1. Международная обстановка в начале ХХ в.
А) Основные направления внешнеполитической деятельности России.
Б) Отношения российского общества к русско–японской войне.
2. Внешняя политика в 1905 – 1914 гг.
а. Положение России после заключения Портсмутского мира.
б. Деятельность российской дипломатии.
в. Боснийский кризис.
г. Дипломатическая линия России после Боснийского кризиса.
д. Внешняя политика России в период Балканских войн.
3.Внешняя политика России в 1914 – 1917 гг.
а. Положение России накануне Первой мировой войны.
б. Дипломатическая борьба перед Первой мировой войной.
В.Российская дипломатия в годы войны.
Источники
1. Борьба правящих кругов России по вопросам внешней политики во время Боснийского кризиса // Исторический архив. 1962. № 5.
2. Будник И.В., Турилова С.Л. Архив внешней политики Российской империи // Новая и новейшая история 1994. №4, 5.
3. Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Сер. 2.Т.4-5.
4. История дипломатии. - М., 1963. Т. 2.
5.
Литература
1. Бовыкин В.И. Очерки истории внешней политики России. М., 1960.
2. Бовыкин В.И. Из истории возникновения Первой мировой войны. Отношения России с Францией в 1912-1914 гг. М., 1961.
3. Виноградов К.Б. Боснийский кризис 1909-1909 г.г. М., 1964.
4. Виноградов В.Н. Еще раз о новых подходах к истории Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 1995..№ 5.
5. Георгиев А.В. Царизм и российская дипломатия накануне Первой мировой войны // Вопросы истории. 1988. № 3.
6. Ефремов П.Н. Внешняя политика России 1907 –1914 гг.
7. Емец В.А. Очерки внешней политики России в период Первой мировой войны.- М., 1977.
8. Игнатьев А.В. Русско–английские отношения накануне Первой мировой войны (1908-1914 гг.). М., 1962.
9. Игнатьев А.В. Своеобразие российской внешней политики на рубеже ХIХ – ХХ веков // Вопросы истории 1988, № 8.
10. История внешней политики России. Конец ХIХ – нач. ХХ вв. (от русско–французского союза до Октябрьской революции).
11. Киняпина Н.С. Болгария в балканской политике России (1886-1896 гг.) // Отечественная история. 1992. №2.
12. Первая мировая война. М., 1962.
13. Писарев Ю.А. Тайны Первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914 – 1915 гг. М., 1990.
14. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за тысячу лет в именах, датах, фактах. Вып. 1,2.
15. Рыбаченок И.С. Россия и Гаагская конференция по разоружению 1899 г. // Новая и новейшая история. 1996. № 4.
16. Сергеев Е.Ю. Международная конференция «Причины мировых войн ХХ в. Сравнительный анализ» // Новая и новейшая история. 1997. № 2.
Тема 20. Россия в 1917 г.
Политическая ситуация в России весной 1917 г.
1. Создание Советов.
2. Отречение Николая II.
3. Образование Временного правительства.
4. Первый правительственный кризис.
Обстановка в России летом 1917 года
1. Первый Всероссийский съезд Советов.
2. Второй правительственный кризис.
3. Августовские события.
Осень 1917 года в России
1. Кризис власти. Демократическое совещание.
2. Расстановка политических сил в Октябре 1917 года.
3. II съезд Советов. Решение вопроса о власти.
4. Г. Парвус и русская история начала XX в. (дискуссия, презентация)
Источники
2. Белоэмигранты о большевиках и пролетарской революции: Февральская революция в воспоминаниях придворных, генералов, монархистов и членов Временного правительства. Пермь, 1991. Кн. 1.
3. Бухарин Н.И. Памяти Ильича 21 января 1925г.// Бухарин Н.И. Избранные произведения. М.,1988.
4. Бьюкенен М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
5. Врангель П.Н. Записки (ноябрь 1916-ноябрь 1917 гг.): В 2 кн. М.,1991. Кн. 1.
6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.
7. Жильяр П. Император Николай II и его семья. - М.,1991. (Репринтное воспроизведение издания 1921 года).
8. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1911-1919.- М.,1991.
9. Октябрьская революция. Мемуары. М.,1991. / революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев/ (Репринтное воспроизведение издания 1926 года).
10. Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарии западного историка. - М., 1991.
11. От первого лица: Сб.-М.,1992.
12. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.,1991. (Репринтное воспроизведение).
13. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т.-М.,1991
14. Троцкий Л. Моя жизнь. - М.,1991. (Репринтное воспроизведение издания).
15. Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. В 3-х т. Т.1: Канун семнадцатого года. - М.,1992. Т.2: Семнадцатый год. - М.,1992.
16. Шульгин В.В. Дни. - М., 1989. (Репринтное воспроизведение издания 1920 г.).
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.,1990.
2. Бухарин Н.И. О характере нашей революции и о возможности победоносного социалистического строительства в СССР 1926 г. // Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.,1988.
3. Из глубины: Сб. статей о русской революции. - М., 1990.
4. Ленин В.И. Тезисы об Учредительном собрании // ПСС. Т. 7.
Формы и методы обучения
Лекции, практические занятия, семинары (проблемные, проектировочные, дискуссионные, тренинговые), внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовка рефератов, эссе, проектов, курсовых работ, ВКР.
Аудиторные занятия предусматривают использование следующих активных и интерактивных техник: беседа, обсуждение проблемных вопросов, изучение примеров, дискуссии и дебаты, различные типы игр, работа в группах, работа с фильмами, учебный проект, решение психолого-педагогических задач и т.п.
Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает изучение литературы и источников в библиотеках, в сети интернет, подготовка докладов и мультимедийных презентаций, учебные проекты и т.п.
Предусматривается использование разнообразных информационно-коммуникационных технологий, в том числе работа с источниками и литературой в сети университета, мультимединые презентации, Интернете и т.д.
Предусматривается использование различных средств промежуточного оценивания, в том числе устные ответы студентов, участие в работе на практических занятиях, проверка подготовленных материалов, тестирование, в том числе, компьютерное.
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Методические рекомендации студентам
Изучение курса предполагает систематическую самостоятельную работу студентов по использованию учебной и учебно-методической литературы, исторических источников и современных информационных технологий. Студент должен выработать навыки конспектирования лекций и исторических источников в своей рабочей тетради по отечественной истории (возможно конспектирование с использованием компьютера); вести глоссарий (словарь непонятных слов и выражений по тематике дисциплины с их толкованием).
Условия освоения лекционного курса в сложившейся практике элементарны. Нужно не пропускать лекций, иметь навыки конспектирования и как можно более подробно лекции записать. До лекции желательно прочесть материал данной темы по учебнику. В течение трех дней после нее – тщательно вычитать конспект, вставить пропущенные фрагменты, восстановить или удалить непонятные места. Пропущенные лекции восстановить по учебной литературе и конспектам хорошо успевающих однокурсников. Получаемую в дальнейшем дополнительную информацию вставлять на поля или, с соответствующей отметкой на полях, в конец тетради. Перед сдачей зачетов и экзаменов, тестированием следует обязательно полностью прочитать все имеющиеся записи. Заметим, что при подготовке к зачету или экзамену наличие конспекта сбережет массу времени.
Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем:
- конспектирования источников и другой учебной и научной литературы;
- проработки учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовки докладов на семинарах и практических занятиях, участия в тематических дискуссиях;
- поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации, подготовки заключения по обзору;
- выполнения контрольных работ, творческих (проектных) заданий;
- написания рефератов (эссе);
- работы с тестами и вопросами для самопроверки.
Самостоятельная работа студента должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (на зачете и экзамене). Промежуточный контроль знаний преподавателем может осуществляться проведением тестирования, заслушиванием докладов, проверкой письменных работ (презентаций и т.п.).
При изучении истории советской России необходимо учитывать особенности этого периода, для которого характерно развитие модернизационных процессов в условиях тоталитарного режима.
Изучение истории предполагает не только чтение учебной и теоретической литературы, но и углубленное исследование многообразных источников. Основным предметом анализа на семинарах является исторический документ, который следует осмыслить. Кроме того, практические занятия предполагают столкновение точек зрения по наиболее важным и болезненным проблемам изучаемого периода, вызывающим дискуссии как профессиональных историков, так и широких слоев общества. Это нацеливает на внимательное прочтение документов, на поиск новых и новых фактических и логических обоснований различных позиций и их оценку.
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать подготовленные для студентов планы семинарских занятий и литературу к ним, пользоваться историческими картами, прилагаемых к учебникам для вузов или для школ. Можно воспользоваться методическими материалами к семинарским занятиям, включающими в себя наиболее важные документы по изучаемой проблеме, а также некоторые избранные научные и публицистические статьи. Методические материалы находятся в читальном зале библиотеки ПГГПУ.
Следует обратить внимание, что значительная часть учебного материала должна быть освоена в результате самостоятельной работы по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, а по некоторым темам требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в курсе материал.
Темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Культура России XVIII в. | Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума. |
Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Международное положение и внешняя политика в первой половине XIX в. | Создание мультимедйных презентаций |
Культура России в первой половине XIX в. | Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума. |
Общественное движение и духовная жизнь в России в пореформенный период. | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Внешняя политика во второй половине XIX в. | Изучение учебного материала по предложенной литературе. |
Культура России во второй половине XIX в. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже ХХ столетия. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Внешняя политика России 1890 – 1917 гг. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Россия в 1917 г. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. |
Русская культура конца ХIХ – начала ХХ вв. | Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций |
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины |
Наименование раздела
дисциплины
Формы самостоятельной работы
(ак. час. / зач. ед.)
Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
7.3. План-график самостоятельной работы студентов
№ П /п |
Формы самостоятельной Работы |
Раздел дисциплины курса |
Вид сам. Работы |
Сроки (неделя семестра) |
Форма Контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Конспектирование | разделы 1-19 | 19 | По | Проверка конспектов | |
2. | Написание реферата | По выбору студента | 18 | графику | Выступления на семинарах | |
3. | Работа с монографией | разделы 1-19, по списку | 22 | прохождения | Собеседование | |
4. | Написание эссе | разделы 4, 7, 14, 15, 18,19 | 18 | курса | Проверка работ | |
5. | Составление аналитических таблиц | разделы 1-19 | 19 | Проверка конспектов | ||
6. | Изучение кейс-материалов | разделы 1-19 | 52 | Выступления на семинарах | ||
7. | Исследовательская (курсовая) работа | По выбору студента | 36 | Проверка работ | ||
8. | Тренировочная работа с тестами | Введение, разделы 1-19 | 10 | Проверочное тестирование | ||
Итого: | 194 |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.