Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третья книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)         

Предисловие

  3-я и 4-я книги Царств в еврейской Библии первоначально составляли одну книгу «Цари», евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Рождеству Христову эта книга является разделенной на две – начиная с Бомбергского издания еврейской Библии 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, – несомненно, под влиянием греческой Библии LXX-ти, в которой с самого начала были две книги, в связи с книгами Самуила (или 1 и 2 Царств) именовавшиеся: βασιλειων τρίη,βασιλειων τεττάρτη. Однако в этой греческой версии, с одной стороны, не вполне точной является самая терминология – передача melachim (цари) через Βασιλειαί (царства). Блаженный Иероним говорит: «Melachim id est Regum, qui tertio et tquarto Regum (Regnorum) volumine continetur... Meliusque multo Melachim id est Regun, quam Mamlachoth id est Regnorum dicere. Non enim multarum gentium ragna describit, sed inius israelitici populi». Действительно, 3-я и 4-я книги Царств содержат в себе историю собственно царской власти и царей (не теократии вообще) у одного и того же еврейского народа, почему название «Цари» более отвечает их содержанию, чем «Царства». С другой стороны, не имеет реального основания разделение единой в себе истории на две книги: последняя глава 3 книги Царств и первая глава 4 книги Царств, излагающие одну историю царя израильского Охозии, только искусственно могли быть разделены по двум книгам. В действительности же обе книги и по форме, и по содержанию представляют единое неделимое целое, имея в отношении единства и законченности даже преимущество пред другими библейскими ветхозаветными книгами. Начинаются они историей славнейшего из еврейских царей Соломона, которому промыслом Божиим назначено было построить единственный по закону храм Иегове; а заканчивается изображением гибели Иудейского царства, прекращением династии Давида и сожжения храма Иерусалимского, и таким образом содержат историю целого, вполне законченного периода библейско-еврейской истории (ср. 3Цар. 6:1): ecли период от исхода евреев из Египта до Соломона был переходным временем странствования и войн, и еще Давид был ""человеком войны» (1Пар. 28:3), а в религиозном отношении означенное время было периодом подвижного святилища – скинии (2Цар. 7:6–7), то с Соломона,"мужа мира» (1Пар. 22:9), для Израиля наступило время всецелого, покойного, прочного владения обетованной землей (2Цар. 7:10–11;3Цар. 5:3–4), соответственно чему именно Соломон построил неподвижный "дом" имени Иеговы (2Цар. 7:13; 3Цар. 5:5, 6:12, 38, 7:51).

  Единство обеих книг простирается также на форму изложения, стиля и писательских приемов священного автора. Через всю книгу проходит одна, строго выдержанная точка зрения – теократическое воззрение о зависимости исторических судеб Израиля от искренности и чистоты его веры; всюду здесь встречаются замечания поучительного, религиозно-нравственного свойства, так что истории «царей» еврейских есть, можно сказать, церковно-историческое произведение на ветхозаветной почве. Форма и метод историографии 3-й и 4-й книг Царств строго определенны и одинаковы на всем их протяжении: о каждом царе сообщается время вступления его на царство, определяется общая продолжительность его царствования, делается характеристика и более или менее подробное описание его деятельности; наконец, дата смерти и указание источника сведений о данном царе. Период времени, обнимаемый содержанием 3-й и 4-й книг Царств равняется приблизительно четыремстам пятидесяти лет: с воцарения Соломона – около 1015 года до Р. X. до освобождения в Вавилоне из темницы царя Иехонии (4Цар. 25:27–30) в 37 году по его переселении в плен, т. е. (599 г. –37 г. ) в 562 году до Р. X. По Иосифу Флавию (Иудейские Древности Кн. 10, гл. 8, § 4), цари из рода Давидова царствовали 514 лет, следовательно без Давида, царствование которого описано во 2-й книге Царств, – 474 года; сожжение храма, по мнению названного историка (там же, § 5), произошло спустя 476 лет после его сооружения 1. Этот период истории Израиля сам собой распадается на три меньших периода или эпохи, соответственно которым могут быть разделены на три части и 3-й и 4-й книг Царств: 1) период царствования Соломона, (3Цар. 1–11); 2) период синхронистической истории обоих царств Еврейских, Иудейского и Израильского, от разделения до падения северного – Израильского царства, (3Цар. 12–22; 4Цар. 1–17); 3) период одиночного существования южного – Иудейского царства с момента разрушения Израильского царства до падения Иерусалима и Иудеи под оружием Халдеев, (4Цар. 18–25). Для каждой из этих эпох священный писатель имел у себя свой особый источник: а) для истории Соломона таким источником была «Книга дел Соломоновых», евр. Sepher dibre – Schelomoh, LXX: βιβλίον τῶν ῥημάτων Σαλομών, Vulg.: liber verborum dierum Salomons, слав.: "Книга словес Соломоних» (3Цар. 11:41); б) для истории царей южного царства, от Ровоама до Иоакима включительно, – "летопись царей Иудейских», Sеpher dibre – hajamimlemalche lehudah, βιβλίον λόγων τῶν ἡμερῶν τοῖς βασιλεῦσι Ἰοῦδα, liber verborum dierum regum Juda, "Книга словес царей Иудиных» (3Цар. 14:29, 15:7, 22:45; 4Цар. 8:23, 12:19, 14:18, 15:6, 36, 24и др.) и в)для истории царей северного царства – "летопись царей Израильских»(3Цар. 14:19, 15:31, 16:5, 14, 20, 27, 22:39; 4Цар. 1:18, 10:34, 13:8, 12 и др.). Содержание и характер цитируемых источников остаются неизвестными; однако не подлежит сомнению, что они были отдельными, самостоятельными произведениями (для каждой из трех указанных эпох священный писатель пользуется каким-либо одним источником, не упоминая о двух других); что они содержали более того, что заимствовал из них писатель (обычная его формула: «прочие дела писаны в книге...») и что при написании 3-й и 4-й книг Царств означенные источники не только существовали, но и были в весьма большой известности у народа. Из снесения рассматриваемых цитат из книг Царств с параллельными им местами из книги 2 Паралипоменон можно видеть, что все три упомянутых источника были писаниями пророков, которые вообще были единственными историографами в библейской древности (ср. (3Цар. 11:41) с (2Пар. 9:29); (3Цар. 14:21) с (2Пар. 12:15); (3Цар. 15:1–8) с (2Пар. 13:22); ср. также (4Цар. 18:13–20:19) с (Ис. 36–39); (Иер. 52) с (4Цар. 24–25) ). Напротив, мнение Делича и др. о светском происхождении летописей царей, послуживших источниками для 3-й и 4-й книг Царств, – о составлении их упомянутыми в (2Цар. 8:16; 3Цар. 4:3) mazkir'ами (LXX-т:ὑπομνημάτογραψος, слав.: "памятописец», русск.: «дееписатель»), не может найти себе подтверждения в библейском тексте. По словамблаженного Феодорита, «каждый пророк имел обычай описывать события, в это время совершавшиеся, ему современные. Другие же, совокупив это воедино, составили книги Царств» («Толкование на книги Царств», предисловие, см. вопр. 4 на 2 Царств и 49 на 4 Царств). Боговдохновенное достоинств книг Царств этим само собою предполагается.

  Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено – из упоминания об освобождении Иехонии (562 г. ) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г. ), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание (Baba batra 15 f. 5) считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию. Но если в пользу этого предположения могло бы говорить сходство некоторых мест из книг Царств с книгами пророка Иеремии (ср. 4Цар. 2 с Иер. 52), то прямо против него говорит: а) время и б) место написания 3-й и 4-й книг Царств, поскольку это время и место могут быть определены с вероятностью. Мы видели, что 3-я и 4-я книг Царств могли быть написаны не ранее второй половины плена вавилонского; в таком случае пророк Иеремия был бы тогда уже столетним старцем; но известно, что пророк Иеремия в первые же годы пленения уведен был иудеями в Египет (Иер. 43:6), где вскоре принял мученическую смертьот соплеменников (ср. Четьи-Минеи, под 1 мая). Невероятно также, чтобы Египет был местом написания 3-й и 4-й книг Царств: не для малой группы египетских беглецов из иудеев требовалось составление такого произведения, а для основной части народа Божия, т. е. плененной в Вавилоне. Последний и является вероятным местом происхождения обеих книг (указание на это видели, между прочим, в (4Цар. 24) ), и если указаний на жизнь Египта в наших книгах почти нет, то вавилонская жизнь и события из истории Ново-Халдейского царства многоразлично отразились в этих книгах. Но если пророк Иеремия не был писателем 3-й и 4-й книг Царств, то он все же влиял своей книгой на священного писателя 3-й и 4-й книг Царств (ср. Иер. 52и 4Цар. 25). Принятие книг в канон (в раздел «nebim rischonim» – «пророки первые, раннейшие») во всяком случав говорит о высоком достоинстве и авторитете их в иудейской церкви. Цель книг нравоучительная – показать, что «пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприятным нападениям» (блаженный Феодорит, толк. на 4 книгу Царств, вопр. 31).

* * *

1

По вычислениям И. Спасского (впоследствии Сергия, архиепископа Владимирского), от заложения храма до его разрушения прошло 407 лет. Исследование Библейской хронологии. Киев, 1857, с. 131             

                                                          Глава 1

Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии.

3Цар.1:1. Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться.

Цар.1:13. Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем»? Почему же воцарился Адония?

Цар.1:47. И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем,

3Цар.1:48. и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это!»

Привычное ухо опытного военачальника Иоава прежде всего обращает внимание на воинский звук трубы (ст. 41). Ионафан, ранее выступавший в качестве вестника на службе Давиду (2Цар. 15:36, 17:17), мог (ст. 42) намеренно оставаться в городе и наблюдать за происходящим там; отсюда – точность его сообщения (ст. 43–46). Преклонение престарелого Давида на ложе (ст. 47) вполне напоминает подобное же преклонение «на возглавие постели» или «на верх жезла» (Быт. 47:31) умирающего патриарха Иакова; это было выражением благоговения Давида, как и Иакова, к Богу; равным образом и благословляет Давид Иегову Бога Израилева, а не избирателей сына его (ст. 48); поставленного в скобках «от семени моего» нет в евр. масор. т. и есть лишь у LXX: ἐκ τοῦ σπέρματός μου(Vulg. этих слов не читает), но является вполне уместным и могло стоять в оригинале еврейском. Приверженцы Адонии в паническом страхе разбегаются (ст. 49). Подобный же страх, явившийся следствием отсутствия сознания законной собственности притязаний, овладевает и самим Адонией; сознавая себя уже политическим преступником, он спасается в скинии (Сионской), (3Цар. 3:15; 2Цар. 6:17) и хватается за роги жертвенника (ст. 50–51), как после – Иоав (3Цар. 2:28), где мог найти убежище лишь невольный убийца (Исх. 21:12–14). Роги у жертвенника были существенной частью (Ам. 3:14;Лев. 4:7, 18), в них как бы выражалась идея жертвенного очищения. Менее всего они могли быть пережитком представления Иеговы в образе тельца (мнение Штаде и Новакка).

Третья книга Царств

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)         

Предисловие

  3-я и 4-я книги Царств в еврейской Библии первоначально составляли одну книгу «Цари», евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Рождеству Христову эта книга является разделенной на две – начиная с Бомбергского издания еврейской Библии 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, – несомненно, под влиянием греческой Библии LXX-ти, в которой с самого начала были две книги, в связи с книгами Самуила (или 1 и 2 Царств) именовавшиеся: βασιλειων τρίη,βασιλειων τεττάρτη. Однако в этой греческой версии, с одной стороны, не вполне точной является самая терминология – передача melachim (цари) через Βασιλειαί (царства). Блаженный Иероним говорит: «Melachim id est Regum, qui tertio et tquarto Regum (Regnorum) volumine continetur... Meliusque multo Melachim id est Regun, quam Mamlachoth id est Regnorum dicere. Non enim multarum gentium ragna describit, sed inius israelitici populi». Действительно, 3-я и 4-я книги Царств содержат в себе историю собственно царской власти и царей (не теократии вообще) у одного и того же еврейского народа, почему название «Цари» более отвечает их содержанию, чем «Царства». С другой стороны, не имеет реального основания разделение единой в себе истории на две книги: последняя глава 3 книги Царств и первая глава 4 книги Царств, излагающие одну историю царя израильского Охозии, только искусственно могли быть разделены по двум книгам. В действительности же обе книги и по форме, и по содержанию представляют единое неделимое целое, имея в отношении единства и законченности даже преимущество пред другими библейскими ветхозаветными книгами. Начинаются они историей славнейшего из еврейских царей Соломона, которому промыслом Божиим назначено было построить единственный по закону храм Иегове; а заканчивается изображением гибели Иудейского царства, прекращением династии Давида и сожжения храма Иерусалимского, и таким образом содержат историю целого, вполне законченного периода библейско-еврейской истории (ср. 3Цар. 6:1): ecли период от исхода евреев из Египта до Соломона был переходным временем странствования и войн, и еще Давид был ""человеком войны» (1Пар. 28:3), а в религиозном отношении означенное время было периодом подвижного святилища – скинии (2Цар. 7:6–7), то с Соломона,"мужа мира» (1Пар. 22:9), для Израиля наступило время всецелого, покойного, прочного владения обетованной землей (2Цар. 7:10–11;3Цар. 5:3–4), соответственно чему именно Соломон построил неподвижный "дом" имени Иеговы (2Цар. 7:13; 3Цар. 5:5, 6:12, 38, 7:51).

  Единство обеих книг простирается также на форму изложения, стиля и писательских приемов священного автора. Через всю книгу проходит одна, строго выдержанная точка зрения – теократическое воззрение о зависимости исторических судеб Израиля от искренности и чистоты его веры; всюду здесь встречаются замечания поучительного, религиозно-нравственного свойства, так что истории «царей» еврейских есть, можно сказать, церковно-историческое произведение на ветхозаветной почве. Форма и метод историографии 3-й и 4-й книг Царств строго определенны и одинаковы на всем их протяжении: о каждом царе сообщается время вступления его на царство, определяется общая продолжительность его царствования, делается характеристика и более или менее подробное описание его деятельности; наконец, дата смерти и указание источника сведений о данном царе. Период времени, обнимаемый содержанием 3-й и 4-й книг Царств равняется приблизительно четыремстам пятидесяти лет: с воцарения Соломона – около 1015 года до Р. X. до освобождения в Вавилоне из темницы царя Иехонии (4Цар. 25:27–30) в 37 году по его переселении в плен, т. е. (599 г. –37 г. ) в 562 году до Р. X. По Иосифу Флавию (Иудейские Древности Кн. 10, гл. 8, § 4), цари из рода Давидова царствовали 514 лет, следовательно без Давида, царствование которого описано во 2-й книге Царств, – 474 года; сожжение храма, по мнению названного историка (там же, § 5), произошло спустя 476 лет после его сооружения 1. Этот период истории Израиля сам собой распадается на три меньших периода или эпохи, соответственно которым могут быть разделены на три части и 3-й и 4-й книг Царств: 1) период царствования Соломона, (3Цар. 1–11); 2) период синхронистической истории обоих царств Еврейских, Иудейского и Израильского, от разделения до падения северного – Израильского царства, (3Цар. 12–22; 4Цар. 1–17); 3) период одиночного существования южного – Иудейского царства с момента разрушения Израильского царства до падения Иерусалима и Иудеи под оружием Халдеев, (4Цар. 18–25). Для каждой из этих эпох священный писатель имел у себя свой особый источник: а) для истории Соломона таким источником была «Книга дел Соломоновых», евр. Sepher dibre – Schelomoh, LXX: βιβλίον τῶν ῥημάτων Σαλομών, Vulg.: liber verborum dierum Salomons, слав.: "Книга словес Соломоних» (3Цар. 11:41); б) для истории царей южного царства, от Ровоама до Иоакима включительно, – "летопись царей Иудейских», Sеpher dibre – hajamimlemalche lehudah, βιβλίον λόγων τῶν ἡμερῶν τοῖς βασιλεῦσι Ἰοῦδα, liber verborum dierum regum Juda, "Книга словес царей Иудиных» (3Цар. 14:29, 15:7, 22:45; 4Цар. 8:23, 12:19, 14:18, 15:6, 36, 24и др.) и в)для истории царей северного царства – "летопись царей Израильских»(3Цар. 14:19, 15:31, 16:5, 14, 20, 27, 22:39; 4Цар. 1:18, 10:34, 13:8, 12 и др.). Содержание и характер цитируемых источников остаются неизвестными; однако не подлежит сомнению, что они были отдельными, самостоятельными произведениями (для каждой из трех указанных эпох священный писатель пользуется каким-либо одним источником, не упоминая о двух других); что они содержали более того, что заимствовал из них писатель (обычная его формула: «прочие дела писаны в книге...») и что при написании 3-й и 4-й книг Царств означенные источники не только существовали, но и были в весьма большой известности у народа. Из снесения рассматриваемых цитат из книг Царств с параллельными им местами из книги 2 Паралипоменон можно видеть, что все три упомянутых источника были писаниями пророков, которые вообще были единственными историографами в библейской древности (ср. (3Цар. 11:41) с (2Пар. 9:29); (3Цар. 14:21) с (2Пар. 12:15); (3Цар. 15:1–8) с (2Пар. 13:22); ср. также (4Цар. 18:13–20:19) с (Ис. 36–39); (Иер. 52) с (4Цар. 24–25) ). Напротив, мнение Делича и др. о светском происхождении летописей царей, послуживших источниками для 3-й и 4-й книг Царств, – о составлении их упомянутыми в (2Цар. 8:16; 3Цар. 4:3) mazkir'ами (LXX-т:ὑπομνημάτογραψος, слав.: "памятописец», русск.: «дееписатель»), не может найти себе подтверждения в библейском тексте. По словамблаженного Феодорита, «каждый пророк имел обычай описывать события, в это время совершавшиеся, ему современные. Другие же, совокупив это воедино, составили книги Царств» («Толкование на книги Царств», предисловие, см. вопр. 4 на 2 Царств и 49 на 4 Царств). Боговдохновенное достоинств книг Царств этим само собою предполагается.

  Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено – из упоминания об освобождении Иехонии (562 г. ) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г. ), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание (Baba batra 15 f. 5) считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию. Но если в пользу этого предположения могло бы говорить сходство некоторых мест из книг Царств с книгами пророка Иеремии (ср. 4Цар. 2 с Иер. 52), то прямо против него говорит: а) время и б) место написания 3-й и 4-й книг Царств, поскольку это время и место могут быть определены с вероятностью. Мы видели, что 3-я и 4-я книг Царств могли быть написаны не ранее второй половины плена вавилонского; в таком случае пророк Иеремия был бы тогда уже столетним старцем; но известно, что пророк Иеремия в первые же годы пленения уведен был иудеями в Египет (Иер. 43:6), где вскоре принял мученическую смертьот соплеменников (ср. Четьи-Минеи, под 1 мая). Невероятно также, чтобы Египет был местом написания 3-й и 4-й книг Царств: не для малой группы египетских беглецов из иудеев требовалось составление такого произведения, а для основной части народа Божия, т. е. плененной в Вавилоне. Последний и является вероятным местом происхождения обеих книг (указание на это видели, между прочим, в (4Цар. 24) ), и если указаний на жизнь Египта в наших книгах почти нет, то вавилонская жизнь и события из истории Ново-Халдейского царства многоразлично отразились в этих книгах. Но если пророк Иеремия не был писателем 3-й и 4-й книг Царств, то он все же влиял своей книгой на священного писателя 3-й и 4-й книг Царств (ср. Иер. 52и 4Цар. 25). Принятие книг в канон (в раздел «nebim rischonim» – «пророки первые, раннейшие») во всяком случав говорит о высоком достоинстве и авторитете их в иудейской церкви. Цель книг нравоучительная – показать, что «пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприятным нападениям» (блаженный Феодорит, толк. на 4 книгу Царств, вопр. 31).

* * *

1

По вычислениям И. Спасского (впоследствии Сергия, архиепископа Владимирского), от заложения храма до его разрушения прошло 407 лет. Исследование Библейской хронологии. Киев, 1857, с. 131             

                                                          Глава 1

Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии.

3Цар.1:1. Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 191.