Происхождение государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономические и социальные основы первобытного общества.

Центральной проблемой происхождения государства и права следует считать проблему генезиса, то есть исторических предпосылок и исходных причин, которые привели к появлению государства и права и их дальнейшему развитию. Социумы находились в разных исторических условиях, что приводило к неодинаковым причинам возникновения и изменения государственно - правовых явлений. Поэтому необходимо всестороннее изучение этих причин.

Данные археологии, истории говорят, что уже около 2 млн. лет назад человек выделился из животного мира и находился в условиях первобытного стада, для которого характерны неупорядоченные родовые отношения, людей объединяла суровая действительность – необходимость совместной борьбы с опасностями, совместного добывания пищи. Миллион лет понадобился первобытному человеку, чтобы научиться изготовлять примитивные орудия труда, установить устойчивые внутренние связи. Зародилась родовая община. Десятки тысячелетий HOMO SAPIENS вел присваивающее хозяйство, то есть брал от природы готовые продукты, использовал готовые природные материалы для изготовления орудий труда. Такая экономика носит название присваивающей. Основной социальной формой организации в это время был род, основывавшийся на коллективизме, общественной собственности и уравнительном распределении. Разделение труда основывалось на возрастных и половых признаках. Род, таким образом, был не территориальным, а кровнородственным формированием. Позже несколько родов образовывало племя. Власть в родовых коллективах признавалась всеми членами рода и носила общественный характер: все взрослые члены рода принимали участие в обсуждении важных вопросов. Собрание родичей избирало вождей, старейшин, жрецов по их личным заслугам, достоинству, опыту и авторитету. Такое правление еще не является политическим, а определяется как потестарное (мощь, сила) Критерием правильности поступка было одобрение родичей, а наказанием было принуждение к дополнительным обязанностям. Высшей формой наказания было изгнание их рода, так как это вело к гибели. Пленников не брали, это не позволяла форма хозяйства, излишков не было, пленников приравнивали к добыче. Таким образом управление родовой общиной осуществляли сами члены рода, власти как таковой не существовало, это было время первобытно - общинной демократии. В ходе существования в общине складывались общепринятые правила поведения – обычаи, часто облекаемые в религиозную форму. Обычаи и моральные нормы являлись регуляторами отношений в родовой общине.

Социальные нормы первобытного общества имели следующие элементы: 1). Были направлены на присваивающее хозяйство, существование рода в природной среде, поэтому в них закреплялась тотемная система, т.е. вера в тотема, родоначальника рода. 2). Способы регулирования сводились к запретам, выраженных в форме табу, дозволениям, которые рекомендовали поведение, соответствующее интересам рода, и обязываниям к каким - либо общественно - полезным делам: охоте, собирательству и т.д.. 3). Эти нормы были устными и выражались в традициях, обычаях, ритуалах, мифах, передававшихся от поколения к поколению.4). Санкции, к нарушителям социальных норм выражались в виде общественного порицания, телесного повреждения и наказания, изгнания, предания смерти.

Эти нормы применялись одинаково ко всем членам рода, а также имели распространение фактически во всех первобытных родовых обществах, что подтверждается этнографией, поэтому они носят название мононорм, то есть единых.

Закономерности возникновения государства и права

В VI - III тысячелетиях до нашей эры человечество пережило неолитическую революцию: произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Люди научились скотоводству, земледелию, сложной обработке камня, то есть произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Более совершенные орудия труда и производящее хозяйство позволяли иметь излишки. Зависимость от коллективного труда и отношений отпала и начался переход от родовой общины к соседской, то есть территориальной. Расширялась сфера регулирования дел общины нормами, возрастала роль племенных органов. Племена специализировались на производстве скотоводческой или земледельческой продукции. Позже от земледелия и скотоводства отделилось ремесло, стали цениться навыки человека, ценность рабочей силы. Пленных перестали убивать, заставляя их производить добавочный продукт. Так от первобытного общества произошел переход к рабовладельческому. Это общественное разделение труда повлекло зарождения обмена, скот и зерно стали выполнять функцию денег. Появляется частная собственность отдельных семей и имущественное расслоение. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс называет это главной причиной зарождения классов. Необходимость в защите занимаемой территории, собственность потребовала создания публичной власти, которая будет стоять над обществом и регулировать отношения между собственниками и неимущими, стремление к переделу собственности, выработке новых норм, регулирующих эти взаимоотношения. Так развитие общества объективно зародило необходимость в государстве и праве. Появляются первые государства: Египет, Шумер, Китайское государство и другие. Каждое государство имело свою территорию, на которой проживал тот или иной народ, со своими традициями, хозяйственной деятельностью, культурой, формой организации публичной власти. Большинство древних государств держались на монархической форме организации и деспотических методах правления, обладали суверенитетом внешним и внутренним, то есть самостоятельностью в принятии решений во внешней и внутренней политике, не терпели вмешательства во внутренние дела.

Причины возникновения права, отличие от др. социальных норм.

Публичная власть вынуждена была ввести налоги для содержания аппарата принуждения и управления страной и вырабатывать законы, которые регулировали бы сложившиеся общественные отношения, защищали собственность, аппарат власти и подданных. То есть одновременно с государством зарождается и право. От первобытных норм, которые в основном выросли из правил, традиций и обрядов и исполнялись добровольно или под страхом возмездия богов, правовые нормы носят классово - волевой, государственно - властный характер. Нормы четко определены, формализованы, то есть, выражены в виде законов, подзаконных актов, предписаний, часто носят уже не устную, а письменную форму (законы Хаммурапи). Они становятся общеобязательными и нарушение этих норм влечет неотвратимое наказание. Нормы права – это двусторонние правила поведения, так как включают в себя права и обязанности участников правоотношений. Нормы права отличаются не только от мононорм, но и норм морали, так как за нарушение моральных норм следует общественное осуждение, а за нарушение нравственных норм следует наказание, предусмотренное законом, оно неотвратимо и обязательно, должно справедливо соответствовать совершенному правонарушению.

Характер теорий происхождения государства.

Исторические условия возникновения государства и права, понимание сущности государства разными исследователями истолковываются по - своему. Множественность точек зрения составляет трудность в изучении «Теории государства и права». Точек зрения может быть множество, а истина одна.

Одной из ранних теорий на происхождение государства и права является теологическая теория, которую нельзя считать научной, так как она опирается не на научные доказательства а на веру. Зачатки этих воззрений восходят еще к Древнему Востоку и Древнему Западу. Основоположниками теологической теории были греческие мыслители Сократ, Аристокл, Платон, Аристотель. Сущность этой теории сводится к идее создания государства и права Богом. В основе законов лежит божественный порядок, не зависящий от воли людей, - утверждали эти мыслители. Законы не только божественны по своему происхождению, но и составляют естественное право людей. Аристотель, например, считает рабство естественным состоянием: «Рабы - это говорящие орудия труда».

В средневековой Европе появилась теория «двух мечей», которые Господь вложил в руки церкви. Один мечь она вручила правителям, другой оставила себе. Государь, по мнению богословов должен повелевать людьми и подчиняться церкви. Фома Аквинский, развивая теологическое происхождения государства и права, создал учение, получившее название томизм. Суть его сводится к тому, что процесс возникновения государства аналогичен сотворению мира, что и должна обосновывать религия, монарх – это помазанник Божий. Современный Ватикан утверждает, что Бог, создав государство и право, не указал конкретных лиц и конкретные формы, методы правления. Таким образом, теологическая теория существует и в настоящее время.

Патриархальная теория тоже зародилась в античности. Одним из создателей её является Аристотель, который утверждал, что патриархальная семья лежала в основе общества, из нее произросли все другие общественные институты, в том числе, и государство. В Англии VII века эта теория вылилась в теорию Фильмера божественного права королей, как изначальных патриархов. Эту же теорию поддерживал русский мыслитель Михайловский. Современная наука опровергает эту теорию, считая, что патриархальная семья возникает в период разложения первобытных отношений, в то же самое время, что и государство.

В период Просвещения складываются договорная и естественно - правовая теории, которые считаются наиболее емкими нематериалистическими воззрениями. Договорная теория основана на естественных правах человека и включает следующие положения:

1). Возникновению государства предшествует естественное состояние людей

2). Государство возникло на основе общественного договора как продукт разума и воли людей, добровольно отдавших государству часть своих врожденных прав и свобод. Государство же должно обеспечивать защиту безопасности и собственности людей.

3). С созданием государства возникают две системы права: позитивное и естественное. Позитивное право исходит от государства, а естественное - присуще человеку от рождения, дано самой природой: право на жизнь, свободу, равенство, собственность. Естественное право первично по отношению к позитивному, определяет идеал законов и норм, устанавливаемых государством. В период антифеодальных революций образуется школа естественного права, создателями которой стали Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, а в России - Радищев, Пестель и др. Руссо считал, что каждый человек передает обществу добровольно свою личность и силы.

Практическое применение основы естественного права нашли в Декларации независимости США, автором которой был Томас Джефферсон. Декларация независимости провозглашала право народа на суверенитет внешний и внутренний, право на справедливую власть, равенство, свободу, справедливость (собственность).

Свое продолжение эти идеи нашли в Декларации прав человека и гражданина, принятой французской революцией. Свобода, равенство, собственность, сопротивление угнетению – вот основные ценности, которые человек имеет от рождения. Эти ценности общепризнанны и сегодня и закреплены во Всеобщей Декларации прав человека (1948 года). Официальное выражение естественные права нашли и в Конституции РФ 1993 года (ст. 2). В большинстве развитых стан цели демократических преобразований достигнуты, но всякий раз, когда обостряются социальные отношения наблюдается рост естественно - правовых теорий. Важно отметить, что само естественное право, как нравственные идеи, принципы, идеалы не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, то есть предпосылку права. Претворение их должно быть выражено в государственно - нормативном или международном нормативном акте. Влияние естественно - правовых теорий с принятием Европейской конвенции о правах человека 1950 года и других правовых документов пошло на убыль.

В VIII веке договорную школу стала теснить историческая школа права, возникшая в Германии. Эта школа стоит на позиции историзма права. Савиньи, Пухт, Гуго утверждали, что право появляется самопроизвольно. Оно не создается законодателем, а возникает и развивается вместе с народом, аналогично языку, обычаям. Государство является органическим проявлением народа. Причин возникновения государства и права эта теория не объясняет.

Психологическая теория возникла в начале ХХ века. Её представителями являются Петражицкий, Фрейд, Дюркгейм. Право здесь подразделяется на интуитивное (представления и взгляды, присущие человеку) и позитивные (Официальные правовые нормы). Фрейд считал, что потребность человека повелевать ведет к возникновению государства.

Более научными являются материалистические теории. Одной из них является органическая теория, в которой биологические закономерности переносятся и на общество. Так Спенсер рассматривает государство как господство целого организма над его частями. Но современная наука утверждает, что биологические и социальные закономерности не совпадают. Теория насилия имеет зачатки еще в античности и развита в XIX веке Гумпиловичем. Суть ее в том, что стремление одного народа поработить другой, завоевания, а также порабощение одного класса другим ведет к образованию государства. Елинек утверждает, что теория насилия имеет целью не объяснение причин возникновения права и государства, а объяснение его существования в настоящем. Марксистско-ленинская теория объясняет происхождение государства и права совершенствованием орудий труда, зарождением собственности и классов. Развитие государства и права происходит благодаря классовой борьбе. Но и эта теория ограничена, так как утверждает, что государство как институт отомрет. Историческая немарксистская теория считает, что роль классов в возникновении государства преувеличена.

Существует ирригационная теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых страдают антинаучностью или ограниченностью.

 

Сущность и типы государств

 

Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Социум – понятие более широкое, чем понятие «государство». В социальную власть включают всю политическую систему, куда входят: государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и организации, общественные фонды. В этой системе государство является главным, но не единственным элементом. Поэтому нельзя отождествлять государство с политической системой. Такое положение обусловлено тем, что государство – охватывает все население своей территории, имеет монополию на правотворчество, имеет особый аппарат управления и принуждения, является единственным носителем суверенитета и основным источником политической власти. Если государство подменяет собой всю политическую систему, то превращается в тоталитарное, которое попирает интересы большинства, приводит к беззаконии. С другой стороны, государство с помощью правового регулирования создает возможность для полнокровной деятельности остальных элементов политической системы (партий, организаций и т.д.).

Власть является легитимной, если она законна. Закон может позволять наследовать власть, передавая по родственной линии, может предусматривать выборность властных структур. Все зависит от сложившихся на данной территории условий развития, традиций и т.п. Но если данный порядок нарушен, глава государства приходит к власти путем переворота, свержения существующего режима, либо правящая верхушка устанавливает свое господство путем заговора и пр., то такая власть не будет легитимной, так как установлена не на основе закона. Такое положение многократно бывало в политической истории многих народов, в т.ч. и в России. 17 век вошел в историю государства, как век государственных переворотов. Сущность государства от этого не менялась – оно оставалось дворянским, изменялась только правящая элита. Нелигитимная власть со временем может стать законной, если она будет выражать интересы большинства граждан или подданных. Так в современных условиях во многих странах Африки и Латинской Америки происходили военные перевороту, свергавшие законные режимы. Устанавливая хунту, они вели прогрессивные преобразования и или добровольно передавали в последствии власть новым органам или становились общепризнанными. Лигитимная власть всегда открыта, значит легальна. Нелегальная власть может скрываться под законным правлением и проводить свою политику с помощью инструментов лоббирования, давления, политического шантажа, коррупции .

Плюрализм в понимании государства. В широком смысле слова под государством понимают общество как таковое или особую форму организации политической власти. На разных этапах человеческой истории подходы к пониманию государства были различными. Так, Аристотель понимал государство как самодавлеющее общение граждан ни в ком не нуждающееся и ни от кого не зависящее. Средневековый мыслитель Николо Макиавелли в государстве видел «всеобщее благо» - продукт выполнения реальных государственных интересов, а Томас Гоббс отождествлял государство с владыкой, сувереном, как волю всех и результат общественного договора. «Совокупность всех под началом установленного ими же закона», - таково государство в видении Д. Локка. Русские юристы отождествляли государство с общественным союзом с предоставлением ему исключительного права принуждения. Маркс и его последовали считали, что государство является машиной для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. Сегодня в понимании государства на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности и юристы снова пытаются видеть в государстве организацию «всех и для всех».

Государство как особый социальный институт отличается следующими признаками: Во - первых, любое государство – это политическая организация всего общества, население которого составляют граждане или подданные, во - вторых, ни какое государство не может обойтись без публичной власти (органов управления, отряда чиновников), армии, прокуратуры, полиции, суда и т.д.. В - третьих, любое государство имеет определенную территорию, которая разбивается на административные единицы по географическому или национальному принципу. В - четвертых, каждое государство имеет суверенитет внешний и внутренний, что понимается, как право государства устанавливать на своей территории законы и независимость во внешней политике, невмешательство во внутренние дела других государств. Для осуществления своей деятельности, решения социальных программ, содержания публичной власти государство нуждается в финансовых средствах, поэтому каждое государство облагает юридических и физических лиц обязательными платежами – налогами. Кроме перечисленных пяти признаков государства имеют свою символику, отличающую их от других государств мира: герб, флаг, гимн. Таким образом, государство не просто политическая организация общества, это еще и организация публичной власти, призванной решать как классовые, так и общечеловеческие интересы на определенной территории.

Понятие типа государства осуществляется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. Формационный подход в определении типологии государств основан на марксистско-ленинском учении о государстве и общественно - экономических формациях. По этой теории тип производственных отношений (базис) является решающим и именно он определяет надстройку общества, в том числе, государство и право. Тип государства по формационному подходу - это совокупность основных черт, свойственных государствам той или иной формации. Эта теория выделяет рабовладельческие государства, возникшие на основе расслоения первобытного общества и формирования классов. Этот тип государств делится на две стадии развития: древневосточного земледелия, где наряду с частной собственностью на рабов сохранялась общинная собственность на землю, сохранялась община с коллективным трудом, и греческое рабовладение с более высокими технологиями, господством частной собственности и совершенным бесправием рабов. В этом типе государства ярко проявляется господства одного класса над другим: рабовладельцев над рабами. Источником рабства был захват военнопленных, долговое рабство, обращение в раба за тяжкие преступления. Основными функциями такого государства было: создание условий для эксплуатации и охраны частной собственности, подавление сопротивления угнетаемых классов (внутренние) и завоевание, оборона, установление торговых отношений, установление порядка на захваченных территориях (внешние). Для осуществления этих функций создавались армия, полиция, суд, администрация и управленческий аппарат. Все структуры формировались по классовому принципу, где господствующую роль занимали вельможи, крупные рабовладельцы и землевладельцы. В рабовладельческих государствах наблюдается обожествление правителей. Вторым типом государства, по этой теории, стало феодальное, которое вырастало на основе первобытного или разложения рабовладельческого. Оба пути шли по одной схеме: формирование крупной землевладельческой знати, частной собственности на землю, закабалении общинников, или крестьян и превращение крестьян и рабов в колонов или «рабов с хижинами». Основу зависимости стала составлять ипотека в виде барщины и оброка. Если внешние функции такого государства почти не изменились, то во внутренних появляется необходимость удерживать крепостных в полной зависимости и создавать систему идеологического и духовного воздействии Яна эксплуатируемых. Исключительная роль в феодальных государствах придавалась церкви. На смену феодальной формации приходит капиталистическая, а вместе с ней меняется и тип государства. Основой буржуазного типа является господство частной собственности на средства производства. Признаками такого государства является конкуренция, содействие техническому прогрессу, создание транснациональных корпораций, кризисы перепроизводства, низкое вмешательство государства в экономику. Социальную структуру современного буржуазного государства составляют три слоя: высший, средний и низший, которые выделяют по уровню доходов. Вмешательство государства, как правило, ограничивается законодательством, налоговой политикой, решение социальных, экологических вопросов. Речь идет о перерастании буржуазного государства в «социальное», в котором стираются грани между слоями населения, но нигде в мире такого государства пока не существует. Формационная теория утверждает, что буржуазное государство сменяется в социалистическим, что было проверено на практике в СССР и странах народной демократии. Но этот опыт признан неудовлетворительным. Базис социалистического государства составляет общественная (государственная) собственность, которая уничтожает основу для эксплуатации, а следовательно, существуют только трудящиеся классы. Экономической основой их существования является свободный от эксплуатации труд. Политическую основу составляет государство диктатуры пролетариата (исторически оно существовало в трех формах – в виде Парижской Коммуны, Советов и народной демократии), отражающей волю трудящихся классов. Марксисты полагали, что социалистическое общество со временем перерастет в коммунистическое, где надобность в государстве исчезнет, то есть они утверждают, что наступит отмирание государства. Основная идея такова: причиной возникновения государства стали частная собственность и классы, с исчезновением частной собственности, исчезнут классы, а значит и государство. Управление будет осуществляться через самоуправляющиеся ассоциации. Хотя формационная теория научно доказательна, она имеет недостатки, развитие общества проявило слабые места данной идеи.

Наряду с формационным существует цивилизационный подход в определении государства. Он имеет как свои достоинства, так и слабые стороны. Его суть состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают цивилизации и такие их признаки как культура, религия, технология и т.д. Существуют самые разные основания для классификации государств: хронологические, пространственные, генетические и т.д. По периодам различают древние (египетское) особенные (индийская) и современные типы государств. Если берут за основу характер организации государственной власти, то выделяют первичные государства, где существовало обожествление власти, и вторичные, к которых религиозная власть уже отделена от государственной. Данная типология уделяет внимание таким духовным критериям, как культура, духовная жизнь, что является одной из функций государства, то есть в типологию государства вносится человеческий фактор. Хотя цивилизационный подход широко стал распространяться в современной науке, он не имеет строго значения, так как не существует еще четкого определения самой «цивилизации», поэтому отказ от формационной теории, которая имеет большую научную доказательность, не совсем обоснован. Диалектика соотношений формационного и цивилизационного подходов. В 80 - 90 ых годах делалась попытка отказа от формационного подхода в типологии государств. Но каждый из подходов имеет как свои достоинства, так и слабые стороны. Формационный подход слишком идеологизирован, имеет большой классовый налет, не выдерживает критики теория об отмирании государства, но эта теория основана на научной базе, теоретически обоснована. Цивилизационный подход избавляет от классовости в теории о государстве, уделяет внимание духовным критериям, но не имеет прочной научной доказательности, недооценивает социально - экономические факторы, предлагает множество критериев для типизации, в этом его слабая сторона. Поэтому следует использовать достоинства обеих подходов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.