ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА.

Рабочая программа.

 

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе магистрантов направлений:

080100 –экономика и 080500 - менеджмент.

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент Малахов А.Н.

 

Санкт- Петербург

2009

УДК 001.8

ББК 72.3

 

Малахов А.Н. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА: Рабочая программа. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе магистрантов направлений: 080100 –экономика и 080500 - менеджмент.

 

 

Рецензент : К.и.н., доцент Шкиро И.В.

 

©    НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2009

Вводная лекция - 2 часа

 

Актуальность философского анализа зарождения и основных этапов развития научного знания. Сущность и социальная значимость науки. Становление классической науки. Наука как всеобщее общественное знание. Возрастание социальной роли науки. Формирование неклассической науки в современную эпоху.

 

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Как и когда возникла наука? Роль практики в развитии научного знания. В чем отличие научного и ненаучного знания? В чем отличие научной рациональности? Общие закономерности развития науки. Основные формы научного познания.

 

Семинарское занятие 1.

НАУКА КАК СОЦОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Смысл и назначение науки.

2. Зарождение науки на основе развивающейся практики.

3. Специфика научного познания.

4. Основные этапы истории науки, их особенности.

5. Общие закономерности развития науки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.

2. Дынич В.И., Емильяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // «Вопросы философии». 1994. №9.

3. Холтон Дж. Что такое антинаука? // «Вопросы философии». 1992. № 2.

4. Полани М. Личностное знание. М., 1995.

5. Лосский Н.О. История русской философии. М, 1994. С. 24. С. 438-439.

 

СРС-1 (Самостоятельная работа студентов)

Тема 2. ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ. ОТ МИФА К ЛОГОСУ

 

Возникновение античной науки. Научные программы античности (Демокрит, Платон, Аристотель). Натурфилософия и ее место              в истории естествознания. Научные достижения античной философии. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики (Пифагор, Евклид, Архимед).

 

Семинарское занятие 2.

НАУКА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки. Три научные программы античности.

2. Миропонимание и научные достижения античности: натурфилософия, атомистика, космология.

3. Наука эпохи средневековья.

ЛИТЕРАТУРА

6. Башляр Г. О природе рационализма // Феномен человека. М., 1993. С. 96-108.

7. Барг М.А. Эпоха и идеи. М., 1987.

8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. С. 74-112, 16-380.

9. Гайденко П.П., Смирнов В.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989.

10. Генезис научной картины мира. М., 1985. С. 33-38, 49-52, 65-73.

11. Косарева Л.М. Эволюция концепции научного знания: античность - Новое время // Современные исследования по истории методологии науки. М., 1987. С. 3-27.

12. Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры // Культура. Человек и картина мира. М, 1987. С. 28-37.

13. Сампознание европейской культуры XX в. М., 1991.

14. Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван, 1990, С. 314-339.

СРС-2

Семинарское занятие 3.

НАУКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Становление европейской науки в эпоху Возрождения и Просвещения.

2. Первая научная революция.

3. Вторая научная революция.

4. Поиски метода в европейской науке.

5. Классический рационализм. Субъектно-объектная эпистемология и интерсубъективность науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. С. 74-112, 135-380.

2. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М, 1989.

3. Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван, 1990, С. 314-339.

4. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М, 1989.

СРС-3

Семинарское занятие 4.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеньев А. Глобальный кризис современности и Россия // Континент. 1992. № 3. С. 132-162.

2. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX вв. // «Вопросы философии». 1991. № 6. С. 3-14.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 308-328.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // «Вопросы философии». 1992. № 12. С. 3-21.

5. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // «Вопросы философии». 1992. № 11. С. 25-34.

6. Моисеев Н.Н. Идеи естествознания в гуманитарных науках // Человек. 1992. № 2. С. 5-17.

7. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

8. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992.

9. Проблемы методологии в постклассической науке. М., 1992.

10. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // «Вопросы философии». 1989. № 11. С. 25-34.

11. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

12. Типы рациональности в культуре. М., 1992.

13. Перспективы научного познания. Философия об основных тенденциях современной науки. Казань, 1988.

14. Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.

15. Эпистемология и постклассическая наука. М., 1992. С. 1-84.

 

СРС-4

Семинарское занятие 5.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеев Н.Н. Алгоритм развития. М., 1987.

2. Моисеев Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразии и единство // Человек. 1992. №2. С. 5-13.

3. Черникова И.В. Глобальный эволюционизм. Томск, 1987.

4. Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 184.

5. Фролов И.Т. Человек и его будущее как глобальная проблема современности. В кн.: Марксистская концепция глобальных проблем современности. М., 1985.

 

СРС-5

Семинарское занятие 6.

1. Понятие метода и методологии научного познания. Метод как единство объективного и субъективного.

2. Классификация методов научного познания.

3. Многоуровневая концепция методологического знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Гл. XIII, XXI-XXII.

2. Бургин М.С., Кузнецов В.В. Введение в современную точную методологию науки. М., 1991.

3. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. В 2 тт. М., 1992. Т. 1.

4. Кохановский В.В. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999.

5. Микешина Л.А.Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

7. Проблемы методологии постклассической науки. М, 1992.

8. Рузавин Т.И. Методология научного исследования. М., 1999.

9. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

10. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

 

СРС-6

Семинарское занятие 7.

НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

1. Общенаучные методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

2. Общенаучные методы теоретического исследования.

3. Частнонаучные методы.

4. Дисциплинарные методы.

ЛИТЕРАТУРА

5. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1987.

6. Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия и моделирование. М., 1984.

 

СРС-7

Семинарское занятие 8.

ЛИТЕРАТУРА

7. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.

8. Ильенков И.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.

9. Андреев И.Д. Диалектическая логика. М., 1995.

10. Материалистическая диалектика как общая теория развития. В 4 тт. (под ред. Ильичева Л.Ф.). М., 1982-1983.

11. Марксистско-ленинская диалектика. В 8 тт. (под ред. Митина М.Б.). М., 1983-1985.

12. Теория познания. В 4 тт. М., 1991-1994.

 

СРС-8

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Александров Л.В, Карпова Н.Н. Методы инженерного творчества. Справочник. М., 1999.

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постклассической науки. М., 1999.

Балакшин Б.С. Основы технологии машиностроения. М.,969.

Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. М., 1997.

Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001.

Бериал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Богомолов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идей. М., 1977.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Мир через культуру. Вып. 2. МГТУ. М., 1995.

Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? СПб, 1997.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

Возможности и границы познания. М., 1995.

Вуджек Т. Как создать идею. СПб, 1997.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Грани научного творчества. Под. ред. Доктора философских наук Майданенко А.С. М., 2002.

Границы науки. М., 2000.

Гумилевский Л. Русские инженеры. М., 1947.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Злобин Н. Культурные смыслы науки. М, 1997.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М, 1985.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: итоги XX столетия. М., 2000.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1987.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

Коваленко В.А. Организация творческого мышления // «Вопросы философии». 2002. № 8.

Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.

Конфедератов И.Я. История теплоэнергетики. М.-Л., 1954.

Косарева Л.М. Предмет науки: социально-философский аспект проблемы. М, 1977.

Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989.

Кохановский В.В. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999.

Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.

Крылов А.Н. Воспоминания. М., 1956.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Леменов А.П. Методы инженерной деятельности (основы технического творчества). СПб,1996.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: Мир эпистемологов. Ростов-на-Дону, 1994.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

Лотте Я.С. Основы построения научно-технической терминологии. М., 1962.

Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы. М., 1989.

Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

Майданов А.С. Логика боготворчества // «Вопросы философии». 2002. № 3.

Майданов А.С. Научное творчество как многомерный процесс (сб. статей). М., 1987.

Майданов А.С. (ред.) Творческое мышление в научном познании (сб. статей). М., 1989.

Мамчур Г.А., Овчинников Н.Ф., Огруцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.

Маркова Л. А. Конец века - конец науки? М., 1992.

Маркова Л.А. Теоретическая историография науки. М., 1992.

Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.

Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., 2000. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992.

Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.

Никифров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Пигоров B.C. и др. Интенсификация инженерного творчества: Потребности, методы, формы организации. М., 1989.

Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

Пономарев Я.А. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.,1990.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПб., 2001.

Проблемы методологии в постклассической науке. М., 1992.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М., 1977.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

Рациональность на перепутье: в 2 тт. М., 1999.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и римской империи. М., 1988.

Романовская Т.Б. Наука XIX-XX вв. в контексте истории культуры. М., 1995.

Рузавин Т.И. Методология научного исследования. М., 1999.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 2001.

Современная философия науки. М., 1996.

Социокультурный контекст науки. М., 1998.

Смирнов В.А. Творчество, открытие и логические методы поиска доказательства //Природа научного открытия. М., 1986.

Степин B.C. Становление научной теории. М., 1973.

Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Философия и методология науки. М., 1995.

Философские проблемы классической и неклассической физики: современные интерпретации. М., 1998.

Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хакен Г. Синергетика. М, 1980.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1990.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

Яковлев В.А. Инновация в науке. М., 1997.

Яковлев В.Я. Философия творчества в диалогах Платона // «Вопросы философии». 2003. №6. С. 142-154.

Яковлев Е.Ю. Научное и вненаучное знание. СПб, 2000.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА»

Задача дисциплины состоит в том, чтобы раскрыть предпосылки возникновения научного знания, его связь с вненаучным знанием, установить этапы его исторического развития. Со стороны практики научное знание выступает в качестве теоретической и практической его основы. Дисциплина «История методология науки и производства» призвана помочь будущему специалисту найти правильные методологические приемы в своей практической работе.

Предмет «История и методология науки и производства» выступает в качестве вводной дисциплины для всех учебных курсов, поскольку это прежде всего философская дисциплина, стремящаяся понять какова природа научного знания, чем научное знание отличается от обыденного, от мифологических и религиозных представлений, от философии и искусства. Она дает описание общих методов научного познания, структуры научного знания. Данная дисциплина пытается понять современный образ науки, проблемы возникновения науки, особенности процесса научного познания, социальные аспекты истории науки и методы научного познания.

На первой лекции необходимо ознакомить магистрантов с программой курса, требованиями, предъявляемые кафедрой к ним, показать значение курса для будущей инженерной деятельности специалиста, рекомендовать научную и монографическую литературу, которая может помочь им в самостоятельной работе. Для повышения познавательной активности слушателей курс лекций должен носить проблемный характер, т. е. при изложении материала указываются проблемы, противоречия и подходы к их решению, причем важно вовлечь их в диалог, задавая промежуточные вопросы и поощряя их активность.

Процесс обучения должен помимо предметных знаний и умений формировать у магистрантов ответственное отношение к работе, инициативность, изобретательность, умение работать с научной литературой и достигать поставленных целей.

На первом практическом занятии приводится знакомство магистрантов с планом работы на семестр, с правилами рейтинговой оценки качества учебной работы, критериями и сроками текущей аттестации.

При проведении практического занятия по теме «Наука как социокультурное явление» необходимо раскрыть смысл и назначение науки, специфику научного познания, основные этапы истории науки, основные формы ее социальной детерминации. Более подробно это можно показать при рассмотрении следующих тем. Следует подробно рассмотреть вопрос о возникновении античной науки во взаимосвязи с философией и культурой целом.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА»

 

1. Смысл и назначение науки.

2. Смысл и назначение философии. Роль философии в становлении античной науки.

3. История взаимоотношений философии и науки.

4. Структура научного исследования.

5. Функции научного исследования.

6. Особенности процесса научного познания.

7. Традиции и новации в развитии науки.

8. Научные революции. Понятие парадигмы.

9. Природа фундаментальных открытий.

10. Редукционизм: возможности и границы.

11. Идеалы научности.

12. Статус и проблемы истории науки.

13. Социальные аспекты истории науки.

14. Общие модели истории науки.

15. Нормы и ценности научного сообщества.

16. Становление науки как социального института.

17. Этика науки и ответственность ученого.

18. Роль синергетики в формировании современной научной картины мира.

19. Связь теории и практики.

20. Соотношение исторического и теоретического подходов в решении научных проблем. Будущее науки.

 

Темы контрольных работ (докладов и рефератов)  

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА.

Рабочая программа.

 

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе магистрантов направлений:

080100 –экономика и 080500 - менеджмент.

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент Малахов А.Н.

 

Санкт- Петербург

2009

УДК 001.8

ББК 72.3

 

Малахов А.Н. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА: Рабочая программа. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе магистрантов направлений: 080100 –экономика и 080500 - менеджмент.

 

 

Рецензент : К.и.н., доцент Шкиро И.В.

 

©    НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2009

Вводная лекция - 2 часа

 

Актуальность философского анализа зарождения и основных этапов развития научного знания. Сущность и социальная значимость науки. Становление классической науки. Наука как всеобщее общественное знание. Возрастание социальной роли науки. Формирование неклассической науки в современную эпоху.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 192.