План.
- Понятие и социологическое изучение культуры.
- Культура и социальное развитие общества.
- Культура и переход к рыночным отношениям.
Литература.
1. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // Социологические исследования, 2011, №5, с. 114-123.
2. Быстрицкий Е.К. Конфликт культур и методология толерантности. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.74-86.
3. Воронцов А.В. Русский язык в социально-политическом аспекте. СПб; Знание, 2009, 55с.
4. Гетьманенко Н.И. Восприятие русской культуры: прототипы и стереотипы. М.: Academia, 2010, 256 с.
5. Глинчикова А.Г. Демократическая модернизация и национальная культура. // Политические исследования, 2010, №6, с.54-67.
- Гопники как феномен в сфере молодежи. // Социологические исследования, 2010, № 1, с.126-131
7. Гребениченко С. Ф. К диалогу культур. // Социально—гуманитарное знание, 2011, №6, с. 21-34.
8. Григорьев С.И., Марченко Ю.Г. Культурология русского мира. Спецкурс. М., «Русаки», 2010, 387с.
9. Груздева Е.Н., Калмыкова В.В. «Властелин колец» как как миф постиндустриального сетевого и информационного общества. // Вопросы философии, 2011, № 8, с. 58-66.
10. Дондурей Д.Б., Серебренников К.С. Культура должна работать на развитие. // Общественные науки и современность, 2010, № 2, с.86-93.
- Дубин Б.В. Классика после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. М., Новое литературное обозрение, 2010, 345с.
12. Замятин Д.Н.Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследие. // Социологические исследования, 2010, № 2, с.75-82.
13. Зарубина Н.Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций российского общества. // Общественные науки и современность, 2011, №4, с. 52-62.
- Ильин А.Н. Массовая культура и субкультуры современного общества: специфика соотношения. // Общественные науки и современность, 2011, №4, с.167-176.
- Кара-Мурза С.Г. Социокультурные общности кризисной России. // Социально-гуманитарные знания», 2010, №2, с.47-66.
- Карпова Г.Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы досткпности. // Социологические исследования, 2010, № 10, с.74-80.
17. Катасонова Е. Япония: поп-дипломатия и поп-культура. // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 2, с.56-63.
18. Корженко А.Л. Молодёжная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте. // Вопросы психологии, 2010, № 2.
- Кокшаров Н.В. Культуры: культура и субкультура.- СПб, СПбГУ, 2011, 218с.
- Колин К.К. Духовная культура общества как фактор обеспечения национальной безопасности. // Социально-гуманитарные знания, 2011, №3, с. 46-58.
- Коровицина Н.В. Социокультурная структура чешского общества в первое десятилетие XXI века. // Социологические исследования, 2011, №3, с.66-73.
22. Кравченко СА. Динамика культурологического воображения; всемирная культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010. 392с.
- В.Г.Ланкин Книга как информационно-технологическая основа культуры. //Социологические исследования, 2009, №7, с.78-84.
- Лапшина И.А. Востребованность духовной культуры вузовского преподавателя. //Социологические исследования, 2011 №6, с. 89-93.
- Латышева Т. В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность толпы. // Социологические исследования, 2010, № 6, с. 93-101.
26. Лешукова Л.И. Феномен клубов элит. // Социологические исследования, 2009, № 9, с. 33-41.
27. Лубашова Н.И. Из истории социологии кино. // Социологические исследования, 2011, № 4, с.146-149.
28. Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.65-73.
- Мильдон В.И. Воспитание чувств как проблема европейской культуры. ( «Принцесса Клевская» и «Анна Каренина»). // Вопросы философии, 2009, №11, с.91-99.
- Немировский В.Г. Особенности социокультурной самоидентификации населения Восточной Сибири. // Социологические исследования, 2011, № 8, с.89-94.
31. Низамова Л.Р. Российские и западные трактовки мультикультуризма. // Социологические исследования, 2009, № 10, с.80-89.
- Полуэктова И.А. Динамика зрительской телеаудитории. // Социологические исследования, 2010, № 1, с.66-77.
33. Поляков Р.Ю. Казарменная субкультура курсантов. // Социологические исследования, 2009, № 12, с.117-120.
34. Попов Е.А. Что изучает социология культуры. // Социологические исследования, 2011 № 1, с.89-96.
- Попов Е.А. Социология духовной жизни: проблемы концептуализации. // Социологические исследования, 2012, № 4, с. 122-126.
36. Очкина А.В. Социальные механизмы воспроизводства культурного капитала семей в провинциальном российском городе. // Общественные науки и современность, 2010, №1, с.28-41.
37. Павелко Н.Н., Бухмиллер В.В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №4, с.293-298.
38. Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев (По материалам социологических исследований 1985-2009). // Социологические исследования, 2010, № 10, с.63-73.
39. Рогов А. Русская культура: национальные особенности. М.; Просвещение, 2009, 322с.
40. Самоненко И.Ю. Влияние современной информационной среды на культуру общения школьников. // Социологические исследования, 2009, №4 с.137-142.
41. Сидорова Т.П. Массовая литература и читательские предпочтения 1960-х – начала 1980-х г.г. // Социологические исследования 2011, №2, с.128-136.
42. Cиземская Н.Н. Социокультурное пространство России: реалии и перспективы. // Общественные науки и современность, 2011, №4, с.20-28.
43. СМИ как фактор трансформации российской культуры. СПб: СПбГУП, 2010, 360с.
- Смирнов А.А. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб, Изд.-во ГУП, 2009, 139с.
- Сидорова О.В. Семейная аудитория как объект музейно-педагогической деятельности. // Социологичские исследования, 2011, № 11, с. 126-130.
- Соболева М.Е. О возможности диалога между культурами. //Вопросы философии, 2009, №3,с.147-158.
47. Стефановская Н.А. Читатели о чтении - мир субъективных представлений. // Социологические исследования, 2009, №1, с.110-118.
48. Тонконогов А.В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №5 с.27-31.
- Тонкогонов А.В. Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания», 2010, №1, с.80-89.
- Федотова В. Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.45-53.
- Хвостов А.А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов. // Социологичские исследования, 2011, № 11, с. 111-117.
52. Худяков С.И. Культура как средство интеграции и развития российского общества. // Социально-гуманитарные знания, 2009, №3, с.60-74.
53. Шемякина О.Д. Разрыв и преемственность в русской культурной традиции: опыт диалога. // Общественные науки и современность», 2011, №1, с.106-116.
54. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Социокультурная преемственность в российской семье (опыт эмпирического исследования). // Общественные науки и современность, 2010, №1, с.5-27.
- Урнов М.Ю. Роль культуры в демократическом обществе. // Общественные науки и современность, 2011, №6, с. 5-17.
- Яковенко И.Г. Гоголь и мы. //Социологические исследования, 2009, №7, с.144-149.
- Ястребов Г.А. Инвестиции в человеческий капитал (эффект культурной преемственности vs эффект дохода. // Общественные науки и современность, 2010, № 2, с.70-77.
Семинар № 1 1: «СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ».
План.
- Понятие и социальные функции образования.
- Проблема преодоления функциональной неграмотности и создание системы непрерывного образования
- Современные образовательные реформы в России.
Литература.
- Авраамова Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов. // Общественные науки и современность, 2011, с. 51-61.
- Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования. // Социально-гуманитарные знания, 2011, №3, с. 150-153.
- Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ. // Социологические исследования, 2011, №9, с.111.120.
- Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Психиатрия как предмет образования и просвещения. // Вопросы философии, 2011, № 10, с. 57-67.
- Бадаева А. Интеграция европейского образовательного пространства. // Мировая экономика и международные отношения», 2009, №4 с. 63-71.
- Байкин Л.А., Яновский Д.Ф. Социальные ресурсы студенческого самоуправления. // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 5, с.87-96.
- Беляева Л.А. Образование в России и модернизация экономики. // Социологические исследования, 2011, № 12, с. 13-24.
- Болотин И.С., Сорокина Н.Д. Проблема качества образования в условиях инновационной экономики. // Социально-гуманитарные знания, 2009, с. 172-180.
- Гладилина И.П. Социальное становление творчески одарённой молодёжи в системе высшего профессионального образования России. // Социально-гуманитарные знания, 2009, №4, с.165-174.
- Грядунова Н.А. Профессиональные компетенции сотрудников современных образовательных учреждений. // Социально-гуманитарные знания, 2009, №3, с.159-166.
- Горшков М.К., Ключарев Г.А. Образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ЦССИ,2011, 232с.
- Готлиб Р.А.Социальная востребованость знания иностранного языка. // Социологические исследования, 2009, №2, с.122-127.
- Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство: [для бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей вузов] / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. – М. : КноРус, 2009. – 425 с.
- Гринь Г.В. Современные аспекты развития социальной активности студенческой молодёжи. // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 3, с.154-160.
- Гуревич Л.Я. О реформе высшего образования и науки в Казахстане. // Социологические исследования, 2010, №7, с.104-107.
- Довейко А.Б. Отношение преподавателей высшей школы к негосударственным вузам. // Социологические исследования, 2011, №10 с.126-133.
- Елисеева АМ. Готовность моделей вузовского управления к реформе высшей школы. // Социологические исследования, 2009, № 12, с.131-134.
- Загладин Н.В., Загладина Ч.Т. Российское образование на перепутье. // Политические исследования, 2011, № 6, с.170-174.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии. // Социологические исследования, 2010, № 10, с.100-106.
- Зубок Ю.А. Неравенство и образование: новые грани взаимодействия. // Социологические исследования, 2010, № 5, с. 152-157.
- Ирхин Ю.В. Царскосельский лицей: миссия и традиции гуманитарной подготовки государственных служащих. // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 3, с. 60-78.
- Ключарев Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы. // Социологические исследования, 2010, № 2, с.83-92.
- Кудринская Л.А., Кубарев В.С. Особенности учебной мотивации студентов технического вуза. // Социологические исследования, 2012, № 3, с.145-155.
- Козлов Н.И. Учёт особенностей женской психологии и женского мировосприятия в современном образовательном процессе. // Социально-гуманитарные знания, 2011, №1, с.102-107.
- Короткий Г.А. Образование: история и современность. // Вопросы философии, 2011, № 10, с. 68-75.
- Кочетов А. Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия. //Социологические исследования, 2011, №5, с. 82-90
Кузьмин М.Н. Образовательный процесс в России и в Европе в Новое время: антропологический аспект. //Вопросы философии, 2011, №4, с.53-61. - Кудринская Л.А., Кубарев В,С. Особенности учебной мотивации студентов технического вуза. // Социологические исследования, 2012, №3, с. 145-15-
- Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных и интеграционных школ. // Социологические исследования, 2009, №2, с.107-116.
- Латова Н.В., Латов Ю.В. «Столицецентризм» как причина социального неравенства в российской системе образования. // Общественные науки и современность, 2012, № 2,
с. 21-31.
- Липай Т.П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ. // Социологические исследования, 2009, № 11, с.141-144.
- Май Т.Н. Совершенствование мастерства педагога в структуре внутришкольного управления. // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 4, с.172-177.
- Макарова М.Н. Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ. // Социологические исследования 2011, №2, с. 93-98.
- Минаева Л.А. Качество рабочей силывузы: проблемы и пути их решения. // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 2, с. 110-122.
- Миронов А.В. Приоритетные принципы развития современного российского образования. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №6, с. 28-45.
- Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз. // Социологические исследования, 2009, №8, с.126-133.
- Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСП иМ, 2010, 352с.
- Олеснюк Е.В., Ещё раз о русских моделях образования. // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 6, с. 35-42
- Пак Л.Г. Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования. // Социально-гуманитарные знания», 2009, №6, с.209-217.
- Панфилова Т.В. Реформирование высшего образования в России: демократизация или бюрократизация? // Общественные науки и современность, 2010, №4, с.63-72.
- Петров Е.В., Ракачева Л.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов. // Социологические исследования, 2009, №2, с.117-127.
- Попова И.П. Влияние дополнительного профессионального образования на положение работников различных социально-профессиональных групп. // Социологические исследования, 2010, № 2, с.92-100.
- Пронина Е. И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов. //Социологические исследования, 2011, №5, с. 97-104.
- Прямикова Е.В. Социальные науки в современном образовании: обоснование нового подхода. // Социально-гуманитарные знания», 2009, №6, с. 184-208.
- Ракитов А.И. Наука. Образование и супериндустриальное общество; реалистический проект для России. // Вопросы философии, 2009, №10, с.60-69.
- Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России. // Вопросы философии, 2009, №10, с. 60-69.
- Санина А.Г. Условия интеграции науки, образования и бизнеса в современной России. // Социологические исследования, 2010, №7, с.127-129.
- Силичев Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России. // Вопросы философии, 2009, №8 с.81-91.
- Соболева Н. Э. Деловой успех и его факторы в представлениях студентов бизнес-школ. //Социологические исследования, 2011, №5, с. 90-96.
- Современные образовательные технологии: учеб. пос./ Под ред. Н.В. Бордовской. - М.: Кнорус, 2010. - 432 с.
- Сорокина Н.Д. Управление новациями в вузах (социологический анализ). М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009, 255с.
- Титов С.А. Образование в точке бифуркации. // Общественные науки и современность, 2010, №4, с.73-81.
- Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобально-эволюционный подход к перспективам образования. // Социально-гуманитарные знания, 2011, №1, с.40-55.
- Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси». // Социологические исследования, 2010, №7, с.96-103.
54. Чернозуб С.П. Академическая самоорганизация студентов в контексте идеи «российской модели образования» // Общественные науки и современность, 2010, №1, с.64-75.
- Шабанова М.А. Бизнес-образование в России. Особенности нового поколения деловых людей. //Социологические исследования, 2009, №4 с.49-62.
- Холмогорова А.Б., Якубова Л.Н., Горшкова Д.А. и др. Служба психологического сопровождения студентов вузов; проблемы становления, основные направления, методы и принципы работы. // Вопросы психологии, 2010, № 4.
- Якутина О.И. Социальный интеллект: анализ ресурсов социального успеха. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №3, с. 251-261.
Ресурсы Интернет
- http://www.eed.ru
- http://www.chelt.ru – сайт издательства журнала «Человек и труд»
- http://www.hetoday.org/
- easyschool.ru
- http:// www.fmsh.miem.edu.ru/Statyal3.html
- http:// www.samoobrazovanie.bv.ru/statyl .html
- http://www.samoobrazovanie.by.ru/staty2.html
- Ьцр://ш^1к1реа'1а.огйМ1к{/Начальное_общее_образование
- http://www.edu-all.ru/pages/zamet/pub 270606.asp
- http://www.gorodperm.ru/social/education/edu-dept/
- http^/w^ww.obrazowan.com/vovr.php
- http://www.yastudent.rU/articles/2/2/142.html