- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?
А.С.Пушкин. «Унылая пора!»
- Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени.
Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»
- Какое настроение передаёт автор?
- Какой образ вам особенно нравится и почему?
- Кто такие духи осени?
- Что позволило нам так ярко представить эту картину?
- Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение)
- Прочитайте стихотворение С.Есенина.
- Назовите общие понятия, слова?
- Одинаково ли пишут поэты?
Как поэты говорят об осени?
---Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес.
Д. Кедрин.
Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.
С. Есенин.
Солнце реже смеётся…
К. Бальмонт
И редкий солнца луч.
А.С.Пушкин
- Для чего используются олицетворения?
- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.
V . Творческий отчёт групп.
- Слово вам издатели книги. (Выступление детей).
- Спасибо за труд.
Художники
- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
( Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Поленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое-где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом.
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?
- Лес, точно терем расписной…
И.Бунин.
- Что изображали вы на своих рисунках?
- Кому машет дерево последним листом?
- В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.
И. Бунин « Листопад»
«…Последний день в лесу встреча»
Музыканты:
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.
- Когда впервые звучала музыка?
- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.
Выступления детей:
Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. ( Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
- « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
Фотокорреспонденты:
- Нам было интересно сфотографировать в нашем селе приметы осени.
Выступления детей:
1. Мы с мамой сфотографировали осенние астры, калину. На этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.
2. А мы сфотографировали опушку леса. Краснеют гроздья рябины и много золота – березки надели жёлтые наряды.
- В нашем Семеновском крае живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическими произведениями поэтессы Евгении Корешковой.(«Лишь сентябрь…», «Осенний вечер», «Паучок» и другие)
Паучок
Закидала осень золотом тропинки,
И пожухли, свяли травы у дорог.
На легчайшем самолете – паутинке
Мимо быстро пролетает паучок.
Мал как точечка, с трудом его заметишь,
Ну, а планы видно тоже велики.
Он призвал к себе на помощь легкий ветер.
Бабье лето, ты пилоту помоги.
Он запутался в ветвях малютки – сливы,
Осторожно я в ладонь его взяла.
И, разглядывая, ласково спросила:
Путешественник-малютка, как дела?..
Я стою. У ног моих корзинка,
Волосы колышет ветерок.
На легчайшем самолете – паутинке
В мир бескрайний улетает паучок.
Дизайнеры:
- Нам очень захотелось, используя различные материалы, создать свои осенние картины.
- Эту работу мы назвали « Королева осеннего бала». Ажурное бальное платье, шляпа, всё сделано из осенних листьев. Использовали цветную бумагу. Это вырезная аппликация.
-Эту работу мы назвали «Осенний букет». Выполнена композиция из самых красивых осенних листьев.
- А это красивое платье украшено дарами осени. Этот наряд называется «Яблонька». Нашей Любаше очень подходит этот наряд.
- Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе, мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев. .
Вывод:
- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
«Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
- Чему научились мы, работая над этим проектом?
-В заключение нашей работы мы исполним песню об осени, потанцуем вместе с красивыми листочками.
Приложение №4
Исследовательская работа
«Кошка Маша в цифрах и диаграммах»
Авторы: Игнатьева Анна, Смирнова Виктория, 3 класс, И-Заборская средняя школа.
Руководитель: Гусева Татьяна Алексеевна, учитель начальной школы.
Предмет: математика.
Работа над проектом «Кошка Маша в цифрах и диаграмма» была проведена по плану:
1. Выбор темы.
2. Составление плана исследовательской работы.
3. Работа с литературой.
4. Работа с различными понятиями и терминами.
5. Опытно-эспериментальная работа.
Цель, которую я ставила перед собой – обучение основам проектно-исследовательской деятельности учеников на пример исследования некоторых параметров жизнедеятельности домашней кошки. Работа проводилась в рамках учебного предмета математики. В работе рассматриваются эксперименты и вычисления по многим вопросам математики начальной школы: цена, стоимость, средняя величина, скорость движения. В процессе экспериментов вырабатывалось умение пользоваться такими измерительными приборами как рулетка, секундомер, мензурка.
Работа над проектом продолжалась в течение 1 месяца с небольшими перерывами. Работа над проектом была интересна ученицам и поэтому трудности в изучении новых тем и понятий были преодолены. А вот кошка не всегда подчинялась своей хозяйке.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 385.