( N . accessorius )
Нерв двигательный. Иннервирует производные IV и V жаберных дуг.
Нерв имеет два двигательных ядра: двойное ядро (1), расположенное в продолговатом мозге и ядро добавочного нерва (2), расположенное в спинном мозге на протяжении С1 - С6. Аксоны двойного ядра формируют краниальный корешок нерва (3), он выходит из мозга позади оливы. Аксоны ядра добавочного нерва формируют спинальный корешок (4), который из позвоночного канала через большое затылочное отверстие (5) входит в полость черепа и соединяется с краниальным корешком. Из полости черепа единым стволом (6) нерв выходит через яремное отверстие (7), в пределах которого делится на внутреннюю и наружную ветви.
Внутренняя ветвь (8) включается в состав блуждающего нерва и участвует в иннервации мышц глотки.
Наружная ветвь (9) иннервирует грудиноключичнососцевидную и трапециевидную мышцы.
XII пара черепных нервов - подъязычный нерв
( N . hypoglossus )
Нерв двигательный. Иннервирует производные затылочных миотомов.
Двигательное ядро нерва располагается в продолговатом мозге, из которого он выходит между пирамидой и оливой. Полость черепа нерв покидает через подъязычный канал и нервирует мышцы языка (собственные и скелетные).
Контрольные вопросы к лекции «Черепные нервы»
1.Классификации черепных нервов
2. Принцип сложения черепных нервов
3. Развитие черепных нервов
|
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия
Министерства здравоохранения и социального развития
Кафедра анатомии человека
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов
лечебного факультета
По теме «Вегетативная нервная система.
Иннервация сомы и внутренних органов»
Оренбург 2010
УДК 611.839
Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Вегетативная нервная система. Иннервация сомы и внутренних органов» под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова, доцента Н.И.Крамара - Оренбург, 2010.- 34 с.
Аннотация
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 0601010 “Лечебное дело” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии вегетативной нервной системы, иннервации сомы и внутренних органов как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.
Составители: д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар
Рецензенты:
заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,
профессор С.В.Чемезов
профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,
профессор В.И.Ким
Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати ЦМК и РИС ОрГМА
«Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета по теме «Вегетативная нервная система. Иннервация сомы и внутренних органов» под редакцией проф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010
Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар
Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии вегетативной нервной системы, вопросов иннервации сомы и внутренних органов позволяет приступить к рассмотрению крайне важного в клиническом отношении раздела неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, а так же нормальной физиологии.
Описание анатомии вегетативной нервной системы в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями.
Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, схемы вегетативной нервной системы, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.
Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 276.