Содержание
Введение……………………………………………………………………….……4
1. Основные показатели уровня зимнего содержания автомобильной
дороги………………………………………………………………………..4
2. Анализ природно-климатических условий зимнего содержания дороги..5
3. Организация защиты дороги от снежных заносов…………...……………7
3.1 Определение объема снегоприноса…………………………………..7
3.2 Оценка снегозаносимости участков автомобильной дороги……..…10
3.3 Выбор снегозадерживающих устройств…………………..………….12
4. Организация работ по очистке дороги от снежных отложений……...…12
4.1 Разработка технологических схем очистки дороги от снежных отложений…………………………….……………………………………..12
4.2 Определение периодичности удаления снега с проезжей части…....16
4.3 Определение состава отрядов по очистке дороги от снежных отложений………………………………..……………………………………..18
5. Разработка основных мероприятий и технологии борьбы с зимней скользкостью……………………………………………………………….20
5.1 Выбор метода борьбы с зимней скользкостью……………..………..20
5.2 Определение мест дислокации баз противогололедных материалов…………………………………………………………………….....22
5.3 Разработка организации и технологии ликвидации зимней скользкости……………………………………………………………………….23
6. Охрана труда и окружающей среды…………………………………...….26
Литература……………………………………………….………….….27
Приложение 1…………………………..………………………………28
Введение
В практической работе должны быть рассмотрены следующие вопросы:
-определение основных показателей уровня зимнего содержания автомобильной дороги согласно нормативным документам;
-анализ природно-климатических условий зимнего содержания дороги;
-организация защиты дороги от снежных заносов;
-организация работ по очистке дороги от снежных отложений;
-разработка основных мероприятий по борьбе с зимней скользкостью;
-составление схемы зимнего содержания дороги.
Практическая работа должна включать расчётно-пояснительную записку и графическую часть:
1) дорожно-климатический график;
2) схему организации зимнего содержания дороги;
3) чертежи технических, технологических и организационных решений по защите дороги от снежных заносов, очистке от снежных отложений и борьбе с зимней скользкостью.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Зимние условия характеризуются низкой температурой воздуха, снегопадами и метелями, формирующими снежные отложения, а также зимней скользкостью в сочетании с короткой светлой частью суток. Это наиболее сложный период года для эксплуатации автомобильной дороги и организации бесперебойного и безопасного движения автомобилей со скоростями, установленными для данной категории автомобильной дороги. Первоочередное внимание должно уделяться предупредительным мерам по недопущению образования на проезжей части снежных и ледяных отложений или скорейшему их удалению.
Для выполнения указанных требований дорожная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания, основными показателями которого служат: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги, допустимая толщина рыхлого и уплотненного слоя на проезжей части и на обочинах, сроки очистки дороги от снежных отложений и ликвидации зимней скользкости.
По уровню зимнего содержания все дороги делятся на три группы:
Группа А - дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;
Группа Б - дороги с чистой серединой проезжей части;
Группа В - дороги с уплотнённым снегом на проезжей части.
За высший уровень зимнего содержания можно принять обеспечение чистой сухой поверхности дороги, при котором толщина слоя снега на покрытии во время метелей и снегопадов не превышает 5 мм, а срок его удаления так же как удаления гололёда и зимней скользкости не превышает 1 ч после окончания снегопада, метели, гололёда.
АНАЛИЗ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЗИМНЕГО
СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГИ
По данным региональных метеостанций, приведённым в справочниках по климату, СНиП и других источниках, устанавливают для района прохождения дороги:
среднемесячную температуру воздуха[1];
среднемесячные скорости ветров и их повторяемость по направлениям[1];
среднемесячное количество осадков в мм воды и их продолжительность[1];
среднюю декадную высоту снежного покрова и наибольшую
декадную высоту снежного покрова 5%-ной обеспеченности[1];
количество случаев образования зимней скользкости [2];
средние даты начала и окончания периода образования зимней скользкости, а также его продолжительность [2].
На основании этих данных строят дорожно-климатический график (рис. 2.1) и эпюру повторяемости ветров по восьми румбам за зимний период (рис. 2.2). Зимним считают период с устойчивой среднесуточной температурой воздуха ниже О°С [3, 4].
Рис. 2.1. Дорожно-климатический график района расположения дороги
Рис. 2.2. Роза ветров
ЗАНОСОВ
ОТЛОЖЕНИЙ
Материалов
При разработке технологии борьбы с зимней скользкостью необходимо определить количество распределителей противогололёдных материалов, которое зависит от директивного срока ликвидации зимней скользкости и дислокации баз противогололёдных материалов.
При размещении баз противогололёдных материалов следует руководствоваться экономически целесообразными расстояниями между ними (табл.5.2) с учётом планируемого способа борьбы. При наличии вдоль дороги нескольких баз хранения противогололёдных материалов определяют границы действия каждой базы. Для этого в масштабе вычерчивается схема дороги и подъездов от баз к ней (рис.5.1). Затем под углом к горизонту 45° проводят лучи от места положения баз до их взаимного пересечения между смежными базами. Проекции точек пересечения лучей на условную ось дороги и будут являться границами действия баз.
Для каждой базы в пределах границ её действия рассчитывают требуемое количество пескоразбрасывателей или распределителей противогололёдных материалов. При этом выделяют левое и правое плечо работы распределителей (рис.5.1).
Таблица 5.2 - Экономически целесообразные расстояния между базами противогололёдных материалов
Исходный материал | Число полос движения | Сроки ликвидации зимней скользкости, ч | |||||
Пескоплясная смесь (расход 0,30 кг/м2) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | 25 | 30 | 35 | 35 | 40 | 40 | |
3 | 20 | 25 | 25 | 30 | 30 | 30 | |
4 | 15 | 20 | 25 | 25 | 25 | 30 | |
6 | 15 | 15 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
8 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 20 | |
Химические вещества (расход 0,04 кг/м2) | 2 | 65 | 80 | 90 | 95 | 100 | 100 |
3 | 50 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | |
4 | 45 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | |
6 | 35 | 45 | 50 | 50 | 55 | 60 | |
8 | 30 | 35 | 40 | 45 | 45 | 50 |
Рис. 5.1. Схема определения границ зон действия баз противогололёдных материалов
5.3. Разработка организации и технологии ликвидации зимней скользкости
Технология работ с целью предупреждения образования снежного наката предусматривает распределение хлоридов непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег ещё не уплотнился в результате движения автомобилей. В период снегопада к распределению хлоридов (твёрдых или жидких) приступают спустя 20...40 мин с момента начала снегопада после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нём хлоридов. Распределение противогололёдных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада необходимо полностью удалить снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин [6].
В случае образования снежного наката его ликвидируют следующим образом. Сначала распределяют противогололёдные материалы по поверхности вновь образовавшегося наката согласно установленным нормам для данного вида скользкости. После распределения хлоридов необходимо сделать выдержку (обычно 1...3 ч) до тех пор, пока отложения не увлажнятся вследствие частичного их плавления хлоридами и не разрыхлятся в результате воздействия автомобилей. Образовавшаяся разрыхленная масса должна быть незамедлительно убрана с проезжей части дороги (рис.5.2).
При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда работы по ликвидации этого наиболее опасного вида скользкости заключаются лишь в распределении хлоридов по поверхности ледяной корки.
Количество распределителей противогололёдных материалов определяют в зависимости от директивных сроков ликвидации зимней скользкости, протяжённости дороги (или участка обработки) и производительности распределителей с учётом нормы распределения противогололёдных материалов.
График работы распределителей разрабатывают для температуры воздуха, наиболее характерной периоду образования зимней скользкости в данном регионе.
Последовательность расчёта:
1. Среднюю продолжительность одного рейса (продолжительность одного рабочего цикла) на каждом. участке рассчитывают по формуле, ч:
tЦ = tn + tp + tг p + tx, (5.4)
где tгр и tx - продолжительность хода гружёного и порожнего автомобиля, ч;
tn - время одной погрузки машины, ч;
tp - время одной разгрузки машины, ч.
, (5.5)
где q - грузоподъемность распределителя, т [2,6];
П -производительность погрузчика, м3/ч [2,6];
Кв - коэффициент использования рабочего времени (0,80...0,85);
γо - плотность противогололёдного материала или смеси материалов, т/м3(γо=1,7т/м3).
При отсутствии необходимых данных время одной погрузки принимают равным 0,05...0,10 ч.
Время, необходимое на одну разгрузку, ч:
, (5.6)
где Vp - скорость движения машины при распределении материалов, км/ч;
Lp-длина разгрузки распределителя, км.
Длина разгрузки распределителя зависит от технических характеристик машины и нормы россыпи материала, км:
, (5.7)
где q - грузоподъемность распределителя, т;
а - норма россыпи материала, г/м2;
bр - ширина россыпи, м.
При назначении ширины россыпи bр необходимо учитывать, что для двухполосных и многополосных дорог, как правило, за один проход распределителя обрабатывают одно направление движения.
Время груженого и холостого хода рассчитывают по формулам, ч:
, (5.8)
, (5.9)
где lср- средняя дальность возки противогололёдного материала, км;
Vг p, Vx - скорость движения гружёного и порожнего распределителя, км/ч;
Среднюю дальность возки противогололёдных материалов определяют по формуле:
, (5.10)
где lo – расстояние от места хранения противогололёдного материала до дороги, км;
l1 l2 – левое и правое плечо дороги от места выхода на дорогу, км;
L – длина дороги,км.
2. Среднее количество рейсов одного распределителя за директивное время ликвидации зимней скользкости на каждом участке определяют по формуле:
, (5.11)
где ТД - максимальный срок ликвидации зимней скользкости, ч;
tОП- время на оповещение, которое зависит от организации службы оповещения, места дежурства распределителей, оборудования их стоянки и т.п. Время на оповещение должно быть минимальным и не должно превышать ton= 0,5 ч.
3. Количество рейсов, которое потребуется выполнить распределителям противогололёдных материалов для обработки каждого участка с данной базы, определяют по формуле:
, (5.12)
где Li, - длина участка дороги, обрабатываемого с данной базы противогололёдных материалов, км.
4. Количество распределителей, необходимых для обработки участка автомобильной дороги, закрепленного за одной базой, определяют по формуле (с округлением до целых величин):
, (5.13)
5. Количество распределителей, требуемых для ликвидации гололёда на всей дороге
, (5.14)
где с - количество баз хранения противогололёдных материалов.
По результатам расчёта технологическую схему ликвидации зимней скользкости.
ЛИТЕРАТУРА
1. СНиП 23-01-99. Строительная климатология /Госстрой России. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2003 – 113 с.
2. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. - Введен с11.10.1993. Переиздан 2007 . -М.: стандартинформ, 2007. -8с.
3. Васильев А.П., Сиденко В.М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов; Под ред. А.П.Васильева. - М.: Транспорт, 1990. -304с.
4. Васильев А.П. и др. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. II./ Васильев А.П., Э.В. Дингес, М.С.Коганзон и др. Под ред. Васильева А.П. - М.:Информавтодор, 2004. - 507с.
5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР.- М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56 с.
6. Горячев М.Г., Денисов О.Л., Старцева Л.Н., Фаттахов М.М. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» Машины и механизмы для дорожных работ. Технические характеристики и расчет производительности.: УГНТУ, Уфа, 2010. – 75 с.
7. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах от 16.06.2003 № ОС-548-р.
Приложение 1
Схема зимнего содержания автомобильной дороги
Содержание
Введение……………………………………………………………………….……4
1. Основные показатели уровня зимнего содержания автомобильной
дороги………………………………………………………………………..4
2. Анализ природно-климатических условий зимнего содержания дороги..5
3. Организация защиты дороги от снежных заносов…………...……………7
3.1 Определение объема снегоприноса…………………………………..7
3.2 Оценка снегозаносимости участков автомобильной дороги……..…10
3.3 Выбор снегозадерживающих устройств…………………..………….12
4. Организация работ по очистке дороги от снежных отложений……...…12
4.1 Разработка технологических схем очистки дороги от снежных отложений…………………………….……………………………………..12
4.2 Определение периодичности удаления снега с проезжей части…....16
4.3 Определение состава отрядов по очистке дороги от снежных отложений………………………………..……………………………………..18
5. Разработка основных мероприятий и технологии борьбы с зимней скользкостью……………………………………………………………….20
5.1 Выбор метода борьбы с зимней скользкостью……………..………..20
5.2 Определение мест дислокации баз противогололедных материалов…………………………………………………………………….....22
5.3 Разработка организации и технологии ликвидации зимней скользкости……………………………………………………………………….23
6. Охрана труда и окружающей среды…………………………………...….26
Литература……………………………………………….………….….27
Приложение 1…………………………..………………………………28
Введение
В практической работе должны быть рассмотрены следующие вопросы:
-определение основных показателей уровня зимнего содержания автомобильной дороги согласно нормативным документам;
-анализ природно-климатических условий зимнего содержания дороги;
-организация защиты дороги от снежных заносов;
-организация работ по очистке дороги от снежных отложений;
-разработка основных мероприятий по борьбе с зимней скользкостью;
-составление схемы зимнего содержания дороги.
Практическая работа должна включать расчётно-пояснительную записку и графическую часть:
1) дорожно-климатический график;
2) схему организации зимнего содержания дороги;
3) чертежи технических, технологических и организационных решений по защите дороги от снежных заносов, очистке от снежных отложений и борьбе с зимней скользкостью.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Зимние условия характеризуются низкой температурой воздуха, снегопадами и метелями, формирующими снежные отложения, а также зимней скользкостью в сочетании с короткой светлой частью суток. Это наиболее сложный период года для эксплуатации автомобильной дороги и организации бесперебойного и безопасного движения автомобилей со скоростями, установленными для данной категории автомобильной дороги. Первоочередное внимание должно уделяться предупредительным мерам по недопущению образования на проезжей части снежных и ледяных отложений или скорейшему их удалению.
Для выполнения указанных требований дорожная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания, основными показателями которого служат: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги, допустимая толщина рыхлого и уплотненного слоя на проезжей части и на обочинах, сроки очистки дороги от снежных отложений и ликвидации зимней скользкости.
По уровню зимнего содержания все дороги делятся на три группы:
Группа А - дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;
Группа Б - дороги с чистой серединой проезжей части;
Группа В - дороги с уплотнённым снегом на проезжей части.
За высший уровень зимнего содержания можно принять обеспечение чистой сухой поверхности дороги, при котором толщина слоя снега на покрытии во время метелей и снегопадов не превышает 5 мм, а срок его удаления так же как удаления гололёда и зимней скользкости не превышает 1 ч после окончания снегопада, метели, гололёда.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 22654.