«Хелефеи и Фелефеи», евр.: Крети и Плети, LXX: Χερεφί καὶ Φελεφί, Vulg.: Cerethi et Pelethi, у И. Флавия прямо названыσωματοφύλακες, телохранителями царя: следовательно, составляли гвардию Давида и после Соломона. Их считают иноземцами в Израиле, именно филистимлянами, и самые имена еврейские сближают в новое время с евр. именами филистимлян (евр. Пелешет) и острова Крита (евр. Кафтор), откуда выселились филистимляне по свидетельству Библии (Ам. 9:7; Иер. 47:4; ср. Втор. 2:23). См. Bertholet, Stellung d. Israeliten zu den Fremden, 38 ff. B. Stade, Geschichte des Volkes Israel, Bd. I (1887), 142 ff.
3Цар.1:39. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
Скиния, откуда Садок взял рог с елеем, – не Гаваонская (2Пар. 1:3, 6, ср. 3Цар. 3:4) – Гаваон лежал на расстоянии 4 римских миль от Иерусалима (Onomastik. 296), – а Сионская (см. 2Цар. 6:17; 1Пар. 15:1). Священный елей скинии приготовляем был нарочито указанным в (Исх. 30:22–32) способом и был употребляем только для освящения скинии, ее утвари и священнослужителей; тела простых мирян было воспрещено помазывать им. Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя – в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр.: машиах ) Иеговы (2Цар. 2:4, 12:7) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (ст. 39), но и пророком Нафаном (ст. 34), подобно как помазание Саула (1Цар. 10:1) и Давида (1Цар. 16:13) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом (2Цар. 2:4, 5:3). По (1Пар. 29:22), повторено было после помазание и над Соломоном.
3Цар.1:39. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
Цар.1:40. И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его.
Участие народа в поставлении Соломона царем выразилось в его радостных кликах «да живет царь!» (ср. 1Цар. 10:24; 4Цар. 11:12; Мф. 21:9) – народ, видимо, не признавал претензий Адонии на царство; затем, в триумфальном шествии за Соломоном при звуках трубы и игре на флейтах бахалилим , Vulg.: саnentium tibiis; LXX и слав. – о радости вообще: ἐχόρευον ἐν χοροῖς, «ликоваша в лицех»); «земля расседалась от криков» народа – гиперболическое выражение мысли о всенародном восторге.
Цар.1:41. И услышал Адония и все приглашенные им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города?
Цар.1:42. Еще он говорил, как пришел Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несешь добрую весть.
3Цар.1:43. И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царем;
3Цар.1:44. и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского;
Цар.1:45. и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город. Вот отчего шум, который вы слышите.
Цар.1:46. И Соломон уже сел на царском престоле.
Цар.1:47. И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем,
3Цар.1:48. и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это!»
Привычное ухо опытного военачальника Иоава прежде всего обращает внимание на воинский звук трубы (ст. 41). Ионафан, ранее выступавший в качестве вестника на службе Давиду (2Цар. 15:36, 17:17), мог (ст. 42) намеренно оставаться в городе и наблюдать за происходящим там; отсюда – точность его сообщения (ст. 43–46). Преклонение престарелого Давида на ложе (ст. 47) вполне напоминает подобное же преклонение «на возглавие постели» или «на верх жезла» (Быт. 47:31) умирающего патриарха Иакова; это было выражением благоговения Давида, как и Иакова, к Богу; равным образом и благословляет Давид Иегову Бога Израилева, а не избирателей сына его (ст. 48); поставленного в скобках «от семени моего» нет в евр. масор. т. и есть лишь у LXX: ἐκ τοῦ σπέρματός μου(Vulg. этих слов не читает), но является вполне уместным и могло стоять в оригинале еврейском. Приверженцы Адонии в паническом страхе разбегаются (ст. 49). Подобный же страх, явившийся следствием отсутствия сознания законной собственности притязаний, овладевает и самим Адонией; сознавая себя уже политическим преступником, он спасается в скинии (Сионской), (3Цар. 3:15; 2Цар. 6:17) и хватается за роги жертвенника (ст. 50–51), как после – Иоав (3Цар. 2:28), где мог найти убежище лишь невольный убийца (Исх. 21:12–14). Роги у жертвенника были существенной частью (Ам. 3:14;Лев. 4:7, 18), в них как бы выражалась идея жертвенного очищения. Менее всего они могли быть пережитком представления Иеговы в образе тельца (мнение Штаде и Новакка).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 224.