним были сделаны два ряда шаров наподобие колокинтов, по 10 шаров на локоть (по (2Пар. 4:3) ), эти барельефы представляли волов). Бассейн держался на 12 колоссальных изображениях медных волов, задняя часть которых была обращена к центру, а головы волов, по три вместе, обращены были во все четыре страны света; высота фигур волов, вероятно, равнялась натуральной высоте этих животных. По значению своему эти изображения могли напоминать волов, некогда перевозивших скинию в пустыне, и вообще были уместны во дворе храма, представляя главный жертвенный материал для близ стоявшего жертвенника всесожжений (А. А. Олесницкий, с. 326), менее всего они имели отношения к языческим предметам культа (мнение И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5).

Назначение медного моря – служить умывальницей для священников (2Пар. 4:6). По преданию, священники пользовались водой моря снизу, при помощи кранов или отверстий – или в пастях волов, или в стенке самого бассейна, между группами волов (А. А. Олесницкий, cтс. 327–328). Нечто подобное медному морю представляет однородный финикийский сосуд «Амафонское море», открытый на Кипре и с 1866 года находящийся в Луврском музее.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 286.