Ст. 13–25 – гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (3Цар. 1:52), делает новую попытку получить право на престол – путем брака с последней женой Давида Ависагою, – чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2Цар. 3:7, 12:8, 16:21–22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (ст. 22).
Ст. 15. Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу.
Ст. 19–20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии – матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (3Цар. 1:16)); сидение по правую руку царя – знак равенства (Пс. 109:1); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы – матери царствующего государя, называвшейся: гебира , владычица (3Цар. 15:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3Цар. 14:21, 15:2); подобное значение принадлежит теперь султанше – матери правящего султана – в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет "небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии.
Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (3Цар. 1:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: καὶ αὐτῶ Αβιαθαρ καὶ αὐτῶ Ιωαβ ἑταῖρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (ἑταῖρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.
Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (3Цар. 1:52), Соломон клянется (формула клятвы – обычная в Ветхом Завете, (Руф. 1:17; 1Цар. 3:17, 14:44, 20:13) и др.), что Адония должен погибнуть.
Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом": династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2Цар. 7:12–29).
Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (3Цар. 1:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт. 37:36) и Вавилонии (4Цар. 25:8; Дан. 2:14). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7).
3Цар.2:26. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что терпел отец мой.
3Цар.2:27. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
Удаление Авиафара от первосвященства (26–27 ст.), равно как и казнь Иоава (28–34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (3Цар. 1:7). Анафов – левитский город в Вениаминовом колене (Нав. 21:18; Ис. 10:30; Иер. 1и др.), на 1 12 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер. 1:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями – мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар)«носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» – в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2Цар. 15:24–29), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1Цар. 22:20–23); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, – без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле , ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным«да сбудется», ἵνα πληρωθῆ, (Мф. 1:22) и под.), – грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (1Цар. 3:11–14): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1Цар. 22:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона – в линию Елеазара (Чис. 25:13; 1Пар. 24:5–6).
3Цар.2:28. Слух об этом дошел до Иоава, – так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, – и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника.
Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (3Цар. 1:50), в скинии у жертвенника. «Не склонялся на сторону Соломона», имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав. ; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXX-ти, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.
3Цар.2:29. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его].
Краткое сообщение евр. – русск. текста распространено вставкой в LXX-ти и слав. т.; по слав. т.: «и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу» – прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. «и похорони его», LXX: καὶ θάψον ἀετόν, – добавление, может быть, из ст. 31.
3Цар.2:31. Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего;
3Цар.2:32. да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского;
3Цар.2:33. да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа!
По закону кровомщения (Исх. 21:12–14; Чис. 35:16–21; Втор. 19:11–12), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2Цар. 3:27, 20:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 190.