Закон 1935 г. требовал регистрации холдинговой компании в КЦББ, Комиссия получила право дробить холдинги по териториальному признаку, что фактически означало их упразднение. Несмотря на ряд попыток оспорить решения КЦББ в судебном порядке, 17 лет спустя кампания по реорганизации коммунального хозяйства была завершена.
В 1938 г. Конгресс принял так называемый Закон Мэлони (Moloney Act), распространивший контроль КЦББ на внебиржевой рынок. Идея заключалась в том, чтобы создать саморегулируемые ассоциации дилеров внебиржевого рынка, которые следили бы за выполнением правил игры на этом рынке, но при этом находились под контролем КЦББ. Такой организацией стала NASD, которая осуществляет контроль за исполнением своими членами установленных правил при совершении сделок с инвесторами. Брокеры и дилеры для получения права совершать сделки с ценными бумагами (при торговле между штатами) обязаны зарегистрироваться в NASD. В конце 1992 г. членами NASD являлись 5254 брокерско-дилерские фирмы.
В 1939 г. появился Закон о доверительном договоре (Trust Indenture Act of1939), регулировавший процедуру выпуска облигаций корпорациями. В 1940 г. было принято 2 закона: Закон об инвестиционных компаниях (Investment Company Act of 1940) и Закон об инвестиционных консультантах (Investment Advisers Act of 1940). Первый закон обязывал инвестиционные компании регистрироваться в КЦББ и давал ей обширные полномочия по регулированию их деятельности; второй требовал регистрации инвестиционных консультантов в КЦББ.
На этом период активного нормотворчества в области ценных бумаг завершился. Нетрудно заметить, что он совпал с периодом радикальных преобразований в системе государственного регулирования экономики США, проходившей в рамках "нового курса" Рузвельта.
После второй мировой войны произошло частичное свертывание системы государственного регулирования экономики, в том числе и КЦББ: если до 1940 г. численность ее персонала неуклонно возрастала, достигнув 1587 человек, то к 1950 г. она сократилась до 1082, а к 1955 г. — до 692 человек. В 40—50-е гг. КЦББ выполняла чисто рутинную работу, в связи с чем ее начали называть "беззубым тигром" и "тренировочной площадкой для юристов Уолл Стрит".
Между тем в 50-е гг. происходил быстрый рост фондового рынка. В 1950г. оборот всех фондовых бирж США составил 21 млрд. долл., в 1960 г. — 45 млрд. долл. Количество зарегистрированных в КЦББ брокеров и дилеров увеличилось с 3930 до 5500 человек.
В 1962 г. в Америке произошел очередной биржевой кризис. Индекс Доу-Джонса упал на 27%. Пришедший к власти на выборах 1960 г. Джон Ф. Кеннеди потребовал подготовить доклад о состоянии дел на фондовом рынке и обратился в Конгресс с просьбой провести специальное расследование в области регулирования рынка. В итоге в 1964 г. были приняты поправки к законам 30-х гг. (Securities Act Amendments 1964), которые предусматривали распространение требований раскрытия информации на ценные бумаги, находящиеся во внебиржевом обороте. Отныне требование раскрытия информации касалось любой компании с количеством акционеров свыше 750 и активами свыше 1 млн. долл. (прежде это требование относилось к более крупным корпорациям).
Поправки также предоставляли КЦББ больше полномочий относительно контроля над рынком. За короткий период штат сотрудников значительно возрос, достигнув 1393 человек в 1965 г.
С целью защиты инвесторов от банкротств брокерско-дилерских фирм в 1970 г. в соответствии со специальным актом Конгресса была образована Корпорация по защите инвесторов (Securities Investor Protection Corporation), в обязанности которой входит компенсация потерь инвесторов на сумму до 500 тыс. долл. (из них 100 тыс. долл. может приходиться на наличные, остальная сумма — на ценные бумаги). Корпорация — некоммерческая организация, членами которой являются инвестиционные институты. Фонд Корпорации образуется за счет взносов ее членов.
Поправки к законам о ценных бумагах, принятые в 1975 г., распространили контроль КЦББ на клиринговые палаты и информационные фирмы (введя, в частности, требование их регистрации), расширили возможность санкций против отдельных членов бирж и NASD. Однако важнейшим событием принято считать отмену фиксированных комиссионных с 1 мая 1975 г. (так называемый первомай в индустрии ценных бумаг) — одного из основополагающих принципов работы НФБ с момента ее образования в 1792г.
Существует мнение, что отмена фиксированных комиссионных — заслуга КЦББ. Однако есть и другая точка зрения: биржа уже сама была готова осуществить эту отмену под давлением конкуренции со стороны других организованных рынков, в первую очередь NASDAQ.
Отмена фиксированных комиссионных резко обострила конкуренцию на рынке, а также способствовала снижению трансакционных издержек для крупных инвесторов, поскольку для них ставки комиссионных понизились, а для мелких инвесторов — повысились.
Комиссия рекомендовала отменить правило 394 (в настоящее время 390) НФБ, согласно которому ее члены не могут торговать списочными (листинговыми) акциями НФБ за ее пределами. Однако и в 1995 г. эта рекомендация оставалась нереализованной.
В Поправках к законам о ценных бумагах 1975 г. перед КЦББ была поставлена задача создать национальную систему торговли ценными бумагами (National Market System) и общенациональную расчетно-клиринговую систему.
В 1978 г. была введена в действие Intermarket Trading System, объединившая в единую информационную сеть все биржи и NASDAQ, что позволило в режиме реального времени определять наилучшие котировки по различным ценным бумагам на всех этих рынках. Еще одним шагом на пути создания Национального рынка ценных бумаг стало введение единой системы регистрации сделок с ценными бумагами (consolidated tape) и единой системы котировки (composite quotation system).
Однако до создания единого рынка еще очень далеко в связи со слишком сильной конкуренцией между отдельными организаторами торговли.
Перед КЦББ ставилась также задача устранить физическое перемещение сертификатов акций при урегулировании расчетов по ценным бумагам (settlement).
Один из разделов поправок 1975 г. вводил требование регистрации брокеров, дилеров, банков, регулярно занимающихся покупкой, продажей и другими операциями с муниципальными ценными бумагами (за исключением трастовых операций). Был создан специальный Совет по регулированию деятельности брокеров и дилеров, совершающих операции с муниципальными ценными бумагами.
В 1977 г. Конгресс принял Закон о подкупе должностных лиц за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act), надзор за которым был возложен на КЦББ. Согласно этому Закону должностным лицам американских корпораций запрещено давать взятки правительственным чиновникам и политическим деятелям за рубежом. Компании, уличенные в нарушении этого Закона, могут быть оштрафованы на 2 млн. долл., а их служащие — подвергнуты штрафу до 100 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (либо тому и другому одновременно). Этим же Законом предусматривается, что отчетность публичных компаний должна точно отражать все операции и не допускать наличия неучтенных средств (черной кассы).
В 80-е гг. принято 2 закона, ужесточающих санкции против инсайдеров за использование внутренней информации: Insider Trading Sanctions Act 1984, Insider Trading and Securities Fraud Enforcement Act 1988. Если ранее КЦББ могла конфисковать только доходы, полученные в результате использования внутренней информации, то в соответствии с этими законами размер штрафа может в 3 раза превышать прибыль, полученную от использования внутренней информации. Физическое лицо может быть подвергнуто тюремному заключению сроком до 10 лет (именно на основании этих законов был приговорен в 1986 г. к тюремному заключению сроком на 20 мес. и уплате 100 млн. долл. штрафа Иван Бойски, послуживший прототипом корпоративного пирата (corporate raider) из голливудского фильма "Уолл Стрит", а в 1990 г. — к 10 годам тюремного заключения и многомиллионному штрафу уже упоминавшийся Майкл Милкен).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать ряд выводов.
Во-первых, появление рынка ценных бумаг явилось позже, нежели появление объекта его торгов, а причинами возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, не зря первыми акционерными обществами были торговые компании.
Во-вторых, на современном этапе развития общества нецелесообразно называть ценные бумаги фиктивным капиталом (во всяком случае, это можно сказать об акциях и облигациях частных компаний), потому что они заменяют собой реальный денежный капитал.
В-третьих, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие.
В-четвертых, рынок ценных бумаг занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков, на нем можно и заработать капитал и его туда вложить.
В пятых, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.
В-шестых, на рынке ценных бумаг действуют экономические законы, такие как: закон спроса и предложения, закон денежного обращения и закон конкуренции, которые, хоть и с некоторыми особенностями, но выполняют свои функции.
В-седьмых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В-восьмых, биржа является источником реализации рынка ценных бумаг на практике, где сталкиваются продавцы (эмитенты) и инвесторы, которые совершают взаимовыгодные сделки при помощи профессиональных участников рынка и оперируя различными специфическими функциями рынка.
В-последних, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время американский фондовый рынок, следует отметить, что это динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в экономике: массового выпуска ценных бумаг, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.