Сущность и типы государств
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Социум – понятие более широкое, чем понятие «государство». В социальную власть включают всю политическую систему, куда входят: государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и организации, общественные фонды. В этой системе государство является главным, но не единственным элементом. Поэтому нельзя отождествлять государство с политической системой. Такое положение обусловлено тем, что государство – охватывает все население своей территории, имеет монополию на правотворчество, имеет особый аппарат управления и принуждения, является единственным носителем суверенитета и основным источником политической власти. Если государство подменяет собой всю политическую систему, то превращается в тоталитарное, которое попирает интересы большинства, приводит к беззаконии. С другой стороны, государство с помощью правового регулирования создает возможность для полнокровной деятельности остальных элементов политической системы (партий, организаций и т.д.).
Власть является легитимной, если она законна. Закон может позволять наследовать власть, передавая по родственной линии, может предусматривать выборность властных структур. Все зависит от сложившихся на данной территории условий развития, традиций и т.п. Но если данный порядок нарушен, глава государства приходит к власти путем переворота, свержения существующего режима, либо правящая верхушка устанавливает свое господство путем заговора и пр., то такая власть не будет легитимной, так как установлена не на основе закона. Такое положение многократно бывало в политической истории многих народов, в т.ч. и в России. 17 век вошел в историю государства, как век государственных переворотов. Сущность государства от этого не менялась – оно оставалось дворянским, изменялась только правящая элита. Нелигитимная власть со временем может стать законной, если она будет выражать интересы большинства граждан или подданных. Так в современных условиях во многих странах Африки и Латинской Америки происходили военные перевороту, свергавшие законные режимы. Устанавливая хунту, они вели прогрессивные преобразования и или добровольно передавали в последствии власть новым органам или становились общепризнанными. Лигитимная власть всегда открыта, значит легальна. Нелегальная власть может скрываться под законным правлением и проводить свою политику с помощью инструментов лоббирования, давления, политического шантажа, коррупции .
Плюрализм в понимании государства. В широком смысле слова под государством понимают общество как таковое или особую форму организации политической власти. На разных этапах человеческой истории подходы к пониманию государства были различными. Так, Аристотель понимал государство как самодавлеющее общение граждан ни в ком не нуждающееся и ни от кого не зависящее. Средневековый мыслитель Николо Макиавелли в государстве видел «всеобщее благо» - продукт выполнения реальных государственных интересов, а Томас Гоббс отождествлял государство с владыкой, сувереном, как волю всех и результат общественного договора. «Совокупность всех под началом установленного ими же закона», - таково государство в видении Д. Локка. Русские юристы отождествляли государство с общественным союзом с предоставлением ему исключительного права принуждения. Маркс и его последовали считали, что государство является машиной для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. Сегодня в понимании государства на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности и юристы снова пытаются видеть в государстве организацию «всех и для всех».
Государство как особый социальный институт отличается следующими признаками: Во - первых, любое государство – это политическая организация всего общества, население которого составляют граждане или подданные, во - вторых, ни какое государство не может обойтись без публичной власти (органов управления, отряда чиновников), армии, прокуратуры, полиции, суда и т.д.. В - третьих, любое государство имеет определенную территорию, которая разбивается на административные единицы по географическому или национальному принципу. В - четвертых, каждое государство имеет суверенитет внешний и внутренний, что понимается, как право государства устанавливать на своей территории законы и независимость во внешней политике, невмешательство во внутренние дела других государств. Для осуществления своей деятельности, решения социальных программ, содержания публичной власти государство нуждается в финансовых средствах, поэтому каждое государство облагает юридических и физических лиц обязательными платежами – налогами. Кроме перечисленных пяти признаков государства имеют свою символику, отличающую их от других государств мира: герб, флаг, гимн. Таким образом, государство не просто политическая организация общества, это еще и организация публичной власти, призванной решать как классовые, так и общечеловеческие интересы на определенной территории.
Понятие типа государства осуществляется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. Формационный подход в определении типологии государств основан на марксистско-ленинском учении о государстве и общественно - экономических формациях. По этой теории тип производственных отношений (базис) является решающим и именно он определяет надстройку общества, в том числе, государство и право. Тип государства по формационному подходу - это совокупность основных черт, свойственных государствам той или иной формации. Эта теория выделяет рабовладельческие государства, возникшие на основе расслоения первобытного общества и формирования классов. Этот тип государств делится на две стадии развития: древневосточного земледелия, где наряду с частной собственностью на рабов сохранялась общинная собственность на землю, сохранялась община с коллективным трудом, и греческое рабовладение с более высокими технологиями, господством частной собственности и совершенным бесправием рабов. В этом типе государства ярко проявляется господства одного класса над другим: рабовладельцев над рабами. Источником рабства был захват военнопленных, долговое рабство, обращение в раба за тяжкие преступления. Основными функциями такого государства было: создание условий для эксплуатации и охраны частной собственности, подавление сопротивления угнетаемых классов (внутренние) и завоевание, оборона, установление торговых отношений, установление порядка на захваченных территориях (внешние). Для осуществления этих функций создавались армия, полиция, суд, администрация и управленческий аппарат. Все структуры формировались по классовому принципу, где господствующую роль занимали вельможи, крупные рабовладельцы и землевладельцы. В рабовладельческих государствах наблюдается обожествление правителей. Вторым типом государства, по этой теории, стало феодальное, которое вырастало на основе первобытного или разложения рабовладельческого. Оба пути шли по одной схеме: формирование крупной землевладельческой знати, частной собственности на землю, закабалении общинников, или крестьян и превращение крестьян и рабов в колонов или «рабов с хижинами». Основу зависимости стала составлять ипотека в виде барщины и оброка. Если внешние функции такого государства почти не изменились, то во внутренних появляется необходимость удерживать крепостных в полной зависимости и создавать систему идеологического и духовного воздействии Яна эксплуатируемых. Исключительная роль в феодальных государствах придавалась церкви. На смену феодальной формации приходит капиталистическая, а вместе с ней меняется и тип государства. Основой буржуазного типа является господство частной собственности на средства производства. Признаками такого государства является конкуренция, содействие техническому прогрессу, создание транснациональных корпораций, кризисы перепроизводства, низкое вмешательство государства в экономику. Социальную структуру современного буржуазного государства составляют три слоя: высший, средний и низший, которые выделяют по уровню доходов. Вмешательство государства, как правило, ограничивается законодательством, налоговой политикой, решение социальных, экологических вопросов. Речь идет о перерастании буржуазного государства в «социальное», в котором стираются грани между слоями населения, но нигде в мире такого государства пока не существует. Формационная теория утверждает, что буржуазное государство сменяется в социалистическим, что было проверено на практике в СССР и странах народной демократии. Но этот опыт признан неудовлетворительным. Базис социалистического государства составляет общественная (государственная) собственность, которая уничтожает основу для эксплуатации, а следовательно, существуют только трудящиеся классы. Экономической основой их существования является свободный от эксплуатации труд. Политическую основу составляет государство диктатуры пролетариата (исторически оно существовало в трех формах – в виде Парижской Коммуны, Советов и народной демократии), отражающей волю трудящихся классов. Марксисты полагали, что социалистическое общество со временем перерастет в коммунистическое, где надобность в государстве исчезнет, то есть они утверждают, что наступит отмирание государства. Основная идея такова: причиной возникновения государства стали частная собственность и классы, с исчезновением частной собственности, исчезнут классы, а значит и государство. Управление будет осуществляться через самоуправляющиеся ассоциации. Хотя формационная теория научно доказательна, она имеет недостатки, развитие общества проявило слабые места данной идеи.
Наряду с формационным существует цивилизационный подход в определении государства. Он имеет как свои достоинства, так и слабые стороны. Его суть состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают цивилизации и такие их признаки как культура, религия, технология и т.д. Существуют самые разные основания для классификации государств: хронологические, пространственные, генетические и т.д. По периодам различают древние (египетское) особенные (индийская) и современные типы государств. Если берут за основу характер организации государственной власти, то выделяют первичные государства, где существовало обожествление власти, и вторичные, к которых религиозная власть уже отделена от государственной. Данная типология уделяет внимание таким духовным критериям, как культура, духовная жизнь, что является одной из функций государства, то есть в типологию государства вносится человеческий фактор. Хотя цивилизационный подход широко стал распространяться в современной науке, он не имеет строго значения, так как не существует еще четкого определения самой «цивилизации», поэтому отказ от формационной теории, которая имеет большую научную доказательность, не совсем обоснован. Диалектика соотношений формационного и цивилизационного подходов. В 80 - 90 ых годах делалась попытка отказа от формационного подхода в типологии государств. Но каждый из подходов имеет как свои достоинства, так и слабые стороны. Формационный подход слишком идеологизирован, имеет большой классовый налет, не выдерживает критики теория об отмирании государства, но эта теория основана на научной базе, теоретически обоснована. Цивилизационный подход избавляет от классовости в теории о государстве, уделяет внимание духовным критериям, но не имеет прочной научной доказательности, недооценивает социально - экономические факторы, предлагает множество критериев для типизации, в этом его слабая сторона. Поэтому следует использовать достоинства обеих подходов.
Форма государства
Понятие и элементы формы государства - структурный, территориальный и политический способ организации государство, охватывающий форму правления форму гос. устройства и политический режим. Соотношение сущность, содержание, и формы государства. Формы государства, так же как и содержание, и сущность никогда ни оставались неизменными. Под влиянием экономических, социально - политических идеологических факторов они менялись и развивались. За всю историю развития государства по этому вопросу были высказаны десять суждений. Платон считал лучшей формой государства аристократию, которая может выродится в тимократию, а та в олигархию. Демократия может превратиться в тиранию. Аристотель рассматривал форму государства как систему верховной власти в государстве, определяя её в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию, демократию, которые рассматривались им как правильные, которые могли превратиться в неправильные - тиранию, олигархии, охлократию. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чём заключается главное, определяющее в государстве то «форма государства» кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем властные государственные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощь каких методов, приёмов.
Формы правления: понятие виды общая характеристика монархий республик. Форма правления в России и ей развитие в современных условиях. Форма правления - способ организации органов государственной власти и порядок её образования. В зависимости от того принадлежит ли власть одному лицу или коллективному выбранному органу различают две формы правления монархия и республика. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха, передаётся по наследству. Признаки: - передача власти по наследству, бессрочность правления, независимость монарха от населения. Различаются абсолютная и конституционная. Первая характеризуется высокой степенью централизации государственной власти. Признаки абсолютной монархии: - неограниченная власть монарха, отсутствие представительных учреждений. Разновидностью являются теократическая, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть. Конституционная - при которой в силу особого правового акта - конституции имеет место распределение верховной власти между монархам и выбранным органом - парламентом. Она может быть парламентской (законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность пред парламентом. Монарх выполняет представительные функции.)
Дуалистическая (разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально - юридический характер. Исполнительная принадлежит монарху, а законодательная парламенту, однако он подчиняется парламенту).
Республика – при которой власть принадлежит избранным на определённое время органам власти. Признаки: - выборность власти; зависимость от избирателей. Делиться на парламентскую (верховенство принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и подчиняется ему. Для неё характерна должность премьер - министра которым является глава правительства и лидером победившим на выборах партии. Парламент может вынести вотум недоверия и отправить правительство в отставку. Власть президента слабая, он наделяется отдельными полномочиями, но может осуществить их с согласия правительства а его акты приобретают юридическую силу после утверждения парламентом (Италия, Австрия, ФРГ). Президентская республика - такая форма правления при которой президент наделяется властными полномочиями. Есть две модели. В первом случае президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США). Он формирует правительство, которое ему подотчётно, может наложить вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим, в праве объявить военную или чрезвычайную ситуацию. Он не может распустить парламент, а парламент может отрешить его путём импичмента в случае злоупотребления властью, совершении преступления или грубого нарушения конституции. По другой модели он является главой государства, но не главой правительства. Смешанная республика сочетает признаки парламентской и президентской. Президент РФ, не являясь главой правительства, выполняет многие его функции: определяет основные направления внутренней политики страны, решает узловые кадровые вопросы, назначает с согласия Государственной Думы главу правительства, принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседания правительства. Он выполняет и представительные функции, назначает выборы в ГД, имеет права её роспуска, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издаёт указы, подписывает международные договоры.
Соотношение типа и формы государства. Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства, как уже отмечалось, тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государству определённой общественно - экономической формации, а форма государства - структурный, территориальный и политический способ организации государство, охватывающий форму правления форму гос. устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющею роль играет содержание то есть тип государства. Однако форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства на другой. От типа государства зависит форма правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться по средствам сильной централизованной власти, формой правления будет монархия. Для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, является республика. Вместе с тем, государство каждого исторического типа может облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов: уровня экономики развития общества, соотношении классовых сил, международной обстановки, науки и культуры, географических климатических условий. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись монархия и республика. Монархии делились на деспотические и античные, а республики - на аристократические и демократические. В феодальную эпоху существовали монархии: раннефеодальные, сословно - представительные, абсолютные, города - республики. Буржуазными государству свойственны конституционная монархия и республика. Формами правления социалистических государств были Парижская Коммуна, Советская республика и республика народной демократии. Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государством. Вместе с тем государства определённого исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, сословно - представительная монархия свойственна только феодальному государству, а конституционная монархия и демократическая республика - буржуазным. Разнообразие форм правление не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы демократическому государству присущ лишь демократический режим и неприемлем фашистский, тоталитарном и авторитарном. В демократическом государстве не может быть монархической формы правления.
Форма национально - государственного и административно - территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и федерация. Федеративное устройство Росси: прошлое и современность. Конфедерация.
Под формой государственного устройства понимают внутреннее строение государства, способ его территориально - политического деления обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Есть две разновидности государственного устройства: 1 унитарное государство на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население имеет одно гражданство. Унитарные государства бывают централизованными где во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники и децентрализованные, в которых существует определённая самостоятельность местных выборных органов в решении региональных вопросов. Унитарное государство может быть национальным, например, Франция, Эстония, Япония и многонациональным - Китай, Афганистан. Федеративное государство состоит из ряда государств, на территории которых действуют федеральные и республиканские органы власти. Признаками федерации является наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти - федеральной и субъектов федерации, так же разделение полномочий федерации и субъектов, определения степени политической самостоятельности, двухканальная система налогов, двойное гражданство. Выделяют два вида федерации: административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности(США Мексика) и национальные где субъекты выделяются по национальному составу населения (РФ). Конфедерация это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Она не имеет единых органов управления и власти, единого бюджета, гражданства. Для управления конфедерацией создают объединенные органы, действующие в строго определённых рамках. Конфедерация основана на добровольном согласии всех членов, а выход возможен на основе одностороннего волеизъявления. Разновидности конфедерации: межгосударственные союзы, образованные из независимых государств но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости(СНГ). Так же сообщества - это переходная форма государственных союзов для подъёма экономического потенциала отмены таможенных визовых, экономических барьеров. Конфедерация не редко является промежуточным звеном на пути создания федерации (Швейцарский союз).
Единство и классификация социальных норм. Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы. Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.
Социальная норма это - правило социально - значимого поведения членов общества. Целостная динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Данная система отражает определённую ступень экономического, социально - политического и духовного развития общества, качество жизни людей, национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражает и конкретизируют действия объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов вызванных естественно - исторической необходимостью. Объективный характер этих законов даёт возможность научного познания и использование их в социальной деятельности. Социальные нормы действуют во взаимосвязи друг с другом. В подходах к классификации социальных норм применяются основные и дополнительные критерии. Учитывается сфера действия норм, качество правил поведения, стимул и гарантии, способ осознания и регулирования, санкции. Отсюда выделяются виды социальных норм: 1) Экономические, которые регулируют развитие производства, распределение, отношения между собственниками и производителями, деятельность банков, бирж, налоговую систему. Государство защищает свободное предпринимательство, регулирует экономику с помощью налогов, кредитов, инвестиций. 2) Политические нормы регулируют отношения социальных групп и классов национальные взаимоотношения, отношения граждан к государственной власти. Политические нормы выражаются в декларациях, манифестах, в политических партиях и движениях, конституциях. Политические нормы, выраженные в государственных юридических актах, приобретают силу закона. 3) Существуют корпоративные нормы, которые устанавливают отдельные организации, учреждения, коллективы и регулируют взаимоотношения в нутрии этих групп. 4) Социальные нормы существуют в виде обычая, то есть правила утвердившегося в общественной практике. Они имеют нравственный характер. 5) Традиции - это сложившиеся способы поведения людей, предающиеся из поколения в поколение. 6) Обряд определённый характер действий или поступков. 7) Религиозные нормы предполагают правила поведения сложившихся в соответствии с духовными потребностями под воздействием религиозных чувств. 8) Этикет тоже выступает видом социальной нормы и регулирует правило поведения человека, формы общения, манеру и одежду и т.д. 9) Нормы морали определяются сложившимися понятиями о добре и зле. 10) Существуют санкционированные государством нормы, которые основаны на нормах права. 11) Общечеловеческие социальные нормы выражают интересы, свойственные всему мировому сообществу.
Нормы права
Форма (источник) права
Правотворчество
Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение.
Под правообразованием понимают возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Он зависит от базиса и социально-экономических потребностей, которые складываются на его основе. Правотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения. Понятно, что правотворческий процесс и правообразование является объективно обусловленным. Правотворчеством занимаются как специально уполномоченные на это государственные органы (законодательные), так и органы, деятельность которых протекает в правовых формах и при этом приходится принимать нормы права разной юридической силы, например министерства, ведомства. Различают три вида правотворчества: правоустановительная деятельность государства, санкционирование государством уже сложившихся норм и правотворчество народа.
Содержание, цели, субъекты правотворчества. Особое внимание в теории уделяется субъектам правотворческого процесса – специальным правотворческим органам. Законы в узком, формальном смысле слова принимают высшие законодательные органы – парламенты, думы, конгрессы, советы, съезды, кортесы, собрания и т.д. В абсолютистских монархиях к законам приравниваются указы, декреты монарха. В государствах, имеющих конституцию, как правило, устанавливается разная компетенция высших государственных органов в законотворческой сфере. В пределах своей компетенции принимают местные (локальные) нормативно - правовые акты местные органы государственной власти, органы самоуправления. Также в рамках соответствующей компетенции принимаются подчас нормативно - правовые акты в виде указов президента, президиума высшего органа власти и т.д. По поручению государственного органа принимают акты, имеющие нормативную юридическую силу, высшие органы общественных объединений, например профсоюзы в трудовой сфере. Такую функцию выполнял в СССР ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов). Особая процедура присуща референдной форме принятия законов. В небольших государствах референдум, который позволяет выявить волеизъявление большинства населения, популярен и распространен, применяется достаточно часто.. Правотворческой деятельностью занимаются и судебные органы, во - первых, там, где в правовой системе допускается судебный прецедент, во - вторых, где прецеденты самопроизвольно, синергически складываются и становятся ориентирами, подчас обязательными для субъектов права. Разумеется, процесс появления судебных прецедентов, обеспечение их объективности существенно отличается от законодательного процесса.
Цели правотворчества в конкретных обществах весьма многообразны – от экологических приоритетов до выражения и закрепления классовых интересов. Но сводить суть правотворчества, как это делалось на предыдущем этапе отечественной теории, только к последнему (право как форма и средство обеспечения интересов господствующего класса) является неверным. Цели правотворчества в конкретных обществах весьма многообразны – от экологических приоритетов до выражения и закрепления классовых интересов. Принцип законности обозначает, что в правотворчестве особенно важным является соблюдение процедуры принятия нормативно - правового акта, соблюдение компетенции органа, принимающего такой акт и т.п. Например, Федеральный конституционный закон в России должен приниматься квалифицированным (2/3), а не простым большинством голосов депутатов Государственной Думы, а также считается принятым, если он одобрен большинством Научность как принцип диктует необходимость научной проработки важных нормативно - правовых актов, будь то закон или постановление Правительства, учет научных знаний о необходимости принятия закона, наличие социологических данных, бережное и внимательное отношение к научным доктринам, понимание системности права и т.п. Наконец, принцип исполнимости. Этот принцип отражает необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно - правовому акту действовать, быть реализованным. Участников правотворческого процесса и создание его итогов – соответствующих актов – великое множество. Поэтому значительным достижением теории права в этой области является научная классификация как источников правотворчества, так и форм, в которых получают свое воплощение результаты правотворчества. К органам правотворчества относятся высшие законодательные (представительные) органы государства, органы исполнительной власти, местные органы власти, органы самоуправления, локальные органы (например, руководители корпораций, предприятий, если они имеют правомочия и действуют в рамках своей локальной правотворческой компетенции).
Правотворчество и законотворчество. Изучая правотворческий процесс, теория права выделяет его истоки, инициативы, которые «запускают» весь правотворческий механизм. В основе конкретного правотворческого процесса всегда лежит правотворческая инициатива. Она принадлежит любому гражданину, коллективному образованию. Иными словами, каждый может обратиться в любой правотворческий орган с предложением принять тот или иной нормативно - правовой акт. Это предложение может быть оформлено в виде проекта закона, постановления, указа и т.д. Оно может быть также высказано просто в виде предложения либо быть глубоко обоснованным – все зависит от намерения и компетенции обратившегося. Правотворческая инициатива может иметь и особую форму – форму законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит только тем субъектам законодательного процесса, которые прямо указаны в конституции. Например, по Конституции Российской Федерации это право принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции РФ). Процедуры рассмотрения внесенных законопроектов устанавливаются регламентом Государственной Думы, Совета Федерации. Вообще же в законодательный процесс могут вводиться и иные правила реализации законодательной инициативы (кроме регламента), например специальным законом. Выделяются следующие этапы законодательного процесса.
– Законодательная инициатива (об этом речь шла выше).
– Подготовка законопроекта (деятельность рабочих групп, комиссий:
выработка концепции, в том числе научно обоснованной, создание текста, правовая экспертиза, пояснительная записка и т.п.).
– Обсуждение (выступление в комиссиях и комитетах законодательного органа, заключения, опубликование для обсуждения и т.п.).
– Принятие закона (внесение на рассмотрение соответствующей палаты, голосование, принятие простым большинством голосов, квалифицированным – 2/3, 3/4 – от участвующих в голосовании, от всего состава палаты, тайное, открытое, поименное и т.д.). В РФ государственная Дума принимает законопроект после третьего чтения внесенными в него поправками.
– Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом, иным главой государства – в соответствии с конституцией, регламентом).
– Опубликование (обнародование) закона (срок, порядок, источник опубликования – официальная газета, ведомости).
Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и его высокое качественное содержание, его соответствие потребностям законодательного регулирования.
В рамках этой процедуры разрешаются и такие коллизии, которые возникают в случаях несогласия отдельных субъектов законодательного процесса по созданию конкретного закона. Сюда относятся отклонение и возвращение верхней палатой закона, принятого нижней палатой, на новое рассмотрение, неподписание президентом принятою закона – наложение вето, процедуры преодоления вето президента и т.д. Но, подчеркну, все эти особенности законодательного процесса являются все же предметом, материей науки государственного (конституционного) права.
Систематизация нормативных актов. Систематизация – это юридическая деятельность по приведению и систему уже принятых нормативно-правовых актов, форма упорядочения по определенным критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учет и размещение по определенной схеме нормативно - правовых актов, возможность использовать для практических нужд систематизированные акты, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.п. Главное – на этой основе появляется возможность качественно совершенствовать законодательство. Таким образом, систематизация – это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Но, кроме того, имеется и еще одно назначение систематизации. Это еще и средство расчистки накопившихся массивов нормативно - правовых актов, своего рода способ чистить правовые авгиевы конюшни. Такую титаническую работу провели в XIX веке Сперанский и его помощники над российским законодательством. В результате Россия получила Свод законов, позволивший подготовить и провести в 60 - х годах XIX века судебную и иные реформы. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства. И наоборот, переход уже в XX веке к тоталитарным формам правления и произвола в СССР оказался возможным при отказе от работ по систематизации законов. Работу над Сводом законов СССР в конце 20 - х годов, как выразился Сталин, «отложили в сторону». Теория права выделяет несколько форм систематизации законодательства – инкорпорацию, консолидацию, кодификацию. Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по предметному или хронологическому критерию. Это внешняя обработка законодательства без изменения его содержания. Консолидация – объединение в новый акт ряда законодательных актов, посвященных одному и тому же предмету регулирования. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 года объединил в один новый акт 48 ранее принятых актов по вопросу служебных командировок. Инкорпорация может иметь результатом создание Свода законов, Собрания действующего законодательства, Хронологическое собрание законов и т.п.Особый вид систематизации являет собой кодификация – принятие кодексов в виде сборника правовых норм, объединенных предметом, методом регулирования: Уголовный, Гражданский кодексы, иные кодексы. Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение, дополнение и т.д. Кодификация – это официально установленная переработка правового материала. Ее формами могут быть не только кодексы, но и уставы. Традиция кодификации ведет свое начало с Кодекса Юстиниана (VI век до н. э) в который н.э.), в который было кодифицировано римское право, являющееся эталоном юридической техники.
Юридическая техника Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию законов. Действительно, только умение пользоваться этими правилами и приемами позволяет создать качественный акт. Прежде всего, юридическая техника – это, по существу, деловые обыкновения, сложившиеся в разных странах в ходе правотворческих процессов. Они могут быть закреплены в специальном нормативном акте, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев. Конечно, это не самый эффективный способ «делать» законы. По крайней мере, мечтой многих ученых - юристов является принятие специального нормативно - правового акта о нормативно - правовых актах – как и кто их должен готовить, какие общественные отношения должны быть урегулированы законом, а какие подзаконными актами и т.п. Но пока в этой области действуют деловые обыкновения и рекомендации, в частности по подготовке ведомственных актов, доктринальные положения.
Юридическая техника охватывает вопросы построения актов (преамбулы, разделы, главы, статьи), определение терминов, использование формулировок (четкость, однозначность, грамотность и т.д.). Но юридическая техника – это не только приемы подготовки нормативно - правовых актов (логические, грамматические, структурные и т.п.). Это еще и оценка акта с позиции выражения социального заказа, отсутствия пробелов, недопустимости внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п.
Юридическому языку также уделяется большое внимание в теоретико - правовых размышлениях. Действительно, сформировался на протяжении веков специализированный понятийный аппарат права, используемый для обеспечения точности, однозначности, понимания юридических текстов. Это – не литературный язык. Там, где литератор для образности, красочности, эмоционального воздействия использует множество определений, там юрист обойдется одним, но четко определенным термином, понятием. Юридический язык требует однозначности используемых в конкретном акте грамматических форм, смыслового однообразия, юридический язык динамичен, обогащается порой за счет иностранных терминов, как правило, на этапах социальных, экономических реформ. Так, в настоящее время в российскую правовую систему с учетом экономических реформ на современном этапе входят совершенно новые юридические понятия: договоры «франчайзинг», факторинга, агентирования, селенга, понятие «траст», термины брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьюторы и ряд других. Для юридического языка характерным является законодательное закрепление смыслового значения того или иного понятия. Юридическое лицо, лишение свободы, кредитор и т.п. – все это четкие, определенные законом понятия, которые и даются в нормативно - правовых актах. Юридический язык – это государственный язык, и там, где это определено, составление законов идет на государственном языке. Вместе с тем в федеральном государстве субъекты Федерации вправе устанавливать и свои государственные языки. В демократических странах обеспечивается сохранение родного языка национальным меньшинствам, создание условий для его изучения и развития. Большой и отдельной темой является использование в правотворчестве электронно-вычислительной техники. Ее использование для подготовки законопроектов (учет правовой информации), для хранения, выдачи самостоятельно изучается в рамках так называемой науки правовой информатики. Здесь действительно появилось множество интересных правовых проблем и отпочкование правовой информатики от теории права, кажется, становится полезным и объективным процессом – чего стоит только одна проблематика машинных документов, подписи на магнитных носителях.
Система права
Правовые отношения
Понятие, виды и признаки правовых отношений. Правоотношения как особая разновидность общественных отношений. Понятие правоотношение является одним из ключевых в теории права. Большинство теоретиков определяют их как отношения между людьми, урегулируемте правом. Но не все взаимодействия людей регулируются правом. Правоотношения имеют следующие признаки: 1) это отношения социально значимые, только тогда есть необходимость регулировать их юридическими нормами.2) Эти отношения индивидуализированы, то есть конкретные участники 3) В них четко определены юридические права и обязанности 5) Правоотношения носят волевой характер участников, в том числе и государства. 6) Они обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Выделяют несколько видов правоотношений: государственно - правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, если за основу взят предмет регулирования. Если в основе классификации лежит специфика, то выделяют материальные и процессуальные правоотношения. По функциональной роли различают регулятивные и охранительные правоотношения. Если анализируют поведение сторон, то выделяют активные и пассивные правоотношения. Можно классифицировать по составу участников как простые и сложные, по продолжительности – кратковременные и долговременные, наконец, по степени индивидуализации – абсолютные, где индивидуализирована лишь управомачивающая сторона и относительные, где все участники точно определены.
Предпосылки возникновения правоотношений, взаимосвязь с нормами права. Все мы самые разнообразные участники самых разнообразных общественных отношений, и в этом проявляется великий и замечательный принцип социализации. Конечно, в различных теоретических конструкциях делались и делаются попытки выделить среди множеств общественных отношений самые основные, определяющие ход социального развития, например «производственные отношения» в марксистско-ленинской интерпретации истории, от которых, по мнению сторонников марксизма, в той или иной степени производны иные отношения. В других конструкциях вместо производственных отношений с их приматом собственности на первое место выдвигаются не материальные, а духовные, идеологические отношения – религиозные, мировоззренческие, нравственные. Но для теории права основным является не столько социологический вопрос об иерархии общественных отношений, хотя без ответа на него тоже не обойтись, сколько вопросы о том, каким образом эти отношения превращаются в правовые, каковы механизм и формы их существования и действенности в этом качестве. Вопрос о том, какую же роль во всех этих процессах играет право: оформительскую, творческую, преобразующую, консервирующую?
В общем плане ответ сводится к следующему. Регулируя общественные отношения – упорядочивая их, стабилизируя, развивая, изменяя, прекращая, – право придает им новое свойство: превращает их в правовые отношения. Общественная природа человеческого общежития сохраняется, но она уже обволакивается в правовую оболочку прав, обязанностей, ответственности и становится правовой природой жизнедеятельности общества. Например, такие социальные отношения, как родственные – между родителями и детьми, между иными родственниками, – не исчезают, подвергаясь воздействию права, т.е. не исчезает любовь друг к другу, привычка заботиться друг о друге, не исчезают привязанности, нежность, поддержка и иные прекрасные человеческие качества, но в этот идиллический мир родственных отношений вторгается юридический мир сухих прав и обязанностей, появляются строгие взаимные алиментные обязанности, брачные контракты и т.п. Появляется кодекс – Семейный кодекс, регулирующий сложные отношения воспроизводства человеческого рода.
Эти отношения обволакиваются и брачно-семейные юридические отношения, а их участники – муж, жена, дети, родители – превращаются в субъектов правовых отношений. У них как у субъектов появляются правомочия и обязанности по взаимной поддержке, управлению семейным имуществом и т.п. Они уже не только социальные участники отношений, но и носители прав, обязанностей, ответственности, они – субъекты правовых отношений. Цивилизация, породив право как регулятивную систему на рубеже III - II тыс. до н.э., шагнула в новое, правовое пространство, напяливая на себя по ходу своего продвижения то удобное, то нелепое платье правовых отношений. Социальная плата за правовое стеснение своих желаний и поступков оказалась немалой, но человечество получило за эти издержки и новые возможности для своего выживания, стабилизации, для установления великого правопорядка. Оно овладело социальными ценностями последних трех тысячелетий и поставило их себе на службу, созданы не только социальные, но и правовые отношения. Итак, правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные правом.
Участники правоотношений. Лица, которые могут быть участниками правоотношений называются субъектами права, то есть они обладают конкретными правами и обязанностями. В каждом правоотношении как минимум два субъекта. Участник, имеющий право – управомачивающий, а участник на котором лежит обязанность – обязанный субъект. Видами субъектов права могут выступать как физические (граждане, иностранцы, лица без гражданства), юридические лица (предприятия, организации, учреждения), так и государство. Оно, как субъект права, имеет ряд особенностей: обладает властными полномочиями и суверенитетом, то есть не зависит от других субъектов права, устанавливает статус остальных участников, может выступать как субъект федеральных правоотношений и международных отношений.
Субъект правоотношений. Право превращает участника общественных отношений в субъекта правоотношений. Таким субъектом по современным теоретическим воззрениям может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование. К физическим лицам относятся граждане (в некоторых монархиях – подданные), лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям прежде всего относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных правоотношениях). Различение разных субъектов правоотношений среди физических лиц имеет большой социальный, практический смысл. Те или иные категории этих субъектов могут иметь разные по объему и содержанию правомочия и нести разные обязанности. Например, иностранные граждане имеют в имущественном обороте, как правило, равные права с гражданами того или иного государства, но политические права (избирательное право, служба в армии) у них разные. В современном гражданском законодательстве почти всех государств получило четкое определение юридическое лицо – коллективный участник прежде всего экономического оборота.
Далее юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, имеющая, как правило, текущие и расчетные счета в банках, способная использовать свое имущество, денежные средства в экономическом обороте. Устанавливается еще одно правило – юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Существование того или иного юридического лица в современной России, таким образом, начинается с момента его регистрации в Министерстве юстиции РФ. В качестве коллективного субъекта могут участвовать в правоотношениях не только юридические лица, но и такие субъекты, как государство, например в правоотношениях, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. Но государство во многих имущественных, в том числе бюджетных, отношениях может выступать и как юридическое лицо, как «казна». Подробно эти вопросы обсуждаются в рамках наук государственного, финансового права.
Правоспособность и дееспособность. В юриспруденции существует вопрос о том, все ли физические участники общественных отношений и в какой степени могут обладать теми правами и нести те обязанности, которые «даруют» им нормы объективного права? Второй – кто и в какой степени может нести ответственность за конкретные нарушения в связке «правомочия – обязанности» конкретного правоотношения?
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Содержание гражданской правоспособности весьма обширно – от права собственности на имущество до «иных имущественных и личных неимущественных прав». Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различием между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию. Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане и т.д. В этой связи теория права кроме правоспособности вводит понятие дееспособности, которое также характеризуется своим объемом. Под дееспособностью понимается способность лица самостоятельно совершать юридические действия, т.е. вступать по собственной воле или желанию в те или иные правоотношения, приобретать права, осуществлять свои права, выполнять свои обязанности.
Ограничение дееспособности. Не все правоспособные лица оказываются дееспособными. Возраст, состояние здоровья влияет на объем правоспособности и дееспособности возраст, в первую очередь возраст гражданского совершеннолетия, достижение которого делает конкретное лицо дееспособным для совершения различных юридических сделок. В законодательствах всех стран определяется и возраст политического совершеннолетия, с достижением которого гражданин приобретает политические права (избирать и быть избранным на различные общественно - политические должности, судебные должности и т.п.).
Определяет законодательство и возраст брачного совершеннолетия, родство и т.д. К концу XX века преодолено в большинстве государств и различие в правоспособности, существовавшее в некоторых странах по признакам расы, национальности. В современной России определение национальности стало делом гражданина, а не государства. Конституция позволяет российскому гражданину вообще отказываться от определения своей национальности. Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то гражданской честью. Однако умаление гражданская честь, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью. Отсюда появление такого понятия, как деликтоспособность, т.е. способность субъекта правоотношения нести юридическую ответственность за нарушение тех или иных правовых требований. Деликтоспособность – это также зависимая от правоспособности и дееспособности характеристика субъекта правоотношения.
Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за свои поступки при совершении правонарушений: преступлений, проступков, деликтов (нарушений в гражданско-правовой сфере). Рассмотрение всей системы факторов, влияющих на объем правоспособности, показывает, как тесно переплетены между собой правоспособность и дееспособность субъекта правоотношений. В некоторых случаях объем правоспособности влияет на дееспособность, например невозможность осуществлять свои права на вступление в брак. С другой стороны, конкретная дееспособность гражданина всегда свидетельствует о его правоспособности. Поэтому теория права создала еще одну конструкцию, определяющую эту взаимозависимость, а именно правосубъектность. правосубъектность включает в себя как правоспособность и дееспособность, так и деликтоспособность субъекта правоотношения. В литературе можно встретить и понятие «правовой статус», которое в общем синонимично понятию «правосубъектность». Проблема правоспособности и дееспособности имеет отношение и к коллективным субъектам правоотношения – государственным органам, юридическим лицам и т.д.
Государство как субъект права. Но для их характеристики не применяются эти понятия. Для одних коллективных субъектов, как правило, государственного органа, применяется понятие компетенции, т.е. наличия властных полномочий в определенной сфере (предмет ведения), которыми государственные органы наделяются для осуществления своих функций, решения задач. Для других – организационно - правовая форма, содержание которой определяется в уставах, учредительных документах различных хозяйствующих субъектов путем обозначения цели, способов хозяйствования и т.д. Таким образом, компетенция – это характеристика правоспособности государственных органов, а организационно - правовая форма – иных коллективных субъектов (например, акционерных обществ, фирм и т.п.).
Объекты правоотношений: понятие и виды. Крупной проблемой в теории являются научное определение объекта правоотношения. При этом «схлестываются» несколько концепций: интересов, поведения, благ и т.д. Прежде всего, следует различать объект (предмет) права и объект правоотношения. Объект права – это общественные отношения, которые и регулируются системой норм (правил). Согласно монистической теории объектами правоотношений является поведение людей. Другая теория – плюралистическая считает, что объектом могут выступать вещи, ценные бумаги, личные нематериальные блага, результаты действий, сами действия людей, продукт творчества. То есть объект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способного удовлетворить интерес управомочного лица, выступающее в виде вещи, продукта и т.д., ради которого совершаются правоотношения. Словом, как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Даже человек как вещь в некоторых правовых системах становился объектом правоотношений, в частности в рабовладельческих обществах. Важно также иметь в виду, что объект правоотношений отнюдь не пассивный элемент. Он также влияет на содержание конкретного субъективного права, юридических обязанностей. Одни правомочия требуются для достижения необходимого общественною состояния, другие для возмещения вреда, третьи для организации требуемою поведения и т.д.
Особенности основных объектов. Правоотношения, так же как и другие социальные процессы, имеют динамичный характер. Они живут социальной и правовой жизнью: возникают, изменяются, прекращаются. Например, имущественные правоотношения купли - продажи. Продавец продал, получатель купил – сделка состоялась, правоотношение возникло. Оно породило последствия – различные взаимные обязательства продавца и покупателя: товар должен быть такого качества, каким его обусловили стороны, деньги должны быть вручены продавцу или переведены на его счет и т.п. Но правоотношения могут и изменяться. Например, в случае замены одного субъекта правоотношения другим, когда субъект передает свои правомочия на законном основании другому субъекту. Наконец, правоотношение может прекращаться, когда наступает событие, исключающее его продолжение, например смерть одного из субъектов.
Фактическое и юридическое содержание правоотношений. Понятие, структура, виды субъективных прав и обязанностей. Общая характеристика субъектного права убедительно показывает, что это право, в сущности, есть не что иное, как мера внешней свободы одного субъекта по отношению к другому субъекту. Субъективное право – это предоставленная участнику правоотношения возможность определенного поведения, которое предусмотрено нормами права, а в необходимых случаях обеспеченная нормами государственного принуждения. Субъектное право включает в себя возможность совершать определенные действия самому или требовать их от другого, возможность пользоваться определенным социальным благом и обратиться за защитой к государству. А субъективная юридическая обязанность – это также не что иное, как необходимое (должное) поведение, мера этого поведения, удовлетворяющая интерес управомоченного. Исполнение этой меры осуществляется субъектами правоотношений, обеспечивается в необходимых случаях государством. Структура юридической обязанности включает необходимость совершать определенные действия (Активная обязанность), необходимость воздерживаться от действий (пассивная обязанность) и необходимость нести юридическую ответственность (негативная обязанность). По сути юридическая обязанность – это средство удовлетворения чужих интересов, в отличие от субъективного права, когда удовлетворяются личные интересы. Отличие заключается и в том, что субъективное право создает возможность определенного поведения, то обязанность является мерой необходимого поведения. Правоотношение может быть простым (например, при притязаниях на возмещение вреда), сложным – когда в нем наличествуют несколько притязаний и обязанностей нескольких субъектов. Среди субъектов, имеющих субъективные права и юридические обязанности, могут быть физические лица, коллективные субъекты. Однако многие правоотношения строятся и по иному типу, когда правомочиям одного субъекта – его субъективному праву – соответствуют обязательства неопределенного круга лиц (субъектов). Например, в правоотношениях собственности субъекту - собственнику противостоит неопределенный круг лиц, обязанных не препятствовать собственнику владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. Это так называемые абсолютные правоотношения.
Понятие и классификация юридических фактов. Правоотношения могут и изменяться. Решающую роль при этом играют юридические факты, т.е. такие обстоятельства, такие поступки, такие состояния, которым закон придает юридическое значение. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений, т.е. юридические факты, описываются в гипотезе нормы права, в уже упоминавшемся логическом «если». А в правовую жизнь они и воплощаются путем их соблюдения, исполнения, применения, использования конкретным субъектом правоотношения. Юридические факты классифицируют по разным основаниям: по характеру юридических последствий – правообразующие, - првоприменяющие, - правопрекращающие. По волевому критерию различают – юридически значимые события – факты, которые зависят от воли людей, - юридически значимые деяния, - юридически значимые состояния – факты, которые обусловлены физиологическими процессами, например, нетрудоспособность. По юридической природе делятся на – неправомерные, то есть запрещенные законом, общественно - опасные деяние – правомерные, деяния, согласующиеся с нормами права. По целевой направленности юридические факты делятся на - юридические поступки, действия, совершенные без намерения вызвать правовые последствия (находка), сделки –действия, влекущие правомерные последствия, - юридические акты – т.е решения государственных органов, создающие правоотношения. По характеру воздействия различают: позитивные факты – то есть, обстоятельства способствующие возникновению правоотношений, негативные факты, т.е. обстоятельства, которые препятствуют возникновению правоотношений. Когда возникает не один юридический факт, вводится понятие юридический состав. Юридические же поступки влияют на правоотношения косвенно, создавая их как бы попутно, самопроизвольно, синергетические. Теория выделяет в качестве юридических фактов еще и так называемые юридические состояния. В правовых системах некоторых государств к таким состояниям, порождающим определенные правоотношения, относились сословия. Принадлежность к тому или иному сословию порождала определенные правоотношения, содержанием которого было предоставление тем или иным субъектам привилегий, обязанностей, ответственности. Состояние гражданства (подданства) также становится юридическим фактом, порождая определенные правоотношения между гражданином и государством (например, обязанность государства охранять граждан, защищать их даже за рубежом и т.д.).
Особый интерес вызывают такие юридические факты, как презумпции и фикции. Презумпции (предположения) имеют юридическое значение во многих сферах общественной жизни. Презумпция невиновности, которая закреплена в Конституции, фундаментально определяет отношение каждого гражданина и правоохранительных органов. Статья 49 устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим и законную силу приговором суда. Теория права различает опровержимые и неопровержимые презумпции, фактические и законные презумпции. Еще более сложный характер имеют так называемые фикции, т.е. те фактически несуществующие положения, которые, однако, правом признаются существующими и имеющими юридическое значение. Например, днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим. Еще одна фикция – признание, что судимости не было у субъекта, если она была снята в установленном порядке и т.д. Словом, презумпции и фикции – своеобразные юридические факты, которые еще подлежат глубокому изучению представителями теоретико-правового знания.
Реализация права
Понятие реализации права. Реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, и котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей. Выделяются четыре такие формы деятельности по реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение права. Соблюдение права предполагает обычное рутинное, но очень важное для упорядоченности, стабильности общества поведение субъектов права. Именно в этом смысле говорится о законопослушных гражданах, которые воздерживаются от действий (или бездействия), нарушающих нормы права. Это одна из распространенных форм правомерного поведения. Мы соблюдаем право, когда не переходим улицу на «красный свет», когда отдаем своевременно и полностью долг, когда учитываем права и законные интересы других граждан. Сама формула – учет законных интересов – говорит о том, что действительно существуют, наличествуют законные социальные интересы. Соблюдать свои и чужие законные интересы – это значит как раз обеспечивать баланс, меру между своими правами и свободами и правами и свободами другого человека, сообщества. Соблюдение права обоими субъектами и есть одна из форм социальной реализации этого права. Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей. Эти обязанности возникают из требований закона или условий договора. Поэтому их реализация определяется как исполнение права. Эти обязанности, наряду со своей юридической формой, имеют и социальное содержание. Исполнение права предполагает существование механизма, принуждающего в случае необходимости к выполнению обязанностей. Исполнение права как форма реализации имеет своим субъектом не только гражданина, но и коллективное образование, а также должностное лицо. В сложной взаимозависимости и взаимодействии граждан между собой, граждан и государственных органов и происходит феномен исполнения права. Использование права – это еще один активный способ воплощения права в жизнь, форма активного, даже творческого обеспечения субъектом своих законных интересов. Использование права действительно предполагает активное, сознательное отношение к своим правам и свободам – субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Злоупотребление правом может приобретать извращенные формы социального поведения, когда оно становится даже уголовным преступлением. Злоупотребление правом – это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное право – мера возможного поведения, нарушаются границы, устанавливаемые этой мерой. Особой формой реализации права является применение права. Механизм правоприменения. Право применяют лишь те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин право не применяет, хотя в некоторых случаях наделяется правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четко установленной процедурной форме. Яркий пример правоприменения – деятельность судов. Вынося приговор или приняв судебное решение по гражданскому делу, суд осуществляет применение права, реализует спои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или соответствующего структурного образования, словом, создает правоприменительный акт, на основе которого может осуществляться прямое принуждение, насилие.
Применение правовых норм. Но правоприменение – это не только борьба с нарушителями общественного порядка, это еще и властная организация самого порядка, отношений участвующих в социальной жизни субъектов. Призыв в армию, зачисление в вуз, назначение на должность, награждение орденом – это все правоприменительная деятельность. Поэтому к теории права выделяют правоохранительную и оперативно - исполнительную функции правоприменения. По сути, речь идет о реализации и форме правоприменения различных правосодержащих, нормативно - правовых актов – законов, постановлений, инструкций и т.п. Издаваемые при том правоприменительные акты имеют индивидуальный, а не общий характер. Таким образом, правоприменитель обладает возможностью принудительно и организационно обеспечивать исполнение, соблюдение права, его действие. Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т.п. В этой связи становится весьма полезным знакомство со стадиями правоприменения, которые также выделяет теория права. Их несколько. Первая стадия. Исследование фактических обстоятельств дела, сложившейся социальной ситуации, способов поведения. Сюда входит установление круга фактов, которые могут войти и сферу применения права. Что в действительности произошло, что требует вмешательства правоприменителя – вот основные вопросы, которые возникают на этой стадии. Но факты не просто надо установить, их еще надо закрепить, собрать. Здесь действу ют различные процедуры: составление протоколов, видеосъемки, фотографирование, иные формы фиксации. Затем надо исследовать факты, определить их достоверность, установить достаточность фактов для применения права. Избыточность и недостаточность - это два крайних случая в сборе и закреплении фактов. Напротив, достаточность и необходимость – условия правильною применения права. И, наконец, на этой стадии решается ключевой вопрос – истинны или ложны оценки тех или иных фактов. Что имело место – убийство или самоубийство? Был отдан долг или нет никаких свидетельств его возвращения? Превысил скорость автомобилист или показания прибора ошибочны? Всесторонняя оценка всех обстоятельств в совокупности, соблюдение всех правил сбора и закрепление доказательств позволяет рассматривать как достоверные те или иные фактические обстоятельства дела. Для этого и используются доказательства, т.е. фактические данные, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие юридическое значение по конкретному делу, – те самые юридические факты, о которых речь шла выше. Вторая стадия. Выбор нормы права, так называемая правовая квалификация действий адресата правоприменения. Определяется – правомерным ли является поведение адресата правоприменения или противоправным, а если противоправным – то конкретно в чем. Правоприменитель сопоставляет обстоятельства дела с гипотезой нормы права, с ее диспозицией и определяет то правило поведения, которому обязан следовать адресат правоприменения, в необходимых случаях в силу принуждения. Цель этих мер – обеспечение властными способами требований права, конкретного закона, конкретной нормы права. Третья стадия. Однако правильное правоприменение происходит тогда, когда правоприменитель не ошибся с квалификацией, выбором нормы права, проверил подлинность текста нормы права. Для этого надо провести анализ текста нормы права, осуществить формально - догматический подход к норме права: проверить ее на законность появления, на действие во времени, в пространстве, по кругу лиц. Текст, помещенный в официальных изданиях – собрания законодательства, официальных газетах (в России это «Российская газета»), в ведомостях и т.п. анализируют по последней редакции с изменениями и дополнениями. Четвертая стадия. На этой стадии осуществляется толкование нормы права, уяснение ее смысла. Эта стадия является столь многогранной и значимой, что ее следует рассмотреть особо, в отдельной, следующей главе. Пятая стадия. Вынесение решения компетентным органом, должностным лицом. На этой стадии осуществляет свои полномочия правоприменитель – суд, руководитель предприятия, прокурор, автоинспектор ГАИ и т.п. Шестая стадия. Наконец, в отдельную стадию выделяют процедуру доведения содержания решения до сведения адресата правоприменения, заинтересованных лиц и организаций. Процедуры здесь также разные: опубликование, рассылка и т.п. Условия и юридические гарантии законного правоприменения. Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Они таковы: правоприменители должны обеспечивать законность, обоснованность, справедливость и целесообразность правоприменения. В сущности, это не что иное, как принципы правоприменения. Законность предполагает соблюдение всех процедурных требований при квалификации обстоятельств дела, при выборе и использовании нормы права. Обоснованность обеспечивает правильную квалификацию, выбор соответствующей нормы и распространение ее действия на оценку поведения адресата применения права. Справедливость – великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание. Справедливым может оказаться даже освобождение от наказания и, напротив, жестокое возмездие за античеловеческие преступления, например террористические акты. Наконец, целесообразность – это также принцип правоприменения, который предполагает оценку конкретного правоприменения .
Акты применения права. Эти акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами. Действительно, они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правопримени - тель и когда их принял. Эти акты имеют внешние, формальные реквизиты – печати, штампы, подписи, подтверждающие их юридическое значение. Как правило, это письменные документы, хотя с использованием ЭВМ появились и так называемые машинные документы на технических носителях информации. Однако следует учитывать, что правоприменительные акты независимо от носителей являются официальными, т.е. принятыми в соответствии с компетенцией того или иного органа, в соответствии с полномочиями должностного лица. Правоприменительные акты классифицируются по правоприменителям, их компетенции, полномочиями. Различают правоохранительные акты суда, прокуратуры, органон МВД и т.п. По характеру актов различают приговор суда, приказ руководителя, постановление инспекции и т.п.
Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. Возникает два крупных вопроса в теме «Правоприменение». Первый – как быть, когда в праве существуют пробелы, когда правоприменитель объективно не может найти соответствующую норму права; второй – что означают понятия «действие права», «действие закона», как они соотносятся с формами правоприменения.
Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу. Законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. Законодательный орган раздирают политические страсти, столкновение интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно, как, с помощью каких правовых средств их надо регулировать. Это объективные факторы. Они ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых вакуумов. К субъективным относятся несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Например, при подготовке Закона Российской Федерации о демонстрациях, шествиях, собраниях законодатели попросту забыли о такой форме протестов, как пикетирование. Или, например, в законодательстве отсутствовало понятие «наемник», а наемничество как реальное явление развилось в военных конфликтах в Югославии, Чечне. Вместе с тем недопустимым является отказ субъекту права в правосудии под предлогом несовершенства законодательства. Значит, правоприменитель должен оценить, что перед ним: пробел в праве или нежелание законодателя регулировать соответствующие общественные отношения. Но если устанавливается путем толкования, что правоприменитель имеет дело с пробелом, с правовым вакуумом, он может попытаться решить спор, рассмотреть ситуацию, применив либо аналогию права, либо аналогию закона.
Аналогия права – это применение права исходя из общего смысла и общих начал права, из того, что называют «ratio legis». Тут ориентирами могут быть, кроме общих положений национального права, общепризнанные принципы и нормы международного права. Общие нормы конституций, применяемые напрямую, также подчас вполне удачная форма аналогии права. А аналогия закона – это применение в «пробельной» ситуации сходной конкретной нормы права. Например, в случае с пикетированием осуществлялось применение правовых норм, регламентирующих порядок проведения демонстраций и шествий. Теория права выделяет и так называемые скрытые формы применения аналогии закона. Новый Уголовный кодекс России вообще исключает применение уголовного закона по аналогии. Разумеется, наилучший способ правового регулирования при наличии пробелов в праве заключается не в применении аналогии права или аналогии закона, а в устранении самих пробелов. Но жизнь так многогранна, что, по - видимому, проблемы в праве – это естественное явление, это объективно возникающий разрыв между правовой системой и жизнью, который и приходится «латать» с помощью специально разработанных приемов – аналогии права и аналогии закона.
Юридические коллизии и способы их разрешения. В некоторых случаях в процессе выбора норм выясняется, что один и тот же вопрос регулируют несколько норм права, то есть возникает коллизия норм. Такие ситуации возникают, когда разные нормы, с разным противоречивым содержанием регулируют одни и те же общественные отношения. Причины коллизий весьма различны: ошибка законодателя, несвоевременное обновление законодательств, акты, фактически утратившие силу (фусы), сохранение «старых» актов при принятии новых, конфликты норм международного права и национального права и т.д. Способы разрешения сводятся к следующему: если нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяют норму вышестоящего органа, если нормы изданы одним органом, то применяют норму, которая издана позднее. Затем выясняют, не противоречит ли выбранная норма закону. Норма проверяется по ее действию в пространстве, по кругу лиц, по действию во времени. Затем норму подвергают толкованию, выясняя ее действительный смысл, заложенный волей государства. Теория права сформулировала несколько способов толкования в этих ситуациях, приоритет над нормами внутригосударственного права норм международного права (при одобрении, подписании, ратификации соответствующих договоров, деклараций, конвенций, в которых содержатся эти нормы), приоритет специальных норм над общими нормами, приоритет федеральных законов над нормами субъектов Федерации.
Толкование права
Понятие и необходимость толкования правовых норм. При правоприменении на стадии выбора правовой нормы особенно актуальным становится уяснение смысла и содержания этой правовой нормы. Иначе се можно применить ошибочно со всеми вытекающими отсюда печальными социальными последствиями: наказать невиновного, осуществив так называемое объективное вменение, освободить от ответственности преступника, разрушить сложившиеся имущественные отношения и т.п. И наоборот, точный выбор правовой нормы по ее смыслу и содержанию, ее властное (в необходимых случаях) применение ведет к упорядочению соответствующих общественных отношений к их необратимому развитию. Толкование правовых норм раскрывается как деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм. И тот, кто применяет правовую норму, и тот, в отношении которого применяется эта норма, должны убедиться, что ее смысл и содержание именно таковы, какими их определил законодатель. Поэтому найти ту или иную норму для применения еще недостаточно. Надо еще понять, когда и почему она появилась, какие цели ставили при ее принятии, что, собственно, она устанавливает, определяет. Общим характером правовой нормы не всегда учитывает, не может учесть все конкретные ситуации, хотя и рассчитан на их типизацию, на большинство из них. В процессе правоприменения происходит оценка фактов и определение – подпадают ли эти факты под действие нормы? Уяснение и разъяснение правовых норм. Кроме конкретизации общего характера нормы, наполнения его конкретным содержанием, толкования (уяснения и разъяснения) почти всегда требуют и так называемые оценочные понятия, широко используемые в понятийном аппарате юридических норм. «Производственная необходимость», «хищение в особо крупных размерах», «достоверная информация», «культурное наследие», «малоимущие», «каждый» и т.п. все это примеры так называемых оценочных понятий. Эти понятия охватывают количественное и качественное содержание правовых норм. Проверка возможности, обоснованности их распространения на те или иные фактические обстоятельства и становится объективной задачей при толковании правовой нормы. Происходит детализация, конкретизация оценочных понятий, их примерка для распространения правовой нормы на конкретные фактические обстоятельства. Покажем это на некоторых примерах. Наконец, в текстовом, грамматическом изложении нормы могут быть неудачные, неточные формулировки, да и просто ошибки, неясности, проистекающие из различий между тем, что хотел сказать законодатель и что сказал на самом деле. Разумеется, разрыв между мыслью и ее словесным выражением из - за огрубления, возможных неточных, и даже ошибочных формулировок – это проблема не только и не столько нормы права, сколько психологии, лингвистики, других наук. Это и философская проблема. Недаром говорится: «мысль изреченная – ложь». Но для теории права все эти аспекты являются собственной, специфической проблемой толкования правовой нормы. И в этом случае уяснение смысла, цели, назначения нормы также является важнейшей юридической задачей, проверку текста правовой нормы всегда надо осуществлять по официальному тексту, т.к. неточности, в том числе даже опечатки, весьма распространены в различных сборниках нормативных актов, брошюрах, даже учебниках (даты, структурные обозначения и т.п.). Поэтому пользоваться надо официальными собраниями законодательства, кодексами, словом, официальными изданиями, если возникают сомнения в грамматическом выражении нормы.
Субъекты толкования. Официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование предусматривает разъяснение правовой нормы компетентными органами и находит выражение в специальных актах. Официальные, в том числе аутентичные, виды толкования являются легальными, вытекают, как правило, из возникающих крупных социально - политических проблем, которые создает сам законодатель. По объему такое толкование может быть нормативным, то есть обязательное для всех лиц и органов. Если толкует сам орган, издавший норму права, то такое толкование называют аутентичным (авторским). По конкретному юридическому делу дается казуальное толкование. Нормативное и казуальное толкование подразделяются по содержанию на судебное и административное, то есть зависит от органа, дающего толкование. Субъектами толкования могут быть специально уполномоченные государственные органы (суды, прежде всего), органы, сами принявшие правовую норму (если они имеют полномочия на аутентичное толкование). Неофициальное толкование не является обязательным. Оно может быть обыденным, то есть осуществляемым самим гражданином и профессиональным, например, совершенным адвокатом. Однако толкование правовой нормы, осуществленное гражданином, не является официальным, не является обязательным, хотя может использоваться для правотворческой инициативы и других активных действий в правовой сфере. Доктринальное толкование. Комментарии ученых и НИИ, которые сопровождают кодексы, другие нормативно - правовые акты, являются важным, авторитетным, но также неофициальным толкованием.
Способы и приемы толкования правовых норм. физического, конкретного правоприменителя. Это, так сказать, процесс толкования «вовнутрь». Второй этап – это разъяснение смысла и содержания нормы «вовне», для адресатов правоприменения, для участников правоприменительного процесса. Разъяснение – это итог уяснения, выраженный субъектами толкования в соответствующих формах, которые мы рассмотрим чуть ниже. Теория права использует различные способы толковании юридических норм. К нам относятся: филологический, логический, систематический, историко-политический, теологический, специально - юридический и функциональный способы. Грамматическое толкование. Оно заключается, во-первых, в уяснении текста, его грамматических форм (число, род, падежи, окончания, даже запятые). Значение запятых показывает известный пример: знаменитое выражение, смысл которого зависит от места запятой, «казнить нельзя помиловать». Во - вторых, уяснение словесных, терминологических выражений и, прежде всего, уяснение терминов, например «конституционный строй», «узурпация» и т.д. Сюда же относятся и «оценочные понятия», о чем речь шла выше. В - третьих, специфические формы выражения правовых предписаний: вместо форм долженствования употребляются инфинитивные формы. Говорится «не должен», а то, что адресат «делает». В - четвертых, уясняются морфологические и синтаксические структуры. Например, когда мы встречаемся в Конституции со словом «гражданин», то понимаем, что речь идет о гражданине Российской Федерации, а когда со словом «каждый» (каждый имеет право...), то понимаем, что речь идет о гражданине Российской Федерации, иностранном гражданине, лице без гражданства. Но грамматическое толкование – это еще иногда проверка грамотности, аккуратности при редактировании нормативно - правового акта. И дело при этом не ограничивается воспоминанием о «карать нельзя помиловать».
Систематическое толкование. Каждая норма права должна рассматриваться в связи со всей системой правовых положений. Сюда же – к систематическому толкованию – относится выяснение места правовой нормы в системе других правовых норм. Допустим, анализ Конституции какого - либо государства показал, что местные суды (мировой судья) не находятся в Конституции в главе «судебная власть». Значит ли это, что данная категория судов вообще не относится к судебной власти? Систематическое толкование в данном случае дает основание для такого вывода и, соответственно, критических замечаний.
Историко-политическое толкование. Это аналитический процесс, когда рассматривается норма с учетом той историке - политической обстановки, в которой она принималась. При этом происходит и сопоставление нормы с существующей ситуацией. Действительно, для полного понимания правовой нормы оказывается необходимым проследить, когда она возникла, как развивалась. Это не означает, что историческое толкование может исказить применение нормы или вообще приостановить процесс правоприменения. Но историческое знание позволяет применить право целесообразно, справедливо, обоснованно, законно, словом, соблюсти все указанные выше принципы реализации права. Логическое толкование. Это способ толкования предполагает использование законов формальной логики для уяснения смысла, содержания, нормы права, ее соотношения с другими нормами. В этот процесс следует включать правила оперирования понятиями, чтобы иметь правильные суждения, делать правильные умозаключения. Совершенно недопустимы умозаключения ошибочные, которые могут просто искажать правоприменение. Весьма часто правовая норма формулируется таким образом, что устанавливаются исключения из правил – и тогда логический анализ должен направляться на выяснение условий этого исключения. Толкование важно для работников правоприменительных органов для воплощения своей деятельности. С этой целью используется специально - юридическое толкование. Смысл подзаконных актов понимается и объясняется в строгом соответствии с законом. Издание нового закона также невозможно без уяснения смысла и четкого представления о содержании уже действующих норм.
Толкование призвано обеспечить полную реализацию исполнительными органами норм права, поэтому в толковании предусматривается функциональный способ, разъяснение по применению нормы права, от чего зависит качество правоприменения и понимание действительного смысла нормы права специалистами и населением.
Предмет и методы теории государства и права
Наука, как таковая ставит целью выработку системы знаний об объективном мире. Все научные дисциплины принято делить на естественные, точные и гуманитарные. Поскольку все юридические науки занимаются изучением общественных явлений, постольку они все являются науками гуманитарного цикла, в том числе и «Теория государства и права». Государство и право связаны между собой неразрывно, поэтому в юриспруденции выделена вузовская дисциплина «Общая теория государства и права». ОТГП исследует существующую правовую действительность ставит задачей, выделить общее в истории стран и эпох, но и анализирует конкретный материал, (отдельные правовые системы, правовые течения) на основе всеобщей теории государства и права. Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.
Становление и развитие ТГП началось более 2,5 тысяч лет назад, то есть вместе с зарождение государства и права человечество пыталось объяснить сущность и источники этих явлений. В ходе полемики возникали споры по нескольким вопросам: 1) в каком соотношении находятся государство, право и экономика, 2) какую роль государство и право играют в политической жизни, 3)возможна ли универсальная теории государства и права, 4)споры между диалектиками и метафизиками о происхождении, сущности формах права, 5) о том, в какой взаимосвязи находятся личность и государство, соотношение обязанностей и прав человека и гарантий со стороны государства. Споры по этим вопросам особенно усиливались в переломные моменты истории. Современная отечественная наука прошла путь от зарубежных школ политологии права, философии права, марксистско - ленинской трактовки до современных немарксистских политико - правовых теорий. Особенно отход от позиций марксизма наблюдается в последние годы. Он связан с кардинальными переменами в нашей стране, с демократизацией общества. По новому осмысливается буржуазное государство,, конституционные ценности, верховенство закона, взгляд на права и свободы человека, приоритет прав индивида, над коллективными правами ТГП предстает сегодня в виде социологического истолкования, уделяется больше внимания истолкованию путей и способов познания государственно - правовых явлений.
Функции теории государства и права определены тем, что в системе юридических наук она носит мировоззренческий, установочный характер. Выделяют теоретическую, методологическую, воспитательную, идеологическую, практическую, организационную функции.
Как любой науке теории государства и права присуща своя методология и методы познания. Большинство современных исследователей придерживаются диалектико - материалистических позиций, рассматривают процессы через призму историзма. Используются методы систематизации, абстрагирования, формализации, сравнения, структуирования, переход от частного к общему и другие.
Но в теории Государства и права используются не только общие, но и специальные методы, характерные только для специальных наук: статистическая и компьютерная обработка, моделирование, психологические и социологические наблюдения, анкетирование, анализ документов, опрос. Существуют и частные методы, используемые только теорией государства и права и другими юридическими науками, например, формально - юридический, толкование норм права.
Принципами исследования являются всесторонность, историзм, плюрализм, комплексность, практика как критерий истинности, что характерно для любой науки. Теория государства и права использует анализ, синтез, аналогии, гипотезы, дедукцию и индукцию, как логические приемы исследования. Таким образом, ТГП как базовая по отношению к другим юридическим наукам использует как общие, так и специальные и частные методы. Комплекс этих методов составляет методологию.
Место теории государства и права в системе общесоциологических наук (истории, социологии, политологии, этики и т.д.) можно определить как частной науки, так как она занимается конкретными вопросами, именно: закономерностями возникновения, развития и функционирования государства и права. А в системе юриспруденции, то есть юридических наук, которая в широком смысле понимает совокупность знаний о государстве, управлении, примени права и т.д. теория государства и права находится на положении основной науки.
В целом систему юридических наук можно представить следующим образом:
1).Общетеоретические и исторические науки - теория государства и права, всеобщая теория государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений
2).Отраслевые юридические науки о материальном праве (конституционное, финансовое, уголовное, гражданское право и т.д.) и науки о процессуальном праве (Уголовно - процессуальное, административно - процессуальное)
3)Науки о международном праве: международное публичное (в том числе международное дипломатическое, морское, космическое и т.д.) и частное право.
3) Право, изучающее деятельность отдельных органов: судебное, нотариальное, прокуратура, судоустройство…
4).Прикладные юридические науки: криминология, криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина, судебная статистика и прочие.
Ни одна из перечисленных наук не может обеспечить изучение государства и права в комплексе. Этим и занимается теория государства и права, а следовательно она играет роль вводной, обобщающей,методологической науки.
В силу того, что категории государства и права являются наиважнейшими в системе юридических знаний. В юридических учебных заведениях выделяются специальные учебные дисциплины для изучения этих понятий: «Теория государства и права», «Теория Права», «Теория государства», Общая теория государства и права». Опыт раздельного преподавания этих дисциплин не оправдывает себя. Учебная дисциплина «Теория государства и права» формирует первоосновы научного мировоззрения студента, избравшего юриспруденцию своей будущей профессией, формирует необходимую теоретическую базу для дальнейшего изучения юридических дисциплин.
«Теория государства и права» изучает происхождение и закономерности возникновения государства, сущность государства, его формы, функции, систему права, нормы права, правоотношения, источники права, правонарушения, юридическую ответственность и т.д.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.