Глава 3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ 16
§1. Рассмотрение обращений граждан................................. 16
§2. Деятельность Уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы.................................................................................................. 19
§3. Деятельность Уполномоченного, не связанная с рассмотрением конкретной жалобы............................................................................ 20
Заключение................................................................................... 24
Библиографический список........................................................ 26
Введение.
Двадцатый век оставил в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности. Данное положение нашло свое отражение в статье 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей на государство обязанность их защищать.
Опыт показывает, что недостаточно лишь нормативного закрепления постулата об обязанности государства защищать права и свободы человека, как высшую ценность, важно создать условия, способствующие претворению его в жизнь. Для эффективной защиты прав и свобод человека необходима устойчивая внутригосударственная система, включающая в себя множество инструментов, механизмов защиты прав личности. Одним из составляющих внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, и является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Целью работы является изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития.
В соответствии с целью были определены объект и предмет работы.
Объектом работы выступают общественные отношения, а именно организационные, связанные с деятельностью Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.
Предметом работы являются направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: проследить процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, детально изучить такие важные компоненты, как требования к кандидатуре Федерального Уполномоченного по правам человека, процедуре его избрания и выдвижения, гарантии деятельности, рассмотреть направления деятельности механизма защиты прав и свобод человека Уполномоченным.
Глава 1.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ.
Глава 2. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава 3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ.
Заключение.
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России.
Несмотря на то, что данный правозащитный институт является для России новым и действует лишь на протяжении нескольких лет, он уже занял важное место в системе защиты прав и свобод. Это обусловлено тем, что новый правозащитный институт не противостоит государственным органам, а конструктивно сотрудничает с ними, способствует деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами государственными служащими.
Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п. 1 ст. 2 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).
Российский омбудсмен назначается парламентом - Государственной Думой. Смещение с должности происходит по решению Государственной Думы. Поскольку Уполномоченный назначается и отстраняется то, можно сделать вывод, что он в определенной мере зависит от воли этого органа. Более того, Уполномоченный по правам человека назначается из числа депутатов Государственной Думы, что еще более привязывает его к этому государственному органу.
Ограниченный статус российского омбудсмена накладывает отпечаток и на сферу распространения его деятельности. Статья 15 Закона предусматривает, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, но при этом он не принимает жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение полностью противоречит самой идее института – восстановление прав, нарушенных государственными органами и служащими.
Одной из главных задач движения России по пути к созданию жизнеспособного, демократического государства, живущего в гармонии с обществом и уважаемого им, является строительство демократических институтов, утверждение высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого в строгом соответствии с Конституцией РФ будет находиться соблюдение прав и уважение интересов каждой личности. В этом смысле институт Уполномоченного по правам человека и гражданина открывает существенно новые возможности: он становится сегодня тем органом государственного контроля, который позволяет выявлять случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина, способствует установлению режима законности и правопорядка; является действенной формой контроля за органами исполнительной власти в области соблюдения ими прав и свобод человека и гражданина.
Библиографический список.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№9.-Ст. 1011.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ// Собрание законодательства.-1997.-№2.-Ст. 198.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1994г. № 2134-II ГД// Ведомости Федерального Собрания РФ.-1994.-№3.-Ст. 160.
Постановление ВС РСФСР от 22 января 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»// Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№52.-Ст. 1856.
Специальная и научная литература
Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт.-М., 1996.
Бутусова Н.В. Конституционно-правовой институт Уполномоченного по правам человека в РФ: опыт, проблемы, перспективы/ Конституционно-правовая реформа в РФ: сборник статей.
Горбунов С.Н. К вопросу об институте Уполномоченного по правам человека/ Актуальные проблемы правовой науки. Вып.1. Сборник научных трудов.
Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных странах: правовое регулирование.-М., 1997.
Общая теория права. Учебное пособие/ Под ред. Е.А. Лукашевой.-М., 1996.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая. Учебник/ Под ред. Б.А Страшуна.-М., 1999.
Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан.-М., 1998.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
Альварес Г.М., Бутусова Н.В. К развитию института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: применим ли опыт Испании на российской почве?// Конституционное и муниципальное право.-2003.-№3.-С. 9-11.
Бегаева А.А. Развитие специализированного института Уполномоченного по правам человека в РФ// Право и политика.-2004.-№5.-С. 91-101.
Бойцова Л.В. Настоящее и будущее российского омбудсмана//Юридический мир.-2003.-№3.-С. 18-26.
Доронина О.Н., Калинин В.А. Европейские стандарты защиты прав человека в практике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации// Государственная власть и местное самоуправление.-2007.-№10.-С. 31-35.
Замышляев Д.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право.-2002.-№3.-С. 33-35.
Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации// Юридический мир.-2007.-№8.-С. 32-40.
[1] Общая теория права. Учебное пособие/ Под ред. Е.А. Лукашевой.-М., 1996, С. 369.
[2] Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991 г., № 52, ст. 1856.
[3] Российская газета, 25.12.1993г., № 237.
[4] Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г./ СЗ РФ, 1997, № 9, Ст. 1011, ст.5.
[5] Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. М., 1996, С. 408; Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека – защитник прав гражданина. М., 1998, С. 80; Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных странах: правовое регулирование. М., 1997, С. 206.
[6] Трумпель К.Б. Уполномоченный бундестага ФРГ по обороне как пример деятельности военного омбудсмена. // Правоведение, 1994, № 4.
[7] Бегаева А.А. Развитие специализированного института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации// Право и политика.-2004.-№5.-С. 94.
[8]Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая. Учебник/ Под ред. Страшуна Б.А.,М., 1999, С.590.
[9] Бойцова Л.В. Настоящее и будущее российского омбудсмена// Юридический мир.-2003.-№3.-С.22.
[10] Ведомости ФС РФ, 1994, №3, Ст. 160.
[11] Бойцова Л.В. Настоящее и будущее российского омбудсмена// Юридический мир.-2003.-№3.-С.22.
[12] См.: там же.
[13] См.: там же.
[14] Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации// Юридический мир.-2007.-№8.-С. 35.
[15] См.: там же.
[16] Матвеева О.М. Эволюция института ответственности правительства и новые формы парламентского контроля в зарубежных странах// Российский юридический журнал.-1995.-№2.-С. 56.
[17] СЗ РФ, 13.01.1997, №2, Ст. 198.
[18] Бутусова Н.В. Конституционно-правовой институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы/Конституционно-правовая реформа в РФ: сборник статей.
[19] Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации// Юридический мир.-2007.-№8.-С. 37.
[20] См.: там же, С.38.
[21] См.: там же, С. 39.
[22] См.: там же.
Глава 3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ 16
§1. Рассмотрение обращений граждан................................. 16
§2. Деятельность Уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы.................................................................................................. 19
§3. Деятельность Уполномоченного, не связанная с рассмотрением конкретной жалобы............................................................................ 20
Заключение................................................................................... 24
Библиографический список........................................................ 26
Введение.
Двадцатый век оставил в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности. Данное положение нашло свое отражение в статье 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей на государство обязанность их защищать.
Опыт показывает, что недостаточно лишь нормативного закрепления постулата об обязанности государства защищать права и свободы человека, как высшую ценность, важно создать условия, способствующие претворению его в жизнь. Для эффективной защиты прав и свобод человека необходима устойчивая внутригосударственная система, включающая в себя множество инструментов, механизмов защиты прав личности. Одним из составляющих внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, и является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Целью работы является изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития.
В соответствии с целью были определены объект и предмет работы.
Объектом работы выступают общественные отношения, а именно организационные, связанные с деятельностью Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.
Предметом работы являются направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: проследить процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, детально изучить такие важные компоненты, как требования к кандидатуре Федерального Уполномоченного по правам человека, процедуре его избрания и выдвижения, гарантии деятельности, рассмотреть направления деятельности механизма защиты прав и свобод человека Уполномоченным.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.